Формирование навыка плавания у дошкольников
статья по физкультуре

Хрусталева Анна Петровна

Касаясь необходимости обучения плаванию, П.Ф.Лесгафт (1952 г) отметил, что ребенок научится этому искусству тем быстрее, чем он более совершенно владеет собой и ловчее производит  все свои действия. Навык плавания намного труднее и дольше осваивается взрослыми, чем детьми и подростками. Этот пространственный навык следует прививать с детства, так как он контролируется разными уровнями построения движений ( по Н.А.Бернштейну, 1991 г). Координация движений осуществляется посредством так называемых сенсорных коррекций, то есть процессов непрерывного коррегирования движения на осн поступающих в центральную нервную систему сигналов от органов чувств. Двигательный опыт, получаемый в разных ситуациях, способствует проявлению находчивости, которая является составной частью ловкости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navyka_plavaniya.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыка плавания у детей дошкольного возраста.

Касаясь необходимости обучения плаванию, П.Ф.Лесгафт (1952 г) отметил, что ребенок научится этому искусству тем быстрее, чем он более совершенно владеет собой и ловчее производит  все свои действия. Навык плавания намного труднее и дольше осваивается взрослыми, чем детьми и подростками. Этот пространственный навык следует прививать с детства, так как он контролируется разными уровнями построения движений ( по Н.А.Бернштейну, 1991 г). Координация движений осуществляется посредством так называемых сенсорных коррекций, то есть процессов непрерывного коррегирования движения на осн поступающих в центральную нервную систему сигналов от органов чувств. Двигательный опыт, получаемый в разных ситуациях, способствует проявлению находчивости, которая является составной частью ловкости.

Ловкость, по Н.А. Бернштейну (1991) , есть способность справиться с возникшей двигательной задачей правильно, быстро, рационально, находчиво. Умение плавть постигается сразу и не утрачивается больше никогда. Эти секреты навыка плавания заключаются не в каких-нибудь особенных телодвижениях, а в особого рода ощущениях и коррекция, получаемых человеком в условиях водной среды. Необходимо, чтобы усвоение нового материала обязательно опиралось на знания, умения и навыки, освоенные ранее в предшествующем обучении. Замечено, что обучающимися прочно усваивается прежде всего то, что актуально для ученика и имеет для него прикладную значимость ( М.М.Боген, 1985 г).

К основным особенностям, отличающимся плавание от других видов спорта, могут быть отнесены: 1. Специфика водной среды, в которой происходит формирование двигательного навыка; 2. Новое, непривычное человеку горизонтальное положение в воде; 3. Отсутствие твердой опоры; 4. Специфика согласования движения и дыхания. В связи с этим при плавании по механизму временных связей образуются новые координации движений, соответствующие новым условиям передвижения.

Установлено, что формирование навыка плавания имеет свою специфику. Первая фаза- подавление оборонительного ( преодоление водобоязни) и развитие положительного рефлексов. Начальные фазы выработки дыхательных рефлексов в новой среде. Подготовительнные упражнения помогают ребёнку преодолевать водобоязнь, приучают самостоятельно передвигаться в воде в произвольных направлениях с изменением привычного вертикального положения. Подражая взрослому, дети выполняют новые, ранее незнакомые движения самостоятельно; путем подражания и упражнения у них вырабатываются дыхательные рефлексы в водной среде.

Вторая фаза- выработка условного рефлекса горизонтального положения, связанная  с торможением и подавлением ряда рефлексов ( опоры,  “теменем кверху”, выпрямительный). Выдох в воду в горизонтальном положении. Спортивное плавание требует умения свободно лежать у поверхности воды в горизонтальном положении. От этого зависит дальнейшее освоение плавательный движений и их согласование с дыханием. Прочное усвоение скольжения с изменением первоначального положения.

Третья фаза – освоение основных плавательных движений в горизонтальном положении без опоры. Умение согласовать движения ногами с одновременным выдохом в воду, движения руками с выдохом в воду в горизонтальном положении, скольжении- результат формирования данной фазы двигательного навыка плавания.

Четвертая фазза – образование целостного двигательно-дыхательного стереотипа плавания. Первые попытки занимающегося проплыть незначительное расстояние кролем на груди вначале с задержкой дыхания, затем в согласовании с выдохом в воду – начало формирования данной фазы.

Пятая фаза – закрепление навыка, дальнейшее совершенствование координации движений.

Учитывая огромное значение упражнений для дыхания в формировании целостного стереотипа плавания и трудность их усвоения широко используют их в течении всего обучения независимо от конкретных задач каждого конкретного урока. При разучивании, например, движений ногами параллельно изучается согласование движений ногами с выдохом в воду после предварительного освоения основных упражнений для дыхания с погружением. Так, если движения ногами изучались в движении без опоры с задержкой дыхания, то согласование с выдохом в воду -  в положении упора лежа. Подобного же правила придерживались при разучивании и остальных элементов техники. Упражнения для дыхания следовали за двигательные упражнениями, последние как бы подкреплялись дыханием.

Исходя  из педагогических наблюдений В.И. Шувалов(1959 г) отмечает, что применение упражнений на расслабление в начале обучения ускоряет овладение навыками плавания, положительно влияет на исправление ошибок при совершенствовании техники движений. Умение регулировать нервно-мышечное напряжение и расслаблять мышцы в плавательных движениях имеет прямую связь с наличием “чувства воды”, под которым В.И.Шувалов(1959 г) подразумевает способность занимающихся различать изменение сопротивления воды. В основе формирования навыка плавания у детей дошкольного возраста (В.С.Васильев, 1961 г) лежит выработка прочного условного рефлекса принятия горизонтального положения в скольжении с дальнейшим согласованием движений и дыхания, причем изучать элементы техники плавания необходимо  параллельно, используя упражнения, совмещающие движения с дыханием. В период обучения особенности адаптации организма детей к водной среде характеризуются ( С.В. Колмогоров, 1973 г) более выраженными изменениями со стороны дыхательной и сердечно – сосудистой систем. Это надо учитывать в динамике суммарной физической нагрузки занимающихся в течении дня, недели, месяца, что может способствовать сокращению периода обучения детей плаванию.

Лучшее формирование навыков плавания у детей дошкольного возраста возможно путем включения занятий по плаванию в режим группы, создания игровых ситуаций на суше и в воде ( В.А.Аикин, 1988; М.С.Дубовис, Ю.О.Короп, 1991). При этом целесообразно нахождение воспитателя в воде ( Т.И. Осокина, 1985) для оказания детям поддержки, страховки, помощи в надежности и правильном освоении ими плавательных движений.

Между тем ( Ле Ван Сем, 1978) в процессе изучения навыков плавания возникновение отрицательных эмоций у детей мешает их овладению, в то время как положительное соперничество содействует более успешному их формированию. Поэтому в методике начального обучения плаванию довольно значительное место отводится  изучению игр и развлечений на воде с нахождением преподавателя в бассеине для лучшей организации проведения занятий . Непосредственная помощь взрослого по обучению детей плаванию в детских садах приведена Б.И.Оноприенко (1969) с учетом морфо-функциональных и гидродинамических показателей, что имеет важное значение для их лучшего формирования и развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций.

Жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в современных условиях....

Формирование навыков словообразования у дошкольников

Формирование процессов словообразования у дошкольников с использованиес произведений устного народного творчества...

Формирование навыков невербального общения дошкольников.

Сборник игр по формированию невербальных форм общения старших дошкольников....

Принципы по формированию навыков безопасного поведения дошкольников.

Памятка в помощь воспитателю по проблеме безопасного поведения детей в окружающей обстановке....

Формирование навыка плавания у детей дошкольного возраста с учетом возрастных групп

Презентация коротко раскрывает схему обучения плаванию у дошкольников в разных возрастных группах...

Формирование навыков плавания способом кроль на спине с использованием ласт.

Воспитанники нашего дошкольного учреждения испытывают трудности при обучении плаванию способом кроль на спине. Применение дополнительного спортивного инвентаря: аква палок, пенопластовых досок и, в ос...

Мастер – класс для воспитателей: «Создание игровых ситуаций в группе детского сада для формирования навыка плавания у детей старшего дошкольного возраста»

Стандарт дошкольного образования предусматривает, создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи в развитии детей дошкольного возраста.  Приоритетным направлением образовате...