Консультация для воспитателей "Пространственная ориентировка детей в народных подвижных играх"
консультация по физкультуре

ситдикова Гульнара Сагитовна

о формировании пространственной ориентировки посредством народных подвижных игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пространственная ориентировка детей в народных подвижных играх.

Cитдикова Г.С.

Инструктор по физической культуре

МБДОУ №24 г. Нижнекамск РТ

        Подвижная игра, в том числе и народная содержит неограниченные возможности формирования у детей ориентировки в пространстве, имеющей важное значение в жизни. В подвижных играх ребёнок решает разнообразные ориентировочные задачи: определяет направление движения, расположение различных окружающих его предметов, учится соразмерять свои движения в окружающей среде.

      В каждой подвижной игре имеются правила, которые предусматривают необходимую пространственную ориентировку, определяют цель и способы действий ребёнка. Правилами устанавливается местоположение детей и водящего, границы действия, направление движения(надо бежать вперёд, а потом обратно; надо бегать врассыпную по всей площадке).

      Формирование пространственных ориентировок целесообразно начинать с игр, способствующих закреплению и расширению понятий о направлении вперёд – назад. В это такие игры как «Перебежки», «Мы, весёлые ребята», «Два Мороза», «Гуси- гуси», «Хромая курица». В них дети передвигаются вперёд до указанных предметов, выполняют последовательно ряд игровых правил, а затем возвращаются обратно – назад. Детей старшей группы необходимо учить определять расстояние, передвигаться, не сталкиваясь друг с другом, останавливаться в указанном месте по сигналу.

      Закреплению передвижения в заданном направлении способствуют игры «Пустое место», «Стоп», «Горелки». Например, в игре «Пустое место» два ребёнка бегут по кругу в противоположные стороны и каждый старается первым занять пустое место. Игра требует умения сохранить заданное направление, вырабатывает ловкость, быстроту реакции.

      Динамика игровой ситуации, изменение направления движения водящих требуют быстрой ориентировочной реакции, сообразительности, ловкости, глазомера. Формированию умения передвигаться в любом направлении среди движущихся сверстников, используя всё отведённое для игры пространство, способствуют игры «Ловишки», «Хитрая лиса», «Скок – перескок», «Баба Яга» и др.

      Разучивание игр проходит по этапам. На первом этапе необходимо уделять особое внимание объяснению игр.

      В массовой практике при объяснении игр воспитатели нередко пользуются ситуативной речью. Игру «Перебежки» объясняют примерно так: «Дети, сейчас мы разделимся на два звена. Одно звено встанет здесь(показывает), а другое – там. По сигналу «раз-два-три» надо добежать до шнура и вернуться обратно».

      Любая подвижная игра протекает в определённом пространстве. Пространственное расположение играющих требует представления о местности, помещении, определении направления передвижения по ним. Объясняя игру, педагог отмечает, где и как будут расположены играющие. Игровые атрибуты, обращает внимание детей на направление передвижения. Важно в объяснении игры обязательно использовать пространственную терминологию для обозначения направления движения, местоположения играющих, игровых атрибутов. Например, объясняя игру «Перебежки», воспитатель говорит: « Дети, вы встанете в две шеренги, в противоположных концах зала, друг против друга. По сигналу «раз- два- три, беги» вы побежите вперёд до шнура, лежащего посередине зала, и остановитесь около него, напротив друг друга. Выигрывают дети, которые остановятся точно около шнура и ровно построятся в шеренгу».

      Объясняя игру, воспитатель обращает внимание детей на важность выполнения игровых правил, постепенно усложняет и дополняет их. Например, в игре «Хитрая лиса» правилами предусмотрено, что лиса выбегает на середину круга только после того, как дети три раза спросят: «Хитрая лиса, где ты?»; дети могут убегать только после слов лисы: «Я здесь»; они должны бегать по всей площадке, не сталкиваясь друг с другом, а кто столкнётся, выходит из игры.

      Правила предусматривают строгое соблюдение детьми сигналов. Дети часто несвоевременно реагируют на сигнал: начинают движение до того, как даётся сигнал, заканчивают движение спустя некоторое время после сигнала. Иногда увлеченные движением дети не слышат его.  Подчёркивая важность соблюдения сигналов, педагог воспитывает у детей выдержку, быструю реакцию на изменение ситуации игры. Для развития реакции целесообразно давать сигналы в различном темпе. Это приучает детей к вниманию, торможению своих действий, сдержанности.

      При подведении итогов игры воспитатель анализирует поведение детей, указывает, кто из них хорошо выполняет правила, кто и почему не выполнял их, какие задания затрудняли детей.

      Особое внимание нужно уделять руководству игрой. Задача воспитателя заключается в систематическом повышении умственной активности детей в игре путём усложнения заданий, совершенствования двигательных навыков, ориентировок в пространстве.

      Педагог старается подбодрить детей, которые затрудняются в выполнении правил. Уверенность в том, что ребёнок сможет справиться с заданием, содействует возникновению у него положительных эмоций, помогает исправить ошибку.

      На втором этапе работы при неоднократном повторном проведении игры детям предлагается вспомнить и рассказать ее содержание и правила. Детям даётся план – схема, по которому они рассказывают: где стоят дети, как они расположены, где находится водящий, в какую сторону можно бежать и т.д. В объяснении игры принимают участие все дети. Они дополняют и уточняют ответы товарищей.

      На третьем этапе работы к созданию вариантов игры необходимо привлекать детей. Из предложенных детьми вариантов можно выбрать наиболее понравившиеся им.

      Усложнение задач на ориентировку в пространстве требует от детей поиска правильного решения, умственных усилий, смекалки, выдержки, внимания. Например, в игре «Два мороза» даются различные варианты: дети, которых Морозы заморозили, уходят в дом к Морозам; затем те, кого заморозили, остаются на месте, - это усложняет передвижение остальных детей, так как им приходится обегать замороженных, сохраняя в основном прямолинейное направление и выполняя игровые правила. В следующем варианте детям предлагается выручать товарищей – отогреть, дотрагиваясь до них рукой. Выполнение этого правила требует наблюдения за всей игровой обстановкой, проявления ловкости, смекалки, хорошо развитых глазомерных оценок, ориентировки в пространственно- игровой ситуации.

      Формирование пространственной ориентировки – сложный и длительный процесс, в котором основную роль играет целенаправленное руководство педагога.

Литература: Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе. – М.: Просвещение, 1995

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»...

Консультация для воспитателей : "Значение и роль народной подвижной игры в развитии детей"

Подвижная игра  как развитие физ. качеств и воспитание детей...

Консультация для воспитателей "Значение и роль народной подвижной игры в развитии детей"

В данной консультации говорится о важности народных игр в развитии детей....

Программа секции физического развития по ознакомлению детей с народными подвижными играми "Игровая карусель" (средняя группа 4-5 лет)

В ходе реализации мероприятий проводится ознакомление детей 4-5 лет с русскими народными играми. Программа предусматривает знакомство с обычаями и традициями народов коми, украинцев, белорус...

Консультация для педагогов на тему: «Башкирские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста»

Приобщение педагогов к традициям башкирского народа. Расширение знаний о башкирских народных подвижных играх....

Консультация для родителей "Значение и роль народной подвижной игры в развитии детей".

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.Характерная особенность игры — комплексность воздействия на организм и на все стороны лично...