Физкультурно- оздоровительная работа
учебно-методический материал по физкультуре

Литвинова Светлана Сергеевна

Физкультурно- оздоровительная работа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozdorovitelnaya_rabota.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультурно – оздоровительная работа

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Одной из важнейших задач федерального государственного образовательного стандарта является охрана и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребенка.

Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья. Именно в этом возрасте закладываются основы физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Физическая культура способствует формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка.

В связи с этим, физкультурно-оздоровительная работа в детском саду имеет большое значение, как для укрепления здоровья, так и для формирования двигательных умений и навыков, являющихся значимыми компонентами в познавательном и эмоциональном развитии воспитанников.

Для реализации данного направления были поставлены следующие цели и задачи:

Цель: Усовершенствование комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, сохранение у родителей и воспитанников здоровья через физические упражнения.

Задачи: сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, развитие их физических качеств; формирование основ культуры здоровья, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе.

В нашем детском саду разработана и реализуется система мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности:

• утренняя гимнастика

• физкультурное занятие

• подвижные игры и упражнения на прогулке

• гимнастика после дневного сна

• физкультминутки.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.

Во время НОД проводятся двигательно-оздоровительные моменты: упражнения и задания на развитие мелких мышц руки, задания на развитие мимики и артикуляции, разнообразные подвижные игры в течение всего дня и т. п.

Особое внимание в режиме дня детского сада уделяется закаливанию организма. К закаливающим мероприятиям ДОУ относится:

- утренний прием на свежем воздухе в теплое время;

- ежедневная утренняя гимнастика на свежем воздухе и оздоровительный бег летом;

- босохождение после сна;

- контрастные воздушные и солнечные ванны;

- ходьба по профилактическим дорожкам.

В образовательной деятельности проводятся беседы с детьми на различные темы«Неболей-ка»«Изучаем свое тело»«Полезные и вредные привычки»«Что такое здоровье»«Чистота – залог здоровья» и др.

В детском саду традиционно провожу такие мероприятия, как летний спортивный праздник «Здравствуй, лето», зимний спортивный праздник «Мы мороза не боимся»; спортивные развлечения «Народные игрища»«Путешествие в страну Спортландию» и многое другое. Дети с радостью принимают участие в подобных мероприятиях, где их всегда ждут необычные конкурсы, игры и забавы.

На прогулках совместно с педагогами организуем двигательную активность детей с помощью игровых упражнений, подвижных и спортивных игр.

В непосредственно образовательной деятельности педагоги используют физкультминутки, пальчиковую гимнастику подобранную мной.

В общей системе оздоровления особое внимание уделяем охране психологического здоровья детей. В ДОУ созданы все условия для психологического комфорта и полноценного развития психических процессов у дошкольников.

Работа с детьми по формированию здорового образа жизни невозможна без взаимодействия с семьей.

Взаимодействие с родителями по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни реализуется как в традиционных, так и нетрадиционных формах работы:

- родительские собрания включала разные темы«Здоровые дети – здоровая нация»«Охрана жизни и здоровья детей»«Активный детский отдых зимой»«О правильной осанке»«Осанка – это здоровье»«Чистота и здоровье» и т. д.

- консультации по таким темам«Укрепление здоровья»«Правильно одеваем ребенка» и т. д. ;

- оформила памятки и буклеты в помощь родителям«Оздоравливаем ребенка дома»«Влияние природных факторов на закаливание»«Летний отдых»«Здоровый образ жизни в семье» и т. д.

- показ НОД«Прогулка в зимний лес»«Мы – спортсмены»;

- Особенно тщательная подготовка ведтся к таким праздникам, как «День защитника Отечества»«День Победы». Подобные мероприятия я организую с участием родителей, когда взрослые на глазах у детей демонстрируют умения бегать, прыгать, соревноваться. Это поучительно всем, а особенно детям, т. к. это придат особый эмоциональный настрой, дарит огромную радость от общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей.

Совместно с воспитателями и родителями проводятся ежегодные традиционные мероприятия «Дни здоровья»«День открытых дверей». В ходе данных мероприятий дети показывают уровень своего физического развития и получают эмоциональный заряд от своих достижений, а родители испытывают гордость за своих детей.

Для эффективности физкультурно-оздоровительной работы разработала программу кружка «Крепыши», где занятия закаляют и укрепляют физическое и психическое здоровье детей, способствуют сплочению коллектива. Также данные занятия повышают работоспособность, создают хорошее настроение, способствуют общению между детьми.

Таким образом, использование физкультурно-оздоровительной работыдетского сада дает свои положительные результаты.

1. У детей сформировалось желание вести здоровый образ жизни.

2. Наблюдается снижение заболеваемости, повысилась посещаемость.

3. Родители проявляют активность.

Результаты представленного опыта позволяют сделать заключение об эффективности проделанной работы по внедрению данных подходов, форм, методов и принципов построения воспитательно-образовательной и физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.

Развитие ребенка зависит не только от хорошей биологической основы, но и от окружающей среды, в которой растет ребенок, от способа и уровня удовлетворения потребностей ребенка. От воспитания, физического и нравственного развития ребенка во многом зависит вся его последующая жизнь.

«Забота о здоровье- важнейшая работа воспитателя. От

жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ "Физкультурные минутки как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками" из опыта работы Бралиевой Яны Тулегеновны

Физкультурные минутки  проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим д...

Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ в летне-оздоровительный период

Краткая презентация физкультурно-оздоровительной работы ДОУ в летний период...

Опыт работы на тему "Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования"

Опыт работы на тему"Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

«Волшебные хлопки» или «Аплодисменты здоровья» - китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.

Профилактическая и оздоровительная деятельность в детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. Для достижения основных цели и задач используются различные традиционные и нетрадиц...

«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».

Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...