Применение дыхательных упражнений во время образовательной деятельности: рекомендации для воспитателей
консультация по физкультуре

Шигаева Елена Сергеевна

Дыхательные упражнения могут использоваться и как физкультминутки, и во время непосредственной образовательной деятельности ДОУ: при проведении продуктивной деятельности, во время прогулок, а также до и после сна. При этом, воспитанники, обычно очень увлечены процессом выполнения дыхательных практик, вовлечены в процесс практически все дети, а также возможности проведения гимнастики в форме игры очень широки. В связи с этим возникла необходимость кратко, но точно обозначить существующие подходы к дыхательным упражнениям для детей дошкольного возраста.

Дыхательные упражнения могут использоваться и как физкультминутки, и во время непосредственной образовательной деятельности ДОУ: при проведении продуктивной деятельности, во время прогулок, а также до и после сна. При этом, воспитанники, обычно очень увлечены процессом выполнения дыхательных практик, вовлечены в процесс практически все дети, а также возможности проведения гимнастики в форме игры очень широки. В связи с этим возникла необходимость кратко, но точно обозначить существующие подходы к дыхательным упражнениям для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika_e.s._shigaevoy.docx32.17 КБ

Предварительный просмотр:

Применение дыхательных упражнений во время образовательной деятельности: рекомендации для воспитателей

В последнее время большое значение специалисты придают применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. В детских дошкольных учреждениях эти практики хорошо и активно используются. Наиболее простой и понятной техникой является дыхательная гимнастика.

Дыхательные упражнения могут использоваться и как физкультминутки, и во время непосредственной образовательной деятельности ДОУ: при проведении продуктивной деятельности, во время прогулок, а также до и после сна. При этом, воспитанники, обычно очень увлечены процессом выполнения дыхательных практик, вовлечены в процесс практически все дети, а также возможности проведения гимнастики в форме игры очень широки. В связи с этим возникла необходимость кратко, но точно обозначить существующие подходы к дыхательным упражнениям для детей дошкольного возраста.

Для начала обозначим некоторые организационные моменты использования воспитателями дыхательной гимнастики в группах детского сада.

Памятка по проведению дыхательной гимнастики в группах детского сада [1]


1. Дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветриваемом помещении. 

2. Не рекомендуется проводить дыхательную гимнастику на сытый желудок. 

3. Не стоит выполнять дыхательную гимнастику, если ребёнок в плохом настроении или болен.

4. Сначала учим детей общим дыхательным упражнениям: 
- учим дышать при закрытом рте: тренируем носовой выдох. 
- затем тренируем ротовой выдох, закрывая при этом ноздри.

5. Учим задерживать дыхание на 1-2 секунды. 

6. На следующем этапе учим направленной воздушной струе (помним, что воздух должен проходить по середине языка, щёки при этом не надуваются). 

7. При выполнении дыхательных упражнений не следует переутомлять ребёнка (длительность выполнения упражнений не больше 5 минут), следите за тем, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею. 

8. Ребёнок должен быть в свободной одежде, не стесняющей движения. 

9. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт, можно под музыку. 

10. Дозируйте количество и темп проведения дыхательных упражнений. 

11. Дыхательная гимнастика проводится с детьми в игровой 
форме.

 Краткое обозначение существующих вариантов дыхательных игр и упражнений для детей

Дышим по-разному

Дыхательно-звуковые упражнения

По Стрельниковой А.Н. (дыхание-звук-движение)

По Соловьевой Н.

Игры с предметами

Тихо

Жуки (Жжж)

Часики (тик-так и тух)

Чудо-нос (стих)

Трубочка

Громко

Самолет на посадку (ссс)

Трубач (пффф)

Дыхательная медитация

Перышко

Храпим, сопим

Топор (ууух)

Петух (кукареку)

Охота на запахи

Вертушка

Свистим носом

Лягушки (ква-ква)

Паровоз (чух-чух)

Ныряние под воду (1-2-3-0)

Мыльные пузыри

Плавно, медленно

Подъемный кран (животом)

Насос (ссс)

Шарик (1…4-0-1...8)

Духовые инструменты

Поверхностно, быстро

Летит пчела (жжж)

Регулировщик (ррр)

Паровоз (стих)

Воздушные шары

Глубоко

Ветер-чистюля

Лыжник

Ветерок

Пинг-понг

Не дышим

Дудочка (-ууу)

Гуси (гууу)

Кипящая каша (пых-пых)

Тренажеры для дыхания

Носом

Чайник (пффф)

Семафор

Карандаши

Ртом (закрытым и открытым)

Мяч (ууух)

Каша кипит

Музыкальный алфавит (а,б,в,г,д,е,е…)

Снежки из ваты, бумаги, салфеток

Носом-ртом

В лесу (аууу)

Партизаны (тише)

Музыкальные скороговорки (ба-ба-ба-ба)

Игра «Гонки»

Ртом-носом

Одуванчик (шшш)

На турнике (ффф)

Картины из кляксы

Часто

Вырасти большой (ооо)

Гуси шипят (шшш)

Буря в стакане

Редко

Трубач (пффф)

Ежик (ффф)

Индейцы

Левой ноздрей

Ворона (кар-кар)

Шар лопнул

Хомяк

Правой ноздрей

Курочка (тах-тах)

Дровосек

Волна (вниз-вверх)

У детей дошкольного возраста хорошо развито воображение, поэтому даже если нет реальных предметов в наличии, можно играть с воображаемыми предметами – дуть на: одуванчик, пылинку, перо, огонь, в дудочку, трубочку, шарик, надуваем пузырь, снег и т.д.

Для детей постарше можно использовать элементы гимнастики на тренировку задержки дыхания, а также специальные практики (пранаяма) из йоги для детей.

Безусловно, представленные варианты, не охватят весь спектр дыхательных практик, однако помогут сориентироваться в обилии информационных материалов.

Литература:

  1. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении / под общ.ред. Широковой Г.А. – Ростов н/д: Феникс, 2009. – 222 с. – (Мир вашего ребенка).
  2. Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками / Е.Н. Борисова. – Издание 2-е перераб. – М.: Глобус: Волгоград: Панорама, 20029. – 144 с. – (Дошкольное образование).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию "«Применение здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности. Направление ""Художественно-эстетичесое развитие". Образовательная область "Музыка".

В плане прописаны: цель, задачи, предполагаемые результаты, актуальность. Он разбит на три этапа работы: организационно-ознакомительный, практический, обобщающий....

Применение дыхательных упражнений в образовательной деятельности

Дыхательные упражнения, которые помогут в стрессовой ситуации для регулирования эмоционального состояния....

Роль воспитателя во время образовательной деятельности по физическому развитию

Ежедневные занятия с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю и инструктору по  физическому развитию  осуществлять физическое развитие всех детей....

Консультация для воспитателей «О выполнении практических заданий в тетради и в альбоме во время образовательной деятельности по познавательному развитию»

Предлагается материал для воспитателей по развитию мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации движений при выполнении графических диктантов разработанных Д...