«Влияние подвижных игр на формирование навыков основных движений».
статья по физкультуре

Швец Лариса Николаевна

         Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Ее характерная особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

        Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.

В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействуют воспитанию волевых качеств – выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия,  дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете.

 Все подвижные игры для детей дошкольного возраста можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и игры с элементами спортивных игр. Группу подвижных игр с правилами составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, по сложности правил и своеобразию двигательных заданий.

 Классификация подвижных игр.

Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные игры делят на сюжетные и бессюжетные, игры - забавы, аттракционы.

Сюжетные подвижные игры имеют готовый сюжет и твердо-зафиксированные правила. Это игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25), и это позволяет широко использовать их  в разных условиях и с разными целями. Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех. В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок, становится исполнителем ответственной роли – волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. Активность ребенка, исполняющего ведущую роль, побуждает и остальных участников игры – двигаться быстрее, энергичнее. Каждый ребенок, играя, проявляет инициативу, самостоятельность, быстроту и ловкость в меру своих возможностей. Дети приучаются к согласованным коллективным действиям в определенных условиях, учатся изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами.

Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.

В группу бессюжетных игр входят игры, разные по организации: для большого количества одновременно играющих детей («Ловишки», «Перебежки») и для небольших групп участников (игры с предметами: «Кегли», «Кольцеброс»), а также игры, в которых играющие делятся на звенья, команды (несложные игры-эстафеты). Бессюжетные игры очень близки к сюжетным – в них нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего в беге в сочетании с ловлей и увертыванием, прятаньем и т. д. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам. Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами. Правила требуют от участников быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и в старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида.

В работе с детьми дошкольного возраста используются игры - забавы, аттракционы. В них двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы на вечерах досуга и праздниках  доставляют детям много радости и требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, футбол и т. д.). К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. В играх средней подвижности тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

Подвижные игры различаются также: по сложности движений; по содержанию сюжета; по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений между играющими; по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.

С детьми первого года жизни проводятся игры-забавы, вызывающие у них звуки, движения, смех, радость, удовольствие («Прятки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока», «Догоню-догоню»).

На втором году жизни используются бессюжетные игры. В этих играх дети выполняют одно движение (ходьба, бросание) в индивидуальном темпе, но постепенно они переходят от индивидуальных действий к совместным («Передай мяч», «Догони собачку», «Принеси игрушку», «Паровоз», «Мишка»).

В дальнейшем в игры включаются более сложные движения и количество движений увеличивается. Сюжеты игр также усложняются.

Подвижные игры для малышей отличаются простотой сюжета (к примеру, птицы летают и возвращаются домой, автомобили едут и останавливаются). Главную роль в играх детей младшего возраста выполняет воспитатель, а малыши изображают одинаковые персонажи, например воспитатель-кот, все дети-мыши («Кот и мыши»). В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается (до 3-4).В играх роли распределяются между всеми детьми, например («Гуси-лебеди»). Постепенно увеличивается количество правил, усложняются взаимоотношения между детьми. В младших группах правила очень просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1-2), они связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой - возвращаются на свои места. Со временем вводятся ограничения действий: убегать в определенном направлении; пойманным отходить в сторону.

В играх с элементами соревнований сначала каждый действует каждый сам за себя (кто раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная ответственность: соревнующиеся делятся на группы, учитывается результат всего коллектива (чья группа попадет в цель большее количество раз в цель); проводятся соревнования на качество выполнения (чья колонна лучше построится; кто ни разу не уронит мяч), а также на скорость (кто быстрее добежит до флажка).

Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровождаются словами - стихами, песнями, которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания; подсказывают ритм и темп («По ровненькой дорожке», «Лошадки» и др.). Игры, сопровождающиеся текстом, даются и в старших группах, причем слова нередко произносятся хором («Мы - веселые ребята» и др.).

Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов - это отдых после интенсивных движений. Подвижные игры можно постепенно усложнять, но                                                                                           последовательность действий остается при этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованными. Можно усложнять двигательные задания, увеличивая расстояние (для бега, прыжков, метаний), или вводить новые виды движений (ходьбу и бег между предметами). Возможны также изменения темпа движения, увеличения числа «ловишек», количества детей в подгруппе, усложнение правил.

 Особенности методики обучения играм детей разного возраста.

Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от  поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее. Воспитатель делает указания, как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Указания необходимо делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу – все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры. Педагог подсказывает, как лучше выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться), напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко. Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием каждого ребенка. Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении игры детям разрешают бегать 10сек., то при повторении ее несколько повышают нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на пятом-шестом – снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений. Игры большой подвижности повторяются 3-4 раза, более спокойные - 4-6 раз. Паузы между повторениями 0,3-0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.

Использование подвижных игр для закрепления основных движений.

Подвижные игры широко используются в детском саду как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Они проводятся со всеми детьми одновременно на дневной, вечерней (после полдника) прогулке.

       Основные движения укрепляют все группы мышц, связки, суставы, сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы, внутренние органы, способствуют развитию физических качеств. Упражнения с предметами (метание, лазанье) развивают мышцы кисти рук, стопы. При выполнении упражнений в горизонтальном положении с опорой на ноги и руки (ползание) снижается нагрузка на позвоночник, что благотворно влияет на осанку.

       Основные движения, проводимые под музыку и выполняемые совместно группой детей, вызывают положительные эмоции, способствуют развитию ритма, воспитанию согласованных действий в коллективе.

Организуя игры, воспитатель должен учитывать их особенности. В каждой возрастной группе особенно велико значение игр и упражнений для закрепления и совершенствования у детей навыков в основных видах движений. Дети стараются действовать не только наиболее эффективным способом, но и с максимальной мобилизацией усилий для достижения наилучшего результата, проявляя положительные моральные качества. При  выборе игр решающее слово чаще всего остается за воспитателем, однако необходимо учитывать желания детей и по возможности идти им навстречу, организуя наиболее любимые игры.

Характеристика основных движений.

К основным движениям относятся: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание. Они называются основными потому, что человек ими пользовался с давних времен как средством передвижения, добычи пищи и защиты от нападения.

       Эти движения и в настоящее время имеют важное значение для человека; одни из них (ходьба, бег) являются способами передвижения; другие используются в естественных условиях (прыжки через канавку); третьи (ходьба и бег на месте, ходьба скрестным шагом, бросание и ловля мяча и др.) применяются для решения задач физического воспитания.

Она относится к циклическим движениям. Цикл движений при ходьбе состоит из чередующихся шагов левой и правой ногой. Обычная ходьба – это естественный способ передвижения человека. К концу дошкольного возраста нужно сформировать следующие навыки:

      1. голову и туловище держать прямо, но ненапряженно; плечи слегка отводить назад, живот подбирать, смотреть на 2-3м вперед, выбирая себе дорогу.

      2. идти ровным, нешироким шагом, с перекатом с пятки на носок, слегка разворачивая стопы наружу; ноги поднимать не слишком высоко, но и не шаркать ими; сохранять средний темп.

      3. согласовывать движения ног и рук; амплитуда движений рук должна соответствовать длине шага.

      4. ходить по прямой, сохраняя направление.

      Ходьба может быть использована для отдыха и успокоения организма после упражнений большой подвижности. Существует несколько видов ходьбы: ходьба на носках, ходьба на пятках, ходьба на наружных сторонах стоп, ходьба с высоким подниманием колена, ходьба широким шагом, ходьба приставным шагом, гимнастическая ходьба, ходьба скрестным шагом, ходьба в полуприседе, ходьба в приседе, ходьба с выпадами вперед, ходьба с различными исходными положениями и движениями рук.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РАВНОВЕСИЯ. В эту группу включают упражнения, которые выполняются на ограниченной и повышенной площади опоры. Для развития равновесия используются упражнения динамического характера (ходьба, бег, прыжки и др.), а также статического характера (приседание на носках, стойка на одной ноге и др.). Упражнения для развития равновесия усложняются от одной возрастной группы к другой. Вначале даются упражнения на полу, а в дальнейшем – на пособиях. Чем меньше площадь опоры, чем больше высота предмета (доски, скамейки, бревна) и угол его наклона, тем труднее выполнять упражнения и сохранять равновесие. Поэтому ширина пособий с возрастом уменьшается от 25 до 10см, а высота их увеличивается от 10 до 40см. Когда выполняются сложные упражнения на пособиях, воспитатель обеспечивает страховку и помощь ребенку.

  ЛАЗАНЬЕ, ПОЛЗАНИЕ, ПОДЛЕЗАНИЕ, ПРОЛЕЗАНИЕ, ВЛЕЗАНИЕ. Эти упражнения связаны с перемещением тела в вертикальном, наклонном, горизонтальном положении с опорой на ноги и руки. Дошкольников учат ползать по полу на животе разноименным и одноименным способами. При ползании  на четвереньках опираются на стопы и ладони (ноги слегка согнуты в коленях), на колени и ладони, колени и предплечья. Ползание проводится и на ограниченной площади (по веревке, доске, скамейке, лестнице, бревну), при этом у детей  одновременно развивается равновесие. Когда ребенок овладевает ходьбой, его учат подлезать под предметы (дугу, веревку и др.), не касаясь руками пола. Пролезание в обруч, перелезания через бревно или гимнастическую скамейку, влезание на предметы (ящик, пенек и др.) требуют обязательных упражнений для выпрямления туловища (поднятие рук вверх над головой, взмахи руками), а также упражнения на расслабление плечевого пояса. Лазанье проводится на лесенке – стремянке, гимнастической стенке, вышке, наклонной лестнице, по веревочной лестнице, канату.

      ПРЫЖКИ. Прыжок относится к ациклическим скоростно-силовым движениям. Техника прыжка состоит из следующих элементов: исходное положение, замах или разбег, толчок, полет и приземление. Обучение прыжкам осуществляется в определенной последовательности. Начинают обучение с самых простых видов прыжка – подпрыгивания, спрыгивания с высоты, затем переходят к более сложным – прыжкам в длину и в высоту с места, а завершают прыжками в длину и в высоту с разбега. Для закрепления навыка прыжка используются подвижные игры и преодоление препятствий в естественных условиях (прыжки через невысокие кочки, канавки, лужи, ручейки). В старшей группе приступают к систематическому разучиванию прыжков со скакалкой. Сначала дети осваивают упражнения с длинной скакалкой, которые состоят из пробеганий, перепрыгиваний, прыжков.

      МЕТАНИЕ. Метание – ациклическое скоростно-силовое упражнение. Катание, прокатывание, скатывание выполняются из разных исходных положений; сидя на полу, сидя на стуле, стоя. Сначала воспитатель сам направляет мяч ребенку и учит ловить его. Затем дети катают мяч друг другу. Бросание мяча вверх и ловля двумя руками  доступны детям с трехлетнего возраста. Когда дети освоят простые способы бросания и ловли, им предлагают более сложные задания: бросание мяча вниз о пол и ловля его, бросание мяча в стенку. Техника метания состоит из следующих элементов: исходное положение, прицеливание, замах, бросок, сохранение равновесия после броска. Существует несколько способов метания: «из-за спины через плечо», метание на дальность, «прямой рукой сверху», «прямой рукой сбоку», «снизу», «от груди», «от плеча», «сбоку», «из-за головы», метание в цель.

      БЕГ.  В отличие от ходьбы, бег – более быстрый способ передвижения. Он более эффективно влияет на организм. Детей обучают разным видам бега.

Обычный бег. В дошкольном возрасте нужно научить детей:

      1. туловище и голову слегка наклонять, смотреть вперед;

      2. согласовывать движения рук и ног: правую руку выносить вперед по направлению к плечу одновременно с левой ногой и, наоборот, левую руку – с правой ногой;

      3. бежать легко, ставя ногу с пятки с перекатом на всю ступню и переходом на носок;

      4.сохранять направление бега.

         Бег на носках. Этот бег используется с третьего года жизни. Дети могут бегать как на площадке, так и в помещении. Необходимо следить, чтобы они бежали на носках легко, ногу ставили на переднюю часть стопы, слегка отрываясь от пола. Шаг неширокий, амплитуда движения рук небольшая. Руки часто ставятся на пояс. Бегать нужно бесшумно, «как мышки».

         Бег с высоким подниманием колен (бедра). Этот бег используется на четвертом году жизни. Он проводится как на месте, так и с продвижением вперед. При беге на месте дети высоко поднимают колено (поочередно одной и другой ноги), подтягивают его к животу и тут же опускают ногу на носок. Амплитуда движения рук незначительна. Воспитатель наряду с показом и объяснениями применяет имитацию (бегать, как лошадки, бегать по глубокому снегу, по высокой траве и т.д.).

         Бег широким шагом  используется с пятого года жизни. При обучении пользуются показом, объяснениями и зрительными ориентирами (бег через линии, из обруча в обруч, из кружка в кружок, из квадрата в квадрат). В старшей группе задания усложняются: обегать предметы, перепрыгивать шнуры, пролезать в обруч, подлезать под шнур. В подготовительной группе бег сочетается с перешагиванием барьера, набивных мячей.

         Бег по холмистой местности сочетается с выполнением заданий: вбегание на горку, сбегание с нее, бег по бревну и спрыгивание с него, залезание на пенек и слезание с него и т.д.

В колонне по одному дети начинают бегать на третьем году жизни. Детей учат правилам не обгонять бегущего впереди в колонне по одному и не отставать от него, т.е. соблюдать дистанцию, держась ближе к краям зала (площадки). В старшей группе дается бег спиной вперед, боком (приставным шагом) в правую и левую сторону, по диагонали. Бег змейкой используют на третьем году жизни. Дети бегают между предметами (кегли, кубики), расставленными на одной линии. В старшей группе дети бегают змейкой с одной стороны площадки до другой. Бег по кругу, держась за руки, дается в младших группах (друг за другом). В средней группе бегают по кругу, держась за веревку (шнур). В старшем возрасте дети бегают, не держась за руки. Используется также бег в двух кругах навстречу друг другу. Бег врассыпную дается на третьем году жизни. При этом используются зрительные ориентиры: между предметами (кеглями, кубиками), расставленными на полу. Детям объясняют, что, обегая предметы, нельзя задевать за них. В дальнейшем детей приучают бегать без предметов, не наталкиваясь друг на друга, уступать дорогу друг другу, использовать все пространство зала или площадки. Бег в разном темпе усиливает деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной систем, способствует развитию быстроты, ловкости, равновесия. Челночный бег дается со средней группы. При этом беге развивается не только быстрота, но и ловкость.

      ОКОНЧАНИЕ ИГРЫ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением, перейти к каким- либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиваться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

                                

                                                                                           

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Методические рекомендации для педагогов ГБДОУ

 Тема: «Влияние подвижных игр на формирование навыков

                                 основных движений».

 

Воспитатель ГБДОУ № 8

                                                                                   Швец Лариса Николаевна

 

Санкт – Петербург

2019 г.

                             ПЛАН                                                   Стр.

1. Подвижная игра – средство всестороннего развития            - 3

    личности ребенка.

2. Классификация подвижных игр                                                - 4

3. Особенности методики обучения играм детей разного         - 6

    возраста

4. Характеристика основных движений                                       - 9

5. Использование подвижных игр для закрепления                   - 13

    основных движений

6. Приложение                                                                               - 14

1. Подвижная игра – средство всестороннего развития личности ребенка.

         Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Ее характерная особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

        Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.

В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействуют воспитанию волевых качеств – выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия,  дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете.

Изучением подвижных игр для дошкольников занимались такие педагоги, как Л.И. Чулицкая, Е.А. Аркин, М.М.Конторович, Н.А. Метлов, Л.И.Михайлова, а позднее З.М.Богуславская, А.И.Быкова, А.И.Сорокина и др.

 Все подвижные игры для детей дошкольного возраста можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и игры с элементами спортивных игр. Группу подвижных игр с правилами составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, по сложности правил и своеобразию двигательных заданий.

2. Классификация подвижных игр.

Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные игры делят на сюжетные и бессюжетные, игры - забавы, аттракционы.

Сюжетные подвижные игры имеют готовый сюжет и твердо-зафиксированные правила. Это игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25), и это позволяет широко использовать их  в разных условиях и с разными целями. Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех. В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок, становится исполнителем ответственной роли – волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. Активность ребенка, исполняющего ведущую роль, побуждает и остальных участников игры – двигаться быстрее, энергичнее. Каждый ребенок, играя, проявляет инициативу, самостоятельность, быстроту и ловкость в меру своих возможностей. Дети приучаются к согласованным коллективным действиям в определенных условиях, учатся изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами.

Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.

В группу бессюжетных игр входят игры, разные по организации: для большого количества одновременно играющих детей («Ловишки», «Перебежки») и для небольших групп участников (игры с предметами: «Кегли», «Кольцеброс»), а также игры, в которых играющие делятся на звенья, команды (несложные игры-эстафеты). Бессюжетные игры очень близки к сюжетным – в них нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего в беге в сочетании с ловлей и увертыванием, прятаньем и т. д. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам. Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами. Правила требуют от участников быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и в старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида.

В работе с детьми дошкольного возраста используются игры - забавы, аттракционы. В них двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы на вечерах досуга и праздниках  доставляют детям много радости и требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, футбол и т. д.). К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. В играх средней подвижности тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

Подвижные игры различаются также: по сложности движений; по содержанию сюжета; по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений между играющими; по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.

С детьми первого года жизни проводятся игры-забавы, вызывающие у них звуки, движения, смех, радость, удовольствие («Прятки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока», «Догоню-догоню»).

На втором году жизни используются бессюжетные игры. В этих играх дети выполняют одно движение (ходьба, бросание) в индивидуальном темпе, но постепенно они переходят от индивидуальных действий к совместным («Передай мяч», «Догони собачку», «Принеси игрушку», «Паровоз», «Мишка»).

В дальнейшем в игры включаются более сложные движения и количество движений увеличивается. Сюжеты игр также усложняются.

Подвижные игры для малышей отличаются простотой сюжета (к примеру, птицы летают и возвращаются домой, автомобили едут и останавливаются). Главную роль в играх детей младшего возраста выполняет воспитатель, а малыши изображают одинаковые персонажи, например воспитатель-кот, все дети-мыши («Кот и мыши»). В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается (до 3-4).В играх роли распределяются между всеми детьми, например («Гуси-лебеди»). Постепенно увеличивается количество правил, усложняются взаимоотношения между детьми. В младших группах правила очень просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1-2), они связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой - возвращаются на свои места. Со временем вводятся ограничения действий: убегать в определенном направлении; пойманным отходить в сторону.

В играх с элементами соревнований сначала каждый действует каждый сам за себя (кто раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная ответственность: соревнующиеся делятся на группы, учитывается результат всего коллектива (чья группа попадет в цель большее количество раз в цель); проводятся соревнования на качество выполнения (чья колонна лучше построится; кто ни разу не уронит мяч), а также на скорость (кто быстрее добежит до флажка).

Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровождаются словами - стихами, песнями, которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания; подсказывают ритм и темп («По ровненькой дорожке», «Лошадки» и др.). Игры, сопровождающиеся текстом, даются и в старших группах, причем слова нередко произносятся хором («Мы - веселые ребята» и др.).

Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов - это отдых после интенсивных движений. Подвижные игры можно постепенно усложнять, но                                                                                           последовательность действий остается при этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованными. Можно усложнять двигательные задания, увеличивая расстояние (для бега, прыжков, метаний), или вводить новые виды движений (ходьбу и бег между предметами). Возможны также изменения темпа движения, увеличения числа «ловишек», количества детей в подгруппе, усложнение правил.

3. Особенности методики обучения играм детей разного возраста.

Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от  поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее. Воспитатель делает указания, как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Указания необходимо делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу – все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры. Педагог подсказывает, как лучше выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться), напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко. Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием каждого ребенка. Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении игры детям разрешают бегать 10сек., то при повторении ее несколько повышают нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на пятом-шестом – снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений. Игры большой подвижности повторяются 3-4 раза, более спокойные - 4-6 раз. Паузы между повторениями 0,3-0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.

      ВЫБОР ИГР. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, погодные и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их  дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

      СБОР ДЕТЕЙ НА ИГРУ. Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3 -5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Воспитатель может взять в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.

С детьми старших групп, следует заранее договориться, в какую игру они будут играть, где они соберутся и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик и т.д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощникам – наиболее активным детям собрать всех для игры. Можно также распределить детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в определенном месте как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось). Собирать детей надо быстро (1-2 мин.), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

      СОЗДАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИГРЕ. Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше  усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Подвести детей к игре можно путем вопросов, загадывания загадок. Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?». Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем перед игрой.

      ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРАЮЩИХ, ОБЪЯСНЕНИЕ ИГРЫ. Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг). Старшую группу можно построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя. Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг). В младшей группе все объяснения делаются в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах воспитатель говорит название, раскрывает содержание и объясняет правила еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не надо давать сразу же подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а, потом в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснения содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры.

Это обычно делает воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо. Сдругой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно чтобы все умели выполнять эти роли. В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие. При разделении на колонны, звенья, команды надо группировать сильных детей с более слабыми, особенно в таких играх, где есть элемент соревнования («Мяч водящему», «Эстафета по кругу»). Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.

      ОКОНЧАНИЕ ИГРЫ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением, перейти к каким- либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиваться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

4. Характеристика основных движений.

К основным движениям относятся: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание. Они называются основными потому, что человек ими пользовался с давних времен как средством передвижения, добычи пищи и защиты от нападения.

       Эти движения и в настоящее время имеют важное значение для человека; одни из них (ходьба, бег) являются способами передвижения; другие используются в естественных условиях (прыжки через канавку); третьи (ходьба и бег на месте, ходьба скрестным шагом, бросание и ловля мяча и др.) применяются для решения задач физического воспитания.

Она относится к циклическим движениям. Цикл движений при ходьбе состоит из чередующихся шагов левой и правой ногой. Обычная ходьба – это естественный способ передвижения человека. К концу дошкольного возраста нужно сформировать следующие навыки:

      1. голову и туловище держать прямо, но ненапряженно; плечи слегка отводить назад, живот подбирать, смотреть на 2-3м вперед, выбирая себе дорогу.

      2. идти ровным, нешироким шагом, с перекатом с пятки на носок, слегка разворачивая стопы наружу; ноги поднимать не слишком высоко, но и не шаркать ими; сохранять средний темп.

      3. согласовывать движения ног и рук; амплитуда движений рук должна соответствовать длине шага.

      4. ходить по прямой, сохраняя направление.

      Ходьба может быть использована для отдыха и успокоения организма после упражнений большой подвижности. Существует несколько видов ходьбы: ходьба на носках, ходьба на пятках, ходьба на наружных сторонах стоп, ходьба с высоким подниманием колена, ходьба широким шагом, ходьба приставным шагом, гимнастическая ходьба, ходьба скрестным шагом, ходьба в полуприседе, ходьба в приседе, ходьба с выпадами вперед, ходьба с различными исходными положениями и движениями рук.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РАВНОВЕСИЯ. В эту группу включают упражнения, которые выполняются на ограниченной и повышенной площади опоры. Для развития равновесия используются упражнения динамического характера (ходьба, бег, прыжки и др.), а также статического характера (приседание на носках, стойка на одной ноге и др.). Упражнения для развития равновесия усложняются от одной возрастной группы к другой. Вначале даются упражнения на полу, а в дальнейшем – на пособиях. Чем меньше площадь опоры, чем больше высота предмета (доски, скамейки, бревна) и угол его наклона, тем труднее выполнять упражнения и сохранять равновесие. Поэтому ширина пособий с возрастом уменьшается от 25 до 10см, а высота их увеличивается от 10 до 40см. Когда выполняются сложные упражнения на пособиях, воспитатель обеспечивает страховку и помощь ребенку.

  ЛАЗАНЬЕ, ПОЛЗАНИЕ, ПОДЛЕЗАНИЕ, ПРОЛЕЗАНИЕ, ВЛЕЗАНИЕ. Эти упражнения связаны с перемещением тела в вертикальном, наклонном, горизонтальном положении с опорой на ноги и руки. Дошкольников учат ползать по полу на животе разноименным и одноименным способами. При ползании  на четвереньках опираются на стопы и ладони (ноги слегка согнуты в коленях), на колени и ладони, колени и предплечья. Ползание проводится и на ограниченной площади (по веревке, доске, скамейке, лестнице, бревну), при этом у детей  одновременно развивается равновесие. Когда ребенок овладевает ходьбой, его учат подлезать под предметы (дугу, веревку и др.), не касаясь руками пола. Пролезание в обруч, перелезания через бревно или гимнастическую скамейку, влезание на предметы (ящик, пенек и др.) требуют обязательных упражнений для выпрямления туловища (поднятие рук вверх над головой, взмахи руками), а также упражнения на расслабление плечевого пояса. Лазанье проводится на лесенке – стремянке, гимнастической стенке, вышке, наклонной лестнице, по веревочной лестнице, канату.

      ПРЫЖКИ. Прыжок относится к ациклическим скоростно-силовым движениям. Техника прыжка состоит из следующих элементов: исходное положение, замах или разбег, толчок, полет и приземление. Обучение прыжкам осуществляется в определенной последовательности. Начинают обучение с самых простых видов прыжка – подпрыгивания, спрыгивания с высоты, затем переходят к более сложным – прыжкам в длину и в высоту с места, а завершают прыжками в длину и в высоту с разбега. Для закрепления навыка прыжка используются подвижные игры и преодоление препятствий в естественных условиях (прыжки через невысокие кочки, канавки, лужи, ручейки). В старшей группе приступают к систематическому разучиванию прыжков со скакалкой. Сначала дети осваивают упражнения с длинной скакалкой, которые состоят из пробеганий, перепрыгиваний, прыжков.

      МЕТАНИЕ. Метание – ациклическое скоростно-силовое упражнение. Катание, прокатывание, скатывание выполняются из разных исходных положений; сидя на полу, сидя на стуле, стоя. Сначала воспитатель сам направляет мяч ребенку и учит ловить его. Затем дети катают мяч друг другу. Бросание мяча вверх и ловля двумя руками  доступны детям с трехлетнего возраста. Когда дети освоят простые способы бросания и ловли, им предлагают более сложные задания: бросание мяча вниз о пол и ловля его, бросание мяча в стенку. Техника метания состоит из следующих элементов: исходное положение, прицеливание, замах, бросок, сохранение равновесия после броска. Существует несколько способов метания: «из-за спины через плечо», метание на дальность, «прямой рукой сверху», «прямой рукой сбоку», «снизу», «от груди», «от плеча», «сбоку», «из-за головы», метание в цель.

      БЕГ.  В отличие от ходьбы, бег – более быстрый способ передвижения. Он более эффективно влияет на организм. Детей обучают разным видам бега.

Обычный бег. В дошкольном возрасте нужно научить детей:

      1. туловище и голову слегка наклонять, смотреть вперед;

      2. согласовывать движения рук и ног: правую руку выносить вперед по направлению к плечу одновременно с левой ногой и, наоборот, левую руку – с правой ногой;

      3. бежать легко, ставя ногу с пятки с перекатом на всю ступню и переходом на носок;

      4.сохранять направление бега.

         Бег на носках. Этот бег используется с третьего года жизни. Дети могут бегать как на площадке, так и в помещении. Необходимо следить, чтобы они бежали на носках легко, ногу ставили на переднюю часть стопы, слегка отрываясь от пола. Шаг неширокий, амплитуда движения рук небольшая. Руки часто ставятся на пояс. Бегать нужно бесшумно, «как мышки».

         Бег с высоким подниманием колен (бедра). Этот бег используется на четвертом году жизни. Он проводится как на месте, так и с продвижением вперед. При беге на месте дети высоко поднимают колено (поочередно одной и другой ноги), подтягивают его к животу и тут же опускают ногу на носок. Амплитуда движения рук незначительна. Воспитатель наряду с показом и объяснениями применяет имитацию (бегать, как лошадки, бегать по глубокому снегу, по высокой траве и т.д.).

         Бег широким шагом  используется с пятого года жизни. При обучении пользуются показом, объяснениями и зрительными ориентирами (бег через линии, из обруча в обруч, из кружка в кружок, из квадрата в квадрат). В старшей группе задания усложняются: обегать предметы, перепрыгивать шнуры, пролезать в обруч, подлезать под шнур. В подготовительной группе бег сочетается с перешагиванием барьера, набивных мячей.

         Бег по холмистой местности сочетается с выполнением заданий: вбегание на горку, сбегание с нее, бег по бревну и спрыгивание с него, залезание на пенек и слезание с него и т.д.

В колонне по одному дети начинают бегать на третьем году жизни. Детей учат правилам не обгонять бегущего впереди в колонне по одному и не отставать от него, т.е. соблюдать дистанцию, держась ближе к краям зала (площадки). В старшей группе дается бег спиной вперед, боком (приставным шагом) в правую и левую сторону, по диагонали. Бег змейкой используют на третьем году жизни. Дети бегают между предметами (кегли, кубики), расставленными на одной линии. В старшей группе дети бегают змейкой с одной стороны площадки до другой. Бег по кругу, держась за руки, дается в младших группах (друг за другом). В средней группе бегают по кругу, держась за веревку (шнур). В старшем возрасте дети бегают, не держась за руки. Используется также бег в двух кругах навстречу друг другу. Бег врассыпную дается на третьем году жизни. При этом используются зрительные ориентиры: между предметами (кеглями, кубиками), расставленными на полу. Детям объясняют, что, обегая предметы, нельзя задевать за них. В дальнейшем детей приучают бегать без предметов, не наталкиваясь друг на друга, уступать дорогу друг другу, использовать все пространство зала или площадки. Бег в разном темпе усиливает деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной систем, способствует развитию быстроты, ловкости, равновесия. Челночный бег дается со средней группы. При этом беге развивается не только быстрота, но и ловкость.

5. Использование подвижных игр для закрепления основных движений.

Подвижные игры широко используются в детском саду как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Они проводятся со всеми детьми одновременно на дневной, вечерней (после полдника) прогулке.

       Основные движения укрепляют все группы мышц, связки, суставы, сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы, внутренние органы, способствуют развитию физических качеств. Упражнения с предметами (метание, лазанье) развивают мышцы кисти рук, стопы. При выполнении упражнений в горизонтальном положении с опорой на ноги и руки (ползание) снижается нагрузка на позвоночник, что благотворно влияет на осанку.

       Основные движения, проводимые под музыку и выполняемые совместно группой детей, вызывают положительные эмоции, способствуют развитию ритма, воспитанию согласованных действий в коллективе.

Организуя игры, воспитатель должен учитывать их особенности. В каждой возрастной группе особенно велико значение игр и упражнений для закрепления и совершенствования у детей навыков в основных видах движений. Дети стараются действовать не только наиболее эффективным способом, но и с максимальной мобилизацией усилий для достижения наилучшего результата, проявляя положительные моральные качества. При  выборе игр решающее слово чаще всего остается за воспитателем, однако необходимо учитывать желания детей и по возможности идти им навстречу, организуя наиболее любимые игры.                                

                                                                                           

ПРИЛОЖЕНИЯ:

                Игры с бегом.

       Игра «Совушка». В одном из углов площадки обозначается гнездо совушки. В гнезде находится водящий – совушка. Остальные играющие бегают по площадке, изображая жуков, бабочек и других насекомых. Через некоторое время воспитатель говорит: «Ночь!» Играющие замирают на месте в той позе, в какой их застала ночь. Совушка вылетает из своего гнезда. Медленно летит, машет крыльями и смотрит, не пошевельнется ли кто. Того, кто пошевелился, совушка уводит к себе в гнездо. А воспитатель говорит: «День!» Бабочки, жуки и другие опять начинают летать, кружиться, жужжать. После 2-3 вылетов совушки на охоту подсчитывается число пойманных. Выбирается другая совушка.

Указания. До начала игры воспитатель рассказывает о повадках совушки, о том, что она хорошо видит ночью. Предупреждает, что совушка должна следить одновременно за всеми насекомыми.

                Игры с прыжками.

       Игра «Волк во рву». Поперек площадки или зала двумя параллельными линиями на расстоянии около 100см одна от другой обозначен ров. В нем находится водящий – волк. Остальные дети – козы. Они живут в доме (стоят за чертой вдоль границы зала). На противоположной стороне зала линией отделено поле. На слова воспитателя «Козы, в поле, волк во рву!» дети бегут из дома в поле и перепрыгивают по дороге через ров. Волк бегает во рву, стараясь поймать прыгающих коз. Пойманный  игрок отходит в сторону. Воспитатель говорит: «Козы, домой!» Козы бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. После 2-3 перебежек выбирается или назначается другой водящий.

Указания. Коза считается пойманной, если волк коснулся ее в тот момент, когда она перепрыгивала ров, или она попала в ров ногой. Для усложнения игры можно выбрать 2 волков.                   

  Игры с лазаньем.

       Игра «Перелет птиц». Птицы (дети), расправив крылья, летают по всей площадке. По сигналу «буря» они скрываются на деревьях (влезают на гимнастическую стенку). Когда воспитатель скажет: «Буря прекратилась!» - птицы слезают с ветвей (спускаются со стенки) и продолжают летать.

Указания. Если нет гимнастической стенки, используются скамейки, ящики, и другие предметы.

                  Игры с метанием, бросанием и ловлей.

       Игра «Охотники и утки». Взявшись за руки, играющие составляют круг. Рассчитавшись на первый-второй, образуют 2 команды: одни – охотники, другие – утки. Охотники остаются на своих местах в кругу, а утки выходят в середину круга. Перед носками стоящих в кругу проводится черта, за которую охотникам переступать нельзя.  Охотники перебрасывают мяч, стараясь попасть им в уток. Утки убегают, увертываются от мяча. Утка, которую задел мяч, считается подстреленной и выходит из круга. Через некоторое время по сигналу воспитателя охотники подсчитывают свои трофеи. Команды меняются ролями.

Указания. Ударять мячом можно только по ногам.

                Игры малой подвижности.

       Игра «Найди и промолчи». Дети стоят в шеренге лицом к воспитателю. Он предлагает им повернуться и закрыть глаза, а сам в это время прячет какой-нибудь предмет. По разрешению воспитателя дети поворачиваются, открывают глаза и приступают к поискам спрятанного предмета. Нашедший предмет подходит к воспитателю и тихо, на ухо говорит, где он его нашел. Если он сказал правильно, то отходит в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не найдут спрятанный предмет.

Указания. Воспитатель поручает прятать предмет и самим детям. Если кто-то затрудняется в поисках, можно подсказывать ему, говоря «холодно» или «жарко».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Хуклаева Д.В. «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях» М. 1984г.

2. Осокина Т.И. «Физическая культура в детском саду» М.1978г.

3. Адашкявичене Э.И. «Спортивные игры и упражнения в детском саду» М.1992г.

4. Тимофеева Е.А. «Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста» М.1985г.

5. Шибено В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. «Физическое воспитание дошкольников» М.1996г.

6. Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» М. 2001г.

7. Козак О.Н. «Летние игры для больших и маленьких» С-Пб. 1997г.

8. Гайдаренко Е.П. «Игры, Забавы, развлечения для детей и взрослых»  М.1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

влияние подвижных игр на формирование гнавыков основных движений детей дошкольного возраста.

Разработка и экспериментальная проверка эффективности влияния подвижных игр направленная на  формирование основных видов движений дошкольников....

Подвижные игры как средство закрепления основных движений у детей старшего дошкольного возраста

Глава 1.  Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….51.1. Значение подвижных игр в воспитании дошкольников………………...51.2.Значение подвижны...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Подвижные игры как средство совершенствования основных движений у детей 7-го года жизни на занятиях по физической культуре»

В представленном опыте раскрыта система работы по совершенствованию основных движений у детей 7-го года жизни на занятиях по физической культуре....

Статья: "Формирование навыков основных видов движений у дошкольника"

С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно - сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопро...

Влияние подвижных игр на формирование навыков основных движений детей дошкольного возраста.

Место подвижной игры в процессе формирования навыков основных движений у детей раннего возраста. Требования к подбору подвижных игр при обучении основным движениям. Особенности подвижных игр детей 3-г...