Организация РППС ДО в области физического развития
статья по физкультуре

Солярская Светлана Викторовна

В статье раскрываются принципы организации РППС для максимальной реализации образовательного потенциала пространства дошкольной организации. В презентации иллюстрируются принципы трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности построения РППС в ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_rpps_dlya_fizvospitaniya.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт педагога — всё это волнует сообщество дошкольных педагогов. Изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети.

Все это вносит свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, и соответственно в предметно-пространственную среду, которая окружает ребенка.

И, значит, вопрос организации в дошкольном учреждении развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей современным требованиям, на сегодняшний день наиболее актуален. Ведь качественная предметно-пространственная среда является одним из основных условий успешной реализации основной образовательной программы и является важным критерием оценки деятельности дошкольной организации.

В Федеральном государственном образовательном стандарте определены образовательные области, основанные на интеграции разнообразных видов детской деятельности. В частности, область физического развития, которая предполагает как развитие основных движений и физических качеств ребенка, так и познавательное развитие дошкольников через ознакомление с разными видами спорта, знакомство со спортсменами и т.д.

В стандарте прописано, что развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства  дошкольной организации, групп и территории прилегающей к ДОУ. С целью реализации данного требования в ДОУ функционирует спортивный зал, в группах созданы физкультурные уголки, оборудован спортивный стадион.

2 и 3 слайды

Одним из требований к предметно-пространственной среде является возможность обеспечения общения и совместной деятельности детей. В свою очередь, общение и совместная деятельность детей наиболее ярко проявляется в игровой деятельности, поэтому в спортивном зале и в групповых помещениях имеется достаточное количество дидактических игр физкультурной и спортивной направленности.

4 и 5 слайд  

Развивающая предметно-пространственная среда должна строиться с учетом  национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Одним из средств формирования у детей интереса и любви к родному краю, формирования знаний и представлений об обычаях народа коми являются подвижные игры народа Коми, которые были подобраны и оформлены в картотеку. (показ картотеки коми игр)

Опыт организации картотек из необходимого для работы материала для нашей дошкольной организации не новый. В картотеки переведены подвижные игры, дыхательные и пальчиковые гимнастики, музыкально-подвижные игры и т.п. Вот, например, картотека игр и игровых двигательных заданий  для детей старшего возраста. (показ картотеки старшего возраста)

При организации развивающей предметно-пространственной среды  мы руководствуемся, согласно ФГОС, следующими принципами: она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

6 слайд

На том, как реализуется каждый из этих принципов в нашем дошкольном учреждении, остановлюсь подробнее.

Содержательная насыщенность среды, направленной на физическое развитие дошкольников, подразумевает непосредственно само физкультурное оборудование, а так же оборудование, пособия и материалы позволяющие решить задачи познавательного развития дошкольников. Во многих группах нашего учреждения имеются интерактивные доски, которые позволяют преподносить материал в более интересной, яркой и увлекательной форме.

7 слайд

Дети могут своими глазами увидеть, например, зажжение Олимпийского огня, познакомиться с различными видами спорта и спортивными снарядами в ходе активной деятельности, организованной на основе использования электронных образовательных ресурсов, или ознакомиться с техникой выполнения того или иного упражнения.

8 слайд , 9 слайд

Это не значит, что мы отказались от использования, ставшего достаточно традиционным, демонстрационного материала. Это прекрасная возможность для организации работы подгруппами или парами. После организованного занятия, дети могут продолжить в группах отработку какого либо умения, ориентируясь на схему выполнения упражнения.

10 слайд

Они могут выполнять готовые задания с определенным инвентарем, опираясь на схему, или придумать задание самостоятельно и тут же зарисовать его на свободной карточке. Это позволяет достаточно эффективно формировать у детей такие качества личности как инициативность, самостоятельность, способность к самоконтролю.

11 слайд, 12 слайд

Еще одним положительным моментом использования этих карточек является возможность активизации взаимодействия с родителями. Схему с набором упражнений для утренней гимнастики ребенок может взять домой и выполнять комплекс вместе с родителями. У многих детей есть дома спортивные комплексы или просто гимнастические лестницы. И, если ребята затрудняются, а родители просто не знают, как организовать занятия с детьми на спортивных снарядах, то подсказку они могут найти опять-таки на карточках. (показ папки со схемами для старших, показ альбома со схемами игровых заданий для младших дошкольников)

Если мы говорим о схемах, то нельзя не упомянуть «Таблицу внешних признаков утомления»,  которая постоянно находится как в спортивном зале, так и в старших группах детского сада.  (показ таблицы внешних признаков утомления детей)

Дети, согласно схеме, самостоятельно могут определить не только степень утомления, но и вспомнить необходимые действия.

Следующий принцип, трансформируемость пространства, предполагает возможность изменения пространственно-предметной среды в зависимости от образовательной ситуации. Реализация данного принципа делает необходимым правильное размещение имеющегося оборудования и создание нового, такого, которое позволит быстро изменить пространство в соответствии с решаемыми в данный момент образовательными задачами. Так, например, в спортивном зале нашего дошкольного учреждения, в соответствии с этим принципом, изготовлен карниз для отработки прыжков в высоту.

13 слайд

На металлическом карнизе на магнитах  удерживаются разной длины ленточки. В нужный момент его можно опустить до необходимой высоты и закрепить. Дети поочередно выполняют разбег, прыжок вверх и легко срывают ленточку с карниза. Затем карниз опускается ниже, и  дети укрепляют свои ленточки снова на карниз.

С учетом принципа трансформируемости  в спортивном зале укреплены разнообразные резиночки для перешагивания и перепрыгивания, для разнообразных прыжков вдоль резиночек, для подлезания и ползания. В случае необходимости они легко укрепляются и так же легко убираются.

Есть в спортивном зале и волейбольная сетка, которую можно тоже быстро укрепить на карабинах и снять.

14 слайд

Трансформируемости пространства в спортивном зале способствуют изготовленные рамки для подлезания.

15 слайд

Помимо своего прямого предназначения ими можно разделить спортивный зал на две половины, огородить домик – «ловишки» -  или сделать большую «корзинку» для «собранных грибов».

Хочется обратить ваше внимание на то, что в изменении пространства в нашем спортивном зале охотно принимают участие сами дети. Этому помогает магнитная доска со схемой спортивного зала.

16 слайд

Маленькие магнитные фигуры служат обозначением различного инвентаря спортивного зала. В определенный момент дети помогают раскладывать мелкий инвентарь согласно схеме.

Согласно принципу полифункциональности предметно-пространственная среда должна быть насыщена различными предметами, которые имеют возможность разнообразного использования. Это, несомненно, мягкие модули, маты различных размеров и форм.

17 слайд  

Ярким примером полифункциональности служит лестница-стремянка, на которую родителями был изготовлен красочный чехол.

18 слайд

Помимо прямого назначения лестница-стремянка превращается в палатку для игры «в туристов», в домик для ловишки. А если просто положить боком на пол, то это уже корабль!

Вариативность среды предполагает наличие различных пространств и различных материалов, обеспечивающих свободный выбор детей. Реализации данного принципа, при организации физического развития детей, способствует организацияв каждой возрастной группе спортивного уголка, наполненного разнообразным  материалом.

19 слайд

Конечно, все материалы периодически сменяются, вносится новое оборудование, стимулирующее двигательную активность детей.

Основанием для сменяемости служат:

- сезонные изменения (флажки меняются на осенние листики, кубики на грибочки) (показ с листиками и грибочками)

- тематика календарно планирования (Согласно тематике образовательной работы в группе, на занятиях появляются либо фрукты и овощи, либо предметы одежды, либо знаки дорожной безопасности.)

Хочется отметить, что тематика образовательной работы в группе отражается и на стенде спортивного зала, так называемого Мини-музея.

20 слайд

- Так же основанием для сменяемости служит событийный характер планирования. Например, яркое событие текущего года – Олимпийские игры в Сочи. К такому событию в группах и спортивном зале были изготовлены различные атрибуты, оформлены выставки и мини-музеи, организована проектная деятельность. В спортивном зале до сих  пор в эстафетах используются олимпийские кольца с отражением истории появления цвета колец.

21 слайд

Согласно принципу доступности, все материалы для физического развития детей, которые не представляют опасности при организации самостоятельной деятельности, как в спортивном зале, так и в групповых помещениях находятся в свободном доступе.

22 слайд, 23 слайд  

Все вышеперечисленные принципы построения предметно-пространственной среды не могут гарантировать стопроцентной реализации программы, если мы не заручимся поддержкой родителей воспитанников, если мы не вовлечем их непосредственно в образовательную деятельность.

Следует отметить, что согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» родители являются активными участниками образовательных отношений, но при этом они имеют преимущественное право на обучение и воспитание своего ребенка. Для этого необходимо повышать педагогическую компетентность родителей, оказывать им помощь и поддержку в вопросах воспитания, в частности физическом развитии детей.

Данная деятельность организуется в нескольких направлениях:

  1. информирование родителей через:

- информационные уголки в группах;

24 слайд

- стенды, оформленные в коридорах ДОУ;

25 слайд

  1. Через сайт организации. Так, например, на страничке инструктора по физической культуре открытой на официальном сайте дошкольного учреждения периодически размещаются различные материалы  по физвоспитанию.

26 слайд, 27 слайд

Таким образом, мы на своем опыте убедились, что продуманная и соответствующим образом организованная предметно-пространственная среда, направленная на физическое развитие воспитанников, способна в значительной мере оказать влияние на развитие таких личностных качеств дошкольников как самостоятельность, инициативность, любознательность, способность к самоконтролю. Именно эти качества определены стандартами как целевые ориентиры дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские пособия, разработанные мною и используемые в работе с детьми раннего возраста при организации образовательного процесса области физического развития.

Нестандартное оборудованиекак средство формирования мотивации и поддержания интересак занятиям физической культурой у детей раннего возраста....

Методическая разработка «Использование сказочных сюжетов в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в области «Физическое развитие»

Данный методический материал  позволит  сделать образовательную деятельность более яркой и интересной. Будет полезен как воспитателям, так и инстукторам по ФК....

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» для средней группы.

Тема: «Цветок здоровья»Цель:  Повышать интерес к движениям при закреплении навыков уже освоенных движений: сохранения равновесия при ходьбе по гимнастической скамейке боком приставным...

РППС в спортивном зале ДОУ для реализации образовательной области "Физическое развитие".

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модерн...

Статья "Организация инновационной деятельности в области физического развития дошкольников посредством реализации проекта «3D-физкультура в детском саду»"

        Успех в повышении мотивации детей к занятиям физической культурой связан с внедрением в образовательный процесс новые подходы и нетрадиционные методы обучения и восп...

Образовательная область "Физическое развитие".Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям «физическое развитие»/ «социально-коммуникативное развитие».«ПУТЕШЕСТВИЕ К СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЕ».

Учить детей элементам классической степ-аэробики и фитбол-гимнастики, совершенствование физических качеств, координации движений, профилактика плоскостопия....