Оздоровительные технологии как средство развития речи дошкольников.
статья по физкультуре (средняя группа)

Щербак Наталья Ивановна

Оздоровительные технологии как средство развития речи дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shcherbak_n.i._statya_mbdou_detskiy_sad_no_85.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Щербак Н.И.,

(воспитатель МБДОУ «Детский сад № 85», г. Бийск)

Оздоровительные технологии как средство развития речи дошкольников.

                                     Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь

                                                просто кажется, как речь наша, но в самом существе

                                              ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как

                                           наша речь.  

                                                                                                                  А.Н. Радищев.  

Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. С помощью речи дети приобретают сведения об окружающей действительности, понимают друг друга, обмениваются своими впечатлениями и интересами. В дошкольном возрасте ребёнок должен научиться умению высказывать своё мнения, вступать в диалог поддерживать эмоциональный тон.

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех видов детской деятельности: познания, общения, игровая деятельность, познавательно-исследовательская. своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. В психическом развитие ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развитие речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи детей дошкольного возраста является одной из актуальной, поскольку процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким.

Первостепенной задачей, стоящей перед педагогами – это раннее выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция. Воспитание правильной речи необходимо проводить в комплексе как развитие психических функций (память, мышление, внимание), так и нарушение звукопроизношение сопровождающего несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи.

Для успешного речевого развития дошкольников необходимо создать условия для развития речи детей в общение как со сверстниками, так и со взрослыми. Важным является пример педагога и родителей в правильной литературной речи, грамматически верной, включая разнообразные образцы речевого этикета.

В нашем ДОУ нами систематически осуществляется чтение художественной литературы, применяют поэтические минутки, где дети слушают, проговаривают, учат стихи русских поэтов. Дети учатся выразительности, учатся слышать и представлять красоту переданных строк.

Для успешности работы с детьми используются элементы здоровьесберегающих технологий, а именно дыхательная гимнастика, направленная на развитие дыхания. По мнению Лурия А.Р. каждый орган речи имеет свою функцию и нарушения одного из них отражается на деятельности остальных органов. Как известно, речь образуется в фазе выдоха. Для слитного произношения целых смысловых отрезков (фраз, синтагм), облегчающего восприятие связной речи, необходим удлиненный выдох. Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро и безшумно произносить вдох и выдох. Формирование правильного речевого дыхания, за исключением выработки физиологического (диафрагмального) дыхания, осуществляется в процессе общего речевого дыхания. При работе над дыханием у ребёнка должны быть не подвижны плечи. При вдохе живот поднимается, при выдохи живот втягивается. Сформированность целенаправленной воздушной струи позволяет ребёнку более быстро освоить труднопроизносимые звуки, тренирует ситуативную фразовую речь, развивает самоконтроль над поведением, снижает гиперактивность и импульсивность. Дыхательные упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания.

Результаты проводимых специалистами исследований показали, что работа, направленная на развитие дыхания у детей дошкольного возраста, даёт положительный результат. За счёт постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения.

Отрабатывая правильное речевое дыхание, педагоги придерживаются следующих рекомендаций:

- Упражнения проводится в игровой форме;

- помещение хорошо предварительно проветрить;

- следить за правильной осанкой ребёнка;

- вдох через нос, выдох осуществляется ртом;

- при выдохе губы «трубочкой»;

- выдох длиннее чем вдох, ровный и плавный;

- не надувая щеки при выдохе;

- не поднимая плечи;

- упражнение на дыхания не более 3-5 повторов.

Работа с детьми по дыхательной гимнастике начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм. При выполнении упражнений дыхательной гимнастики необходимо следить за тем, чтобы ребёнок не переутомлялся. Все упражнения проводятся плавно, не напрягаясь. При систематическом повторении этих упражнений ребенок ощущает разницу в направлениях воздушной струи и учатся правильно ее регулировать.

Для работы с детьми нами разработаны дидактические пособия. Правильное дыхание является базой для развития правильной речи, а использование интересных и красочных пособий улучшает эмоциональное состояния ребёнка. Дети с удовольствием выполняют упражнения используя тренажёры для дыхания: (водяной, качели, бабочки, рыбки, попади в ворота, волшебные дорожки, снежинки, шарик, танцующие звездочки и т. д.).

Таким образом, здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми, позволяют своевременно скорректировать имеющие нарушения речи у ребенка и в дальнейшем окажет существенное влияние на качество школьного обучения.

Литература:

  1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Речевое развитие дошкольников. [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов / М.М. Ялексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000 г. – 159 с.
  2. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение. 2000 г. – 348 с.
  3. Кудрявцев, В.Т., Егоров, Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. [Текст]: программно – методическое пособие. / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров.– М.: Линка – Пресс, 2000 г. – 296 с.
  4. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов /Л.И. Белякова., Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова. – М.: Книголюб, 2004 г. – 132 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии как средство развития речи дошкольников

Консультация "Здоровьесберегающие технологии как средство развития речи дошкольников" была представлена узкими специалистами на семинаре по развитию речи для педагогов ДОУ...

Социо - игровая технология как средство развития речи дошкольника (Картотека игр).

Социо-игровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные спос...

Педагогические возможности ТРИЗ-технологий, как средство развития речи дошкольников.

Считаю, работа по ТРИЗ технологиям способствует тому, что ребенок из пассивного слушателя становится активным собеседником, так как во время обучения используются диалоги,  дискуссии, живое общен...

Составление загадок по ТРИЗ-технологии как средство развития речи дошкольников.

Составление загадок - это творчество, в результате которого получается творческий речевой продукт. Используя модели ТРИЗ-технологии это творчество становится доступным детям дошкольного возраста. Разв...

Игровые технологии как средство развития речи дошкольников в старшей группе

Игровые технологии как средство развития речи дошкольников в старшей группе...

Приказ "Проведение консультации на тему “ Игровые технологии как средство развития речи дошкольников в старшей группе”

Приказ "Проведение консультации на тему “ Игровые технологии как средство развития речи дошкольников в старшей группе&rdquo...

лего-технология как средство развития речи дошкольников

лего-технология как средство развития речи дошкольников...