Консультация для воспитателей "Самостоятельная физическая деятельность ребенка младшего возраста"
консультация по физкультуре (младшая группа)

Хайдарова Зульфия Рифовна

    Физическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования здорового, полноценного человека, его физических сил и физических качеств, обеспечивающих его приобщение к физической культуре и стремление к физическому совершенству.   

    Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_1.docx42.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Самостоятельная физическая деятельность ребенка

младшего возраста»

                                             Подготовила:   Хайдарова З.Р.

Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящие под воздействием окружающей действительности.

Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности. Социальное развитие ребенка, осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т.д.

В первые годы жизни физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка. В детстве закладывается фундамент здоровья и формируются некоторые важные черты личности. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием и недостаточной функциональной зрелостью отдельных органов и систем.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой цели, задачи, средства, формы и методы работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Одним из направлений совершенствования системы физического воспитания детей является включение физической культуры в специально организованный педагогический процесс, который должен осуществляться грамотными специалистами - руководителями по физическому воспитанию.

Цель физического воспитания-это формирование у детей основы здорового образа жизни. Физкультурные занятия должны проводится не только в школах, детских садах, но дома с родителями. Свободная двигательная деятельность (когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п.) улучшает дыхательную, сердечную и нервную системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ, повышают устойчивость ребенка к заболеваниям.

Понятие физического воспитания.

Здоровый образ жизни – комплекс типичных видов жизнедеятельности человека, которая в единстве с условиями жизни, направлена на формирование правильной, нормальной деятельности организма, его полное физическое и психическое благополучие.

Физическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования здорового, полноценного человека, его физических сил и физических качеств, обеспечивающих его приобщение к физической культуре и стремление к физическому совершенству.

Физическая культура – совокупность материальных и духовных ценностей общества, которые накоплены, создаются и используются для физического совершенствования людей.

Содержание физической культуры составляют:

1) личная гигиена, включающая в себя навыки в труде и быту (аккуратность, опрятность одежды, чистоту помещений), и привычки к гигиеническому режиму (рациональный распорядок деятельности и отдыха, гигиена сна, питания и т.д.);

 2) закаливание организма в естественных условиях природы (воздух, солнце и вода); 3) физические упражнения.

Задачи физического воспитания.

В процессе физического воспитания осуществляются следующие задачи:

-оздоровительные задачи (закаливание, укрепление опорно-двигательного аппарата и осанки, воспитание физических способностей и т.д.)

-образовательные задачи (формирование двигательных умений и навыков, формирование интереса к физической культуре)

-воспитательные задачи (Воспитание морально-волевых качеств, содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию).

Все эти задачи связанны между собой и выполнятся должны вместе, в комплексе, в зависимости от их возраста, состояния здоровья, физической подготовленности. Главной задачей физического воспитания дошкольников является охрана жизни и укрепления здоровья, закаливание организма детей.

Самостоятельная двигательная активность ребенка.

Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его воля, самостоятельность. Чем больше двигается ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если этот период будет упущен сейчас, то в дальнейшем наверстать упущенное, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

При проведении занятий с дошкольниками физические упражнения следует опираться на возрастную физиологии (с особенностями возрастного периода детства) и характером ответных реакций. Для укрепления здоровья детей и предупреждения заболеваний необходимо не только повышать уровень их двигательной активности, но и систематически проводить активные закаливающие мероприятия. Они могут быть местными и общими, традиционными и нетрадиционными.

Для двигательного режима в настоящее время все шире используется учет повседневной двигательной активности. Дети с большей двигательной активностью становятся более развитыми физически и психически.

Полноценное решение задач физического воспитания детей достигается только при комплексном применении всех средств, методов и форм организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Такими формами работы являются:

различные занятия по физической культуре;

физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня;

активный отдых (физкультурные праздники, Дни здоровья и др.);

самостоятельная двигательная деятельность детей;

занятия в семье.

Таким образом, рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре, утренней гимнастики, подвижных игр и физических упражнений во время прогулок, физкультминуток на занятиях с умственной нагрузкой, времени для самостоятельной двигательной активности воспитанников и двигательного отдыха создает двигательный режим, необходимый для физического развития и укрепления здоровья детей. Поэтому, кроме рационального режима занятий, отдыха, питания и сна, каждое ДОУ составляет свой двигательный режим, который включает в себя всю динамическую деятельность детей как организованную, так и самостоятельную.

Самостоятельная двигательная деятельность в ДОУ может быть как индивидуальной, так и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети по желанию, интересу. С целью побуждения самостоятельной двигательной деятельности детей в ДОУ используют разнообразное физкультурное оборудование.

Методы, которые способствуют двигательной активности детей-это: сказка-беседа, рассматривание иллюстрации, игры с превращением в другие образы, игры с придумывание дальнейшего действия. Помощь педагога в самостоятельной деятельности ребёнка помогает ему стать: раскрепощённее, активнее участвовать на занятиях, осуществлять свои возможности, развивающие двигательную активность и др.

Инвентарь для самостоятельной деятельности развития.

В инвентарь для самостоятельной двигательной деятельности можно отнести:

Кегли (один-два набора); игра «Дартс» (с шариками на липучках), ракетки с мячиками на липучках, напольные и подвесные кольцебросы, поролоновые и матерчатые мячи, две-три скакалки, ленточки, флажки, пластмассовые гантели (по два-три набора), два-три мешочка весом 200 г, два-три обруча; бубен, музыкальный молоточек.

Заключение.

С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все же большее место. Они являются фактором, способствующим увеличению адаптации не только к мышечной активности, но и к холоду, гипоксии. Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.

Создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, соответствующая возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Совместная деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя группы дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей»

Как осуществить совместную деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя группы дошкольников при подготовке к физ-ре и при проведении занятий по физической культуре...

Консультация для родителей «Трудовая деятельность раннего возраста. Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кропоткин

Консультация для родителей «Трудовая деятельность раннего возраста.  Воспитатель:  Койносова Елена Станиславовна    МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кропоткин...

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

Консультация для воспитателей "«Совместная деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя группы дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей»"

laquo;Совместная деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя группы дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей»...

Консультация для родителей «Трудовая деятельность раннего возраста. Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кропоткин

Консультация для родителей «Трудовая деятельность раннего возраста. Воспитатель:  Койносова Елена Станиславовна   МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кропоткин...

Консультация для педагогов «Организация деятельности по физическому развитию в группе, на прогулке при закреплении полученных знаний на занятиях по физической культуре»

Консультация для педагогов«Организация деятельности по физическому развитию в группе, на прогулке при закреплении полученных знаний на занятиях по физической культуре»  ...