Консультация для воспитателей: "Роль воспитателя на занятии по физической культуре"
консультация по физкультуре

Харитонова Наталья Владимировна

От четкого взаимодействия инструктора по физической культуре и воспитателя зависит качество воспитательно - образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_vospitatelya_i_instruktora.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Роль воспитателя на занятиях по физической культуре»

Подготовила:

  инструктор по физической культуре

Н.В.Харитонова

Москва, 2019 г.

Роль воспитателя на занятиях по физической культуре

Цель: Повышение интереса и вовлечение воспитателей в процесс проведения

занятий по физической культуре.

Задача: Ознакомить с требованиями по взаимодействию воспитателя с инструктором

по физической культуре, распределением обязанностей.

 

Дошкольный возраст играет значительную роль в создании условий

для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без

физического воспитания.

Цель физического воспитания в детском саду - сохранение, укрепление и охрана

 здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности ребенка;

 обеспечение гармоничного физического развития, формирование потребности в

ежедневной двигательной деятельности.

Физкультурные занятия – это основная форма организации

физического воспитания в детском саду. Для того, чтобы физкультурное

занятие прошло эффективно необходимы слаженные действия инструктора

по физической культуре и воспитателя.

Только в тесном контакте инструктора по физической культуре и

воспитателя возможно проведение эффективных, полноценных

физкультурных занятий с выполнением программных требований.

Необходимо понять, что от четкой организации занятий зависит не только

здоровье, но и жизнь детей, так как физкультурные занятия самые

травмоопасные, потому что дети на физкультуре находятся в постоянном

движении. Все работники детского сада отвечают за жизнь и здоровье детей,

а значит на физкультурном занятии обязательно не только присутствие, но и

активная помощь каждого воспитателя. Воспитателю на занятии по

физической культуре отводится очень важная роль, начиная с подготовки

детей к занятию - одевание спортивной формы, спортивной обуви,

своевременный приход в зал.

Так как воспитатель является активным участником воспитательно-образовательного

процесса на физкультурном занятии, то воспитателю

необходимо самому знать методику обучения движениям, общеразвивающим

упражнениям, особенности выполнения движения, технику выполнения,

педагогические требования при обучении.

Воспитатель должен перед физкультурным занятием ознакомиться

с его содержанием, обговорить с инструктором по физической культуре

организационные моменты, расстановку оборудования.

При ознакомлении детей с новыми общеразвивающими

упражнениями инструктор по физической культуре показывает, как

правильно выполнять упражнение, а воспитатель следит за правильностью

выполнения задания и при необходимости помогает ребенку действием –

направляет, поддерживает. Если дети выполняют общеразвивающие

упражнения в звеньях, то инструктором по физической культуре

контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а

воспитатель – в задних.

Существуют разные способы организации детей во время обучения

движения: фронтальный, групповой, индивидуальный, посменный,

поточный.

При использовании группового способа организации обучения

инструктором по физической культуре занимается с одной группой, а

воспитатель с другой. При организации поточного способа –

«по станциям» (кругового) воспитатель и инструктором по физической

культуре делят «станции» между собой и следят на них за качеством

выполнения упражнений.

Также воспитатель оказывает помощь при размещении оборудования,

его уборке. При организации физкультурных досугов, праздников, дней

здоровья и д.т. воспитатели должны оказывать посильную помощь

инструктором по физической культуре.

Необходимо отметить, что воспитатель лучше инструктора знает

психологические особенности каждого ребенка своей группы. Особое

внимание на физкультурном занятии воспитатель должен уделить

гиперактивным детям (такие дети есть в каждой группе). Только воспитателю

известны секреты, которыми можно сберечь нервную систему ребенка от

перевозбуждения. Еще до начала занятия воспитатель должен следить за

самочувствием детей, проинформировать инструктора по физкультуре о

физическом состоянии детей о том, кто из детей пришел после болезни. Во

время занятий, воспитатель вместе с инструктором по физической культуре

должен следить за самочувствием детей, определить первые признаки

переутомления (покраснение лица, учащенное дыхание), если ребенок устал,

 предложить ему присесть на скамейку, стул, отдохнуть. При необходимости

отвести к медицинской сестре или врачу детского сада. На протяжении всего

занятия должна присутствовать дружеская атмосфера, доброжелательные

отношения между детьми, детьми и взрослыми. В случае возникновения

конфликтной ситуации (спор за роль ведущего в игре, кто первым будет идти

в колонне и т.д), воспитатель, используя педагогические приемы, должен

разрешить их. Воспитатель - самый главный помощник, без его помощи

будет очень трудно реализовать все поставленные образовательные и

воспитательные задачи, а также проведение спортивных праздников и

досугов. Все вышеперечисленное определяет очень важные функции

воспитателя и показывает, какую огромную роль играет воспитатель на

занятиях по физической культуре и в других формах физического воспитания

в детском саду.

Примерное распределение обязанностей при совместной работе

инструктора по физической культуре и воспитателя (варианты):

  • Инструктор занимается отстающими по физической

подготовленности детьми, воспитатель с остальными (и наоборот).

  • Инструктор берет по одному ребенку для индивидуального

обучения, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной

деятельностью.

  • Инструктор и воспитатель работают с подгруппами детей.

 

Варианты проведения занятия можно использовать в зависимости от ситуации.

 

Примерное распределение обязанностей в ходе занятия:

I часть.

Инструктор – обращает внимание детей на правильность выполнения

ходьбы и бега, выполняет бег вместе с детьми.

Воспитатель – следит за осанкой детей и за внешними признаками

утомления, за техникой безопасности во время ходьбы и бега.

II часть.

Общеразвивающие упражнения

Инструктор – объясняет и показывает упражнение, контролирует его

правильность выполнения.

Воспитатель – следит за правильностью выполнения упражнений,

помогает детям, нуждающимся в индивидуальной помощи, помогает принять

исходное положение, исправляет неверно выполненное упражнение.

Основные виды движения

Инструктор – расставляет инвентарь, объясняет и показывает

упражнения детям, контролирует правильность выполнения и обеспечивает

страховку, или занимается с первой подгруппой.

Воспитатель – контролирует правильность выполнения и

обеспечивает страховку, вместе с детьми помогает убирать инвентарь,

или занимается со второй подгруппой.

Игра

Инструктор – сообщает название игры, объясняет правила,

показывает разметку площадки, руководит ходом игры и действиями детей.

Воспитатель – на первом этапе разучивания берет на себя роль

ведущего, на последующих принимает участие в игре, следит за соблюдением

правил и за внешними признаками утомления. Участие воспитателя в

подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой

дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их

двигательной активности.

III часть.

Инструктор – сообщает название игры (игры малой подвижности), объясняет правила, руководит ходом игры и действиями детей.

Воспитатель – следит за соблюдением правил, принимает участие в игре.

В заключительной части занятия физической культурой при

подведении инструктором итогов, воспитатель также может выразить свое

мнение о том, как прошло занятие, кто из детей проявил себя.

После совместного проведения занятия физической культурой

деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки и

игры он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в

течение дня в часы игр и прогулок).

К педагогу предъявляются те же требования, что и к дошкольникам:

обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви. Это

позволит воспитателю быть свободным в движениях, благодаря чему он

сможет включиться в образовательную деятельность по физическому развитию.

В свою очередь инструктор по физической культуре должен

оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического

развития дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики,

физкультминуток, а также самостоятельную двигательную деятельность

воспитанников в группе и на прогулке; оказывать помощь в оформлении

рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности

детей в семье и ЖОЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов " Роль воспитателя на занятиях по физической культуре в детском саду".

Воспитатель   проводит  физкультурно- оздоровительную  работу  с  детьми  в  режиме  дня, использует  средства  физической  культуры  для ...

консультация для педагогов " Роль воспитателя на занятиях по физической культуре в детском саду".

Воспитатель  проводит  физкультурно-  оздоровительную  работу  с  детьми  в  режиме  дня, использует  средства  физической  культуры для ...

Консультация для воспитателей: «Организация занятий по физической культуре в летний оздоровительный период в ДОУ»

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физическ...

Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя на занятии по физической культуре».

Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя на занятии  по физической культуре»....

Консультация для воспитателей. "Роль воспитателя на занятии по физической культуре"

Консультация для воспитателей. "Роль воспитателя на занятии по физической культуре"...