Современные формы взаимодействия с родителями по проблеме профилактики нарушения осанки и плоскостопия у детей.
консультация по физкультуре (подготовительная группа)

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proftlaktika_osanki_i_stopy_deti_i_roditeli.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Современные формы взаимодействия с родителями по проблеме профилактики нарушения осанки и плоскостопия у детей

Клочкова Лина
Современные формы взаимодействия с родителями по проблеме профилактики нарушения осанки и плоскостопия у детей

Современные формы взаимодействия

с родителями

по проблеме профилактики нарушения осанки и плоскостопия у детей.

Подготовила: Клочкова Лина

Современные формы взаимодействия с родителями по проблеме профилактики нарушения осанки и плоскостопия у детей.

В настоящее время в современном обществе проблеме здоровья и его сохранения отводится важная роль. Все родители хотят видеть своих детей счастливыми и здоровыми. По-этому начинать укреплять здоровье надо с самых ранних лет. Только правильное физическое воспитание является залогом здорового будущего ребенка. Важно с самого детства прививать у ребенка стремлению к здоровому образу жизни.

На сегодняшний момент многие родители интересуются только тем, что он кушал на обед, как его одели на прогулку. Считают, что детский сад это место, где за детьми присматривают, пока родители на работе, и только.

В последнее время наблюдается снижение уровня здоровья, увеличивается количество ослабленных детейдетей с нарушением осанки. Что нас заинтересовало, ведь от здоровья наших детей зависит наше будущее. Так, как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в значимости физического воспитания не только в рамках детского сада, но и дома?

В работе с родителями используют много разных форм, которые помогают сблизить семью и детский сад:

- проведение беседы с родителями;

- тематические консультации;

- совместные досуги;

- открытые занятия с детьми для родителей;

Изучая разные формы работы с родителями, я пришла к выводу, что все методы взаимодействия сводятся к консультациям, открытым занятиям и беседам. Хотелось найти новый подход к родителям, чтоб заинтересовать родителей, вовлечь их в процесс оздоровления их детейРодителей необходимо знакомить с процессом выполнения упражнений, давать педагогические знания, которые в дальнейшем они смогут применять на практике. Ведь многие родители недооценивают пользу от занятий физкультурой. Когда об этом начинаешь говорить, в основном возникают мысли: "Мой ребенок и так не сидит на месте, зачем разучивать еще дополнительные упражнения?", "У меня нет времени заниматься физкультурой со своим ребенком. Вы специалист - вы и занимайтесь!" Мне хотелось быстрее сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания, познакомить родителей с организацией педагогического процесса. Я поставила перед педагогическим коллективом важную задачу - заинтересовать родителей.

Общение с родителями будет успешным, если оно будет содержательным и одинаково важным для обеих сторон. Что в свою очередь позволяет приобщить родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнить их знания и научить использовать профилактические и коррекционные физические упражнения, подвижные игры дома. Ведь семья для ребенка - это пример для подражания. И если мы хотим вырастить здоровое поко-ление, то должны решать эту проблему вместе - детский сад, семья, общество.

Да, действительно, сейчас почти все дети гиперактивны, но задача родителей - не заставлять ребенка прыгать и бегать, а направить его энергию в нужное русло. Хоть многие навыки движения передаются по наследству, всегда есть на что обратить внимание: как ребенок приземляется после прыжков - на всю стопу или на носочки, правильно ли выполняет кувырок, как держит спину и туловище во время движения, правильно ли сидит за столом - от этого будет зависеть его будущая осанка и так далее.

Многие родители пытаются применять физические упражнения дома, но из-за собственной некомпетентности, неграмотности эти упражнения не приносят должного результата. А порой могут и навредить ослабленному организму ребенка. Передо мной стояла задача донести до родителей как правильно выполнять упражнения.

Нами было принято решение организовать "Час здоровья для взрослых". Я разместила информацию на стенде о том, что будут проходить совместные мероприятия для родителей и детей по профилактике осанки и стопы. Родители с интересом отреагировали, и уже на первом занятии было достаточное количество родителей.

Занятие с родителями началось с беседы, в которой я старалась разъяснить проблемы формирования правильной осанки, причины возникновения плоскостопия и пути их решения.

Осанка - это привычное положение тела стоящего человека. Правильная осанка - это когда все части тела расположены симметрично относительно позвоночника. Плечи расположены горизонтально, лопатки не выступают. Изгибы позвоночника выражены умеренно. Правая и левая половины туловища при осмотре спереди и сзади симметричны.

Отчего же появляется плохая осанка и как ее предотвратить?

Нарушение осанки и искривление позвоночника возникают в раннем возрасте. У здорового ребенка позвоночник приобретает нормальную форму к 7 годамФорма позвоночника зависит от состояния скелета ребенка и мышечного корсета. Поэтому очень важно следить за осанкой.

Часто плохая осанка возникает у ослабленных детей. Они быстро утомляются и во время работы принимают неправильную позу. Потом эта поза становится привычной, что приводит к нарушению осанки.

Осанка нарушается при плохом освещении, так как при письме заставляет низко наклоняться над тетрадью. На формирование осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие.

При нарушении осанки у ребенка наблюдается сниженная емкость легких, затруднена работа сердца, органов пищеварения, быстро наступает переутомление. Не редко у детей с нарушением осанки развивается близорукость.

Для того, чтобы исправить дефекты осанки, необходимо принять меры, которые способствуют улучшению физического развития ребенка: режим дня, соблюдение гигиенических условий. Необходимо следить за питанием ребенка с нарушенной осанкой. Так, в ежедневный рацион ребенка должны входить следующие продукты: мясо, рыба, птица, молоко, сыр, злаки, овощи и фрукты, мед. Особенно полезны для строения костей, позвонков и межпозвоночных дисков и позвонков: яблоки, груши, клубника, малина, тыква, орехи (фундук, чечевица, салат, виноград. Дело в том, что в этих продуктах содержатся такие питательные вещества и витамины, как фруктоза, витамины С, В - каротин, Fe, Mn, белки животные, магний, Ca, K, глюкоза, фитоэкстроген, лецитин.

Также затронули такую тему как целенаправленное использование средств физического воспитания, то есть занятия ЛФК при нарушении осанки у детей, массаж для детей с нарушенной осанкой. Очень важно как можно раньше начать (и систематически проводить) закаливание. Если все эти действия начать вовремя, то они помогут предотвратить развитие неправильной осанки у ребенка.

Одним из ведущих средств исправления нарушения осанки у детей является лечебная физкультура. Физические упражнения должны служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник - мышц, выпрямляющих позвоночник, косых мышц живота, квадратные мышцы поясницы, подвздошно-поясничных мышц и др. Из числа уп-ражнений, способствующих выработке правильной осанки, используются упражнения на равновесие, балансирование, с усилением зрительного контроля, дыхательные упражнения и др.

После беседы предложила родителям снять обувь и остаться в комфортной одежде для выполнения упражнений. Затем мы перешли к выполнению непосредственно самого занятия. и начали мы с разминки.

Разминка на занятиях физкультуры – вещь простая, но необходимая. В среднем она занимает 10-20% от всего занятия, это где-то 5-10 минут. Именно она позволяет подготовить мышцы к выполнению физических упражнений и защищает детей от получения всевозможных травм в процессе занятия. В разминке используют упражнения, которые в целом готовят организм ребенка и специфическим образом согревают те мышцы, на которые будет идти основная нагрузка в основной части занятий. Разминка состоит из двух частей: общеразогревающей и специальной. Общеразогревающая часть состоит из ходьбы, медленного бега и общеразвивающих упражнений на все группы мышц. Цель специальной часть разминки - подготовить к основной части занятий те или иные мышечные группы и костно-связочный аппарат и обеспечить психологическую настройку организма на предстоящее выполнение упражнений в основной части занятия. В специальной части разминки выполняются отдельные элементы основных физических упражнений.

Разминку начинают выполнять с мелких мышечных групп рук и плечевого пояса, затем переходят на более крупные мышцы туловища и заканчивают упражнениями для ног.

Во время разминки активно комментировала свои действия, задавала вопросы родителям для чего и чем так важна эта часть занятий.

Пример стандартной разминки или вводная часть занятий ЛФК при нарушении осанки:

1. Ходьба обычная - 10-15 секунд. При этом необходимо следить за правильностью осанки (напоминайте ему об этом).

2. Ходьба на носках, руки на поясе - 10 секунд.

3. Ходьба с высоко поднятыми коленями, руки на поясе - 15 секунд.

4. И. п. - ноги на ширине плеч. Поднять прямые руки вверх, потянуться - вдох, опустить вниз - выдох. Повторить 4-6 раз. При этом надо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнения позвоночник прогибался в поясничном отделе.

5. И. п. - ноги вместе, в руках гимнастическая палка. Палку взять за концы спереди, руки внизу. Отставить правую ногу назад - поднять руки вверх, вернуться в и. п. - руки вниз. Повторить то же самое с левой ноги. Следить за прогибанием в поясничном отделе. Повторить 6-8 раз.

6. И. п. - ноги вместе, палку взять руками за концы сзади, руки внизу. Потянуться на носки - отвести руки с палкой как можно дальше от поясницы, затем вернуться в и. п. Повторить 4-6 раз.

7. И. п. - лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать ноги вверх во время выдоха. При этом надо следить за тем, чтобы нога в колене не сгибалась.

8. Упражнение "Ласточка". И. п. - лежа на животе. Оторвать от пола грудь, руки, ноги - удерживать такое положение 3-4 секунды. Повторить 4-5 раз.

9. И. п. - стоя на коленях, ступни вместе, руки вдоль туловища. Развести руки в стороны, левую ногу отвести в сторону. Повторить то же самое с правой ногой. Выполнить 4-6 раз. Следить за осанкой.

10. Спокойная ходьба - 30 секунд.

Так же как и во время разминки комментирую упражнения и провожу опрос родителей по поводу личных ощущений от выполнения упражнений. Мы разъясняем родителям, почему во время упражнений работает та или иная группа мышц, за что она отвечает и какую функцию несет.

Следующая часть занятий - основная. Основная часть – составляет 60-80% всего времени занятия и направлена на восстановление функций организма, улучшение трофики (питания мышц и структур позвоночника) и формирование компенсаций. В этой части занятия выполняются специальные упражнения, рекомендуемые при нарушении осанки.

Пример основной части занятий ЛФК:

1. И. п. - лежа на животе, руки подложить под лоб тыльной стороной кверху, попеременно слегка поднимать локти и делать ими пару пружинистых покачиваний.

2. И. п. - то же. Приподнимать верх туловища и опускать лоб после подъёма то на левый

локоть, то на правый. Глаза в ходе упражнения должны смотреть в пол.

3. И. п. - то же. Нужно приподнимать верх корпуса, глядя вперёд, и на подъёме выполнять поворот в одну и в другую сторону.

4. И. п. - то же. Не меняя положение кистей, подтянуть к локтю соответствующую ногу до максимально возможного уровня. Повторить то же самое для другой стороны.

5. И. п. - лежа ни спине. Поднять руки, попеременно тянуться ими вверх.

6. И. п. - то же. Прямые руки закинуть за голову и напрячь в вытянутом состоянии.

Поворачивать корпус вправо-влево.

7. И. п. - сидя широко раздвинуть ноги. Протянутыми вверх руками быстро чертить круги по воздуху в противоположных направлениях.

8. И. п. - то же. Правая ладонь - на затылке, левая рука вытянута в сторону. Наклониться в левый бок и потянуться пальцами к полу. Сделать аналогичное движение вправо.

9. И. п. - сто на коленях. Присесть боком сперва вправо, потом влево, руки вперед. Пальцами тянуться в противоположную сторону.

10. И. п. - стоя на четвереньках. Одну руку вытянуть вперёд и немного наклонить корпус в соответствующую сторону. Выполнить три маха этой рукой вперёд-назад. Сменить руку.

11. И. п. - то же. Предплечья соединить и прижать к полу. Отвести попу вправо и посмотреть на правое же бедро. Теперь - в другую сторону.

12. И. п. -то же. Одну руку вытянуть вперёд единовременно с соответствующим коленом. Наклониться в противоположную сторону, пытаясь дотянуться лбом до второго колена. И –наоборот.

13. И. п. - сед по-турецки. Ладони тыльной стороной прижать к затылку, совершать

ритмичные повороты корпуса в сторону, не двигая нижнюю часть туловища.

14. И. п. - Из положения, как в предыдущем упражнении делать боковые наклоны.

15. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперёд с круглой спиной и повисеть,

болтая руками.

16. И. п. - то же. По возможности дотянуться пальцами до пола; оттянуть одну руку в сторону и вверх, устремляясь корпусом за нею, а второй по-прежнему касаться пола.

17. И. п. - то же. Закинуть ладошки за затылок, наклониться вперёд и так поворачивать верх туловища влево - вправо.

18. И. п. - то же. Согнуть руки у груди, чтоб локти оказались повыше кистей, и сделать

несколько пружинящих отмашек - рывков локтями. Можно сочетать их с поворотами.

19. И. п. - то же. Руки поднять и чертить ими круги в одном направлении. Затем поменять

направление.

20. В завершение проползти несколько метров по комнате по-пластунски. Это парти-анское упражнение обычно очень впечатляет.

Заключительная часть занимает 10—20% времени всего занятия. Задача

заключительной части — снижение физиологической нагрузки, нормализация функции сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Средства: гимнастические упражнения с незначительной нагрузкой, специальные упражнения на профилактику плоскостопия, ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на внимание и на расслабление.

Пример специальных упражнений с мячом – обычным или массажным

(постепенно от занятия к занятию диаметр мяча уменьшается)

1. «Шагающий на мяче» - лежа на спине с опорой на предплечья, стопы на мяче, попе-ременное перекатывание мяча стопами вперед и назад. Повторить 6 раз, темп - медленный.

2. Удерживая мяч в голеностопных суставах, приподнять ноги, согнуть и поставить на пол. Затем поднять, выпрямить и вернуться в и. п. повторить 8 раз в среднем темпе.

3. Ноги согнуты, стоят на мяче. Надавливая на мяч, выполнять круговые вращения в правую и левую сторону. Повторить 4-6 раз в каждом направлении. Все время удерживать стопы на мяче.

4. Массажный мяч между стопами, с надавливанием выполнять массаж данной области. Повторить 10—12 раз, темп медленный.

5. «Башня из кубиков» - ноги прямые, мяч в голеностопных суставах. Поставить правую ногу на мяч, носок на себя, на нее поставить левую ногу и спокойно вернуться в и. п. Повторить 6 раз, темп средний.

Восстановить дыхание.

Отдых в течение 3-5 мин: лёжа на спине, глаза закрыты, руки вдоль туловища, ладони к верху, ноги на ширине плеч. Дыхание спокойное.

Упражнение на релаксацию под спокойную музыку «Волшебный сон».

Активизация:

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Шея не напряжена

И расслаблена она…

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем,

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза, проснуться.

Вот пора нам и вставать!

Бодрый день наш продолжать!

После выполнения занятия прошу родителей поделиться впечатлениями. Родители всегда делятся своими положительными эмоциями и рассказывают, как почувствовали прилив энергии.

Каждый раз, проводя занятия по ЛФК с родителями, мы стараемся максимально разъяснить родителям о необходимости правильного выполнения упражнений, о правильной очередности и распределении нагрузки. Полученный опыт и свои ощущения родители уже более грамотно подходят к физическому воспитанию детей, выделяя ему более важную роль в их жизни.

Контактная форма взаимодействия с родителями позволила нам донести важность физических упражнений и решить волнующие для нас задачи, как грамотно сохранить осанку ребенка, как с интересом привлекать ребенка к упражнениям для профилактики плоскостопия. Не всегда есть возможность остановиться и прочитать информацию на стенде, буклет может затеряться, а слушать часовую лекцию о здоровом образе жизни скучно. Но от взаимодействия, где ты не слушатель, а активный участник, который все пробует на себе - мало кто отказывается.

На этих занятиях родители приобретают и теоретические знания, и осваивают практические умения в области физического воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия с родителями.

Использование информационных технологий в работе с родителями дошкольников. Из опыта работы....

Опыт работы тема: «Современные формы взаимодействия с родителями»

Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие счит...

Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"

Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....

«Современные формы взаимодействия с родителями детей среднего дошкольного возраста по обогащению представлений о природном мире».

Чтобы наиболее точно отразить актуальность данной проблемы в современном мире, хотелось бы привести слова великого педагога В.А. Сухомлинского, который говорил: "Может быть, дети еще не смогут ос...

Организация современных форм взаимодействия с родителями в соответствии с современными требованиями

Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.Педагоги творчески подходят к решению пробл...