Организация самостоятельной двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством использования карты-схемы.
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Зиновьева Юлия Сергеевна

 

Конспект для городского метод объединения.Организация самостоятельной двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством использования карты-схемы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_10_aprelya12.docx230.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 8

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством использования

карты-схемы.

Составила:

Зиновьева Юлия Сергеевна

Красноуральск

Самостоятельная деятельность детей - одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

 В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. № 1155 формирование самостоятельности детей заложено в принципах дошкольного образования (п. 1.4 ФГОС ДО).

   Одним из целевых ориентиров  Стандарта является развитие у ребенка крупной и мелкой моторики, умение контролировать  свои движения и управлять ими.

Стандарт дошкольного образования определяет, что образовательная программа должна быть направлена на создание условий для развития инициативы на основе сотрудничества (пункт 2.4 ФГОС ДО). Должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности (п. 2.6 ФГОС ДО). Содержательный раздел программы должен включать (пункт 2.11.2. абзац б) ФГОС ДО) способы направления и поддержки детской инициативы.

В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Поэтому я в своей деятельности уделяю большое внимание организации самостоятельной двигательной деятельности детей.

Недавно я познакомилась с опытом работы коллег из Норильска (журнал «Справочник старшего воспитателя № 2-2019г.) и попробовала внедрить его в свою работу. Сегодня я познакомлю вас с ним.

Чтобы повысить двигательную активность дошкольников в группе можно использовать тематическую карту-схему. Это интерактивное пособие легко сделать своими руками.

Что представляет собой карта-схема и как ее применять

Карта-схема представляет собой бумажную основу и съемные элементы. В качестве основы можно использовать, например, лист ватмана, на который прикрепляются кармашки-треугольники. Съемные элементы – карточки с изображением (или фото) предметов спортивного оборудования (гантелей, мяча, скакалки, клюшек и шайбы и др.). Карту-схему легко переносить, ее можно использовать как вертикально, так и горизонтально.http://e.profkiosk.ru/service_tbn2/xih8nk.jpg

У карты-схемы должно быть название. Название мотивирует детей совершенствовать двигательные умения и навыки, проявлять инициативу, формирует потребность в ежедневной двигательной деятельности.

Каждая съемная карточка на карте-схеме соответствует условному центру для занятий с определенным видом спортивного оборудования (которое изображено на картинке). Центры условные, потому педагоги не организуют их и не выставляют заранее оборудование. Дети (пары или мини-группы) должны самостоятельно взять оборудование в соответствии с карточкой, а затем найти удобное место для центра в групповой, спальне или приемной для самостоятельной двигательной деятельности.

К карте-схеме  можно разработать сопутствующие материалы: комплексы утренней и вечерней гимнастики в схемах; комплекты фотоматериалов спортивного оборудования (стандартного и нетрадиционного), дидактические игры для разделения детей на пары и группы. Этот дидактический материал сделает карту-схему многофункциональной.

https://static-eu.insales.ru/images/products/1/3030/90385366/483-2.jpghttp://fizinstruktor.ru/wp-content/uploads/2016/11/%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B2%D0%BA-400x285.png

Как организовать игровой динамический час при помощи карты-схемы

Непосредственно перед динамическим часом освободите вместе с детьми пространство для спортивных центров в групповых помещениях: сдвиньте стулья, столы, игрушки.

Затем  предложите дошкольникам составить маршрут на карте-схеме: вставить в кармашки карточки с изображением оборудования, с которым они хотят позаниматься сегодня. Раз в три-четыре занятия добавляйте карточки с новыми предметами спортивного оборудования – стандартного или нетрадиционного.

Динамический час включает в себя пять этапов

1. Игровая мотивация

Перед динамическим часом сформируйте у детей игровую мотивацию.

2. Деление на пары/группы

Разделите детей на пары или мини-группы.

3. Упражнения в спортивных центрах

Следите за перемещением детей по спортивным центрам.

4. Подвижные игры

Проведите подвижную игру в конце маршрута.

5. Рефлексия

Обсудите результаты занятия

Динамический час начинайте с мотивационного обращения к детям. Можно вводить новое слово, например: «чемпион», спортсмен, олимпиец.   Разобрать вместе с детьми значение слова, назвать качества, которыми он должен обладать, предположить, что нужно делать, чтобы им стать.

Движение детей по маршруту карты-схемы можно организовать по парам или по мини-группам. Первоначально разделить дошкольников можно при помощи игры (например, «Найди пару»). Позже дети могут делиться на группы и пары самостоятельно. Первое спортивное оборудование дети выбирают по желанию, а затем передвигаются от центра к центру по схеме маршрута.

Каждая пара или мини-группа должны помнить начальную точку отправления, поэтому мини-картинки от игры «Найди пару» оставляйте на карте до конца динамического часа. Фиксируйте количество переходов, чтобы оказать помощь детям, если они «заблудятся». В этом случае «пройдите» с ними по карте количество уже совершенных переходов и найдите тот центр, где «заблудившиеся» воспитанники должны заниматься.

Карту-схему размещайте так, чтобы дети в любой момент могли обратиться к ней и уточнить свой маршрут. Для сигнала к началу игры и смене центров используйте колокольчик, а для отсчета времени (например, две или пять минут на каждый центр) – песочные часы.

Дети занимаются со спортивным оборудованием по своему усмотрению на основе имеющихся знаний и умений. Они могут устраивать мини-соревнования, фиксировать свои результаты на листе, доске, договариваться о правилах игры. Во время динамического часа следите за безопасным размещением детей, располагайтесь у того снаряда, где дошкольники нуждаются в страховке.

По сигналу колокольчика пара или мини-группа меняют центр и соответственно вид спортивного оборудования. Для каждого вида занятий дети выбирают наиболее удобное место. Оборудование, с которым дети занимались в конкретном центре, они относят в спортивный уголок и берут там другое оборудование в соответствии с новой карточкой.

После прохождения детьми всего маршрута организуйте подвижную игру. В конце динамического часа проведите рефлексию – спросите у дошкольников, с какими предметами спортивного оборудования они сегодня занимались, какие новые упражнения придумали, чему научились, что понравилось.

Применять карту-схему можно на сюжетных физкультурных занятиях в форме квеста (например, квест «Путешествие в Спортландию»), проводить с помощью нее круговую тренировку, создавать маршрут полосы препятствий. Кроме того, можно применять карту-схему в ходе часа дидактических игр или клубного часа, когда дети выбирают по ней свой маршрут.

Карта-схема позволяет педагогу организовать самостоятельную деятельность детей, формирует у детей способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, развивает самостоятельность и инициативу.

Сейчас, я предлагаю вам, принять участие в динамическом часе и стать чемпионами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетных подвижных игр.

Детское двигательное творчество – это первоначальная ступень в развитии зрелой творческой деятельности. Оно развивается поэтапно при определённых педагогических условиях и является гарант...

Организация самостоятельной продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста в соответсвии с ФГТ.

Данная статья содержит описание опыта работы по организации разлиных видов самостоятельной продуктивной деятельности детей и конспект НОД....

Развитие двигательного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектирования

Направление деятельности проекта: выявить условия эффективного развития двигательного творчества детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх....

Консультация для педагогов "Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в дошкольном учреждении"

quot;Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в дошкольном учреждении"...

Презентация на педсовет из опыта работы "Руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей раннего дошкольного возраста"

Говоря о здоровье, можно оценить его, используя множество критериев. Это и рациональное питание, и закаливание и личная гигиена, и наличие положительных эмоций. Одним из критериев оценки здоровь...

Программа организации изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

В прогамме раскрыты цели, задачи, актуальность программы. Методы и приемы работы по изобразительной деятельности посредством нетрадиционнх техник рисования. Размещено описание используемых техник рисо...

Консультации для педагогов "Организация самостоятельной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Консультации для педагогов "Организация самостоятельной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста"...