Развитие координированности старших дошкольников с помощью танцевальных движений.
статья по физкультуре (старшая группа)

Зимина Светлана Викторовна

Материал посвящен понятиям координация, координированность и как развивать их на занятиях по физической культуре с помощью танцевальных движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_zhivyom_v_21_veke.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие координированности дошкольников с помощью танцевальных движений.

Мы живём в 21 веке. Мы живём в большом городе, в мегаполисе, наполненном техникой, транспортом, людьми. Наш быт перегружен электрическими приборами, гаджетами, сложными устройствами. Объем деятельности, осуществляемой в быстро и неожиданно сменяющихся ситуациях, которые требуют проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, значительно вырос. В повседневной жизни человека присутствуют различные опасные ситуации, которые требуют от него быстрой и точной оценки пространственно-временных параметров движений, адекватной реакции, мгновенного выбора единственно правильного решения. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость - способностью человека быстро, оперативно, рационально осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость - сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Основу ловкости составляют координационные способности. Ещё Т.Ф.Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал, как важно уметь изолировать отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, а также преодолевать их с возможно большей ловкостью. Координированность человека выполняет в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое в соответствии с поставленной задачей.

Термин «координация» происходит от латинского coordinatio — взаимоупорядочение. Под координацией движений понимают процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачиКогда мышцы человека взаимодействуют слаженно и эффективно, можно говорить о хорошей координации движений. Люди с хорошей координацией, как правило, выполняют движения легко и без видимых усилий. От нее зависит каждое движение человека.

Следует выделить основные координационные способности человека:

1.Способность к ориентированию в пространстве. 
Под этой способностью понимают умение точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении. Ее проявление и развитие в значительной мере зависят от быстроты восприятия и оценки пространственных условий действия, которая достигается благодаря комплексному взаимодействию чувственных анализаторов (среди них ведущая роль принадлежит зрительному).

  1. Способность сохранять устойчивость позы (равновесие). 
    Под этой способностью понимают умение сохранять устойчивость положения тела в пространстве (в статическом положении или в движении).
    Сохранение равновесия имеет большое значение в жизнедеятельности человека. Практически все двигательные действия (ходьба, бег, езда на велосипеде, гребля и т.д.) связаны с сохранением равновесия тела.

3.Способность к перестраиванию двигательных действий. 
Это умение быстро преобразовывать выработанные формы двигательных действий или переключаться от одних к другим соответственно меняющимся условиям. Для его развития наиболее пригодны упражнения, требующие быстрого, подчас мгновенного реагирования на внезапно меняющуюся обстановку.

4.Статокинетическая   устойчивость. Это способность точно, стабильно выполнять двигательные действия в условиях   вестибулярных   раздражений. Статокинетическая устойчивость имеет большое значение в повседневной жизни (езда на различных видах транспорта и др.), во многих видах спорта, в профессиональной трудовой и военной деятельности (авиация, космонавтика и др.). Ее развитие должно осуществляться на основе повышения общей физической подготовки и применения упражнений, воздействующих на функции вестибулярного анализатора.

5.Способность выполнять двигательные действия без лишней мышечной напряжённости.
Это способность оптимально согласовывать и соразмерять напряжения и расслабления отдельных мышц в целостном двигательном действии.
При целесообразном и экономичном выполнении двигательных действий в возбужденном, напряженном состоянии находятся только те группы мышц, которые непосредственно заняты в выполнении этих действий, другие — расслаблены. Излишняя напряженность мышц вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит изменения всех систем организма, этот возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности.

В дошкольном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения танцевальной техники, ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

Координационные способности развиваются при выполнении упражнений, используемых в танцах, требующих внезапного изменения техники движения, с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении движений с одним предметом, с использованием различных предметов, оборудования.

Возраст 4-7 лет по функциональным возможностям детей, характеру генетического развития двигательной функции является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных, именно в этот период работу по формированию координационных движений нужно проводить более интенсивно.

На шестом году жизни ребёнок физически крепнет, становится подвижным, успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений при ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы нервной высшей деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Дети 5-6 лет способны осмыслить указания педагога и, опираясь на имеющийся опыт, без показа выполнить некоторые музыкально-ритмические задания.

 Наиболее значимую роль играют такие координационные способности детей старшего дошкольного возраста:

  • Способность к ориентированию в пространстве;
  • Способность сохранять равновесие;
  • Чувство ритма;
  • Способность к реагированию;
  • Способность к перестроению двигательных действий;
  • Статокинестическая устойчивость (способность точно, стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений);
  • Способность к произвольному мышечному расслаблению.

 Значимость воспитания этих способностей объясняется четырьмя основными причинами:

  1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение.
  2. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта. Только сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.
  3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в физкультурной деятельности.

Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и постепенное ускорение темпа - необходимые условия для развития координации.

Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия. 

На первом этапе овладения пространственными ориентировками изменение положения отдельных частей тела должно проходить под контролем зрения. На втором этапе детям доступно словесное обозначение различных направлений, но все это по отношению к частям тела самого ребенка. И только на третьем этапе дети могут определять направление по отношению к предметам, к другим людям. Появляются представления о направлении движения по словесному описанию до его выполнения. Таким образом, для развития пространственных ориентировок целесообразно давать следующую последовательность общеразвивающих упражнений.

1.Движения рук, так как они наиболее управляемы, находятся в максимальном поле зрения ребенка (разные варианты упражнений с вытягиванием рук вперед, помахиванием перед собой и пр.).

2.Движения рук, находящихся частично в поле зрения (поднимание вверх, в стороны, назад - со сгибанием, вращением в суставах - в каком-либо одном направлении).

3.Движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной плоскости.

4.Движения ног вперед, в стороны, назад.

5.Движения разных частей тела по направлению к каким-либо конкретным предметам, затем по слову в названном направлении (например, повороты в стороны к окну, к двери, затем направо, налево).

6.Движения разных частей тела по направлению к другому ребенку (например, стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать его сзади стоящему).

7.Движения любой части тела с постепенно повышающимися требованиями к точности направления, амплитуды и быстроте ориентировки (например, развести руки в стороны, немного выше уровня плеч, выставить прямую ногу вперед с поворотом носка в сторону; то же - в другую сторону; затем выполнить в ускоренном темпе). Танец как вид искусства существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. Танец возник в глубокой древности из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Постепенно движения изменялись, обобщались. Так сформировалось искусство танца.

Существует огромное множество видов, стилей и форм танца, они постоянно развиваются и обогащаются за счёт новых танцевальных стилей и направлений.

Для нас более интересно рассмотреть танец в педагогическом и социальном аспекте. Исследования танца как вида творческой деятельности человека рассмотрены нами с помощью метода системной классификации категорий и понятий, разработанного Е.Д. Гражданниковым.В своей теории он делит танец на два типа: «игровой», т.е. проводимый непосредственно в интересах самих участников, и «зрелищный» (хореографический), исполняемый для зрителей.

Оба типа танца социально значимы, но имеют существенные различия: первый - преимущественно функциональный, второй - эстетический. В области общеразвивающих упражнений игровой танец практически доступен каждому, и потому он должен стать важным компонентом массовой физической культуры, отвечающим, согласно природе танца, за психофизическое и социальное становление личности воспитанника. К исполнителям же эстетического танца предъявляются особые требования, в том числе и в области специальных упражнений. Специфика этих требований в хореографическом искусстве разработана основательно. Здесь уместно провести аналогии между физической культурой и спортом, между танцем игровым и хореографическим. Физическая культура и игровой танец, как широкие понятия, в целом направлены на физическое развитие, коррекцию и совершенствование природы человека, а спорт и хореография - это их узкие области, предназначенные для достижения особой результативности. Обладая собственной природой и выразительными средствами, танец близок по своей двигательной природе отдельным видам физического воспитания, а по эстетическим параметрам - музыкальному воспитанию. В каждой разновидности танца содержатся (в той или иной пропорции) две основные социальные ориентации в его преподавании и исполнении:

       - телесно-культурная (телесная);

          - духовно-культурная (духовная).

Под телесно-культурным направлением танца подразумевается ориентация, связанная преимущественно с физическим развитием человека, его здоровьем.

 Сюда относятся:

  • физкультурные танцы (гимнастические, акробатические и другие);
  • коррекционные или лечебно-профилактические танцы, способствующие улучшению осанки, психофизического состояния, работе внутренних органов, органов дыхания.
  • музыкально-ритмические движения для утренней гимнастики в детском саду и ритмика, «если под ритмикой понимать занятия по развитию умения передавать движениями ритм музыки»

Танцевальная деятельность детей способствует развитию воображения, формированию координации движений и формированию особенностей процессов восприятия, включению в работу обоих полушарий мозга. Как уже было замечено, танец - искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения.

Детский танец должен быть очень концентрированным, компактным. Не рекомендуется в него включать большое количество разных фигур - это утомляет детей. Надо учитывать психофизическую особенность детей-дошкольников, тщательно лимитировать физическую нагрузку, контроль над которой необходимо осуществлять. А именно:

- следить за осанкой детей на занятиях, характером двигательных заданий;

- определять дозировку физической нагрузки, учитывая пожелания врача;

- обращать внимания на жалобы детей во время занятий танцами;

- в беседах с воспитателями и родителями выяснять все данные о здоровье ребенка, его индивидуальных особенностях.

Для формирования координации движений танец для детей должен иметь четкий рисунок движений. Необходимо помнить о сохранении точности и законченности танцевальной формы, только в этом случае танец будет удобен для многократного повторения. Необходимы органическая взаимосвязь движений с музыкой, учет не только общего характера музыки, но и основных средств музыкальной выразительности (динамических, темповых, метроритмических, гармонических особенностей, регистровой окраски, формы построения данного произведения). Важно также разнообразие репертуара детского танца (по содержанию, настроению). Интересным для детей моментом может явиться смена партнеров в танце, элемент игры, шутки, необычных атрибутов, костюмов. Чтобы заинтересовать детей танцем, педагог должен дать общую характеристику танцу, отметить его особенности. Большое значение имеет слушание музыки танца, уяснения ее содержания и особенностей, разбор ее структуры (отдельных частей, музыкальных фраз). Детям можно предложить отметить хлопками акценты, ритмический рисунок, начало новой части, музыкальной фразы и т.д. В процессе разучивания танца педагогу приходится неоднократно возвращаться к содержанию и особенностям прослушанной музыки, помогать детям находить оттенки движения, отражающие характер музыки. Необходимо ввести детей в мир той музыки, под которую они будут танцевать.

Первостепенную роль играет правильный, отчетливый, выразительный показ движений педагогом. Хороший показ вызывает у детей желание поскорей научиться так же красиво танцевать. Педагог должен специально готовиться к этому показу, проделывать отдельные танцевальные элементы перед зеркалом. Важно ясно показать все нюансы танцевальных движений. Показ может сопровождаться словесными пояснениями, указаниями. Это поможет сделать процесс обучения более сознательным и доступным.

Педагог заранее анализирует, какие ошибки могут встретиться у детей при овладении тем или иным движением, находит точные слова для объяснения отдельных деталей, продумывает образные сравнения, четкие краткие указания.

В работе над танцем большое значение имеют подготовительные танцевальные упражнения. Рекомендуется вначале разучить с детьми отдельные танцевальные элементы, которые по мере усвоения могут соединяться в танцевальные фигуры. Дети могут стоять врассыпную или в общем кругу, в этом случае они хорошо видят показ педагога (никто не стоит к нему спиной или боком), а педагог в свою очередь имеет возможность контролировать качество движений. Если дети стоят врассыпную, показ педагога должен быть зеркальным.

Чаще надо использовать и показ детей, хорошо выполняющих то или иное движение. Встречаются случаи, когда в практике исключается всякая предварительная работа над танцем или элементами. Танец разучивается целиком, дети выполняют движения неуверенно, часто ошибаются, получают много замечаний от педагога. Все это снижает интерес к танцу, процесс обучения удлиняется, становится малоэффективным. Без овладения техникой движения невозможно добиться и его выразительности. Танцевальные движения могут быть включены в любую часть физкультурного занятия. Например, обычно занятие начинается с построения, равнения, проверки осанки и приветствия. Уже в этой части можно предложить детям вспомнить положения рук: вперёд, вверх, за голову, на пояс – правильно, как в народных танцах, локоток в сторону и чуть вперёд; руки на полочку – это положение рук из, допустим, белорусского танца; руки за спину и тому подобное. Во время ходьбы, эти положения рук можно закрепить уже в движении, в сочетании с различными видами ходьбы, это очень развивает координацию движений. В сочетании с ходьбой на носочках можно использовать смену положений рук на каждый счёт: 1- руки вперёд,2- руки вверх,3- руки в сторону, 4- опустить вниз. Также полезно добавлять вращение рук - «моталочку», причём в обе стороны, а также скрестные махи прямых рук перед собой - «ножницы».  Начиная со старшей группы можно включать ходьбу приставными шагами в сторону, вперёд. При переходе на бег эти шаги трансформируются в галоп, прямой и боковой. Его тоже можно усложнять, развивая координацию: поворотом лицом и спиной в центр круга. Сначала через 8 счетов, затем через 4 счёта, и так постепенно подводя к шагу польки.

Общеразвивающие упражнения тоже можно превратить в танцевально-спортивные композиции, подобрав для них подходящую  музыку. Музыка даёт движениям ритм, темп, характер исполнения - либо плавный, мягкий, либо резкий, чёткий и т.д., диктует детям манеру. Кроме того, детям нравится одновременно с упражнениями слышать знакомые мелодии из мультфильмов, детских песен. А инструктору музыкальное сопровождение даёт возможность не вести счет, а в нужный момент подбодрить или поправить кого-то из детей. Некоторые ОРУ под музыку получаются настолько удачными, что мы их тоже демонстрируем родителям на праздниках.

Танцевальные движения можно включать и в подвижные игры. В данном варианте они, скорее всего, будут импровизационными, либо дети будут использовать движения, которые они выучили и запомнили с предыдущих занятий. Пример такой игры - «Огонь и лёд». В первой части игры детям предлагается под соответствующую музыку изобразить огонь, то есть, не просто бегать врассыпную. Нужно движениями показать языки пламени, приседать, кружиться, взмахивать руками, делать наклоны корпуса, резкие перемены движений и т.п.  По сигналу «Лёд!» музыка выключается и нужно «заморозиться» так, что даже не пошевелить ни пальцем. Далее наступает

 «проверка заморозки»: я пробую сдвинуть или наклонить «ледяную фигуру», или хотя бы разогнуть руку или пальчик. А дети должны сохранить напряжение. Вот это сочетание активного движения и замирания показывает детям возможности их тела, обнаруживает для них наличие мышц, суставов, учит управлять собой.

Надо сказать, что предыдущий опыт хореографа сначала скорее мешал мне, чем помогал. Мне казалось, что движения, предлагаемые детям, примитивны, однообразны, хотелось ввести более сложные и интересные комбинации, рисунки и перестроения. Но опыт работы показывает, что детский сад - это не танцевальный коллектив, где вся деятельность направлена на разучивание танцевальных движений и постановку танцев. Время, затраченное на разучивание движений на физкультурном занятии, может быть неоправданно велико. Может пострадать план занятия, программа, плотность физической нагрузки. Поэтому движения, используемые в танцах и ОРУ должны быть предельно просты, но, вместе с тем, нести нагрузку по развитию координации,

пластичности, чувства ритма детей.

Проблема развития координированности у детей старшего дошкольного возраста является актуальной для ДОУ. Решать эту проблему можно разными способами. Танцевальная деятельность очень близка природе детского воображения и способу воссоздания образов «при посредстве собственного тела», следовательно, способствует развитию творческих способностей ребёнка. Практический опыт показал, что использование   танцевальных движений на занятиях по физической культуре оживляет занятие, помогает разнообразить и эмоционально окрасить процесс разучивания упражнений, служат способом психологической разгрузки. Когда дети танцуют, они выплескивают весь накопившийся за день стресс и негативные эмоции. Танцы значительно улучшают координацию движений, эластичность, пластичность и гибкость мышц, умение ориентироваться в пространстве, что помогает старшим дошкольникам более успешно осваивать все виды основных движений по программе физического развития. Кроме того, следует подчеркнуть особую роль танцев в формировании и улучшении памяти и дисциплинированности ребенка. Дошкольник учится запоминать и повторять движения, показанные педагогом, а через определенный промежуток времени, на следующем занятии, воспроизводить эти движения. Танцы раскрепощают. Даже если ребёнок скромный и стеснительный – танцы снимут все барьеры и сделают его более смелым и раскрепощенным. Танцы идеально подходят для того, чтобы потратить избыток энергии. Довольны будут не только дети, но и родители. Одним словом, на сегодняшний день выполнение танцевальных упражнений детьми-дошкольниками является неотъемлемой частью их физического и умственного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных логоматематических игр»

Родительское собрание было разработано и проведено мною с целью повышения родительской  компетентности в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, ознакомления с современными логом...

РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ И КРУПНЫХ МЫШЦ ТУЛОВИЩА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ УПРАЖНЕНИЙ С БОЛЬШИМ МЯЧОМ

- Сформированные знания детей о разновидностях мячей. - Знакомство с разнообразием игр с мячом. - Знакомство со спортивным инвентарём и экипировкой. - Активное участие детей в подвижных играх с мячом....

Родительское собрание в старшей группе на тему:"Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных дидактических игр ".

Цель – повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, познакомить с современными дидактическими играми, объединить детей и родителей совместным выполне...

Консультация для воспитателей «Развитие речи старших дошкольников с помощью игр В. Воскобовича»

Вся игровая технология «Сказочные лабиринты игры» полностью соответствует требованиям ФГОС ДО и очень интересна детям. Ценность развивающих детских игр состоит в том, что они быстро и эффе...

Самообразование воспитателя на тему: "Тема: «Развитие речи старших дошкольников с помощью дидактических игр».

Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи...