Игры как часть образовательного процесса в младшей группе.
статья по физкультуре (младшая группа)

Мельникова Евгения Викторовна

Для детей игра, составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность.

 

К трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребенок развертывает самостоятельную игру. Действие с предметами «понарошку» подготавливает возможность понимания ребенком того, что он и сам в игре может быть кем-то иным — «понарошку» мамой, доктором и т. п. Трехлетний ребенок становится способен овладеть ролью — более сложным смысловым и структурным «узлом» игры.

 

Что значит сюжетно -ролевая игра для ребенка младшего возраста. Как работа воспитателя по развитию у детей воображения начинается в рамках игры как предметной деятельности, когда ребята еще не владеют ролевым поведением, но могут иметь представление о существовании определенных социальных ролей окружающих людей. Воспитатель, создавая игровую ситуацию, воплощает ее в контексте какого-либо сюжета, образа, что способствует ее целостному восприятию. Предъявление сюжета как целостной образной ситуации чрезвычайно важно для развития умения строить сюжет игры, создавать замысел.

Основные игровые действия и поведение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры, как часть образовательного процесса во второй младшей группе.

Основной способ познания мира у детей — игровая деятельность.

Именно она позволяет малышам быстрее социализироваться, открывает источник знаний, а также развивает физически и духовно. 

Для детей игра, составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность.

К трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребенок развертывает самостоятельную игру. Действие с предметами «понарошку» подготавливает возможность понимания ребенком того, что он и сам в игре может быть кем-то иным — «понарошку» мамой, доктором и т. п. Трехлетний ребенок становится способен овладеть ролью — более сложным смысловым и структурным «узлом» игры.

Важное место в режиме дня детей младшего возраста занимают подвижные, хороводные пальчиковые, игры с правилами дорожного движения и др. Во время игр происходит непроизвольное познание окружающего мира, развивается речь, мелкая моторика пальцев, формируются физические навыки, укрепляется здоровье, дети приобретают навыки общения.

 Сюжетно-ролевая игра.

На четвертом году жизни у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Игра тесно связана с воображением (принятие роли, способность воплотиться в ней, встать на позицию другого, побыть в воображаемой ситуации). Работа воспитателя по развитию у детей воображения начинается в рамках игры как предметной деятельности, когда ребята еще не владеют ролевым поведением, но могут иметь представление о существовании определенных социальных ролей окружающих людей. Воспитатель, создавая игровую ситуацию, воплощает ее в контексте какого-либо сюжета, образа, что способствует ее целостному восприятию. Предъявление сюжета как целостной образной ситуации чрезвычайно важно для развития умения строить сюжет игры, создавать замысел.

К трем годам ребенок, при условии успешного развития игровых умений уже называет себя именем героя, то есть принимает роль, хотя сама игра внешне выглядит как набор простых игровых действий: малыш возит машинку – разгружает ее. Руководя детской игрой, воспитатель должен не только разнообразить игровые действия, но и усложнять игровую задачу. Необходимо учить детей включать в игру предметы-заместители, полифункциональный материал, объединять несколько игровых действий в единую смысловую цепочку, использовать воображаемые действия, вводить в игру новые персонажи; акцентировать внимание ребят на взаимоотношениях людей; ориентировать на сверстника как на партнера; побуждать готовить для игры предметную среду.

В 3–4 года у ребенка возрастает интерес к сверстнику. Дети еще играют «не вместе, а рядом», но уже интересуются играми других ребят, не противятся мимолетным игровым контактам, с удовольствием включаются в коллективную подвижную игру. Самодеятельные игры детей этого возраста просты, в них много внимания отводится предмету (игрушке), но использование только предмета в качестве партнера по игре может тормозить дальнейшее развитие игровых умений ребят. Воспитатель должен, приветствуя и развивая игры ребенка с партнером-игрушкой, перенастраивать его и на партнера-взрослого, а в дальнейшем – все более на партнера-сверстника. Для этого педагог должен уметь показать ребенку взрослого или сверстника как привлекательного партнера по игре: такой партнер может ответить на вопрос, его можно послушать, с ним интересно разговаривать и т. д. Для этого взрослый должен учить детей диалогу, формируя у них ролевую речь, обращенную к партнеру.

Из сюжетов, используемых детьми 3–4 лет в игре, наиболее востребованным остаются игры с куклами, являющимися для малышей самыми близкими партнерами по игре. Вместе с тем для дальнейшего развития игровых умений и игровой деятельности в целом, педагогу необходимо развивать ролевую речь детей и умения вести диалог с партнером. Игрушка очень часто выступает в качестве партнера в играх ребенка 3–4 лет. Но более ценным в этом возрасте становится общение с партнером-сверстником, с партнером-взрослым, особенно если взрослый берет на себя в игре подчиненную роль (например, в «игре в семью» это роль дочки). Воспитатель должен ориентировать ребенка на взаимодополняемые роли (мама-дочка), где в качестве партнера выступает не игрушка, а человек (взрослый). Сценарии игр, условно названных «игры в семью», содержат примеры таких взаимодействий (ребенок-взрослый и ребенок-ребенок); в таких играх значение игрушки как партнера минимально.

В сценариях игр для детей 3–4 лет несколько расширен диапазон ролей, которые могут брать на себя ребята, но их круг ограничен из-за небольшого жизненного опыта детей. В пособии даны основные роли и игровые действия, используемые в игре. Безусловно, каждый воспитатель по своему усмотрению может вводить в игру детей и другие роли. Наша задача состоит в том, чтобы дать основной спектр обычно используемых детьми ролей.

Главным остается то, что каждая игра имеет характер не обучающей, а эмоциональной ситуации. Сюжет, представленный в сценариях, воспитатель может использовать вариативно, постепенно усложняя игровые задачи. Одна и та же ситуация по-разному может осуществляться в начале и в конце года. Например, в игре-ситуации «Наши куклы», проводимой в начале года, воспитатель знакомит детей с куклами, сообщая малышам характерные черты поведения, привычек и склонностей кукол. В дальнейшем педагог ставит детей в такую ситуацию, когда они сами с удовольствием рассказывают о своих куклах. Если в начале года воспитатель, вводя ребенка в игровую ситуацию, дает некий образец укладывания куклы спать (поет колыбельную), то к концу года ребенок сам воплощает ритуал отхода куклы ко сну (игра-ситуация «Перед сном»).

Примерная тематика и ролевое сопровождение сюжетно-ролевых игр-ситуаций.

Игры с куклой и игры в семью

• Знакомство с куклами.

• Кормление кукол.

• Купание.

• Укладывание спать.

• Куклы просыпаются.

• Куклы одеваются на прогулку.

• Обед для кукол (ассортимент блюд, сервировка стола).

• Кукла заболела.

• Комната для куклы.

• Новая кукла.

• Куклы идут в детский сад.

• Куклы отдыхают.

• Наши куклы: кукла-модница, кукла-чистюля, кукла-сладкоежка.

• Кукла встречает гостей.

• У куклы день рождения.

• Мама и дочка.

• Чья очередь гулять с собачкой?

• Бабушка приехала.

• Папа – хороший хозяин.

Роли. Мама (папа), ребенок (дочка, сынок), бабушка, дедушка, тетя, дядя, братья, сестры, друзья, соседи.

Основные игровые действия и поведение. Кормить куклу – купать – укладывать спать; укладывать куклу спать – петь колыбельную – качать – рассказывать сказки; кукла просыпается – встает – умывается – идет на прогулку; готовить кукле обед (завтрак, ужин) – кормить; одевать куклу на прогулку – гулять с ней; встречать гостей – провожать гостей; разговаривать по телефону – подзывать к телефону кого-либо; ремонтировать кран.

Игры с машинами и другими транспортными средствами

• Машина едет по улице.

• Мойка машины.

• Ремонт машины.

• Заправка машины.

• Разные машины (грузовые, легковые, подъемный кран, автобус, трактор и др.).

• Легковая машина (скорая помощь, такси, маршрутка) везет гостя (больного, пассажира).

• Грузовая машина везет груз.

• Подъемный кран работает на стройке.

• Трактор работает в поле.

• Самосвал выгружает кирпичи.

• Продуктовая машина везет продукты.

• Автобус везет пассажиров.

• Паровоз (поезд) едет в город (везет детей на дачу).

• Железная дорога.

• Самолет летит.

• Летчики готовы к полету.

• Корабль (пароход) плывет.

• Кто шофер?

Роли. Шофер, пассажир, строитель, работники магазина, детского сада, больницы, бензозаправки, машинист, летчик, капитан, тракторист, кассир, кондуктор, грузчик.

Основные игровые действия и поведение. Машину нагружают грузом – машина везет груз – машину разгружают; в кузов самосвала нагружают груз с помощью крана – самосвал разгружают; пассажиры входят в автобус – выходят из автобуса на остановках; машину осматривают – ремонтируют; подъемный кран привозит плиты – поднимает – опускает; самолет заводит мотор – поднимается – летит – опускается на аэродром; машина заводится – едет; машину моют из шланга – вытирают; едет поезд (паровоз, автобус);

Игры в животных и с игрушечными животными

• Я – ежик (котик, собачка, лиса и т. д.).

• Диалог зверей (котик и ежик; цыпленок и ежик и т. д.).

• Уход за зверятами (поможем зайке, накормим щенка).

• Выступления зверей (цирк зверей, концерт зверей).

Роли. Зверята-мамы, папы и дети, дрессировщик, помощник дрессировщика, зверята-артисты.

Основные игровые действия и поведение. Показывать прыжки зверей через предметы (бег по кругу, поскоки) – кланяться зрителям; кормить животных – мыть животных; показывать концерт; выступать в роли животных (зверей); вступать в диалог.

Игры в магазин

• Булочная (хлебный магазин).

• Овощной магазин (палатка).

• Мясной, колбасный магазины.

• Бочка (палатка) с квасом.

• Магазин одежды.

• Обувной магазин.

• Мебельный магазин.

• Магазин посуды.

• Диалоги у прилавка.

• Кукла выбирает товар.

• Новые товары.

• Вежливый продавец.

Роли. Покупатель, продавец, грузчик, шофер.

Основные игровые действия и поведение. Привозить товар – разгружать – взвешивать; выбирать товар – покупать; вступать в диалог.

Игры в больницу

• Прием в кабинете врача.

• Работа процедурного кабинета.

• Работа физиокабинета.

• Аптека.

• В травмопункте.

• Вызов врача на дом.

• Стоматологический кабинет.

Роли. Врач (доктор), больной (пациент), медсестра, аптекарь (фармацевт, продавец).

Основные игровые действия и поведение. Осматривать больного (слушать, ставить градусник) – лечить (давать лекарство; лечить уши, зубы), делать уколы (прививки).

Игры в мастерскую

• Ателье.

• Ремонт одежды, обуви.

• Ремонт машин и механизмов (телевизоров, холодильников).

• Изготовление инструментов, приспособлений (замков, ключей).

• Изготовление мебели.

Роли. Мастер, клиент, столяр, плотник.

Основные игровые действия и поведение. Привозить в ремонт – ремонтировать (стучать, шить, кроить, сметывать, примерять, снимать колесо, включать).

Игры в парикмахерскую

• Стрижка волос.

• Прически.

• Маникюр.

• Новые услуги.

• Ассортимент средств.

Роли. Мастер (парикмахер, мастер по маникюру).

Основные игровые действия и поведение. Мыть голову мылом (шампунем) – вытирать; причесывать – стричь – смотреться в зеркало – расчесывать волосы; красить ногти лаком; делать массаж; красить волосы; выбирать новое средство для волос (ногтей, кожи лица и рук).

Игры в почту

• Работа почтальона (почтальон разносит письма и телеграммы).

• Действия клиента (отправление посылок, писем и телеграмм по почте).

Роли. Почтальон, работники почты, клиенты.

Основные игровые действия и поведение. Писать письма, собирать посылки – относить на почту; получать письма (телеграммы, посылки) – читать (рассматривать содержимое); приносить почту – раздавать письма.

Используемые источники:

1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. – В кн.: Умственное воспитание дошкольника. М.:Просвещение, 1991.

2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет.сада.- М.: Просвещение, 1991.

3. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

5. Краснощекова Н.В. Сожетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. –Изд. 3-е Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

6. Игра дошкольника/ Л.А.Абрамян, Т.В.Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л.Новоселовой.- М.: Просвещение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг образовательного процесса 2 младшая группа

Мониторинг образовательного процесса 2 младшая группа обновленный по ФГОС (программа "От рождения до школы")...

Образовательный процесс 2 младшей группы в ДОУ

Наш режим дня,  модель реализации образовательных областей в процессе организованной образовательной деятельности, целевые ориентиры  для 2 младшей группы....

ПЕРСПЕКТИВНО-КАЛЕНДАРНЫЙ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (2 младшая группа)

ПЕРСПЕКТИВНО-КАЛЕНДАРНЫЙ  КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА на месяц октябрь (ФЭМП)...

мониторинг образовательного процесса вторая младшая группа

индивидуальная карта развития ребёнка...

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса вторая младшая группа Тема недели: "Дары осени"

Данный материал поможет воспитателям дошкольных учреждений в планировании работы с детьми вторых младших групп...

Календарное планирование образовательного процесса. 1 младшая группа Тема « Трудовые поручения. Знакомство с профессиями.»

Тема « Трудовые поручения. Знакомство с профессиями» Дни недели Утренний отрезок времени (1 половина дня) Непрерывнаяобразовательнаядеятельность Прогулка 1 Работа перед сно...