«Сюжетное занятие как средство интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка по физкультуре (средняя группа)

Громова Марина Дмитриевна

Актуальность проблема развития  интереса к движениям

Сюжетное занятие –  одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx50.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Сюжетное занятие как средство интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность проблема развития  интереса к движениям

Сюжетное занятие –  одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения движений.

Сюжетные физкультурные занятия помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения. Удовлетворительность ребенка продуктом собственной деятельности ведет к формированию у него потребности повторить положительные переживания радости. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, «рассказывающий» о каких-либо конкретных событиях с участием взаимодействующих персонажей, хорошо знакомых детям. Их содержание позволяет вести занятия на эмоционально положительном контакте педагога с детьми, удовлетворяя потребности ребенка в познании, активной деятельности, в общении со сверстниками, побуждая ребенка к творческой активности, самовыражению, снимая скованность, эмоциональное напряжение.

Совершенно очевидным  являются то, что ребенку, благодаря  сюжету, легче осмысливать и выполнять движения.

 Именно сюжетные занятия в большей степени способствуют взаимопроникновению обучающих моментов в единый процесс. Важным достоинством занятий сюжетного типа, что они позволяют избежать, свести к минимуму механическое усвоение техники движения, заучивания детьми только «жестких стереотипов» движений, которые лишают детей возможности «конструирования» новых вариантов путем дополнения, усложнения составляющих элементов.

 Ценным является то, что периоды «жестких стереотипов» в  сюжетных занятиях относительно кратковременны и при переходе к творческим занятиям, эти образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчает детям их произвольные изменения. И уже на этапе обучения сюжет является смысловой стороной, облегчающей освоение движения, и способствует сокращению сроков его разучивания. В дальнейшей работе над движением дети не боятся отступить от выученных образцов и придумывают собственные варианты движений.

В качестве источников рождения двигательных образцов широко используются окружающий мир и природа, литература, музыка, произведения изобразительного искусства. Для отработки того или  иного движения отбираются достаточно простые и доступные сюжеты.

Сюжет  занятия тесно  связан с задачами обучения движениям,  что и придает занятию черты драматизации, сближает его с сюжетно-ролевой  игрой, которая, по выражению Л.С. Выгодского, является «корнем любого детского творчества».

Сюжетные занятия создают  широкие возможности для использования  нестандартного оборудования, элементов  костюмов, оформления зала, схем и пиктограмм движений, разнообразной музыки. В  начале обучения движению целесообразно  опереться на прошлый двигательный опыт детей, вспомнить простейшие движения, знакомые по прошлому занятию. Затем знакомить их с новым движением. При этом сообщается его значение, требования к выполнению.

Сюжетные физкультурные  занятия вызывают интерес к физическим упражнениям, больше чем традиционные физкультурные занятия. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, о каких-либо конкретных событиях с участием персонажей, хорошо знакомых детям.

Все выше сказанное заинтересовало меня и повлияло на актуальность  выбранной темы

Цель  исследования  - изучение  сюжетные физкультурные занятий как средств  развития интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

1.Анализ психолого- педагогической, методической литературы;

2.Анкетирование

Объект  исследования – сюжетные физкультурные занятия

 Предмет исследования – влияние сюжетных физкультурных занятий на развитие интереса к  движениям у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотезу можно сформулировать следующим образом: проведение сюжетных физкультурных занятий  с детьми младшего дошкольного возраста будет способствовать интересу к занятиям физическими упражнениями.

В рамках этой поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. Проанализировать литературу по теме развития  интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Выделить особенности интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетных физкультурных занятий.
  3. Разработать серию сюжетных физкультурных  занятий

Методы исследования: 

а) изучение и анализ литературы;

б) анкетирование

Педагогическая направленность: разработка методического пособия для педагогов по развитию интереса с физическим упражнениям посредством сюжетных физкультурных занятий.

Экспериментальная база психолого – педагогический эксперимент проводился

 на базе ГБОУ СОШ №2051, города Москвы с детьми вторых младших групп с сентября 2014 по февраль 2015. В эксперименте приняли участие дети вторых младших групп в количестве 50 человек.

Констатирующий эксперимент

Цель: выявить формы проведения физкультурных занятий с детьми младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Разработать вопросы для анкеты для воспитателей доу.

Провести обследование.

Для решения поставленных задач была разработана система вопросов.

Вопросы были направлены на выявление количества 3-их физкультурных занятий в сюжетной форме, проводимых с детьми в доу.

Вопросы:

Сколько 3-их занятий спланировано   в календарном  плане в квартал?

Виды физкультурных занятий, их количество

Учебно-тренирующего характера

Игровые

Сюжетные

Тематические

Комплексные

Контрольно-учебные

Анализ календарных планов за 1 квартал 2014 год

Младшие группы

Вопросы

Сколько занятий спланировано в календарном плане на 1 квартал? - 4

Учебно-тренирующего характера 4

Игровые 2

Сюжетные-1

Комплексные- 2

Контрольно-учебные- 3

В результате анализа календарного плана в младшей группе установлено, что занятия проходят в системе. Конспекты физкультурных занятий составлены с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей. Сюжеты занятий способствуют эмоционально положительному настрою детей на занятие, активности детей, а также увлеченному выполнению детьми физических упражнений, развития воображения, самостоятельности, артистизма. Соблюдаются требования к оздоровительной направленности физкультурных занятий.

В младшей группе дети были активны, охотно выполняли задание упражнения. Воображая, ситуация помогает сделать интересными для ребенка двигательные задания. Занятие прошло в интересной форме, что способствовало выполнению упражнений легко и свободно, повысилась двигательная активность детей.

Дети слушались воспитателя, выполняли движения одновременно всей группой, действовали в соответствии с заданным планом и творчески выполняли предложенные задания.

Таким образом, хорошо поставленные физкультурные занятия  во многом способствуют умственному развитию детей, т.к как обеспечивают оптимальные условия для нормальной деятельности нервной систем и других систем организма, что в свою очередь помогает восприятию и запоминанию.

Важно при этом воспитывать положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение, а также развивать умение быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Это необходимо, так как положительные эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков.

Формирующий эксперимент

Цель: развивать интерес к движениям у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетных физкультурных занятий.

Задачи:

Составить серию конспектов сюжетных занятий.

Апробировать на практике.

В формирующем эксперименте участвовала группа детей 2 мл группы в кол 25 человек

дата

Название сюжета

Задачи занятия

16.09.2016

Диагностика

23.09.2016

Диагностика

07.10.2016

Коза с колокольчиком

1.Учить перебрасывать мячи друг другу

2.Развивать слуховое внимание

3.Способствовать воспитанию доброжелательных качеств

14.10.2014

Серебряный колокольчик

1.Закреплять умение перебрасывать мячи друг другу

2.Развивать внимание, умен6ие ориентироваться в пространстве

3.Создавать условия для воспитания доброты

21.10.2014

Козёл и баран

1.Учить перекатывать мячи друг другу

2.Развивать быстроту реакции

3.Способствовать воспитанию самостоятельности

28.10.2014

Коза-Дереза

1.Обучать метанию мячей в горизонтальную цель.

2.Развивать мелкую моторику.

3.Воспитывать чувство взаимопомощи

04.11.2014

11.11.2014

18.11.2014

25.11.2014

Таким образом, занятия в детском саду в сюжетной форме проводятся, но в недостаточном количестве, так как при анализе календарных планов сюжетная форма физкультурных занятий использовалась только 1 раз в квартале. Обращают внимание на себя следующие противоречия. С одной стороны, польза движений в целом развитии ребенка является очевидной и общепризнанной, а с другой стороны, в практике работы детского сада двигательная культура ребёнка, различные формы её целенаправленного развития занимает более чем скромное место.

Заключение

Сюжетные  физкультурные занятия – одна из форм организованного обучения физическим упражнениям.

Физкультурные занятия были введены в дошкольные учреждения в 50-е годы. Первоначально с использованием физических упражнений получили название гимнастикой и подвижными играми. (Е.И. Леви-Гориневская, Н.И. Кильпио).

В дальнейшем, благодаря исследованиям ряда ученых, круг физических упражнений для дошкольников расширился. Была доказана целесообразность и полезность включения в работу с детьми спортивных видов физических упражнений: плавание, обучение ходьбе на лыжах, катание на коньках.

Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков. Структура физического занятия включает в себя 3 части. В первой решается задача по подготовке организма к предстоящей нагрузке. Во 2 части развиваются и закрепляются основные  группы мышц, формируются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества.

В 3 части решается задача по снижению физической нагрузки. В процессе выполнения основных движений используется фронтальный, поточный и смешанный способ выполнения движений. В современных дошкольных образовательных учреждениях используются разные формы проведения физкультурных занятий. Одной из такой формы являются сюжетные физкультурные занятия. Их можно проводить на основе сюжета, составленным самим воспитателем, или взять из литературного произведения.

Движения, связанные с каким – либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Можно также проводить сюжетные физкультурные занятия,  связанные с сезонными явлениями в природе. В этих занятиях создаются благоприятные условия для совершенствования основных движений и способствуют умственному и физическому развитию дошкольников. Стимулирует двигательную активность, обеспечивается  таким образом гармоничное развитие  ребенка.

Эффективность проведения сюжетных физкультурных занятий оценивается не только по успешному решению образовательных задач и влияния на развитие личности, но и по оздоровительному воздействию на организм.

Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей является надёжным показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированного поведения.

 Сюжетно – игровая форма проведения физических упражнений помогает развивать у ребенка инициативу и самостоятельность, создаёт условия для неоднократного выполнения и повышение интереса к движению.

В ходе проведения сюжетно - физкультурных занятий выявили, что такие занятия помогают детям самостоятельно выполнять сложные двигательные действия.

Таким образом, правильно подобранные сюжетно -  физкультурные занятия   способствуют повышению интереса к движениям  у детей младшего возраста, что и требовалось доказать.

Вследствие этого были разработаны методические рекомендации по проведению сюжетно – игровых физкультурных занятий.

Методические рекомендации:

1. При руководстве двигательной деятельностью воспитателю необходимо развивать личные интересы и инициативу детей.

2. Следует вызвать ребенка на самостоятельное выполнение движение, не следует злоупотреблять готовыми образцами.

3.При выполнении двигательного задания в сюжетной форме детям полезно быть хозяевами положения.

4.Во время занятий важно выдерживать правильный ритм, т.к. для дошкольника потеря в движении, может привести к потери здоровья.

5..Создание условий для творчества и преобладание положительных эмоций на физкультурных занятиях, стимулирует двигательную активность.

6.Важно создавать оптимальные условия для каждого ребенка, в процессе выполнения движений

7.Использовать варианты сочетание нескольких видов движений, развивать воображение освоения двигательных действий

8.В процессе выполнения действий оценивать каждого ребенка

9.Использовать различные виды сюжетных занятий (по литературным произведениям, с одним сюжетом, сюжетные занятия, сочетающие экологическую направленность).

10.Использовать в работе занятия в сюжетной форме, ролевые игры

11.Включать в занятия приемы  с воображаемой ситуацией для усиления и успешности действий.

Перед занятием провожу предварительную работу: беседы, художественные рассказы, предлагаю детям нарисовать рисунки на предложенную тему. На выставке своих работ дети рассказывают о своих путешествиях. И уже на занятиях мне легче сохранить игровую ситуацию и роли, взятые на себя детьми, и время от времени поощряю их.

 В конце занятия использую специальную музыку, тематически связанную с сюжетом, для релаксации в сочетании с естественными природными звуками.

Работу начинать   с расширения развивающей среды физкультурного зала. Разработать  элементы декораций к сюжетно-игровым занятиям   универсальное нестандартное оборудование (цветные ориентиры, мишени, “косички”, “следочки”). Оборудование легко трансформируется при минимальных затратах времени и его можно использовать как в условиях помещения, так и на улице.  Подобрать  методический материал: литература с иллюстрациями, подвижные и малоподвижные игры для каждого возраста, материал по работе с родителями. Разработать презентации, “Каким я вижу физкультурный уголок” Спортивное оборудование, находится в доступном для детей месте. массажные и ребристые дорожки для профилактики плоскостопия, кольцебросы, серсо, мягкие мишени, разноцветные флажки, обручи, скакалки, ленты, косички, султанчики, массажные рукавички и многое другое.  Альбомы  по видам спорта, картотеками подвижных игр, комплексами гимнастик после сна и самомассажей, дыхательных гимнастик, стендами с достижениями детей, рекомендациями для родителей по организации двигательной деятельности в семье.

Все сюжетно-игровые составляются   с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Серия сюжетно-игровых занятий для младших и средних дошкольников

        Приложение

Сюжетное занятие Серебряный колокольчик

Дети входят в зал под «ПЕСНЮ  ДРУЗЕЙ»

Г. Гладкова и выполняют комплекс упражнений ритмической гимнастики.

Воспитатель: В одну шеренгу становись!

Дети

задорная музыка привела нас в сказку.  Я сейчас достану из своего волшебного сундучка иллюстрацию, давайте посмотрим на картинку и вспомним название этой сказки. (показываю иллюстрацию пастушка и колокольчика)

Молодец Настенька, это сказка Серебряный колокольчик. Давайте мы с вами вместе отправимся  в эту сказку. Я буду пастушком (заранее готовлю костюм) а вы моим стадом. Пастух каждое утро  выводит  своё стадо на луг.

Повернулись друг за другом встали в колонну  - на луг друг за другом шагом марш!Дети, давайте я загадаю вам загадки вы отгадаете и покажете мне кого же пасет пастушок.

Это кто такой с рогами

На зелёный луг идёт,

Кто жуёт траву иль сено,

Молоко кто нам даёт?  - идем ка коровы на всей стопе, кулаки приставлены к голове, большие пальцы отведены в стороны (рога)

Гуляет у речки

Шуба в колечках   - бежим мелким шагом, руки согнуты в локтях

Кто в кудрявой теплой шубе

Бе-е-е кричит нам по утрам

И ногой стучит упрямо.

Ну, конечно, наш… - идём как бараны с высоким поднимание колена, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти опущены.

Не корова – а молоко даёт,

Не старик – а бородой трясёт,

Не бык – а с рогами,

Брыкается ногами – бежим как козочки с высоким подниманием колена, руки на поясе.

Воспитатель: Вот и привёл пастушок стадо на лужок сам сел (сажусь) и

смотрит ,как коровушки не спеша травку жуют  

Овечки травку щиплют

Упрямые бараны рогами стукаются

Козочки скачут.

Встаём в рассыпную (жуём травку, как коровки, щиплем, как овечки, бодаемся, как бараны)

Воспитатель: Гном живёт в домике вон за

тем лесом и за той рекой,

 и чтобы туда попасть мы проползём на

четвереньках между деревьями и переправимся через реку по мостику.

Воспитатель: Смотрите, какие большие – камни – валуны возле речки!

Давайте подойдём к ним,  встанем парами лицом друг к другу, бараны принесут валуны,  и мы будем перебрасывать их друг другу снизу.- дети перебрасывают мячи друг другу снизу. Воспитатель:  Бараны полижите камни к берегу,

Я сейчас зазвоню в волшебный колокольчик и всё стадо встанет в круг. Воспитатель: Мне кажется, что кто-то горько плачет? Ой это же Гномик он сам нас нашёл, не плач, держи свой колокольчик если бы не стадо я бы его не нашёл. (привязала колокольчик к шапочке).

сейчас зазвоню в волшебный колокольчик и всё стадо встанет в круг. Воспитатель: Мне кажется, что кто-то горько плачет? Ой это же Гномик он сам нас нашёл, не плач, держи свой колокольчик если бы не стадо я бы его не нашёл. (привязала колокольчик к шапочке).  Гномику пора спешить домой, а вот в благодарность Гномик подарил мне волшебный посох. Если я трижды ударю им – все коровы, овцы, бараны и козлы соберутся около меня. Разбежалось стадо ( дети двигаются по залу, подражая повадкам животных, игра проводится 2-3 раза). Быстро к посоху вставай, да смотри, не зевай!

А теперь все животные встают друг за другом, нам пора возвращаться домой.

Вот мы и дома, давайте ляжем на спинки, закроем глазки и расслабимся под звуки волшебного колокольчика. Вам понравилась сказка? Как пастушок и стадо помогли гномику? Сейчас мы спустимся в группу и нарисуем сказку.

Можно такой вариант на основании диагностики?

Диагностика проявления интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста. Ориентиры и показатели качества дошкольного воспитания-индикаторы компетентностного развития ребенка- инструментарий исследования и отслеживания уровня целостного развития дошкольника.

Диагностика – основание для построения индивидуальной образовательной траектории ребенка

Индикаторы образовательной области «Здоровье»

1.Индикаторы от 3-х до 4-х лет :учить выполнять упражнения в общем для всех темпе, соблюдать правильное положение туловища, сохранять заданное направление движения. Продолжать обучать основным видам движений, а также упражнения, способствующие формированию правильной осанки, укреплению свода стопы. Развивать умение слушать объяснение педагога, следить за показом, выполнять движение согласованно с другими детьми после соответствующего указания воспитателя, находить своё место в групповых построениях, формировать у детей положительное отношение к занятиям физическими упражнениями. Обогащать двигательный опыт разнообразными видами физических упражнений и подвижных игр..

Привлекать детей к организованным формам двигательной активности. Формировать умение выполнять знакомое движение легко и свободно, ритмично и согласованно ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие. Развивать ловкость, быстроту, смекалку.

В основу оценки компетентностей ребенка положен процесс интериоризации, когда внешний опыт из стадии понимания переходит во внутренний опыт, поэтому определены 3  условных уровня

  1. Уровень- когда ребенок воспроизводит те или иные действия
  2. 2 уровень- когда ребенок  понимает, что он делает
  3. 3 уровень  - когда ребенок применяет то, что он умеет.

диагностика-наблюдение, выполнений заданий подгруппами -результат

3  - х бальная система

В начале года выявила уровень  интереса к развитию движений результат оценила по трех-бальной системе

Планирую индивидуальный подход к детям низкого и высокого уровня развития

Провела сравнительный анализ, который даёт четкое представление о том, как повлияла проведенная работа на развитие интереса к движениям. На основании результатов диагностики планирую дальнейшую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ловкости, координации движений у детей младшего дошкольного возраста по средством проектной деятельности.

Мини-проект «Путешествие с Колобком»         Задачи: развивать ловкость, координацию движений, умение балансировать, действовать сооб...

"Подвижные игры как средство формирования основных движений у детей младшего дошкольного возраста"

Значение подвижных игр при формировании основных видов движений с детьми младшего дошкольного возраста...

Подвижные игры как средство формирования основных движений у детей младшего дошкольного возраста

Игра – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с которы...

Сюжетно-ролевая игра «Поездка в зоопарк» как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Программное содержание:Учить детей выполнять несколько действий с одним предметом.Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью; способствовать развитию ре...

Сюжетное физкультурное занятие как средство развития интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста

Проектная работа «Сюжетное физкультурное занятие как средство развития интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста». в ней подробно раскрываются методы и приёмы работы ...

Сюжетно – ролевая игра как средство воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста

Сюжетно – ролевая игра как средство воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста...

Тема по самообразованию: "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста"

Изучить способы, методы и приёмы формирования социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. создание  условий, позволяющих развертывать ...