Картотека физкультминуток на произношение звуков.
картотека по физкультуре

Белкова Светлана Николаевна

Картотека физкультминуток на произношение звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizminutki_na_zvuki.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

                 Картотека физкультминуток на произношение звуков.

Индюк.

«И», «У»

Ходит по двору индюк

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача,

Рассердился.

Сгоряча затопал,

Крыльями захлопал

Весь раздулся, словно шар,

Или медный самовар.

Затряс бородою,

Понесся стрелою.

Облако 

«О»

Беленькое облако

Поднялось над крышей.

Устремилось облако

Выше, выше, выше.

Ветер это облако

Зацепил за кручу.

Превратилось облако

В дождевую тучу.

(руками описать через стороны вниз большой круг и опустить,

присесть).

«К», «Г»

Новоселье

Динь – дон, динь – дон.

«А», «У», «И»

Гномы

Утром гномы в лес пошли,

(Шаг на месте)

По дороге гриб нашли.

(Наклоны вперед)

А за ним – то 1, 2, 3 –

(Наклоны в стороны)

Показались еще три!

(Наклоны вперед руки к полу)

И пока грибы срывали,

Гномы в школу опоздали.

(Руки к щекам, покачать головой)

Побежали, заспешили

(Бег на месте)

И грибы все уронили

(Присесть)

«А», «О», «Ы»

Кто за кем идет

(Дети встают в круг)

Цыпленок на цыпочках крался за кошкой,

(Дети идут на носках)

А кошка на цыпочках шла за Антошкой.

Антошка на цыпочках двигался к дому.

Теперь повернемся,

Пойдем по - другому.

(В другую  сторону)

На пятках за кошкой плетется Антошка.

(Идти на пятках)

За бедным цыпленком - усатая кошка.

Цыпленок от страха Забрался в корзину

(Присесть руки - к полу)

Сердитая кошка

Выгнула спину.

(Не отрывая рук от пола, выпрямить ноги, выгнуть спину.)

«У», «И»

Утка и кот

Утка крякает, зовет

Всех утят с собою,

А за ними кот идет,

Словно к водопою.

У кота хитрющий вид,

Длинные когтищи,

Не смотри ты на утят –

Их ты не отыщешь.

«О», «И»

Кот Тимошка

Кот Тимошка жил на крыше.

(Руки поднять вверх)

Ниже, в доме жили мыши

(Наклон вперед, до пола)

По стене взбирались мыши,

(Руками «шагать» от щиколотки вверх по голени к коленям, по бедру)

Не боясь кота на крыше.

Караулил кот мышей,

(Руки к ушам , прислушаться)

Вынув пробки из ушей.

Он готовил мышеловки,

(Ладони захлопнут – мышеловки)

Но мышата были ловки.

(Подпрыгнуть на месте,

руки на поясе)

Спрятавшись за спину Тишки,

(Ладони перед лицом, выглядывать из – за них то с одной, то с другой стороны)

В прятки с ним играли мышки.

         «И», «У»

Индюк

Ходит по двору индюк

(Шаги на месте)

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача.

(Удивленно посмотреть вниз)

Рассердился.

Сгоряча затопал,

(Руками похлопать себя по бокам)

Весь раздулся, словно шар,

(Руки на поясе)

Или медный самовар.

(Сцепить округленные руки перед грудью)

Затряс бородою,

(Помотать головой, «поболтать как индюк)

Понесся стрелою.

(Бег на месте)

Тема: Звук «Х».

Мама удивилась: «Ах, ах!»

(наклоны туловища в стороны, ладони к щекам)

Бабушка поднимается по лестнице: «Ох, ох!»

(наклон вперед, руки на поясницу, раскачивание в стороны)

Лесорубы рубят лес: «Ух, ух!»

(Руки в замок, ноги на ширине плеч, Движения имитирующие рубку дров)

Дети танцуют: «Эх, эх!»

(Притопы ногами поочередно, руки в стороны)

Тема: Звук «Х».

Шел поберегу петух

(Шаги с раскачиванием в стороны, руки за спину)

Поскользнулся, в речку бух!

(Круговое движение руками, присесть)

Будет знать петух, что впредь,

(Ритмично поднимаемся, грозим пальцем)

Надо под ноги смотреть

(Наклоны вперед).

После проговаривания стихотворения дети называют слова со звуком «Х».

Тема: Дифференциация звуков

 «К – Х».

Ох, ох, что за гром?

(Руки к щекам, наклоны в стороны)

Муха строит новый дом.

(Движения рукой, имитирующие работу с молотком)

Молоток: стук- стук, стук – стук!

(Хлопки руками перед собой)

Помогать идет петух.

(Шаги с наклонами в стороны)

- Ко – хо – ко, ко – хо – ко!

Строить будет ей легко!

(Ритмичные хлопки в ладоши)

Тема: Звук «Л»

Самолеты загудели

(Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

Самолеты полетели

(Руки в стороны, поочередные наклоны в стороны)

На полянку тихо сели,

(Присесть, руки к коленям)

Да и снова полетели.

(Руки в стороны ритмичные наклоны в стороны)

Звук «Л».

Летом дети плавали,

(Движения, имитирующие плавание)

Бегали, гуляли.

(Бег на месте)

Летом дети прыгали,

(Прыжки руки на пояс)

А после отдыхали.

(Руки опущены, ноги вместе).

Тема: Звук «Л».

Ла – ла – ла,

(Три хлопка)

Мила пол мела

(Наклоны туловища вперед, махи руками в стороны)

Лу –лу – лу,

 (Три хлопка)

Слава взял пилу

(Движения имитирующие пилку дров)

Ул – ул – ул ,

(Три хлопка)

Михаил уснул

(присесть, руки под щеку)

Тема: Звук «Т»

Вот идет черный кот,

(Шаги с высоким подниманием ног)

Притаился, мышку ждет

(приседание, руки к коленям)

Мышка норку обойдет

(Встать, повернуться вокруг своей оси)

И к коту не подойдет.

(Руки в стороны)

Логопед предлагает перечислить

Услышанные в стихотворении слова со звуком «Т».

Огород.

«Т»

Повторяй за мной зарядку

В ней звук «Т»

Пришел на грядку.

Тыква вот, а вот томат,

Здесь - капуста, здесь – салат.

Тмин, картошка, артишок

И петрушки корешок.

Все, что вырастили мы

Будем кушать до весны.

(Наклоны и повороты с вытянутыми руками).

«К», «Г»

Новоселье

Динь – дон, динь – дон

(Наклоны из стороны в строну,

Руки на поясе)

Гномы строят новый дом

(Кулак на кулак)

Красят стены, крышу, пол,

(Руками, словно кистями)

Прибирают все кругом.

(«Метем» метлой)

Мы к ним в гости придем

(Шаги на месте)

И подарки принесем.

(Вытянуть руки вперед, ладонями вверх)

На пол- мягкую дорожку,

(Наклоны вперед, руками «стелем» дорожку)

Расстелив ее к порожку.

(попятиться назад)

Две подушки на диван,

(Руки сложить ладонями вместе, под одну щеку, затем под другую)

Меду липового жбан.

(Руки округлить, вытянуть перед собой)

«К - Г»

Чехарда

У кошки было пять котят,

А у гусыни -пять гусят.

Детишки резвые в саду

Сыграть решили в чехарду.

У гусят – то крылышки,

У котяток лапки.

На крылышках – то  - перышки,

На лапках – царапки.

Перышки – то мягкие,

Легкие пушинки.

Коготки – то острые

Больно ранят спинки.

Тема: Звук «С».

Сам, сам, самолет,

(Два хлопка, руки в стороны)

Тут и там самолет.

(Два хлопка, руки в стороны)

Летит самолет близко, далеко.

(Руки к груди, руки в стороны, руки вперед)

Летит самолет низко, высоко.

(Руки в стороны, присесть, руки вверх)

Зайка.

«С», «З»

Зайка – скок, зайка – скок!

За кусток и молчок.

Из – за кустика поглядывает,

На ребятушек поглядывает.

Зоя пальчиком грозит,

Зайке спрятаться велит:

«Бродит серый волк в лесу,

Он вчера поймал козу.

Ты его рогами в бок!

Волк отпор ей дать не смог.

А коза давай бодать,

По кустам его гонять.

Волк помчался по дороге,

И едва унес он ноги!»

Зайцы.

«С – З»

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки.

Прыг -  скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек.

Всех построил по порядку,

Стал показывать зарядку.

Раз!

Шагают все на месте.

Два!

Руками машут вместе.

Три!

Присели. Дружно встали.

Все за ушком почесали.

На «четыре» потянулись.

Пять!

Проснулись и нагнулись.

Шесть!

Все встали снова в ряд.

Зашагали как отряд.

«С», «Л»

Ветер северный подул –

«С – с-с»,- все листья с липы сдул…

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап, кап, кап»

(Стучать пальцами)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.

(Стучать кулачками)

Снег потом припорошил,

Одеялом их накрыл

(Ладони прижать к столу)

Кошка

«С – Ш»

Вот окошко распахнулось,

(руки в стороны)

Вышла кошка на карниз.

Посмотрела кошка вверх,

Посмотрела кошка вниз,

Вот налево повернулась,

Проводила взглядом мух,

(голова к плечам)

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

Журавленок и жабы.

«Ш - Ж»

Журавленок встал на ножки,

Пошагать решил немножко.

Смотрит вдаль из – под ладошки.

Кто там скачет по дорожке?

(скакать)

Жабы вышли на лужок,

Жабы встали все в кружок.

Важно подняли головки,

Посмотрите, как мы ловки.

(повороты головы)

Вот похлопали в ладошки,

Вот попрыгали немножко.

Поскакали, покружились,

А потом остановились.

Тема: Существительные с суффиксами уменьшительно – ласкательного значения.

Девочки и мальчики

(Руки на пояс)

Прыгают как мячики.

(Ритмичные прыжки)

Ножками топают,

(Топанье ногами)

Ручками хлопают

(Хлопки в ладоши)

Глазками моргают,

(Руки на пояс и ритмичное зажмуривание глаз)

Дружно отдыхают.

(Руки вниз)

Кто за кем идет.

«А», «О», «Ы»

Цыпленок на цыпочках

Крался за кошкой,

А кошка на цыпочках

Шла за Антошкой.

Антошка на цыпочках

Двигался к дому,

Теперь повернемся,

Пойдем по – другому.

На пятках Антошка

Плетется за кошкой,

За бедным цыпленком-

Усатая кошка.

Цыпленок от страха

Забрался в корзину

(руки к полу)

Сердитая кошка

Выгнула спину

(руки не отрывать)

Тема: Существительные с суффиксами уменьшительно –

ласкательными

Ножками затопали,

(притопывание ногами)

Ручками захлопали,

(Хлопки в ладоши)

Головку опускаем

(наклон руки вперед)

И спинку выпрямляем.

(Выпрямляемся, руки на пояс).

Тема: Согласование существительных с числительными один, одна.

Один медведь шагал по дорожке.

(Руки согнуты в локтях перед грудью, шаги с высоким подниманием ног)

Один зайчик прыгал по травке.

(Прыжки, руки согнуты в локтях, прижаты к груди)

Одна обезьянка кружилась в клетке

(Поворот вокруг своей оси)

Одна лисичка тихо сидела в уголке.

(Присесть руки  к коленям)

Тема: Согласование числительных

два – две с существительными.

Две руки хлопают,

(Хлопки в ладоши)

Две ноги топают,

(ритмичное топанье  ногами)

Два локотка вращаются,

(Руки к плечам, вращательные движения локтями)

Два глаза закрываются.

(Руки вниз, глаза закрыть)

Тема: Предлог «ПОД»

Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп – хлоп

(Хлопки в ладоши)

Топ – топ, топ – топ – топ.

(топанье ногами)

Под кроватью кот сидит,

(Присесть в такт словам)

Он залез под кровать

(Поочередное движение руками вперед и к груди, имитирующее движение лап кота)

И мешает детям спать.

(Подъем с ритмичным помахиванием указательным пальцем правой руки).

Тема: Предлог «ПОД»

Бегал по двору щеночек,

(Медленный бег на месте)

Видит пирога кусочек,

(Наклон вперед, руки в стороны)

Под крыльцо залез и съел,

(Присесть, руки ко рту)

Развалился засопел.

(Руки в сторону, голову на бок)

Вопросы: 1. Куда залез кот?

2. Куда залез щенок?

3. Какое маленькое слово вы услышали в этом предложении?

Тема: Предлог «В»

Утром дети в лес пошли

(Шаги с высоким подниманием ног)

И в лесу грибы нашли.

(Равномерные приседания)

Наклонялись, собирали,

(Наклоны вперед)

По дороге растеряли.

(Ритмичные разведения рук в стороны)

Тема: Предлог «В»

В комнату вошел мой папа.

(Шаги с высоким подниманием ног)

Мама в шкаф убрала шляпу.

(Встать на цыпочки, руки вверх)

В конуру залез наш пес.

(Присесть руки к коленям)

Петя в дом арбуз занес.

(Встать, развести руки в стороны)

Тема: дифференциация предлогов «НА» и «С».

На березу села галка

(Присесть, руки к коленям)

С дерева потом слетела.

(Встать, помахать руками)

На кровати спит Федот.

(Присесть, руки под щеку)

И с кровати не встает.

(Встать, развести руки в стороны0

Тема: Глаголы с разными приставками.

Едем – едем мы домой,

(Движения, имитирующие повороты руля)

Въехали на горку: хлоп!

(Руки вверх, хлопок над головой)

Колесо спустилось: стоп!

(Руки через стороны вниз, присесть).

Тема: Глаголы с разными приставками.

Влас с корзинкой в лес пошел,

(Шаги с высоким подниманием ног)

Всю поляну обошел.

(Ритмичный поворот вокруг себя)

К старой елке подошел

(Присесть, руки на пол)

И огромный гриб нашел.

(Встать, руки в стороны).

Смешные человечки.

(Дети делятся на пары – мальчик и девочка)

Бежали мимо речки смешные человечки («человечки» - пальчики

Бегут по «дорожкам» рукам детей, стоящих напротив друг – друга.

Прыгали скакали(пальчикам попрыгать по плечам друг – друга)

Солнышко встречали ( ласково положить руки на щеки другого)

Забрались на мостик

(сложить мостик из рук)

И забили гвоздик.

(Постучать кулачками)

Потом бултых в речку…

(Наклониться и покачать руками свободно)

Где же человечки?

(Спрятать пальчики под мышки друг – друга).

Розыгра.

Девочки и мальчики, где же ваши пальчики?

(Спрятать руки за спину)

Пошли пальчики с утра

(Пошевелить пальчиками)…

В гости к тете Розыгра.

(Хлопать в ладоши)

На скамеечке сидели

(На большом пальце левой руки «посидеть» каждым пальцем правой руки, начиная с мизинца)

Да в окошечко глядели

(Сложить окошечки перед глазами из пальцев).

Напились чаю, чаю, разыграю,

(Чередовать хлопки и показ больших пальцев)

Солнышку ладошку погладили немножко (Погладить ладошки, слегка массируя их)

Пальчики подняли - лучиками стали.

(Выпрямить и растопырить пальцы обеих рук).

Семья могучая.

В одном лесу дремучем

(Покачать руками над головой – «деревья»)

Жила семья могучая.

(Сложить ладони в «замок»)

У них был дом огромный

(Соединить пальцы - «крыша»)

И крыша с трубой темной.

(Поднять средние пальцы – «труба»)

Из трубы в колечки дым

(«Колечки» из пальцев)

«Плим, плим, плим…»

(Пощелкать пальцами).

Дом

На опушке дом стоит,

(Сложить ладони «домиком» над головой)

На дверях замок висит.

(Сомкнуть ладони «в замок»)

За дверями стоит стол,

(Накрыть правой ладонью кулачок левой руки).

Вокруг дома частокол

(Руки перед собой, пальцы растопырить).

«Тук – тук – тук! - дверь открой!» (Постучать кулачком по ладони).

«Заходите я не злой!»

(Руки в стороны, ладони вверх).

Две подружки.

На лужайке две подружки

(похлопать по коленям)

«Ква – ква – ква, ква – ква – ква.»

(Похлопать в ладоши)

Две зеленые лягушки

(Похлопать по коленям)

«Ква – ква – ква, ква – ква – ква.»

(Похлопать в ладоши).

«Ква!»

(Притопнуть ногой)

Хором песни распевают

(Сложить ладони и чуть – чуть «приоткрыть» их – «ротик»).

«Ква – ква – ква.»

(Похлопать в ладоши)

«Ква – ква – ква.»

(Несколько раз притопнуть ногой)

И спокойно спать мешают. (Погрозить пальцем)

«Ква – ква – ква, ква –ква –ква.»

(Похлопать в ладоши)

«Ква!»

(Сделать один притоп).

Пальчиковые игры.

Бойцы – молодцы.

«К», «Г», «Х».

Пальцы эти – все бойцы,

Удалые молодцы.

(руки прижать к столу)

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых,

Два – гвардейца – храбреца,

Два – сметливых молодца,

Два – героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два мизинца – коротышки-

Очень славные мальчишки.

(хлопнуть ладонями по столу).

Новоселье.

«К – Г»

Динь – дон, динь – дон –

Гномы строят новый дом.

(«Стучим» кулачками)

Красят стены, крышу, пол,

Прибирают все кругом.

(«метем» кистями рук)

Мы к ним в гости придем

(шаги)

И подарки принесем.

На пол – мягкую дорожку,

Расстелив ее к порожку,

Две подушки на диван,

Меду липового жбан.

Мышка и кошка

«Ш», «Ж»

Мышку кошка обижала,

Мышка в норку забежала.

Погрозила кошке злой:

«Разберусь еще с тобой!

Станешь чистить свою шубку,

Я с тобой сыграю шутку:

(щелкнуть пальцами)

Вылью быстро банку с клеем,

Коготки свои я склею.

Долго в душе будешь мыться,

Но не сможешь ты отмыться!

(потереть каждый палец на обеих руках).

Кот Тимошка

«О», «И»

Кот Тимошка жил на крыше,

(сомкнуть пальцы в форме крыши)

А под домом жили мыши.

(напряженные ладони параллельно полу)

По стене взбирались мыши,

(пальчики шагают)

Не боясь кота на крыше.

Караулил кот мышей,

Вынув пробки из ушей.

Он готовил мышеловки,

Но мышата были ловки:

Спрятавшись за спину Тишки,

В прятки с ним играли мышки.

(ладони перед лицом, выглядывать из – за них то с одной, то с другой стороны)

Мышка мыла лапку.

«Ы», «А»

Мышка мылом мыла лапку,

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила Большой,

Сполоснув потом водой.

Не забыла и Указку,

Смыв с него и грязь и краску.

Средний мылила усердно -

самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой -

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла –

Очень он боялся мыла.

Чехарда.

«К», « Г»

У кошки было пять котят,

А у гусыни – пять гусят.

Детишки резвые в саду

Сыграть решили в чехарду.

У гусят – то крылышки,

У котяток – лапки.

На крылышках – то перышки,

На лапках – царапки.

Перышки – то мягкие,

Легкие пушинки.

Коготки – то острые -

Больно ранят спинки.

Утята

«А», «У», «И».

Встали как – то утром в ряд

Десять маленьких утят.

(показать пальчики)

Посчитались,

Удивились,

На две группы разделились.

Перышки почистили,

Головкой повертели,

Червячка склевали,

К речке побежали.

Наши пальцы.

«П – Б»

Пальцы встали дружно в ряд:

Десять крепеньких ребят.

Эти два – всему указки,

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка,

Два здоровых добрячка.

Ну, а эти – безымянны,

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца – коротышки,

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них, -

Два больших и удалых.

(остальные пальцы в кулак).

Цыплята.

«Ц»

Пять цыпляток,

Пять комочков,

(пальчики – клювики)

Во дворе стоят у бочки.

(пальчики в замок – это «бочка»)

Захотелось им напиться

(открыть «клювики»)

Из щелей течет водица

(перебираем пальчиками)

Возле лужицы

Цыплятки пьют

(кисти рук вверх – вниз)

У всех озябли лапки.

Вот поджали коготочки,

Побежали греться к квочке.

Овечки.

«Ч»

У овечек на шубках – колечки,

(пальцы)

Те овечки пасутся у речки.

Их пасут две собачки лохматые,

Что виляют хвостами мохнатыми,

А пастух на пригорке у дерева,

На свирели играет затейливо.

Быстро бегают ловкие пальчики,

На полянке цветут одуванчики,

Колокольчик под ветром колышется,

Нам мелодия чудная слышится.

(прижать кисть к уху)

Дружная семья.

Эх – вздохнул Большак

Устал!

Много дров я накидал.

Эй! Указка! Просыпайся!

Быстро в школу собирайся.

Этак можно все проспать,

(стучать большими пальцами

по средним)

Середняк, кончай зевать!

Безымянный, марш во двор!

Повалился наш забор

(кисти «упали» на стол)

Вам с мизинчиком чинить,

Мне же - кашу вам варить.

(вращать большими пальцами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека творческих заданий по обучению старших дошкольников правильному произношению звуков по методике ТРИЗ

Картотека творческих заданий по обучению старших дошкольников правильному произношению звуков по методике ТРИЗ...

Картотека подвижных игр в формировании и автоматизации правильного произношения звуков во фразовой речи.

Роль подвижных игр в формировании и автоматизации правильного произношения звуков во фразовой речи.Задачи: - Активизировать детей, способствовать эмоциональной разрядке;- Обеспечить необходимую физиче...

Картотека физминуток на произношение звуков

Картотека физминуток на произношение звуков. Физкультминутка может проводиться и в форме психофизической гимнастики, когда дети жестами, мимикой и движениями изображают состояние разных животных....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРНА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ...

Картотека дидактических игр на произношение звуков.

Хорошая речь– важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои  мысли, тем шире его возможности в познании о...

Автоматизация звука "Ш" Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

Автоматизация звука "Ш"  Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произноше...