Подвижные игры с описанием для детей старшей и подготовительной групп
картотека по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Роль игры в становлении и развитии ребёнка переоценить невозможно. Именно в игре ребёнок познаёт окружающий мир, его законы, учится жить по правилам.Все дети обожают двигаться, прыгать, бегать на перегонки, скакать. Подвижные игры с правилами - это осознанная деятельность ребёнка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников. Подвижная игра - это своего рада некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни.

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка, так как представляют собой незаменимое средство ролучения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире. Так же они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально-волевых качеств.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Старшая группа  

Бег

Хитрая лиса

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Воспитатель просит всех закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг за спинами детей и дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает детям открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса – не выдаст ли она себя чем-нибудь.

Играющие три раза с небольшими промежутками хором спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?» При этом все играющие смотрят друг на друга.

Когда все играющие (в том числе хитрая лиса) в третий раз спросят:»Хитрая лиса, где ты?», хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку и говорит: «Я здесь!»

Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные, т.е. до кого лиса дотронулась рукой, отходят в сторону.

После того, как лиса поймала 2-3 детей, воспитатель говорит: «В круг!» Дети снова образуют круг и игра повторяется.


Старшая группа

Бег

Перемени предмет

Играющие встают у черты в 2-3 колонны по 4-5 человек в каждой. На другой стороне площадки, против каждой колонны, в кругу или на стуле лежит один кубик. У детей, стоящих в колонне первыми, в руках мешочек с песком. По сигналу воспитателя они бегут к стулу, кладут на него мешочек, берут кубик и бегут обратно. Встав на своё место, они поднимают принесённый предмет вверх. Тот, кто оказался первым, получает флажок. Затем прибежавшие передают принесённый предмет следующим в колонне, а сами идут в конец своей колонны. Игра продолжается и всегда ребёнку, прибежавшему первым, даётся флажок.

Когда все дети пробегут по одному разу, отмечают в какой колонне больше флажков.

Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес. При повторении игры дети могут переходить из одной колонны в другую, но число их должно быть всё время равным.


Старшая группа

Бег

Эстафета парами

Дети становятся парами в 2 колонны на одной стороне площадки за линию. Количество пар в колоннах должно быть одинаковым. На расстоянии 6-8 метров, на противоположной стороне площадки расставлены или разложены какие-либо предметы (кубы, булавы, мешочки с песком и т.п.). По сигналу воспитателя первые пары , взявшись за руки, бегут к предметам, расположенным напротив, обегают их и возвращаются в конец своей колонны. Как только они пересекут линию старта, убегает следующая пара. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не примут участие все пары. Выигрывает колонна, игроки которой быстрее выполнят задание.

Примечание: во время бега нельзя разъединять руки.


Старшая группа

Бег

Уголки

 Дети становятся возле расположенных на участке предметов физкультурного оборудования, деревьев или обозначенных на земле кружков. Один из играющих находится в середине. Он подходит к кому-нибудь из играющих и говорит: «Мышка, мышка, отдай мне свой уголок!» Мышка отказывается. Водящий с теми же словами подходит к другому игроку. В это время все дети выбегают из своих углов и меняются местами. Водящий старается занять чьё-либо место. Если ему это удаётся, то водящим становится оставшийся без уголка игрок. Если водящий долго не может занять уголок, воспитатель произносит: «Кошка!» По этому сигналу все играющие меняются местами, а водящий занимает чей-нибудь уголок.

Указание: из уголка надо выбегать, а не стоять.


Старшая группа

Бег

Мы весёлые ребята

  Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки так же проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями находится ловишка.

Дети хором произносят текст:

Мы весёлые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать:

Раз, два, три – лови!

После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересёк черту, считается пойманным и отходит в сторону.

После 2-3 перебежек производится подсчёт пойманных и выбирается новый ловишка. Если ловишка никого не поймает, всё равно выбирается новый.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети не скандировали текст, а произносили его выразительно.


Старшая группа

Бег

Парный бег

  Дети стоят в звеньях парами на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне расставлены кегли (булавы, стулья, кегли, набивные мячи) по числу звеньев. Воспитатель даёт сигнал по которому первая пара звена, держась за руки, бежит до стоящего впереди предмета, огибает его и возвращается на место (в конец своего звена). По следующему сигналу бежит вторая пара и т.д. Пара, отпустившая руки, считается проигравшей.


Старшая группа

Бег

Кто скорее до флажка

Все играющие сидят на стульях. У черты становятся 4-5 детей. На расстоянии 18-20 шагов от черты против каждого ставят стул, на который кладут флажок. Стулья стоят на одной линии.

По сигналу воспитателя (удар в бубен, или хлопок) дети бегут к флажкам, берут их, поднимают вверх, затем кладут обратно.

Воспитатель отмечает, кто раньше всех поднял флажок. Затем все бежавшие садятся на стулья, а на их место за чертой становятся следующие 4-5 человек. Игра заканчивается, когда все дети пробегут по одному разу за флажками.

Примечание: когда дети хорошо освоят этот вариант игры, можно внести усложнение – на пути к флажку ставятся стойки с верёвкой, натянутой на высоте 60 сантиметров. Дети подлезают под неё, не касаясь руками пола, выпрямляются и бегут дальше.


Старшая группа

Бег

Мышеловка

Играющие дети делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг – мышеловку. Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга.

Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:

Ах, как мыши надоели,

Развелось их просто страсть.

Всё погрызли, всё поели,

Всюду лезут – вот напасть.

Берегитесь же, плутовки,

Доберёмся мы до вас.

Вот поставим мышеловки –

Переловим всех за раз!

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя «Хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка считается захлопнутой. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они становятся в круг, размер мышеловки увеличивается. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями и игра возобновляется.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили стихи выразительно, негромко, делая логические ударения.


Старшая группа

Бег

Встречные перебежки

Группа делится пополам. Играющие становятся на противоположных сторонах площадки за линиями в шеренгу на расстоянии не менее одного шага друг от друга. У каждой группы детей в руках ленточки своего цвета (синие, жёлтые). По сигналу воспитателя «Синие», дети с синими ленточками бегут на противоположную сторону площадки. Стоящие напротив дети протягивают вперёд ладошки и ждут, когда бегущие прикоснутся к ним рукой. Тот, кого коснулись, бежит на другую сторону площадки, останавливается за чертой, поворачивается и поднимает руку вверх. И т.д.


Старшая группа

Бег

Гуси-лебеди

Из числа играющих выбирается волк и пастух. Остальные – гуси.

На одной стороне площадки проводится черта, за которой находятся гуси – это их дом. Сбоку площадки очерчивается место – логово волка.

Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Затем между пастухом и гусями происходит диалог:

- гуси, гуси!

- га, га, га!

- есть хотите?

- да, да, да!

- так летите!

- нам нельзя:

   серый волк под горой

   не пускает нас домой!

- так летите как хотите

   только крылья берегите!

Гуси, расправив крылья (вытянув руки в стороны), летят через луг домой. А волк, услышав гусей, выбегает, пересекает им дорогу, старается поймать (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе.

После 3-4 перебежек производится подсчёт пойманных гусей.

Затем выбираются новые волк и пастух и игра повторяется.

Примечание: когда воспитатель впервые проводит игру, он рассказывает детям, что гуси гуляют на лугу, щиплют травку. При этом они нагибаются, вытягивают шею, а когда летают – расправляют крылья (вытягивают руки)


Старшая группа

Бег

Пустое место

Играющие становятся в круг, положив руки на пояс – получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит сзади круга и говорит:

Вокруг домика хожу

И в окошечки гляжу,

К одному я подойду

И тихонько постучу.

После слова «постучу» водящий останавливается, заглядывает в окошко против которого остановился, и говорит: «Тук-тук-тук». Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришёл?» Водящий называет своё имя. Стоящий в кругу спрашивает: «Зачем пришёл?» Водящий отвечает: «Бежим вперегонки!» - и оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу оказывается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остаётся в кругу. Опоздавший становится водящим. Игра продолжается.


Старшая группа

Бег

Ловишки

Дети произвольно располагаются на площадке. Ведущий – ловишка – становится на середине площадки. Воспитатель говорит: «Раз, два, три – лови!» По этому сигналу все дети разбегаются по площадке, увёртываясь от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его рукой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся рукой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда ловишка поймает 3-4 играющих. Затем выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4-5 раз.

Указания: для того, чтобы дети лучше ориентировались, ловишке можно выдать какой-нибудь отличительный знак – повязать ленточку, приколоть бант, надеть шапочку с султанчиком и т.п. Если ловишка оказался неловким и долгое время не может никого поймать, воспитатель останавливает игру и выбирается новый водящий.


Старшая группа

Бег

Бездомный заяц

Из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы – чертят себе кружочки и каждый встаёт в свой.

Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, если забежит в любой кружок. Тогда заяц, стоявший в кружке, должен сейчас же убежать – он становится бездомным и охотник будет его ловить. Как только охотник поймал (осалил) зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником.

Эту игру можно проводить и со всей группой детей. В этом случае круг образуют взявшиеся за руки 4-5 детей. В каждом таком кружке становится по зайцу. Игра проводится по тем же правилам. Через 2-3 минуты по сигналу воспитателя игра прерывается. Один из детей, образующих круг, меняется местами с зайцем, стоящим внутри круга. Игра возобновляется и повторяется 4-5 раз, чтобы все дети побывали в роли зайца.


Старшая группа

Координация

Сделай фигуру

 Из числа играющих выбирается ведущий, он стоит в стороне. Остальные дети бегают, прыгают с ноги на ногу по всей площадке.

На сигнал воспитателя (удар в бубен, хлопок и т.п.) все останавливаются в какой-либо позе и не двигаются. Ведущий обходит все фигуры и выбирает ту, которая ему больше всего понравилась. Этот ребёнок становится водящим – оценщиком, а предыдущий водящий присоединяется к остальным детям и игра повторяется.


Старшая группа

Координация

Затейники (ровным кругом)

Дети становятся в круг. Выбирается затейник – он встаёт в середину круга. Играющие идут по кругу вправо-влево и говорят слова:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идём за шагом шаг.

Стой на месте,

Дружно вместе

Сделаем вот так!

По окончании текста дети становятся на расстоянии вытянутых рук. Затейник показывает какое-нибудь движение и все стоящие в кругу повторяют его. Затем затейник выбирает кого-нибудь вместо себя и игра продолжается.

Каждый затейник сам должен придумывать движение и не повторять те, которые показывали до него.


Старшая группа

Прыжки

Не оставайся на полу

Выбирается ловишка. Дети размещаются в разных местах площадки на возвышающихся предметах (высота 25-30 см). По сигналу воспитателя они спрыгивают с предметов и вместе с ловишкой ходят, бегают, прыгают по площадке в темпе и ритме, обусловленном музыкальным сопровождением (ударами в бубен, хлопками или др.)

По сигналу воспитателя «Лови!» все убегают от ловишки и взбираются на возвышающиеся предметы. Ловишка старается осалить убегающих. Дети, до которых ловишка дотронулся, сразу же отходят в сторону. Игра повторяется 2-3 раза, затем подсчитывают пойманных и выбирают нового ловишку. Игра возобновляется.

Указания: воспитатель следит, чтобы с возвышения дети спрыгивали на обе ноги, приучает детей разбегаться по всей площадке, подальше от предметов, на которые они должны взобраться.


Старшая группа

Прыжки

Удочка

Дети стоят по кругу. В центре круга воспитатель. Он держит в руках верёвку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает верёвку с мешочком по кругу над самой землёй, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног.

Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям. Как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги.

Время от времени следует делать паузы, чтобы дать детям отдохнуть.


Старшая группа

Прыжки

Классы

На ровной площадке или асфальтированной дорожке дети чертят мелом (на асфальте) или палочкой (на земле) так называемые классы, т.е. геометрические фигуры определённой конфигурации.

Это может быть прямоугольник, разделённый одной продольной и двумя поперечными линиями наверху которого чертят полукруг – «огонь». Или небольшие прямоугольники, по разному расположенные на плоскости и разделённые линиями на небольшие отделения. А так же классы, напоминающие по форме улиток.

Принцип игры в эти классы один: дети бросают в них плоские предметы (коробочки, камешки и т.п.) и впрыгивают в них на одной или двух ногах.


Старшая группа

Прыжки

Будь ловким

Дети стоят лицом в круг, у ног каждого лежат мешочки с песком. Водящий в центре круга. По сигналу воспитателя дети прыгают в круг и обратно через мешочек отталкиваясь двумя ногами. Водящий старается осалить детей, пока они не выпрыгнули из круга. Через 30-40 секунд воспитатель останавливает игру и считает пойманных. Выбирается новый водящий.

Правила: мешочек нельзя перешагивать, только перепрыгивать; водящий касается только тех, кто в кругу; как только водящий отходит, игроки должны снова прыгать.


Старшая группа

Прыжки

Кто сделает меньше прыжков

На площадке чертят две линии на расстоянии 5-6 метров одна от другой. Несколько детей встают к первой линии и по сигналу воспитателя прыгают до второй линии, стараясь достичь её за меньшее количество прыжков. Для этого необходимо сильно оттолкнуться двумя ногами, приземление выполнять мягко на две ноги и тут же начинать отталкиваться для следующего прыжка.

Правила: ноги сильно не расставлять, приземляться на обе ноги.


Старшая группа

Прыжки

Волк и овцы

В одной стороне зала «дом», в другом – «поле», посередине – «ров» (две длинные рейки кладут на кирпичики высотой 10-15 см на расстоянии 40-50 см друг от друга) в нём гуляет волк.

По сигналу «Овцы, в поле!» игроки бегут и перепрыгивают через ров убегают в поле. Через несколько секунд по сигналу «Овцы, домой!» они возвращаются так же с разбега перепрыгивая ров. В это время волк, не выходя из рва, старается поймать овец.

Правила: перепрыгивать с разбега, отталкиваться одной ногой, приземляться на обе; волк ловит не выходя из рва.


Старшая группа

Прыжки

Лягушки в болоте

Прямоугольник – болото. С двух длинных сторон – кочки (кружки) на расстоянии 50-60 см от болота. На кочках находятся лягушки. Водящий – журавль – в гнезде в стороне. Лягушки произносят:

Вот с насиженной гнилушки

В воду шлёпнулись лягушки.

Стали квакать из воды

«Кве-ке-ке, кве-ке-ке,

будет дождик на реке!»

С окончанием слов журавль ловит лягушек, а они прыгают в воду. В болоте лягушек ловит нельзя.

Правила: с кочки в болото прыгать одним прыжком на двух ногах, ловить лягушек можно на кочках и за границами болота.


Старшая группа

Прыжки

С кочки на кочку

Дети делятся на 4 команды: две с одной стороны зала, две – напротив на расстоянии 4-5м. Между ними начерчены кружки – кочки – на расстоянии от 10 до 40 см друг от друга.

Первые в двух колоннах с одной стороны зала получают задание направиться на противоположную сторону зала перепрыгивая из кружка в кружок определённым способом. Как только они оказываются на противоположной стороне (берегу), дети, стоящие первыми в этих колоннах, начинают прыжками перебираться на противоположный берег.

Перебравшиеся дети становятся в конец колонны. Игра заканчивается, когда колонны поменяются местами.

Правила: если ребёнок оступился, то он начинает передвижение сначала; начинать движение можно тогда, когда руки коснулся перебравшийся ребёнок.


Старшая группа

Метание

Охотник и зайцы

Из числа играющих выбирается охотник, остальные – зайцы. Они садятся в кустах – за рейками, шнуром, укреплённым на высоте, доступной детям для перешагивания (перепрыгивания), или за гимнастической скамейкой, поставленной на ребро.

На расстоянии 3-4 м от кустов чертится круг – дом охотника. Он получает 2-3 мяча диаметром 50-60 мм (зимой вместо мячей можно использовать снежки).

Игра начинается с того, что зайцы выпрыгивают из кустов и свободно бегают, прыгают на площадке перед домом охотника. По сигналу «Охотник!» зайцы убегают, а охотник стреляет в них, т.е бросает мячи или снежки. Те, в кого охотник попал мячом, отходят к домику охотника.

После 2-3 повторений подсчитываются пойманные зайцы. Выбирается другой охотник и игра повторяется.

Примечание: бросать снежки или мячи можно только в ноги бегущим. Нарушивший это правило исключается из игры. 


Старшая группа

Метание

Брось за флажок

Дети стоят в две шеренги друг за другом. В руках у первой шеренги мячи или мешочки с песком. Впереди на расстоянии 4-5 м стоят на одном уровне несколько флажков. Дети одновременно бросают мячи или мешочки с песком определённым способом, стараясь бросить их за линию флажков. Воспитатель подсчитывает, сколько игроков забросили мешочки за линию с флажками. Затем дети поднимают мешочки и передают их своей паре. Бросает следующая шеренга. Затем сравниваются результаты.

Указания: можно передавать мешочек своей паре перебрасыванием. Нужно внимательно следить за местом падения мешочка, т.к. после падения он может проскальзывать по полу вперёд. Результат броска отмечается по месту падения мешочка.


Старшая группа

Метание

Попади в обруч

Дети берут мешочки и строятся в 2-3 колонны. Колонны встают у черты. В 2 метрах от черты кладут обручи по количеству колонн.

Дети по очереди бросают мешочки от черты в обруч двумя руками от груди. Когда все дети выполнят бросок, определяют в каком обруче больше мешочков.

Примечание: расстояние можно увеличивать до 3 метров.


Старшая группа

Метание

Школа мяча

Для игры даётся небольшой мяч. Играют дети по 1, по 2, небольшими группами.

В ходе игры ребёнок, допустивший ошибку, передаёт мяч другому. При продолжении игры он начинает с того движения, на котором ошибся.

Виды движений:

  1. подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши перед собой и поймать двумя руками.
  2. ударить мяч о землю и поймать его двумя руками. Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши перед собой и поймать двумя руками.
  3. стать лицом к стене на расстоянии 2-3 шагов от неё, ударить мяч о стену и поймать двумя руками.
  4. бросить мяч о стену, дать ему стукнуться о землю, поймать двумя руками.
  5. отбивать мяч о землю до 5 раз подряд правой и левой рукой.


Старшая группа

Метание

Мяч водящему

Игроки делятся на две подгруппы по 5-6 человек и строятся в колонны на расстоянии 3-4 шагов друг от друга. Перед колоннами проводится линия. На расстоянии 3 м от неё чертится вторая линия, параллельная первой.

Выбираются 2 водящих, которые становятся за второй линией против колонн. По условленному сигналу оба водящих бросают мячи впереди стоящим в своих колоннах. Поймав мяч, играющий кидает его обратно и уходит в конец своей колонны. Водящий кидает мяч следующему игроку и т.д.

Выигрывает та колонна, в которой последний играющий раньше вернёт мяч водящему.


Старшая группа

Метание

Забрось мяч в кольцо

Для этой игры необходима баскетбольная корзина, укреплённая на высоте 120-130 см.

В игре может принимать участие до 8 человек. Играющие становятся за чертой, проведённой на расстоянии 1,5м от столба с корзиной, и поочерёдно забрасывают мяч в кольцо. Выигрывает тот, кто скорее наберёт условленное количество попаданий. Затем игра повторяется. Выигравший в предыдущей игре получает право бросать первым.


Старшая группа

Метание

Сбей мяч

На линии раскладываются небольшие кольца (например от серсо), а на них кладут мячи. Играющие делятся на колонны по числу мячей и становятся на расстоянии 5-6 м от мячей. Первые игроки в колоннах по сигналу сбивают мячи с колец мешочками с песком. В каждой колонне выделяется один наблюдающий. Он поднимает сбитые мячи и подсчитывает их. Затем игроки бегут за своими мешочками, возвращаются и передают их следующим в колонне. После того, как все выполнили задание, мешочки передаются наблюдающим. Те становятся в колонне первыми и сбивают мячи. Каждая команда подсчитывает число сбитых мячей. Выигрывает команда, получившая большее количество очков. Назначаются новые наблюдающие, игра продолжается.

Указания: воспитатель следит за тем, чтобы дети не заходили за линию во время броска. Мячи можно сбивать лишь одной рукой – правой или левой.


Старшая группа

Метание

Охотники и звери

Дети изображают лесных зверей. Охотники (2 детей) стоят в стороне, у противоположных сторон комнаты. В руках каждого 2 мяча. Дети бегают по всей площадке, передавая характерные особенности изображаемых зверей.

По сигналу «Охотники!» звери замирают – останавливаются, а охотники бьют мячом с места 2 раза (в ноги детей).

Подсчитывается количество пойманных зверей и игра продолжается с новыми водящими.


Старшая группа

Метание

Сбей кеглю

В игре используются пластмассовые кегли. Их устанавливают с интервалами 10-15 см друг от друга.

Дети прокатывают по 1 шару с расстояния 1-1,5 м.

Воспитатель отмечает, кто из детей попадает в кегли, помогает тем, кому это не удаётся не фиксируя внимания на проигрыше.


Старшая группа

Метание

Серсо

Двое детей становятся друг против друга на небольшом расстоянии (2-3 м). Один из них бросает в сторону другого кольца, а тот их ловит (первое время на руку, а затем на палку).

При большом количестве участников дети, разделившись на пары, становятся друг против друга на расстоянии 3-4 м. У одного из них палка, у другого - палка и несколько колец (вначале 2, позже – 3-4). Последний нанизывает на кончик палки кольца и пускает их в сторону партнёра, тот ловит кольца на свою палку.

Когда все кольца брошены, производится подсчёт пойманных колец, после чего дети меняются ролями.

Выигрывает тот, кто поймает большее количество колец.

Примечание: когда серсо даётся детям впервые, они играют с одним кольцом: дети перебрасывают его друг другу.


Старшая, подготовительная группы

Полоса препятствий

В качестве препятствий могут выступать различные пособия: скамейки, дуги, барьеры, цели для метания.

Порядок преодоления препятствий может быть любым.

Оценивается быстрота и точность выполнения заданий.

 


Старшая группа

Лазание

Белки в лесу

Белки находятся на гимнастической лестнице, наклонных лестницах, пирамидах. На противоположной стороне – охотник.

По сигналу «Берегись!» - все белки меняются местами: слезают, перебегают и влезают на другие. В это время охотник их ловит.

Правила: нельзя спрыгивать; нужно каждый раз менять место; пойманными считаются те, кого охотник коснулся рукой когда они были на полу и те, кто не сменил место.


Старшая группа

Лазание

За флажком через препятствие

Игроки выстраиваются в 2-3 колонны. Напротив каждой колонны на расстоянии 2 м на высоте 30 см натянута верёвка. Через неё нужно перепрыгивать. На расстоянии 4 м от колонн на высоте 50 см расположена рейка – под неё нужно подлезать. Преодолев препятствия нужно пробежать ещё 2 м , взять свой флажок и, минуя препятствия стороной, вернуться к своей команде, подбежать, хлопнуть товарища по ладони.

Подводится итог: чья колонна быстрее соберёт флажки.


Старшая группа

Лазание

Кот и мыши

Часть помещения отгорожена рейками, положенными на кубы – это норка для мышей. Кот находится на другой стороне площадки. Воспитатель произносит слова:

Кот мышей сторожит,

Притворился, будто спит

Услышав эти слова, мыши подлезают под рейкой, встают и начинают бегать врассыпную. Воспитатель приговаривает:

Тише, тише, не шумите

И кота не разбудите.

Дети продолжают бегать. Звучит сигнал «Просыпается кот!» Кот говорит «Мяу!» и ловит мышей. Мыши прячутся в норе, подлезая под рейки.

Правила: мыши убегают после слов «Кот просыпается!», кот ловит мышей после слова «Мяу!».


Старшая группа

Лазание

Медведи и пчёлы

Улей – гимнастическая стенка, луг – на противоположной стороне площадки, берлога – в стороне. Играющие делятся: одна треть – медведи, остальные – пчёлы.

По сигналу «Пчёлы, на луг!» - пчёлы спускаются с лестницы и летят на луг за мёдом, а медведи бегут и забираются в улей лакомиться мёдом.

По сигналу «Медведи!» - медведи спускаются и бегут в берлогу, а пчёлы летят к ульям и жалят не успевших убежать медведей. Подсчитывается количество пойманных. Следующая треть играющих (из пчёл) становится медведями. Играют 3, 6. 9 раз

Правила: с лестницы не спрыгивать, а спускаться до последней рейки, жалить касаясь рукой.


Старшая группа

Лазание

Перелёт птиц

 Гимнастическая лестница деревья. Дети – птицы. Птицы летают по всей площадке, по сигналу «Буря!» бегут к лестнице и взбираются на неё. По сигналу «Буря прошла!» дети спускаются с лестницы и летают по площадке.

Правила: взбираться на лестницу не толкаясь; спускаться до последней рейки не спрыгивая.


Старшая группа

Лазание

Пролезай-убегай

Дети стоят в две шеренги. Первая стоит вдоль стены, вторая – посередине зала напротив первой. У противоположной стены – линия. У детей второй шеренги в руках обручи. Они становятся на одно колено, ставят обручи на пол и придерживают их. По сигналу воспитателя «В обруч быстро пролезай и подальше убегай! Марш!» дети первой шеренги быстро бегут к обручам, пролезают в них удобным способом и бегут за линию. Дети, державшие обруч, кладут его на пол и догоняют детей первой шеренги. Подсчитывается количество пойманных детей и шеренги меняются местами.

Подводится итог: чья шеренга более ловкая.

Правила: пролезать в обруч любым способом; обруч класть на пол, не бросать; за линией не ловить.


Подготовительная группа

Метание

Кто самый меткий

Группа делится на 4-5 колонн. На расстоянии 3 м от черты ставятся мишени. Дети по одному из каждого звена, выходят на линию и бросают мешочек с песком, стараясь попасть в цель. Попавшему засчитывается очко. Когда все дети бросили по одному разу, подсчитывается количество бросков и очков в каждом звене. Звено, получившее большее количество очков, считается победившим. Игру можно продолжить предложив выявить самого меткого. Для этого все дети, получившие очко, снова бросают в цель, но уже с большего расстояния (3,5 м). Не попавшие  выходят из игры.

    Игра кончается, когда остаются 1-2 метких ребенка.


Подготовительная группа

Координация

“Стоп!”

На расстоянии 10-16 шагов от границы площадки проводится линия (исходная), на которой близко друг от друга стоят играющие. На противоположном конце площадки очерчивается кружком (диаметром 2-3 шага) место водящего. Повернувшись спиной к играющим, водящий громко говорит: “Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!” При этих словах все играющие  продвигаются по направлению к водящему. Как только водящий произнес слово: “Стоп!”, все останавливаются, водящий быстро оглядывается. Тот, кто вовремя не успел остановиться после слова “Стоп!” и сделал добавочное движение, водящий возвращает на исходную линию. Затем он снова поворачивается спиной к играющим и говорит слова и т. д. Все продолжают движение с того места, где их застал сигнал: “Стоп!” Те, которые возвратились на исходные позиции, начинают движение оттуда.

    Так продолжается до тех пор, пока  кто-нибудь из играющих не подойдёт близко к водящему  и не встанет в кружок раньше, чем  водящий скажет: “Стоп!”. Тот, кому удалось это сделать, становится водящим.


Подготовительная группа.

Бег

Догони свою пару.

 Дети встают парами на одной из сторон площадки: один впереди, другой сзади (отступая на 2-3 шага).

 По сигналу первые перебегают на другую сторону площадки, вторые их ловят (каждый свою пару). Затем дети меняются ролями.


Подготовительная группа.

Лазание

Кто скорее через обручи к флажку.

 4-5 детей по одной стороне площадки. На противоположной стороне лежат флажки  (кубики, кегли). На середине площадки напротив каждого играющего положено по 2 обруча. По сигналу воспитателя дети бегут к обручам, пролезают в один из них снизу и кладут его на пол, добегают до флажка, поднимают его вверх. Выигрывает тот, кто правильно выполнил задание и прибежал первым.

   

Правила: обруч не бросать, а класть на пол, пролезать в обруч одним и другим  способом.


Подготовительная группа.

Координация

Коршун и наседка

 Играющие выбираёт коршуна и наседку, остальные – цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит:

       Вокруг коршуна хожу,

       По три денежки ношу,

       По копеечке, по совелочке.

 Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встаёт, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается и спрашивает коршуна:

     - Коршун, коршун, что ты делаешь?

     - Ямку рою.

      - На что тебе ямка?

      - Копеечку ищу.

      - На что тебе копеечка?

      - Иголочку куплю.

      - На что тебе иголочка?

      - Мешочек сшить.

      - Зачем тебе мешочек?

      - Камешки класть.

      - Зачем тебе камешки?

      - В твоих деток кидать.

       - За что?

       - Ко мне в огород лазят.

      - Ты бы сделал забор выше. Коли не умеешь, так лови их.

 Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: “Ши, ши злодей “. Пойманный цыплёнок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят. Правила игры: цыплятам следует крепко держаться друг за друга.


Подготовительная группа

Бег

Обыкновенные жмурки.

  Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

  - Кот, кот, на чём стоишь?

  - На квашне.

  - Что в квашне?

  - Квас.

  - Лови мышей, а не нас.

После этих стихов участники игры, разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

 

 Правила игры: если жмурка подойдёт близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить крикнув: “Огонь”. Нельзя кричать это слово с целью отвлечь от игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать его по имени, не снимая повязки.


Подготовительная группа

Бег

Ловишка, бери ленту.

  Играющие становятся в круг, выбирают ловишку. Все кроме ловишки, получают полоску из цветного материала или ленточку, которую они заклкдывают сзади за пояс или ворот. Ловишка встаёт в центре круга. По сигналу воспитателя: “Беги” – дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть у кого-нибудь из них ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону.

   По сигналу воспитателя: “Раз, два, три, в круг скорей беги!” – дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.


Подготовительная группа

Бег

Краски

  Играющие сидят на стульчиках или на скамейке (можно на бревне или поваленном дереве).

   Выбирается продавец и покупатель. Покупатель отходит в сторону. Дети называют продавцу какой краской они хотят быть. Приходит покупатель и говорит: “Стук, стук”.

  “Кто там?” – спрашивает продавец.  “Вова (Валя….), - покупатель называет своё имя. “За чем пришёл?” – “За краской” – “За какой?” –“За красной (синей, жёлтой, голубой….).

  Покупатель называет любой цвет. Если такая краска есть, продавец говорит сколько она стоит (в пределах 10), и  покупатель столько раз ударяет  по ладоням. С последним числом краска убегает, а покупатель её догоняет. Поймав краску, он отводит её в установленное место. Игра продолжается. Если названной краски нет, продавец говорит: “Скачи по красной (зелённой….) дорожке на одной ножке”. Покупатель скачет до условленного места и возвращается обратно. Игра продолжается до тех пор, пока все краски не будут куплены.


Подготовительная группа

Прыжки

Лягушки и цапля

   В середине  площадки вычерчивается квадрат со сторонами 4,6 м. это болото, где живут лягушки. В углах квадрата вбиваются колышки или кладутся кубики так, чтобы высота колышка (кубика) над землёй составляла 10-15 см. по сторонам квадрата протягивается верёвка. К концу веревки привязан груз (мешочек с песком). Концы верёвки кладутся на колышки (кубики).

  В одном из углов площадки очерчено гнездо цапли воспитатель назначает одного из играющих цаплей, остальные – лягушки, которые стоят или прыгают на болоте. Когда все играющие разместились на определённых местах, воспитатель даёт сигнал “Цапля!”. Высоко поднимая ноги, она направляется к болоту и перешагивает через веревку чтобы поймать лягушек. Лягушки, спасаясь от цапли, выскакивают из болота, прыгая через веревку любым способом: отталкиваясь от пола двумя ногами , одной ногой с разбега – лишь бы убежать от цапли. Перешагнув через верёвку , цапля ловит не успевших  выпрыгнуть из болота лягушек. Пойманных цапля уводит к себе в дом, и они временно выбывают из игры (пока не сменится цапля). Если все  лягушки успели выскочить из болота, и цапля никого не поймала, она возвращается к себе в дом. Новая цапля выбирается после того как будет поймано 2-3 лягушки.

    Правила игры: Цапля может ловить лягушек только в болоте. Лягушки должны перепрыгивать, а не перешагивать через верёвку. Лягушка, перешагнувшая через верёвку, считается пойманной.

     

Примечание: Игру можно усложнить: Ввести вторую цаплю.


Подготовительная группа

Бег

Горелки

  Играющие становятся парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шага проводится линия. Один из играющих – ловящий, становится на эту линию. Все стоящие в колоне говорят:

 - Гори, гори ясно,

 - Чтобы не погасло.

 - Глянь на небо –

 - Птички летят,

 - Колокольчики звенят!

 - Раз, два, три -  беги!

   После слова “беги” дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один справа, другой слева), стремясь встретиться, и берутся за руки. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успевают соединить руки. Если ловящему это удаётся сделать, то он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловящим. Если же ловящему не удаётся никого поймать, он остаётся в той же роли.

  Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу. Игру можно повторить 2-3 раза.

  Число участвующих не должно превышать 15-17 человек, иначе детям долго придётся стоять без движения.


Подготовительная группа

Бег

Эстафета парами

  Дети становятся парами в 2 колонны на одной стороне площадки за линию. Количество пар в колоннах должно быть одинаковым. На расстоянии 6-8 метров, на противоположной стороне площадки расставлены или разложены какие-либо предметы: кубы, булавы, мешочки с песком, набивные мячи. По сигналу воспитателя первые пары, взявшись за руки, бегут к предметам, расположенным напротив, обегают их и возвращаются в конец колонны. Как только они пересекают линию старта, убегают следующие вторые пары. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не примут участие все пары. Выигрывает колонна, игроки которой быстрее выполнят задание.

 

 Примечание: Во время бега нельзя разъединять руки.


Подготовительная группа

Равновесие, лазание

Весёлые соревнования

Играющие становятся в 3-4 колонны у общей черты на расстоянии 2-3 шагов одна от другой. В каждой колонне одинаковое число играющих. Впереди каждой колонны в 4-5 шагах поставлены гимнастические скамейки, ещё дальше на полу положены обручи. По сигналу воспитателя первые в колоннах бегут к скамейкам, входят на них, перебегают до конца, спрыгивают, подбегают к обручам, пролезают в них и кладут тихо на пол; затем быстро возвращаются в конец своей колонны. Выигрывает тот, кто прибежит первым; ему дают ленточку или флажок. Игра продолжается, пока все дети не примут в ней участие, выигрывает колонна, у которой окажется больше флажков.

 

Указания: Можно играть так. Играющий, выполнив задание, становится в конце колонны и касается рукой плеча впереди стоящего, тот – следующего и т. д. пока сигнал не дойдёт до стоящего впереди в колонне первым. Приняв сигнал, он бежит и выполняет задание. Воспитатель наблюдает за выполнением правил игры.


Подготовительная группа

Бег

Быстро возьми, быстро положи

  Дети бегут друг за другом, добегая до углов площадки. В одном углу стоит корзина с флажками, на противоположной стороне стоит пустой ящик. Каждый из детей, должен на бегу, не задерживая каждого бегущего за ним, быстро взять флажок из корзины, а на другой стороне, положить в корзину.


Подготовительная группа

Метание

Кого назвали, тот и ловит

  Дети ходят, бегают, прыгают и т. д. по площадке. Воспитатель держит большой мяч, он называет одного из детей и бросает мяч вверх. Ребёнок подбегает, ловит мяч и снова бросает его вверх, называя по имени кого-либо другого.

  Указания: Играющий подбрасывает мяч вверх на том месте, где он его поймал. Мяч надо подбрасывать повыше, чтобы названный ребёнок успел подбежать к нему и поймать. Надо, чтобы дети старались ловить мяч с воздуха или после одного отскока от земли.


Подготовительная группа.

Метание

Охотник и зайцы

   Из числа играющих выбирается охотник, остальные – зайцы. Они садятся в кустах – за рейками, шнуром, укреплёнными на высоте, доступной детям для перешагивания (перепрыгивания), или за гимнастической скамейкой, поставленной на ребро.

  На расстоянии 3-4 м от кустов чертится круг – дом охотника. Он получает 2-3 мяча диаметром 50-60 мм (зимой вместо мяча можно использовать снежки).

  Игра начинается с того, что зайцы выпрыгивают из кустов и свободно бегают, прыгают на площадке перед домом охотника. По сигналу: “Охотник!” – зайцы убегают, а охотник стреляет в них, т. е. бросает мячами (снежками) в одного, другого, третьего…. Те, в кого охотник  попал мячом, отходят к домику охотника.

  После повторения игры 2-3 раза подсчитываются пойманные зайцы, выбирается другой охотник и игра повторяется.

  Бросать мячи или снежки можно только в ноги бегущим. Нарушивший  это правило исключается из игры.


Подготовительная группа

Лазание

Ловля обезьян

   Дети, изображающие обезьян, размещаются на одной стороне площадки, где имеются приборы для лазанья (стенки, вышки) или скамейки. На противоположной стороне площадки находятся ловцы обезьян (2-4).

   Ловцы сговариваются между собой о том какие движения они будут делать, выходя на середину площадки и воспроизводят их.

   Обезьяны влезают на вышку и оттуда наблюдают за движением ловцов. Проделав движения, ловцы уходят, а обезьяны слезают с дерева, т. е. приборов, приближаются к тому месту где были ловцы, и повторяют их движения.

 По сигналу воспитателя: “Ловцы!” – обезьяны бегут к деревьям и влезают на них. Ловцы ловят тех обезьян, которые не успели влезть на дерево, и уводят их к себе.

  После 2-3 повторений игры выбираются новые ловцы и игра возобновляется.

   Перед проведением игры воспитатель объясняет детям особенности обезьян – подражать и воспроизводить движения, которые они видят.

   Воспитатель следит за тем, чтобы обезьяны не спрыгивали с верхних перекладин, а спускались до последней перекладины.


Подготовительная группа

Бег

Два мороза

  На противоположных сторонах площадки (или комнаты) отмечают линиями два дома. Расстояние между домами – 20-30 шагов (12-15 м). Играющие  располагаются на одной стороне площадки. Выбираются двое водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям, - это Мороз  - Красный нос и Мороз – синий нос.

   По сигналу воспитателя: “Начинайте!” – оба Мороза говорят:

     Мы два брата молодые

     Два Мороза удалые:

     Я Мороз – Красный нос,

    Я Мороз – Синий нос.

    Ну-ка, кто из вас решится

    В путь дороженьку пуститься.

Все играющие хором отвечают Морозам:

   Не боимся мы угроз

   И не страшен нам мороз.

 После слова “мороз” все играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы  стараются их заморозить, т. е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил Мороз, и так стоят до окончания перебежки всех остальных играющих.. замороженных подсчитывают, после чего они присоединяются к остальным играющим.

  Перебежки повторяются 3-4 раза. После подсчёта общего числа замороженных, выбираются новые Морозы.


Подготовительная группа

Метание

Стой!

  Дети стоят с воспитателем. Он подбрасывает мяч высоко вверх и называет имя ребенка. В этот момент все дети разбегаются в разные стороны. А тот, чьё имя было названо, быстро подбегает, ловит мяч и кричит: ”Стой!”. Все играющие останавливаются там, где их застал сигнал. Водящий бросает мяч в кого-нибудь из играющих. Если он попадает, ребёнок быстро ловит мяч, кричит: “Стой!” – и бросает мячом в кого-нибудь из играющих и т. д. Если водящий ни в кого не попадает, он бежит за мячом, берёт его и снова бросает до тех пор , пока не осалит кого-нибудь. Когда водящий бросает мяч, все должны находиться на своих местах. Можно увёртываться: нагибаться, приседать, отклоняться в сторону, подпрыгивать и т. д.

   Указания: воспитатель объясняет детям что, бросая мяч, надо целиться в ноги. Нарушающих это правило он вначале предупреждает, а затем выводит из игры.


Подготовительная группа

Бег, ориентировка

Чьё звено скорее соберется

  Дети делятся на 3-4 группы с одинаковым числом играющих: каждой группе даются флажки какого-нибудь одного цвета.

  В разных концах площадки или по одной стороне ставятся на подставках 3-4 флага тех же цветов. Каждая группа строится колонной перед флагом своего цвета.

  Когда играющие построятся, воспитатель ударяет в бубен, и дети начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях. Движения меняются в зависимости от темпа и ритма, который даётся воспитателем.

    По сигналу: “На места!” – дети бегут к своему флагу и строятся в колонну (лицом к флагу). Воспитатель отмечает, какая группа построилась первой.

  После 2-3 повторений игры, в тот момент, когда дети бегают, прыгают, воспитатель говорит: “Стой!”. По этому сигналу все играющие останавливаются и закрывают глаза. Тем временем воспитатель меняет места флагов и говорит: “На места!”. Дети открывают глаза и спешат построиться в колонну против своего флага. Отмечается какая колонна построилась первой.


Подготовительная группа

Метание

Ловишки с мячом

  Площадка ограничивается линиями или флажками. В центре площадки играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Выбирается водящий. Он становится в центре круга, у его ног лежит 2-3 небольших мяча (диаметром 6-8 см).

   Водящий называет или проделывает ряд движений (приседание, хлопок над головой и т. п.). Играющие выполняют эти движения по слову или показу. Внезапно воспитатель говорит: “Беги из круга!”, - и играющие разбегаются в разные стороны (в пределах установленных границ площадки). Водящий старается, не сходя с места, попасть в убегающих мячами бросая их поочерёдно. Дети, в которых попал водящий мячом, отходят в стороны. Остальные снова встают в круг. Выбирается новый водящий, игра повторяется. Те дети, кого водящий осалил мячом на площадке, одно повторение игры пропускают.

   Если игра проводится зимой на площадке, мячи заменяются снежками.


Подготовительная группа

Бег

Кто скоре к своему флажку

  На одной стороне комнаты (площадки) проводят линию. В 10 м от неё ставят на подставках флажки. Дети (4-5) с обручем в левой руке становятся на линии левым боком к флажкам на расстоянии 1 м один от другого.

  По сигналу воспитателя: “Приготовились!” – дети ставят обруч на землю по направлению к флажкам; правую руку они держат наготове для удара по обручу.

  Затем воспитатель говорит: “Раз, два, три – кати!” – и дети катят обручи в стороны флажков, ударяя по ним правой ладонью или палочкой. Дети, первыми докатившие обручи, поднимают флажки над головой.

   Одна и та же группа детей может повторить игру несколько раз, соревнуясь в ловкости между собой.

  Игру можно повторить и со всей группой. В этом случае дети разбиваются на отряды. Обручи катят поочередно каждые 4-5 человек, стоящие в отрядах первыми. Когда обручи прокатят все дети, подсчитывается, чей отряд набрал больше флажков.    

 

   

 

   

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра "Кощей и дети" для детей старшей и подготовительной группы.

Здравствуйте дорогие коллеги ! Забота о здоровье ,эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка- одна из первостепенных забот педагогов....

Подвижные игры с описанием для детей средней группы

Подвижные игры - один из способов физического развития ребёнка. Они позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игр...

ПРОЕКТ «ИГРЫ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ» для детей старших и подготовительных групп

ПРОЕКТ«ИГРЫ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ»для детейстарших и подготовительных групп...

Квест-игра по финансовой грамотности детей старшей и подготовительной группы «Путешествие Буратино»

Квест-игра по финансовой грамотности детей старшей и подготовительной группы«Путешествие Буратино»...

Подвижная игра «Космическое путешествие» для детей старших и подготовительных групп

Использование подвижных игр в системе воспитательно-оздоровительной работы, несомненно, способствует повышению уровня двигательной активности дошкольников в условиях детского сада....

Квест - игра " Надежные помощники" для детей старшей и подготовительной группы

Квест - игра " Надежные помощники" для детей старшей и подготовительной группы...

Дидактическая игра "Математический калейдоскоп" для детей старшей и подготовительной группы.

              «Математический калейдоскоп» -дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений у детей старшего и подгот...