Главные вкладки

    Практикум для педагогов "Организация подвижных игр в дошкольном возрасте"
    консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Карелина Елена Ивановна

    Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Все дети обожают двигаться, прыгать, скакать, бегать наперегонки. Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников. Подвижная игра — это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни.

    image

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Практикум для педагогов

    «Организация подвижных игр в дошкольном возрасте»

    Цель: совершенствование работы ДОУ по физическому развитию, расширение компетентности педагогов по организации двигательной активности детей.

    - Что такое подвижная игра?

    Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги (П.Ф.Лесгафт, А.П.Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.

    По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

    Значение подвижных игр в физическом развитии детей трудно переоценить.

    Подвижная игра — незаменимое средство совершенствования движений, развития их координации, формирования быстроты, силы, выносливости. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие и укрепляется физическое и психическое здоровье ребенка. Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются навыки в основных видах движений (беге, прыжках, метаниях, лазаньи и др). Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

    Классификация подвижных игр.

    Подвижные игры по степени сложности делятся на:

    • элементарные
    • сложные

    Элементарные в свою очередь делятся на:

    • сюжетные;
    • бессюжетные;
    • игры – забавы и аттракционы

    Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, повадки животных и т.д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обуславливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (то есть дети играют небольшими группами или всей группой), используются чаще в младшем дошкольном возрасте.

    «Васька-кот», «У медведя во бору», «Охотники и зайцы», «Воробышки и кот», «Медведь и пчелы» и др. 

    Бессюжетные подвижные игры– это игры типа ловишек, перебежек, которые не имеют сюжета, образцов. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

    «Найди пару», «Придумай фигуру», «Пятнашки», «Перебежки», «Ловишки» и др.

    Они нужны не только для того, чтобы внести своеобразие, поддержать интерес у детей к игре, но и для того чтобы решить педагогические задачи — совершенствование движений, воспитание физических качеств.

    В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового).

    «Чье звено быстрее соберется», «Кто первый через обруч к флажку», «Перемени предмет», «Быстро возьми, быстро положи», «Кто быстрее до флажка» и др.

    Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий.

    К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, кольцеброс, флажки, ленточки, обручи, скакалки, шнуры, мячи и др.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользование ими, очередность действий играющих.

    «Удочка», «Найди себе пару с такой же игрушкой», «Подбрось и поймай», «Погрузка овощей» и др.

    В играх – забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы и аттракционы можно использовать на праздниках, развлечениях или просто поиграть в течении дня. Цель этих игр - создание веселого, радостного настроения.

    К сложным играм относятся:

    • спортивные игры

    Городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей.

    В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.

    Подвижные игры так же различаются по степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий. Игры бывают:

    • большой подвижности

    «Пятнашки», «Мы веселые ребята», «Мыши и кот», «Рыбаки и рыбки», «Бездомный заяц» и др.

    • средней подвижности

    «Море волнуется раз… », «Ручеек», «Я садовником родился», «Пустое место», «Заинька, выходи», «Светофор» и др.

    • малой подвижности

    «Чего не стало? », «Кто позвал? », «Съедобное - несъедобное», «Тишина», «Медведь» и др.

    Содержание игр должно соответствовать определенным критериям:

    Возрасту, уровню развития, навыкам, умениям и подготовленности детей, их знаниям об окружающем мире и способности к познанию нового. Игровые образы должны быть знакомы и понятны детям. Если персонаж неизвестен, воспитатель должен обязательно ознакомить с ним малышей перед игрой с помощью картинки, книжки или игрушки.

    Игра должна соответствовать конкретной задаче и быть направлена на достижение определенного результата и освоения конкретного умения.

    Следует обязательно учитывать время, в которое проводится игра. Например, перед дневным сном и в конце дня рекомендуется предложить детям более спокойные игры.

    При играх с детьми раннего возраста рекомендуется применять художественный текст, который служит заменой правилам в более доступной форме.

    Когда можно играть в подвижные игры

    В детском саду подвижные игры проводятся ежедневно.

    Утром, до завтрака, рекомендуются самостоятельные игры с игрушками или легкие игровые упражнения, спокойные малоподвижные игры с небольшой группой малышей или индивидуально.

    Перед занятиями рекомендуются игры со средним уровнем подвижности.

    Самым удачным временем для проведения подвижных игр считается прогулка после утренних занятий, кроме дней с ненастной погодой.

    Время на подвижные игры в соответствии с возрастом детей (таблица)

    Возраст

    Общее время подвижных игр в день

    2-3 г.

    6-8 минут (при физкультурных занятиях в этот день) 
    10-15 минут (без физкультуры)

    3- 4 г.

    6-10 минут, 15-20 минут

    4-5 л.

    8-15 минут 20-25 минут

    5-7 л.

    15-20 минут 25-35 минут

    Игровая деятельность на свежем воздухе подвижного характера способствует:

    развитию координации движений;

    укреплению мускулатуры;

    закаливанию организма;

    улучшению быстроты реакции;

    активизации обменных процессов в организме;

    повышению ловкости и выносливости.

    Требования к проведению подвижных игр

    При подготовке к подвижной игре важно учитывать следующие моменты:

    - педагоги должны быть ознакомлены с особенностями игр для своей возрастной группы;

    - готовы к проведению конкретной игры (ознакомление с текстовым, музыкальным сопровождением, правилами, выбор инвентаря и площадки для проведения игры, подготовка помещения или уличной территории непосредственно перед игрой — расчистка, проведение влажной уборки и т. д.);

    - быстрый сбор на игру (при затягивании теряется интерес детей);

    - создание мотивации, интереса;

    - краткое, лаконичное, последовательное объяснение правил игры (расположение участников, роль ведущего, цель игры);

    - сигналы на начало и окончание игры;

    - отслеживание соблюдения правил каждым из участников игры;

    - дисциплина, взаимопомощь и бесконфликтный выбор ведущего для проведения игры (если дети начинают массово нарушать правила, значит игра надоела или они устали);

    - анализ игры.

    Кроме развития физических качеств детей, в ходе подвижных игр происходит формирование коллектива, и складываются отношения между детьми. В ходе игровой деятельности дети примеряют на себя различные социальные роли, при этом развивается личность ребенка и накапливается жизненный опыт.

    Помните! Именно при наблюдении за игровой деятельностью воспитатели, педагоги и родители могут заметить, как формируются качества и умения каждого конкретного ребенка.

    Блиц-турнир «Знатоки подвижной игры»

    1. Какие атрибуты используются в подвижных играх?

    (палочка, платочек, мяч, игрушка) 
    2. Главная роль в подвижной игре? (водящий) 
    3. Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры) 
    4. Как можно выбрать водящего? 
    5. Когда нужно проводить подвижные игры? (на занятиях по физической культуре, на праздниках, развлечениях, прогулках, как динамические паузы во время образовательной деятельности) 
    6. Какие физические качества воспитываются в подвижных играх? (смелость, ловкость, выносливость, быстрота) 
    7. Что является сигналом к действию в игре? (слово, звонок, движение)

    8. Перечислите основные виды движений, которые можно развить в подвижных играх

    (ходьба, бег, прыжки, метание, ловля-бросание, ползание-лазание, строевые упражнения)

     9. Сколько подвижных игр проводится на прогулке? (от 1 до 3 на каждой прогулке)

    10. Когда проводится подвижная игра на прогулке? (если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями, в остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности)

    11. Как часто нужно разучивать новые игры? (1 в неделю)

    12. Какие компоненты входят в структуру подвижной игры? (содержание, двигательные действия, правила)

    13. Какую индивидуальную работу с детьми должен систематически организовывать воспитатель во время прогулки? (индивидуальные упражнения по обучению детей основным движениям)

    14. Как усложнить подвижную игру?

    Вариативность усложнения игры:

    1. Увеличить расстояние.

    2. Изменить вид движений.

    3. Изменить темп движений.

    4. Увеличение числа ловишек.

    5. Увеличение количества детей.

    5. Усложнение правил.

    6. Изменить размещение играющих.

    7. Сменить сигнал к началу игры (словесный, звуковой, зрительный).

    8. Сменить атрибуты.

    Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста

    Необходимо учитывать состав детской группы. У малышей в период адаптации двигательная активность значительно снижена. В первое время рекомендуется играть небольшими группами, с наиболее простыми правилами в играх. Подвижная форма игры со всеми крохами группы может служить альтернативой обычной утренней гимнастике, в особенности в период адаптации, когда дети только привыкают работать в коллективе и выполнять требования воспитателей. Несмотря на склонность детей в раннем возрасте играть поодиночке, задачей педагога является постепенное вовлечение всех детей в совместные игры. Правила объясняются в ходе самой игры.

    Важно также учесть и то, что в этом возрасте ребенок плохо владеет своими движениями: часто теряет равновесие, падает, прилагает значительные усилия во время выполнения физических упражнений. Поэтому игры для младших дошкольников подбирают простые, интересные, разнообразные, с обязательным чередованием движений и отдыха. Содержание их составляют посильные и интересные задания («Догони мяч», «Беги ко мне» и др.). Основные движения в этих играх — кратковременный бег и ходьба с последующим отдыхом. Ходьба, бег, несложные прыжки — наиболее доступные движения для малышей. Игры, в которых есть бег, хорошо укрепляют сердечно сосудистую систему, развивают быстроту и ловкость.

    Такие игры, как «Мой веселый, звонкий мяч», «Допрыгни до мяча» и др., формируют навыки прыжков вверх с места, воспитывают смелость, настойчивость и другие качества.

    Правил в этих играх немного — одно-два. Невелико и количество ролей (один — «кошка», остальные — «котята»; один — «наседка», остальные — «цыплята»).

    Вначале водящим бывает взрослый. Если игра коллективная, по мере освоения детьми правил и организованных действий, их можно также привлекать к роли водящих.

    Игры повторяют на протяжении года, постепенно усложняя.

    Колокольчик (1 год 6 месяцев – 2 года).

    Задачи. Учить ориентироваться в пространстве; развивать умение бегать в разных направлениях; вызывать чувство радости от совместных действий.

    Содержание игры. Взрослый привлекает внимание детей звучанием колокольчика, показывает его , звенит им и быстро прячет за спину (повторяет это несколько раз). Ребенок может приговаривать: “Динь-динь”. Затем взрослый бежит в противоположную сторону, звеня колокольчиком и напевая: “Я бегу, бегу, бегу, в колокольчик я звеню”. Добежав до противоположной стороны комнаты, взрослый быстро поворачивается, садится на корточки, прячет колокольчик позади себя, широко разводит руки в стороны и говорит: “Все сюда ко мне бегите, колокольчик мой найдите”.

    Ребенок, прибежавший раньше других и нашедший колокольчик, звонит и отдает его взрослому. Игра повторяется. Взрослый дает возможность всем позвонить в колокольчик

    Прятки (1 год 6 месяцев – 3 года).

    Задачи. Учить самостоятельно ориентироваться в пространстве; развивать и поддерживать интерес к общению со взрослыми; совершенствовать ходьбу.

    Варианты игры:

    Взрослый прячется от ребенка и кричит: “Ay, ay!” Ребенок находит его (для детей 1 года 6 месяцев – 2 лет).

    Взрослый прячется от ребенка и звонит в колокольчик. Ребенок по звонку находит его (для детей 1 года 6 месяцев – 2 лет).

    Цветные сигналы.

    Жёлтый – дети шагают,

    Зелёный - прыгают,

    Красный – присели, тихо сидят.

    Снежинки кружатся (2–3 года).

    Задачи. Развивать равновесие; вызывать чувство радости, удовольствия.

    Содержание игры. Дети изображают снежинок. Взрослый говорит: “Вот снежинки спустились с неба на землю”. Снежинки летают по группе и садятся на корточки. На слова взрослого “Вдруг подул ветер, поднял их в воздух и закружил!” снежинки поднимаются и кружатся вначале медленно. Взрослый говорит: “Но вот ветер дует все сильнее”. Дети кружатся сильнее, но каждый в своем темпе. По сигналу взрослого “Вот ветер стал утихать!” замедляют движение и присаживаются на корточки.

    Укрепление позвоночника, мышц туловища.

    Катится колобок (1 год 6 месяцев – 3 года).

    Задачи. Развить крупные мышцы туловища; разгружать позвоночник; вызывать чувство удовольствия от выполняемых движений.

    Содержание игры. Дети изображают колобков: они ложатся на ковер, выпрямляют ноги, руки и катятся сначала в одну сторону, затем в другую. Вначале взрослый помогает ребенку, как бы переворачивая его, приговаривая: “Вот и покатился колобок. Катится, катится, не догнать его”.

    Попади в обруч (1 год 6 месяцев – 3 года).

    Задачи. Учить бросать в цель, выдерживать направление броска; вызывать удовольствие от выполненного движения.

    Содержание игры. Взрослый размещает обруч на расстоянии 1–1,5 м в зависимости от возраста и возможностей ребенка. Детям предлагается бросить мяч в обруч, затем добежать до мяча, взять его и опять бросить.

    Игры с мячом.

    Прокати мяч (2–3 года).

    Подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста

    Подвижные игры для малышей 4-5 лет имеют направленность на развитие прыжков, бега и лазанья, преодоление препятствий. На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль.

    Начиная со среднего возраста характер действий детей становится все более произвольным, преднамеренным. У них появляется способность выделять направление движения, изменять его скорость. Перед детьми уже ставятся более серьезные задачи - овладеть техникой, стремиться к достижению результатов. Особое внимание уделяется соблюдению детьми правил, способствующих развитию ориентировки в пространстве (прятаться в свой домик, занимать свое место при построении, разбегаться по всей площадке и т. д.).

    К подвижным играм для детей данного возраста относятся следующие:

    Ловишка. Среди детей определяется водящий, затем все дети бегают в центре комнаты, а по команде воспитателя «Лови» ловишка начинает догонять малышей. До тех, кто успевает взобраться на предмет (стульчик, большой кубик, весы и т. д.), водящий не может дотрагиваться. Пойманный ребенок становится ловишкой. Данная игра развивает ловкость, смекалку и быстроту.

    Щука. Дети придумывают себе названия рыб и «плавают» по ковру (ползают, ходят). «Щука» спит. По сигналу «Щука проснулась!» дети должны покинуть ковёр, не попавшись щуке.

    Сети. Дети – рыбки. Двое ведущих-рыбаков натягивают скакалку на определённой высоте и пропускают между собой детей. Каждый раз высота меняется. Рыбкам важно не задеть скакалку.

    Ручеек. На полу воспитатель располагает два шнура на расстоянии в 2 метра друг от друга — это ручеек, между ними — дощечки и камешки (можно в виде картинок или кубиков). Дети поочередно переходят через ручеек, их задача — не оступиться и не замочить ноги. Можно перешагивать от препятствия к препятствию или прыгать. Тот, кто оступился, выбывает из игры и «сушит обувь» на стульчике.

    Хитрая лиса. Дети стоят в кругу, руки за спиной. Водящий идёт вдоль круга и кому-нибудь незаметно кладёт в руку маленький предмет (шишку, пуговичку и т.д.)

    Ходит, бродит вдоль села,

    Плутовка – рыжая лиса.

    Как ее нам увидать?

    Лап плутовки избежать.

    Хитрая лиса, где ты?

    Тот, у кого предмет, поднимает руку вверх и кричит: «Я – лиса!», догоняет детей.

    Царевна-лягушка. На полу расстилают ткань, по краям садятся дети, в середину — царевна лягушка. Дети начинают хлопать в ладоши и произносить «Царевна-лягушка, зеленое брюшко, пригласи нас в гости, тебя очень просим, ква-ква-ква». Водящий, в роли лягушки-царевны, говорит: «Все, кто в синее одет, прошу в гости на обед!».  Все, у кого в одежде или обуви есть названный цвет, прыгают в середину к лягушке-царевне. Далее игра повторяется, но меняется цвет. В конце остаются 1-2 игрока, которых водящий приглашает «Всех, кто умеет веселиться, шутить, срочно призываю в мой терем прибыть». Затем выбирается новая царевна-лягушка и игра продолжается.

    Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста

    Характерной особенностью игр у детей данного возраста является большая их самостоятельность. Они сами определяют элементарные правила, по своему желанию могут их изменять. Содержание игр часто бывает связано с использованием разнообразных пособий, что побуждает детей к определенным действиям: скакалка — к прыжкам, мяч — к метанию в цель, подбрасыванию или прокатыванию и т. д.

    Дети любят, когда в играх неожиданно возникают различные ситуации (препятствия), и стараются преодолеть их.

    Не стоит также забывать, что именно в игре можно неожиданно для ребёнка создать ситуацию, которая потребует инициативы. А это, как известно, позволяет ненавязчиво проводить обучение на самые разные темы. Залог успеха при этом кроется в том, что ребёнок одновременно изучает теорию и осваивает практику нового для себя вопроса. Поэтому он лучше усваивает учебный материал, при этом, не только осваивая общепринятые приёмы, но и придумывая свои. Именно благодаря подвижным коллективным играм среди малышей проявляются лидеры, "светлые головы" и инициаторы.

    Для дошкольников старших групп используют более сложные подвижные игры:

    Удочка.

    Прыжки через скакалку. Воспитатель выбирает двух ведущих, которые держат скакалку или длинную веревку. Дети по очереди подходят и прыгают через скакалку, которую крутят ведущие. Тот, кто задевает веревку, сам становится ведущим. Игру можно видоизменять, добавляя различные дополнительные задания — прыгнуть 5, 10 раз, рассказать стишок в прыжке и т. д.

    Найди свой цвет. На полу расставляют флажки или обручи  3-4 различных цветов. Дети распределяются на группы и образуют вокруг них круги. По сигналу дети ходят по залу, затем «засыпают». В это время ведущий меняет расположение кругов. После команды ведущего «Найди свой цвет» ребята должны быстро найти на полу флажок своего цвета и снова построить круги. Игра помогает детям учиться ориентироваться в пространстве, развивает внимание, ловкость, умение выполнять действия по сигналу. В данную игру может быть добавлено музыкальное сопровождение.

    Попрыгунчики. Воспитатель чертит круг и в середину круга заходит водящий, которого предварительного выбирают по считалке. По сигналу дети запрыгивают на двух ногах в круг и таким же образом продвигаются к центру, пока им не грозит опасность. Как только водящий приближается, игрок должен быстро отпрыгнуть за черту круга, чтобы его не осалили. Тот, кого поймали, становится ловишкой. Можно усложнить игру и объявить, чтобы водящий ловил ребят, прыгая, например, на одной ноге, или с завязанными глазами.

    Чики-бум. Дети становятся в круг, водящий выходит за круг. Дети выбирают заводящего, начинают хлопать в ладоши со словами «чики-чики, бум-бум!». Водящий входит в круг, а заводила незаметно меняет движения, которые повторяют все участники. Задача водящего — угадать, кто выбран заводилой.

    Подвижная игра «Ключи»

    Играющие становятся в круги, начерченные в любом порядке (или выложенные из коротких шнуров) на расстоянии не менее 2 м один от другого. Выбирается водящий. Он подходит к одному из игроков и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает «Пойди к… (называет одного из детей), постучи!». В это время другие дети стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять свободный кружок во время перебежки. Если водящий долго не может занять кружок, он кричит: «Нашел ключи!» Тогда все играющие меняются местами, оставшийся без места становится водящим.

    «У кого мяч?»

    Игроки передают друг другу за спинами яблоко или мячик.  
    Для этого все становятся в круг, руки держат за спиной. 
    Ведущий – в центре. Игроки стараются незаметно передать друг другу предмет. 
    Цель ведущего – определить, у кого в данный момент он находится. Для этого он подходит к подозреваемому участнику и говорит: «Руки». Если не отгадал, игра продолжается.

    Горошина.

    Дети стоят в кругу со словами:

    Гриша шёл, шёл, шёл

    И горошину нашёл.

    А горошина упала,

    Покатилась и пропала.

    1, 2, 3 – беги!

    Водящий идёт вокруг них с мячиком, останавливается возле выбранного игрока, кладёт возле него мяч. По сигналу: «Беги!» они разбегаются в разные стороны, стараясь первым прибежать на своё место и взять мяч.

            Чтобы поддерживать интерес детей, игры можно изменять, усложнять, добавлять героев, водящих, предметы и т.д.

    Разные варианты игры «Ловишки»:

    • с ленточками;
    • с мячом;
    • кого задели – приседает;
    • кто на возвышении – нельзя салить;
    • кто протянул руку – нельзя салить;
    • ловишки – «сиамские близнецы»

    Заключение.

    Двигательная деятельность детей, составляющая основу воспитательно-образовательного процесса, благотворно влияет на физическое развитие, формирование двигательных навыков и физических качеств, на укрепление здоровья, повышая функциональную деятельность организма и усиливая эмоционально — радостные ощущения. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижные игры способствуют эффективному решению перечисленных задач. Оздоровительный эффект, достигнутый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-практикум "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

    Целью семинара - практикума "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста" является актуализация знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей ...

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Актуальность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: проблемы и задачи»

    На современном этапе развития нашего государства, на фоне введения ФГОС ДО, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.В последнее время возросло внимание к проблемам ...

    Семинар - практикум "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

    Данный семинар я проводила со своими коллегами 13.11.2013г. в ГБОУ СОШ №1098 города Москвы дошкольном отделении №6 (ЦРР-Детский сад №2659)...

    Семинар-практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Изготовление тряпичной обереговой куклы Пеленашки» /с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме/

    Цель семинара  - проктикума в ознакомлении взрослых и детей с народными куклами конца XIX  начала  XX веков, в умении изготовлять обрядовую куклу Пеленашку своими руками....

    СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Формирование методической компетенции педагогов в области развития продуктивных видов деятельности, обучение методическим приемам организации совместной деятельности ребенка и взрослого, детского колл...

    Семинар-практикум для педагогов «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышением мотивации его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий»

    Дошкольное образование выдвигает на передний план цели по охране жизни и здоровья детей, заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии, а также интеллектуально-личностное раз...