Выступление на педчтении с докладом "Нестандартные формы работы по обучению детей плаванию"
материал по физкультуре

Петухова Татьяна Алексеевна

Нестандартные формы работы по обучению детей плаванию

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления № 27 «Алёнка» г. Воркуты. Нетрадиционные формы работы по обучению детей плаванию Инструктор по физической культуре Петухова Т атьяна А лексеевна

Слайд 2

Плавание Волны при плавании и течении воды оказывают своеобразный массирующий эффект. Всё это оказывает прекрасное оздоровительное действие на организм ребёнка. От всех технологий физического развития, плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде – воде; движения выполняются в горизонтальном положении.

Слайд 3

Плавание называют идеальным видом движения. И действительно, ни один вид спорта не имеет такого большого гигиенически-оздоровительного и лечебного значения, как плавание. Объясняется это многими факторами. Прежде всего, сама водная среда и создаваемые ею физическое, механическое, биологическое и температурное воздействие является причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие всех его систем

Слайд 5

Во время погружения в воду и плавания создаются своеобразные условия для работы сердца и всей сердечно – сосудистой системы в целом. Тело ребёнка, погружённое в воду, характеризуется состоянием, близким к невесомости.

Слайд 6

Занятия плаванием – лучшая тренировка дыхательной системы. Во время вдоха происходит усиленная работа дыхательных мышц, которым приходится преодолевать давление воды (15-20 кг) на поверхность груди. Выдох , который обычно делают в воду, также затруднён. Такая регулярная «гимнастика» дыхательной мускулатуры укрепляет её, а это, в свою очередь, увеличивает подвижность грудной клетки.

Слайд 7

Элементы фигурного плавания представляет собой комплексы с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде, дети имеют возможность проявить свое творчество в «минуту свободного плавания»

Слайд 8

Дровосек в воде Цапли

Слайд 9

Покажи пятки Катание на кругах

Слайд 10

Играя, дети любят дуть на плавающие в воде игрушки или шарики, стараясь отогнать их подальше.

Слайд 11

Упражнение «стрела»

Слайд 12

Скольжение на груди

Слайд 13

Упражнения на овладение движениями ног также сначала проводятся на полу, а затем лёжа в воде

Слайд 14

Игра «Фонтан». Скольжение с доской или кругом

Слайд 15

Игра «Насос» Ныряние за игрушками

Слайд 16

Скольжение на дальность в игре «Поезд в туннель». Медуза. Торпеда

Слайд 17

Подвижные игры используются на каждом занятии. Они придают эмоциональную окраску и позволяют детям непринужденно и смело выполнять различные действия и упражнения. Благодаря игровым приемам дети быстрее усваивают программный материал.

Слайд 19

Мы стараемся сделать так, чтобы впечатления ребенка от пребывания в воде были положительными.

Слайд 20

Плаванью нужно долго учиться, Характер и волю свои проявлять. И тот, кто воды ни чуть не боится, На пьедестале будет стоять! Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ

ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Татьяна Алексеевна Петухова

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 27» г. Воркуты

инструктор по физической культуре

первой квалификационной категории.

Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня вашему вниманию, я представляю  нетрадиционные формы работы по обучению плаванию детей, которые можно использовать в различных видах двигательной деятельности детей дошкольного возраста. 

Забота о здоровье нации – одно из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации. Здоровые дети – это основа жизни нации. Одним из важнейших средств воспитания здорового ребенка с самого раннего возраста, несомненно, является физическая культура. За многие десятилетия в России накоплен огромный опыт проведения самых крупных масштабных соревнований, как «День бегуна», «Лыжня России», «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», в которых участвуют и дошкольники.

В соответствии с ФГОС ДО, каждое дошкольное образовательное учреждение призвано обеспечить не только воспитательно-образовательный процесс, но равно содействовать нормальному развитию воспитанников и охране их здоровья.

Правильная организация занятий физической культурой способствует гармоничному развитию жизненно необходимых физических качеств детей: ловкости, гибкости, быстроты, силы, выносливости, а также выработке гигиенических навыков.

Специфика нашего образовательного учреждения в том, что его посещают и дети, ослабленные туберкулезной интоксикацией, для которых сопутствующим заболеванием являются заболевания органов дыхания.

Второй корпус нашего образовательного учреждения, который и посещают дети по путевкам Воркутинского противотурберкулезного диспансера, оборудован плавательным бассейном. Занятия по физической культуре проходят в сочетании с плаванием в бассейне.

В системе комплексной физкультурно-оздоровительной работы обучение плаванию занимает большое место. Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым,  смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании  находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает оздоровительное действие на организм ребенка, волны оказывают, своеобразный массажный эффект.

Дети, систематически занимающиеся в бассейне, осваивают умение задерживать дыхание, делать выдохи в воду, погружение в воду, скольжение в воде на груди и на спине, учатся движениям ногами вверх-вниз, сидя и лежа на мелком месте с опорой на дно руками. При качественной организации занятий к концу обучения дошкольники осваивают плавание произвольным способом. Подобные умения всегда были и остаются жизненной необходимостью в экстремальных условиях, так как дают возможность ребенку продержаться на воде.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины, но,  главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины.  Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как - целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.  

Важное место на занятиях по плаванию, я уделяю фигурному плаванию, это «Рисунки на воде», как преемственному продолжению обучения плаванию, дающие огромный оздоровительный эффект и коммуникативные навыки общения, а также развивающие творчество и фантазию дошкольников.

Элементы фигурного плавания представляют собой комплексы с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде, дети имеют возможность проявить свое творчество в «минуту свободного плавания». Выполнение упражнений в воде с задержкой дыхания развивает легкие, а выполнение «рисунков» одновременно, «в связке» с несколькими детьми приучают их к согласованности действий в коллективе, умению подчинять свои желания и интересы общему делу. Дошкольники учатся не только плавать, но и создавать в воде свои «рисунки».

Методы и приемы работы

по обучению старших дошкольников плаванию, с использованием элементов фигурного плавания

Для занятий по фигурному плаванию «Рисунки на воде» необходимы определенные навыки детей по плаванию. Большое значение в этом плане придается общей физической подготовке детей, которая является необходимым звеном спортивной тренировки пловца. Решаются следующие задачи:

- укрепление здоровья и гармоническое физическое развитие пловца;

- развитие и совершенствование силы, гибкости, быстроты, выносливости и ловкости;

- расширение круга двигательных навыков и повышение функциональных возможностей организма.

Упражнения, выполняемые в воде, позволили улучшить физическое развитие детей, способствовали уменьшению и ликвидации физических недостатков (искривление позвоночника, слабая подвижность в суставах, недостаточное развитие мускулатуры и др.), закаливали организм детей, прививали им необходимые гигиенические навыки.

Освоению простых, но необходимых движений в воде помогали авторские игры и забавы (Т.И. Осокина «Как научить детей плавать»).

 Цапли. Дети, войдя в воду по колени, ходят, высоко поднимая ноги.

Дровосек в воде. Дети (6 - 7 чел.), стоя в кругу в воде по колени, расставляют ноги шире плеч, складывают руки «в замок», поднимают их над головой, затем резко наклоняются вперед - «разрубают воду».

Покажи пятки. На мелком месте дети опираются руками о дно, выпрямляются и вытягивают ноги назад так, чтобы на поверхности воды были видны пятки.

Катание на круге. Ребенок надевает на себя надувной резиновый круг или садится на него и катается, подгребая руками как веслами.

Большое значение необходимо придавать обучению детей медленному выдоху в воду, скольжению на груди и движениям ног.

Вначале детей я обучаю делать выдох около чаши бассейна, только после этого переходим к упражнениям в воде. Ребенок, находясь в воде на глубине по пояс, располагает губы на уровне поверхности воды и дует на нее как на горячий чай. Затем опускает губы в воду и дует из воды. Далее погружается в воду ниже уровня глаз и проделывает то же самое. Как усложнение в работе над дыханием детям предлагается дуть на теннисный шарик, продвигая его до противоположного бортика бассейна (для этого можно использовать и кораблик).

Следующий этап -  обучаю скольжению по воде. Для этого сначала на суше дети имитируют положение тела в воде: поднимают руки вверх и встают на носки; голову держат между руками, смотрят прямо, подтягиваются так, чтобы быть прямым «как стрела».

Скольжение в воде проводится следующим образом. Ребенок входит в воду по пояс лицом к берегу, далее присаживается и вытягивает руки вперед. Оттолкнувшись от дна двумя ногами, скользит по воде. Для уменьшения удельного веса тела в воде, а тем самым облегчения скольжения, на первом этапе обучения детям предлагается до отталкивания и скольжения сделать глубокий вдох. При систематических занятиях они быстро осваивают динамическую и статистическую подъемную силу воды, начинают чувствовать «опору на воду».

Упражнения на овладение движениями ног также сначала проводятся на полу, а затем лёжа в воде на мелком месте. В положении лежа в воде (на спине или животе) ребенок опирается руками о дно и двигает ногами вверх- вниз, при этом ступни вспенивают воду. Колени при выполнении этого упражнения не должны сильно сгибаться (такие движения ногами подготавливают ребенка к плаванию кролем).

В дальнейшем разученные движения, мы закрепляем в играх и забавах: детям предлагается ходить в воде, помогая себе гребками правой и левой рукой; либо на мелком месте, лежа в воде, поочередно опираться правой и левой руками и таким образом продвигаться вперед (ноги при этом должны осуществлять движения вверх и вниз).

Работа ногами закрепляется в игре «Фонтан», в которой трое играющих входят в воду на мелкое место и, держась за руки, образуют круг. Затем они опускают руки, садятся на дно, опираясь сзади руками, и вытягивают ноги. По сигналу взрослого все одновременно начинают бить прямыми ногами по воде, поднимая фонтан брызг.

Следующий этап в обучении плаванию связан с овладением способностью правильно двигать ногами при скольжении, как на груди, так и на спине. Для этого вначале используется резиновый круг или пенопластовая доска. Круг или доску ребенок держит вытянутыми руками. Энергично отталкиваясь ногами от стенки бассейна или дна, дети скользят в вытянутом положении. Движения ногами вверх-вниз во время первых упражнений начинаются лишь в конце скольжения. Проплываемое расстояние увеличивается на протяжении всего цикла обучения.

По мере освоения навыка скольжения с доской или кругом дети обучаются правильно дышать при плавании: выдыхать в воду, а при вдохе приподнимать голову лишь настолько, чтобы рот оказался над водой.

В процессе обучения плаванию применяем следующие игры.

Насос. Играющие встают парами, и берутся за руки. По сигналу они начинают попеременные приседания, погружаясь в воду с головой и делая выдох. Запрещается сходить со своего места, мешать друг другу. Продолжительность игры не более 2 мин.

Ныряние за игрушками. На дне лежат игрушки. Ныряльщики имеют задание достать их со дна. Когда все игрушки найдены, ведется подсчет. Побеждает тот, кто поднял со дна большее количество игрушек.

Скольжение на дальность. После прыжка со старта, соревнующийся, старается «проскользить» по воде как можно дальше. Запрещается любая помощь в продвижении вперед. Лицо остается в воде. Измеряют расстояние от стартовой стенки до кончиков пальцев при выныривании лица. При равном расстоянии решает время.

Медуза. Ребенку предлагается глубоко вдохнуть и лечь на воду разведенными руками и ногами.

Торпеда. В воде двое детей берутся за руки, стоя лицом друг к другу (ноги согнуты в коленях, с опорой на ступни). По сигналу оба опускают руки и, одновременно оттолкнувшись ногами, скользят по поверхности воды на спинах.

Подвижные игры используются на каждом занятии. Они придают эмоциональную окраску и позволяют детям непринужденно и смело выполнять различные действия и упражнения. Благодаря игровым приемам дети быстрее усваивают программный материал.

Организация и методика работы

Для проведения занятий «Рисунки на воде» предъявляются высокие требования к координационным способностям занимающихся, равновесию, ориентированию в пространстве, поэтому к занятиям переходим только тогда, когда дети имеют уже определенные навыки.

Фигурное плавание представляет собой различные комплексы движений, составленные из элементов хореографии с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде.

Дети, которые занимаются фигурным плаванием, имеют определенные навыки и умения в плавании: они свободно держаться на воде, без боязни и страха передвигаются по бассейну, длительное время могут находиться под водой.

Занятия проводятся два раза в неделю, длительность занятия – 30 мин.

Цель работы: объединить все вышеперечисленные навыки детей одним общим, красивым рисунком на воде.

Рисунки на воде сначала составляются очень простые, возникающие почти стихийно. Например, дети в самостоятельном плавании объединяются по два, три человека и составляют себе движения, демонстрируя не только знакомые элементы, но и придуманные самостоятельно, выражая, таким образом свои замыслы и фантазии (Держи товарища», «Длинная цепь», и др.). Набор элементов не многообразен: «медуза на спине», «медуза на груди», «поплавок» и всевозможные скольжения.

Вовлеченность детей в жизнь детского сада оказывает у ребят положительное влияние на развитие детского организма, вызывает у детей ощущение радости. Кроме того, данная нетрадиционная форма работы развивает ритмичность движений у детей, воспитывает уверенность в себе и возможность быть с водой на «ты».

Данная система занятий оказала положительное воздействие и на эмоциональное развитие детей: снизились конфликтность, агрессия, повысилась доброжелательность.

Опыт показал, что использование нетрадиционных форм и методов в физкультурно-оздоровительной работе у детей формируется интерес к физической культуре и здоровому образу жизни.

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Формы работы по приобщению детей к чтению»

Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с педагогами....

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Обучение детей плаванию в детском саду. Консультации инструктора по плаванию

В данном материале описываются: режим работы бассейна детского сада,этапы обучения по возрастным группам,методическое обеспечение занятий по обучению плаванию,упражнения на суше,упражнения на воде....

Конспект НОД по плаванию в подготовительной к школе группе "Обучение детей плаванию кролем на груди"

КОНСПЕКТ НОД по плаванию в подготовительной к школе группе Инструктор по физической культуре Дехтярь Дарья Эдуардовна  Тема: Обучение детей плаванию  кролем на грудиЗадачи:1. Продо...