Лечебная гимнастика в ДОУ для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по физкультуре (средняя группа)

Зеленева Лолита Дмитриевна

ЛФК позволяет получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях. В дошкольном учреждении она показана всем детям с нарушением осанки, так как это – единственное средство, позволяющее эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхностей туловища и бедер. Противопоказания могут носить лишь временный характер. К ним можно отнести общее недомогание, высокую температуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika.docx9.76 КБ

Предварительный просмотр:

ЛФК позволяет получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях. В дошкольном учреждении она показана всем детям с нарушением осанки, так как это – единственное средство, позволяющее эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхностей туловища и бедер. Противопоказания могут носить лишь временный характер. К ним можно отнести общее недомогание, высокую температуру. 

        Основные задачи программы:

1. Оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребенка;

2. Своевременная коррекция имеющегося патологического и предпатологического состояния опорно-двигательного аппарата;

3. Формирование и закрепление навыка правильной осанки;

4. Обучение детей правильному дыханию.

5. Повышение неспецифической реакции организма.

6. Приобщение детей к здоровому образу жизни и воспитание потребности в нём.

7. Удовлетворение естественной биологической потребности в движении.

        Примерный комплекс лечебной гимнастики для детей 5-6 – летнего возраста (6-7-занятий)
 Содержание упражнения 
 Дозировка, темп 
 Методические рекомендации 
 
Подготовительная часть занятия (2-3 мин) 
 

 Проверка правильной осанки

у стены, перед зеркалом. 
 12 раз 
 Излишне не напрягать

мышцы. 
 

 Ходьба, кисти к плечам:

прогнуться, соединить лопат-ки, локти в стороны; прижать локти к туловищу. 
 2-3 раза 
 Дыхание произвольное. 
 

 Руки на пояс, ходьба на носках; на пятках, 
 по 4 счета 
 Стремиться удерживать туловище ровно. 
 
Основная часть (18-20 мин) 
 

 И. п. – лежа на спине, руки

вдоль туловища, ладони вверх;

1-3 – руки через стороны вверх – потянуться;

4 – и. п. 
 4-6 раз, медленный 
 При движении кисти рук касаются пола. 
 

 И. п. – лежа на спине, кисти рук под шеей; «велосипед». 
 4 раза вперед, 4 раза назад 
 Локти лежат на полу. Движение ногами выпол-няется с полной амплиту-дой. Дыхание произволь-ное. 
 

 И. п. – лежа на спине, диафрагмальное дыхание. 
 2-3 раза, средний 
 Шар надулся и сдулся. 
 

 И.п. – лежа на спине, руки в стороны, ладони вверх;

1 – поднять правую ногу; 
 2-3 раза, медленный 
 Угол подъема ноги 30-35°.

Дыхание произвольное 
 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Специальные упражнения при нарушениях осанки сагиттальной

плоскости

Сутулая и круглая спина

 

п/п 
 Содержание занятия 
 Дозировка
 Методические указания 
 

 И.п. – о.с. (в руках гимнастическая палка):

1-3 – палку завести за лопатки, подтянуть живот;

4 – и.п. 
 5 раз 
 Следить за дыханием. 
 

 И.п. – о.с.1-3 – «крылышки» руками; 4 – и.п. 
 5 раз 
 Следить за осанкой. 
 

 И.п. – лежа на животе.

1-2 – руки в «крылышки»;

3-4 – фиксировать положение. 
 6 раз 
 Голову высоко не поднимать. 
 

 И.п. – лежа на животе.

1-3 – ноги поднять, руки в «крылышки»; 4 – и.п. 
 5 раз 
 Голову высоко не поднимать. 
 

 И.п. – лежа на животе, в руках гимнастическая палка.

1-4 – прокатывание палки по спине от плеч до ягодиц и обратно. 
 6 раз 
 Следить за дыханием. 
 

 И.п. – лежа на спине.

1-2 – приподнять на предплечьях спину, прогнуться; 3-4 – фиксировать положение. 
 5 раз 
 Исправление ошибок. 
 

 


 И.п. – лежа на спине, под область грудного кифоза положить валик.

1-3 – приподняться на предплечьях над валиком;

4 – и.п. 
 6 раз 
 Исправление ошибок. 
 

 И.п. – лежа на спине.

1-3 – круговые движения ногами (по часовой стрелке);

4 – и.п.; 5-7 – круговые движения ногами (против часовой стрелки); 8 – и.п. 
 4 раза 
 Позвоночник прямой. 
 

 И.п. – на четвереньках.

1-3 – прогнуться в грудном и поясничном отделах, голову приподнять; 4 – и.п. 
 6 раз 
 Голову высоко не поднимать. 
 
10 
 И.п. – то же, что в упражнении № 9.

1-3 – через левое плечо посмотреть на правую пятку; 4 –и.п.; 5-7 – через правое плечо посмотреть на левую пятку; 8 – и.п. 
 6 раз 
 Следить за дыханием. 
 
11 
 И.п. – то же, что в упражнении № 9.

1-3 – поднять правую руку и левую ногу одновременно, прогнуться в грудном отделе позвоночника; 4 – и.п.; 
 5 раз 
 Следить за положением туловища. 
 
12 
 И.п. – то же, что в упражнении № 9.

1-3 – поднять правую руку и правую ногу; 4 – и.п.;

5-7 – поднять левую руку и левую ногу; 8 – и.п. 
 5 раз 
 Следить за положением туловища. 
 

 

 

 

Приложение 4

Кругловогнутая спина

 

п/п 
 Содержание занятия 
 Дозировка
 Методические указания 
 

 И.п. – лежа на животе, под живот положен валик: 1-3 – поднимание головы; 4 – и.п. 
 6 раз 
 Голову высоко не поднимать. 
 

 И.п. – то же, что в упражнении № 1.

1-3 – поднять голову, локти согнутых рук отвести назад, лопатки приблизить к позвоночнику; 4 – и.п. 
 5 раз 
 Выполнять медленно 
 

 И.п. – то же, что в упражнении № 1.

1-3 – поднять голову, вытянуть руки вперед; 4 – и.п. 
 5 раз 
 Следить за дыханием. 
 

 И.п. – лежа на животе; под живот положен валик, в руках гимнастическая палка. 1-2 – вытянуть палку вперед; 3-4 – согнуть руки с палкой перед грудью. 
 5 раз 
 Темп медленный.
 

 И.п. – то же, что в упражнении № 4. палка в вытянутых руках, руки на середине палки. 1-4 – перехват рук к концам палки и обратно до ее середины. 
 5 раз 
 Темп медленный.
 

 И.п. – то же, что в упражнении № 4, гимнастическая палка в горизонтально вытянутых руках. 1-4 – палку за голову на лопатки с переносом обратно через голову вперед. 
 6 раз 
 Следить за положением туловища. 
 

 И.п. – лежа на спине. 1-3 – поднять голову, носки на себя; 4 – и.п. 
 5 раз 
 Поясница прижата к полу. 
 

 И.п. – то же, что в упражнении № 7.

1-2 – поднять голову, вытянуть руки влево; 3-4 – поднять голову, вытянуть руки вправо. 
 6 раз 
 Голову не опускать. 
 

 И.п. – то же, что в упражнении № 7.

1-7 – согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах, прижать их к груди; 8 – и.п. 
 5 раз 
 Поясница прижата к полу. 
 
10 
 И.п. – лежа на спине. 1-2 – согнуть в колене правую ногу, прижать ее к груди; 3-4 – согнуть в колене левую ногу, прижать ее к груди. 
 6 раз 
 Следить за осанкой. 
 
11 
 И.п. – то же, что в упражнении № 10.

1-3 – поднять обе прямые ноги под углом 45?; 4 – и.п. 
 5 раз 
 Следить за дыханием. 
 
12 
 И.п. – то же, что в упражнении № 10.

1-3 – сесть с махом рук вперед, руки в «крылышки»; 4 – и.п. 
 6 раз 
 Удержать руки. 
 
13 
 И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, в опоре:

1-3 сесть руки на пояс; 4 – и.п. 
 5 раз 
 Следить за осанкой. 
 
14 
 И.п. – лежа на спине, под грудным отделом валик. 1-3 – приподнять над валиком грудной отдел позвоночника;

4 – и.п. 
 5 раз 
 Прижать поясницу к полу. 
 

 

Приложение 5

Плоская спина

 

п/п 
 Содержание занятия 
 Дозировка
 Методические указания 
 

 И.п. – лежа на животе.

1-3 – поднять голову, руки в «крылышки»; 4 – и.п. 
 6 раз 
 Голову не запрокидывать, чтобы затылок и позвоночник находились на одной линии. 
 

 И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-3 – поднять голову, руки вперед; 4 – и.п. 
 6 раз 
 Голову не запрокидывать, хлопки руками. 
 

 И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-4 – «брасс» руками. 
 5 раз 
 Следить за положением тела. 
 

 И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-4 – «бокс» руками. 
 5 раз 
 Следить за дыханием. 
 

 И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-3 – поднять прямые ноги, одновременно; 4 – и.п. 
 6 раз 
 Выполнять медленно. 
 

 И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-2 – поднять прямые ноги, руки вперед; 3-4 – держать ноги, руки в «крылышки»;

5-7 – держать ноги, руки на поясе; 8 – и.п. 
 5 раз 
 Исправлять индиви-дуальные ошибки. 
 

 


 И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-2 – руки в «замок», ноги прямые, поднять;

3-7 – ползанье на животе путем бокового движения туловища; 8 – и.п. 
 5 раз 
 Исправление ошибок. 
 

 И.п. – лежа на спине.

1-3 – поднять голову и руки, носки ног на себя; 4 – и.п. 
 6 раз 
 Прижать позвоночник к полу. 
 

 И.п. – то же, что в упражне-нии № 8.

1-2 – поднять голову, вытянуть руки влево;

3-4 – поднять голову, вытянуть руки вправо. 
 5 раз 
 Следить за дыханием. 
 
10 
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 8.

1-7 – поднять ноги под углом 45?; 8 – и.п. 
 6 раз 
 Прижать позвоночник к полу. 
 
11 
 И.п. – лежа на спине.

1-4 – «велосипедные» движения ногами. 
 5 раз 
 Локти прижаты. 
 
12 
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 11.

1-4 – выполнять ногами горизонтальные «ножницы». 
 5 раз 
 Ноги поднимать под углом не более 45?. 
 
13 
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 11. 1-4 – выполнять ногами вертикальные «ножницы».
 5 раз 
 Живот подтянуть. 
 

 

14 
 И.п. – стойка на четвереньках. 1-2 – «кошечка ласковая», голову поднять;

3-4 – «кошечка сердитая», голову опустить. 
 6 раз 
 Прогибаться в грудном и поясничном отделах позвоночника. Выполнять в медленном темпе. 
 
15 
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 14.

1-3 – «кошечка под забором»; 4 – и.п. 
 6 раз 
 Медленно, поочередно прогнуться от шейного до поясничного отделов позвоночника. 
 

 

 

Приложение 6

Плосковогнутая спина

 

п/п 
 Содержание занятия 
 Дозировка
 Методические указания 
 

 И.п. – лежа на животе, под животом небольшой валик.

1-3 – приподнять голову, руки вперед; 4 – и.п. 
 6 раз 
 Голову сильно не запрокидывать. Сгибание и разгибание пальцев. 
 

 И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-4 – приподнять голову, руки вдоль туловища, круговые движения вперед, в плечевых суставах. 
 5 раз 
 Следить за осанкой. 
 

 И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-4 – руками «брасс». 
 5 раз 
 Подбородок не опускать. 
 

 И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-4 – руками «брасс» с задер-жкой. 
 5 раз 
 Исправление ошибок. 
 

 И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-4 – «рыбка». Поднять руки и прямые ноги и держать однов-ременно. 
 5 раз 
 Выполнять медленно. 
 

 И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-2 – приподнять прямые ноги, руки в «крылышки»; 3-4 – ноги держать, руки в стороны; 5-6 – ноги держать, руки вверх; 7-8 – и.п.

 
 5 раз 
 Тянуть носки. 
 

 


 И.п. – на спине.

1-3 – приподнять голову;

4 – и.п. 
 5 раз 
 Тянуть носки на себя. 
 

 И.п. – то же, что в упражне-нии № 7.

1-2 – согнуть правую ногу в колене, прижать ее к груди;

3-4 – то же левой ногой. 
 5 раз 
 Следить за дыханием. 
 

 И.п. – то же, что в упражне-нии № 7.

1-3 – согнуть в коленных суставах обе ноги одновре-менно, прижать их груди, нагнуть голову; 4 – и.п. 
 5 раз 
 Следить за положением тела. 
 
10 
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 7.

1-3 поднять прямые ноги вверх под углом 45?; 4 – и.п. 
 5 раз 
 Прижать поясницу к полу. 
 
11 
 И.п. – лежа на спине.

1-4 – «велосипедные» движения ногами. 
 5 раз 
 Прижать поясницу к полу. Выполнять медленно. 
 
12 
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 11.

1-4 – выполнять ногами горизонтальные «ножницы». 
 5 раз 
 Темп медленный. 
 
13 
 И.п. – то же, что в упражне- нии № 11.

1-4 – выполнять ногами вертикальные «ножницы».
 5 раз 
 Прижать поясницу к полу.
 
14 
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 11.

1-7 – сесть с махом рук вперед; 8 – и.п. 
 5 раз 
 Следить за осанкой в положении «сидя». 
 
15 
 И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы упираются в пол.

1-7 – сесть руки в

«крылышках»; 8 – и.п. 
 5 раз 
 Следить за осанкой. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность детей

             Речевое развитие дошкольников, в частности, развитие связной речи – одно из важнейших направлений в работе педагогов ДОУ, во многом определяющее ...

Рабочая программа по ритмике "Обучение детей движениям под музыку" для детей среднего и старшего дошкольного возраста (с 4 до 7 лет)

Программа «Обучение детей движениям под музыку» направлена на всестороннее, гармоничное развитие дошкольников, на развитие музыкально-ритмических и творческих способностей детей, на оздоро...

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...

Спортивное развлечение для детей 4-6 лет в детском саду «Полезные советы малышам» с использованием ИКТ. Сценарий разработан для детей среднего и старшего дошкольного возраста . Разработали: Физинструктор - Куделина Е.В., Воспитатель: Каменская Л.Н.

Цель: Привлечь детей к здоровому образу жизни через спортивное развлечение. Задачи:Оздоровительные: Приобщать детей к здоровому образу жизни через двигательную активность.Образовательны...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Адаптированная   образовательная программа дошкольного  образования  на основе ФГОС ДО для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи...

Музыкально – игровая программа ко Дню защиты детей «Лето, солнце, дружба – вот что детям нужно!» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Сценарий разработан для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам и родителям дошкольников для организации и проведения мероприятия на свежем во...