Двигательный игротренинг (Корригируем нарушения ОДА в играх на мячах)
учебно-методический материал по физкультуре

Хайруллина Гульназ Маулитьяновна

Особую роль в физическом воспитании детей специализированных дошкольных образовательных учреждений играют общеразвивающие и корригирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Корригируем нарушения опорно-

двигательного аппарата в играх на мячах

О программе «двигательный игротренинг»

Психомоторная коррекционная программа «Двигательный игротренинг», предложенная Т. С. Овчинниковой, ориентирована на детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и на детей с речевыми нарушениями и может быть рекомендована как дополнительная программа, позволяющая закрепить терапевтический эффект после занятий ЛФК.

Программа опирается на общедидактические и специфические принципы коррекционной педагогики. Одним из основополагающих является принцип комплексности и системности, который обеспечивается путём совместного согласованного планирования работы всех специалистов учреждения. Его суть заключается в максимальной связи общеобразовательной программы и коррекционно-педагогического процесса. Комплексный подход в полной мере необходим для успешного преодоления речевых нарушений в дошкольных учреждениях, поскольку позволяет обеспечить единство требований, предъявляемых к детям, путём тесного взаимодействия и преемственности в работе всего педагогического коллектива.

Вторым важным условием составления программы является соблюдение последовательности, которая в работе с детьми, имеющими речевые расстройства, реализуется прежде всего в логическом расположении содержания этих занятий, когда весь процесс обучения идёт от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному.

Коррекционная работа состоит из трёх этапов.

В задачи первого этапа входит формирование уровня ощущений и управления собственным телом, которые являются основой для организации и освоения более сложных двигательных актов. Нарушения тонуса, истощаемость, дефицит собственной инициативы, модально-неспецифические нарушения памяти и внимания, неадекватный аффективный фон и эмоциональная лабильность демонстирируют нарушения этого уровня. На этом этапе используются дыхательные и статические упражнения в сочетании с образными представлениями и простейшие упражнения на формирование основных движений с использованием речевой ритмики. На этом этапе ребёнок должен овладеть всеми доступными ему исходными положениями, речевыми упражнениями на фитболах, сюжетными подвижными играми.

Второй этап включает формирование уровня владения телом и пространством. Динамическая организация двигательного акта связана с переходом от единичных двигательных актов к системе или серии однотипных движений, составляющих единую «кинетическую мелодию». С целью преодоления однотипности движений тела в пространстве, их недостаточной дифференцированности, неловкости, несформированности сенсомоторных координаций, обеднения перцептивных и мнестических возможностей, а также несформированности пространственных представлений на этом этапе используются такие формы работы, как игровые динамические занятия в форме «сказки». На первом плане в них выступает поддержание общего активационного фона, необходимого и достаточного для протекания всех психических процесов, которое решается посредством развития чувства ритма и выполнения ритмических композиций, а также развития мнестических возможностей разной модальности. «Сказка» способствует формированию у детей пространственных представлений с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом), а также автоматизации одновременных и реципрокных координаций по взаимодействию конечностей. На этом этапе содержанием фитбол-гимнастики будет освоение двигательных «сказок» и простейших ритмических песенных комплексов гимнастики в сопровождении фортепиано или вокала, а также более сложные по речевому содержанию сюжетные игры.

Третий этап направлен на создание уровня предметных и символических действий, обеспечивающих программирование, регуляцию и контроль за протеканием психической деятельности, управление работой нижележащих уровней. Несформированность произвольной саморегуляции, отсутствие навыков совместной деятельности, эмоционально-личностная неадекватность являются дисфункциями этого уровня. Важным условием развития произвольности и главной задачей этого этапа представляется развитие произвольности в специально организованных игровых действиях. С самого начала занятий ребёнок должен понять и усвоить нормы и правила поведения в группе, основные принципы взаимодействия с её членами. Базовыми упражнениями этого этапа могут быть парные упражнения или групповые упражнения с одним снарядом (парашютом, батутом, одним большим мячом и т. д.). На этом этапе особое внимание уделяется фитбол-ритмике, бессюжетным играм, играм-эстафетам и соревнованиям.

Таким образом, каждый из перечисленных этапов коррекционной работы позволяет решать следующие задачи. Первый – способствует обучению ребёнка подражательной деятельности, анализу и контролю своих действий в соответствии с показываемым образцом.

Второй – усвоению ребёнком самостоятельных действий (независимо от взрослого), а также формированию адекватной самооценки. Третий – развитию элементарных творческих навыков (вариативности), планированию своих действий и прогнозированию их последствий.

Приступая к занятиям, необходимо соблюдать «золотые правила» фитбол-гимнастики.

1. Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мяче между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная осанка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи (для этого руки поддерживают мяч сзади ягодиц), ровное положение позвоночника, подтянутый живот. Для большей устойчивости ноги в опоре стопами на полу расположены на ширине плеч.

2. Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие-либо острые предметы, которые могут повредить мяч.

3. Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую обувь.

4. Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных положений, постепенно переходя к более сложным, решая задачу создания мышечного корсета.

5. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.

6. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничном отдела позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины. Резкие повороты, скручивания, нагрузка по оси повреждают межпозвонковые диски, играющие роль буферов.

7. При выполнении упражнений лёжа на мяче не задерживать дыхание.

8. Выполняя на мяче упражнения, лёжа на животе и лёжа на спине, голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию. Не допускается запрокидывание головы вперёд или назад, что связано с частой у детей проблемой нестабильности шейного отдела позвоночника. По этой же причине нельзя «увлекаться» прыжками на мячах.

9. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.

10. Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей.

11. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы страховки и учить самостраховке на занятиях с мячами.

12. На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения. Одним из эффективных средств достижения такого фона является музыкальное сопровождение.

13. Возможно проведение комплексных занятий, когда одновременно с выполнением физических упражнений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение и выполняют другие логопедические задания.

14. Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях.

Гимнастикой с мячами можно заниматься индивидуально или в группе. Время проведения одного занятия с детьми 3–4 лет – 25 минут, с детьми 5–6 лет – 35 минут. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении, дети занимаются на ковриках, одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках). Положительный эмоциональный фон, позитивное отношение к занятиям, улыбка, радость делают занятия особенно эффективными.

Необходимо помнить, что занятия с детьми четвёртого года жизни не имеют строго очерченной трёхчастной формы – такой, как классическое занятие по физическому воспитанию. Это занятия-сказки. Упражнения выполняются детьми по ходу рассказывания сказки

педагогом. Как правило, эти занятия не имеют большой мышечной нагрузки, в них преобладают множество упражнений на развитие мелкой моторики (хватание, бросание, поглаживание предметов, разные виды ритмичных хлопков) и звукоподражание. В занятие органически «вплавляются» различные игры с развёрнутым речевым содержанием.

Предметом особого внимания служит работа над осанкой, так как тяжёлая походка (на всю стопу), боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают главной проблемой детей в этом возрасте.

Маленькие дети не умеют рационально использовать пространство зала. Поэтому необходимо включать в занятие упражнения на перестроения, ориентировку в пространстве, на концентрацию и переключаемость как слухового, так и зрительного внимания. Необходимо помнить, что внимание детей крайне неустойчиво, повышена эмоциональная возбудимость, почти нет волевых усилий при выполнении упражнений, поэтому все задания целесообразнее выполнять по подражанию, а не по словесной инструкции.

Основным видом деятельности в этом возрасте является игра. Но, к сожалению, малыш играет сам, результат действия его мало интересует. Каждый ребёнок хочет продемонстрировать себя и собственное «Я». Он поглощён самим процессом движения и игры, мало обращает внимания на действия группы. Дети ещё не умеют анализировать и прогнозировать свои действия, делают упражнения некачественно, не вместе, при этом очень не любят, когда их заставляют повторять задания. Дети получают удовлетворение не от того, что научились выполнять то или иное движение, а от перевоплощения в игровой образ и от самого процесса игры. Упражнения на фитболах могут проводиться в течение целого занятия, но с детьми младшего дошкольного возраста более целесообразно использовать упражнения на мячах в качестве фрагмента занятия. Так, например, в основной части можно дать комплекс общеразвивающих упражнений, в заключительной – подвижные игры с мячом. В целом использование фитболов не должно превышать 40 % общей длительности занятия, так как важно дать возможность детям не только упражняться на мячах, но и ходить, бегать, прыгать, лазать, метать, танцевать и пр.

Движения детей пятого года жизни более координированные и точные. Малыши уже могут выполнять равномерные ритмичные движения и произвольно регулировать напряжение и расслабление, охотно и многократно повторяют упражнения. Дети могут следить за своей осанкой, освоили разнообразные виды ходьбы, шаг их стал более равномерным, но руки ещё недостаточно энергичны, и выполнение ходьбы и бега с содружественными движениями вызывает множество трудностей. Если в младшей группе основное внимание уделялось работе над тонусом, статической координацией и сохранением заданной позы, то в средней главная задача – обучение технически правильному выполнению общеразвивающих движений и развитию двигательной координации.

Для детей с речевыми расстройствами автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, т. е. при проговаривании различных стихотворных текстов.

Ритм стихов помогает подчинить движения тела определённому темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.

Дети шестого года имеют ещё более координированные движения, которые подконтрольны сознанию и могут регулироваться и подчиняться собственному волевому приказу.

Они уже интересуются, почему надо выполнять так, а не иначе, понимают пользу упражнений, связь между способом выполнения и конечным результатом. Дети стали более настойчивы в преодолении трудностей и могут многократно повторять упражнения, а также могут работать в коллективе, хорошо понимают и выполняют все команды, данные педагогом, более организованны и дисциплинированны.

Занятия фитбол-гимнастикой по структуре напоминают классические занятия по физическому воспитанию с строгой трёхчастной формой, где есть:

– вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений;

– основная часть, задача которой – освоение общеразвивающих упражнений и упражнений на тренажёрах;

– заключительная часть, в которую входит подвижная игра и релаксация.

В этой возрастной группе дети уже хорошо соотносят свои действия с музыкой, поэтому полезно вводить музыкальное сопровождений в серии упражнений.

На седьмом году жизни происходит переход от игровой деятельности к учебной. Ребёнок всё больше и больше занимается, по долгу сидит на занятиях, получая повышенную нагрузку на позвоночник. Эту неизбежную нагрузку можно уменьшить упражнениями фитбол-ритмики, о которой более подробно будет написано в последующей главе. У детей седьмого года жизни энергично крепнут мышцы и связки, растет их объём, возрастает мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше мелких, поэтому дети более способны к сильным размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, дифференцированными, требующими большой точности. В этом возрасте больше внимания следует уделять игровым упражнениям разминочной части, которая включает задания на развитие внимания, восприятия, самоконтроля и саморегуляции. После сильного возбуждения с эмоциональной основной частью, с её большой двигательной активностью в этом возрасте особенно необходима заключительная релаксационная часть. Обучение приёмам релаксации помогает детям в дальнейшем самостоятельно регулировать своё психоэмоциональное состояние и нормализовать процессы возбуждения и торможения. Несмотря на то что игровая деятельность переходит в учебную, игра для детей этого возраста продолжает занимать очень важное место. Изменилось качество игр. Всё большее значение приобретают игры коммуникативные, психокоррекционные и командные с элементами спорта.

С первых же занятий независимо от возраста необходимо:

1. Дать детям представления о форме и физических свойствах мяча с помощью таких игровых упражнений, как:

• прокатывание мяча по полу, по скамейке, между опорами «змейкой», вокруг различных ориентиров;

• поглаживание, похлопывание, отбивание мяча двумя руками на месте и в сочетании с различными видами ходьбы;

• передача мяча друг другу, броски мяча;

• игры с мячом «Догони мяч», «Попади в цель», «Докати мяч» (варианты: толкая ладонями, толкая развернутой ступнёй).

2. Учить правильной посадке на мяче:

• сидя на мяче у твёрдой опоры, уметь самостоятельно проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу).

3. Учить основным движениям с фитболом, которые соответствуют возрастным возможностям детей:

• ходьбе с мячом в руках;

• бегу с мячом в руках;

• прыжкам на месте с мячом в руках на одной, двух ногах;

• прыжкам на месте с мячом между ног с различными движениями рук;

• прыжкам с продвижением вперёд, мяч в руках.

4. Учить основным исходным положениям фитбол-гимнастики.

Исходные положения фитбол-гимнастики

Положение стоя с мячом:

• мяч в опущенных руках;

• мяч перед грудью в вытянутых руках;

• мяч перед грудью в согнутых руках;

• мяч над головой в вытянутых руках;

• мяч за головой;

• мяч за головой в согнутых руках.

Положение приседа с мячом:

• присед с опорой руками на мяч, колени в стороны;

• присед с опорой руками на мяч, колени вместе.

Положение сидя на мяче:

• ноги вместе, с различными исходными положениями рук – руки на поясе, руки к плечам, руки за головой и т. д.;

Рис. 6. Фитбол-гимнастика

• ноги на ширине плеч, с различными исходными положениями рук – руки на поясе, руки к плечам, руки за головой и т. д.

Положение сидя на полу:

• руки в упоре сзади, мяч между ног;

• руки в упоре сзади, вытянутые ноги на мяче;

• сидя на полу, мяч за спиной;

• сидя на полу, мяч перед собой на коленях;

• сидя на полу, мяч поднят над головой;

• сидя на полу, руки и ноги крепко охватывают мяч, голова прижата к мячу.

Положение стоя на коленях:

• с опорой руками на мяч;

• с упором руками на мяч сбоку;

• положение сед на пятки, руки в опоре на мяч;

• положение сед на пятки, мяч сбоку.

Лёжа на полу:

• лёжа на спине, вытянутые ноги на мяче, таз опущен;

• лёжа на спине, мяч удерживается стопами или коленями;

• лёжа на спине, мяч удерживается руками на груди или на животе;

• лёжа на спине, мяч на вытянутых руках за головой или перед собой;

• лёжа на животе, мяч удерживается стопами;

• лёжа на животе, мяч на спине прижимается к ягодицам стопами;

• лёжа на животе, мяч в вытянутых руках;

• лёжа на боку, ноги на мяче;

• лёжа на боку, мяч в вытянутых руках;

• лёжа на боку, мяч удерживается стопами.

Лёжа на мяче:

• на животе в упоре ногами на полу, руки свободны;

Рис. 7. Фитбол-гимнастика

• на передней поверхности бёдер в упоре руками на пол, ноги свободны;

• на спине в упоре на стопах, руки за головой;

• на груди с упором ладонями и стопами на полу;

• на боку в упоре на стопах, руки на мяче.



Предварительный просмотр:

Дыхательная и звуковая гимнастика на мячах

Дыхательным упражнениям в курсе фитбол-гимнастики необходимо уделить особое внимание. Вентиляция лёгких обеспечивает постоянство газового состава альвеолярного воздуха. При выполнении физических упражнений организму требуется больше кислорода, а это возможно обеспечить только путём увеличения числа дыханий в минуту и возрастанием глубины дыхания. Вместе с тем дети с речевыми нарушениями при выполнении даже сравнительно лёгких упражнений нередко задерживают дыхание, поэтому правильному дыханию их нужно специально учить. Необходимым условием реализации данного акта является движение грудной клетки, которое осуществляется специальными мышцами.

Существуют различные типы дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное, диафрагмальное и полное. Особенно важно сделать акцент на диафрагмальном дыхании, так как оно физиологически более целесообразно для лучшей вентиляции нижних отделов лёгких и экскурсии диафрагмы, поскольку в нижних отделах лёгких чаще возникают застойные явления при дыхательной патологии. Для детей с речевыми нарушениями упражнения на развитие дыхания имеют особое значение, так как наряду с работой над физиологическим дыханием осуществляется коррекция речевого дыхания, т. е. работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом.

Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нежнерёберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

Дыхательные упражнения проводятся без музыки одновременно с освоением детьми исходных положений на фитболе.

Необходимо помнить, что дыхательная гимнастика должна выполняться в медленном темпе, спокойно, без напряжения, с паузами отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта. Обучение навыкам правильного дыхания проводится под контролем педагога и по его показу. Для этого предлагаются дыхательные упражнения в образном оформлении, чтобы детям были более понятны их действия при вдохе и выдохе. Эти упражнения лучше начинать с выдоха, выполняя конкретные задания: «согреть руки» (выдох со звуком х-х-хо), «остудить воду» (выдох со звуком ф-ф-фу). Можно при выдохе имитировать задувание свечи с произнесением гласных звуков по возможности более длительно. Нужно следить, чтобы выдох был полным, т. е. не прерывался для небольшого вдоха. Чем глубже будет вдох, тем полнее выдох. Для углублённого вдоха детям предлагается конкретное и понятное задание «понюхать цветок». Во время вдоха голова должна быть приподнята, шея выпрямлена, чтобы грудная клетка свободно поднималась вверх. Если голова опущена и шея согнута, то верхние рёбра, а с ними и вся грудная клетка не будут приподниматься. Во время вдоха не следует приподнимать плечи, так как при этом грудная клетка не расширяется.

Выполняя динамические дыхательные упражнения, следует помнить, что амплитуду и темп упражнений необходимо согласовывать с глубиной и ритмом дыхания. Вдоху способствуют упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны и подъёмом их вверх; выдоху – упражнения в сгибании туловища вперёд, приседания, сведение и опускание рук.

Комплекс общеразвивающих и дыхательных упражнений

Упражнение 1

Исходное положение: стоя, мяч в опущенных руках.

Описание: поднять руки вверх, потянуться – вдох, опустить руки – выдох.

Дозировка: 4 раза.

Методические указания: выполнять в медленном темпе.

Упражнение 2

Исходное положение: стоя, мяч в опущенных руках.

Описание: поднять мяч над головой в вытянутых руках – вдох, наклонить туловище вправо – выдох, выпрямиться – вдох, наклон влево – выдох. Выполнить по 2 раза в каждую сторону, руки опустить вниз.

Дозировка: 4 раза.

Методические указания: выполнять в среднем темпе.

Упражнение 3

Исходное положение: сидя на мяче, ноги на ширине плеч.

Описание: развести руки в стороны – вдох, наклонить туловище вниз – выдох, выпрямиться.

Дозировка: 4–5 раз.

Методические указания: вдох обычный, на выдохе имитировать «стон» на гласном звуке о-о-о.

Упражнение 4

Исходное положение: стоя, мяч на полу.

Описание: взять мяч в руки, поднять мяч над головой – длинный вдох, резкий присед с опорой руками на мяч, колени в стороны – короткий выдох, выпрямиться.

Дозировка: 4–5 раз.

Методические указания: выполнять в разных темпах, при вдохе движения пластичные, мягкие, при выдохе динамичные, резкие.

Упражнение 5

Исходное положение: сидя на мяче.

Описание: имитация ходьбы с высоким подниманием колена, сидя на мяче.

Дозировка: 1–2 минуты.

Методические указания: дыхание свободное, темп средний.

Упражнение 6

Исходное положение: лёжа на спине, мяч на груди.

Описание: поднять руки с мячом вверх – вдох, задержать дыхание, опустить мяч на грудь – выдох, задержать дыхание.

Дозировка: 2 раза.

Методические указания: выполнять, постепенно увеличивая паузы с задержкой

дыхания.

Упражнение 7

Исходное положение: сидя на мяче.

Описание: ритмичные прыжки, сидя на мяче.

Дозировка: 10–15 раз.

Методические указания: дыхание свободное, темп средний.

Упражнение 8

Исходное положение: стоя, мяч перед грудью в согнутых руках. Описание: ходьба по залу обычная, на носочках, в полуприседе, опять обычная с постепенным замедлением.

Дозировка: 3 минуты.

Методические указания: корпус держать прямо, дыхание свободное.

После того как освоены все исходные положения и ребёнок может осуществлять контроль своего дыхания, полезно перейти к более сложному виду фонационных упражнений

– звуковой гимнастике, которая является одной из разновидностей дыхательной гимнастики (Лобанова О. А., 1931; Стрельцова Э. В., 1987). Упражнения с произнесением звуков на выдохе рефлекторно уменьшают спазм гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Вибрация их стенок при звуковой гимнастике действует подобно вибромассажу, расслабляя мышцы гортани, а это, в свою очередь, очень важно для детей с речевой патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани. При произнесении звуков вибрация голосовых связок передаётся на лёгкие, трахею, бронхи и от них на грудную клетку, что имеет колоссальное значение как для коррекции логопедических проблем, так и для профилактики и лечения бронхолёгочных заболеваний.

По силе воздушной струи, развиваемой при артикуляции, согласные звуки делятся на три группы. Наибольшая сила нужна при артикуляции глухих согласных п, т, к, ф, х, с, т. е. для их произнесения необходимо наибольшее напряжение мышц грудной клетки и диафрагмы. Меньшее напряжение требуется для артикуляции звонких согласных б, д, г, в, з, а минимальная сила воздушной струи требуется при артикуляции сонант м, н, л, р. Постепенно в эти упражнения включается более сложный речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи. В слоговых упражнениях используются те движения, которые выполнялись при произнесении гласных звуков.

Для тренировки удлинённого выдоха применяется приём наращивания слогов, составленных с одним из согласных п, т, м.

Например, во всех упражнениях на выдохе произносятся серии слогов: та, тата, татата, тататата…

Различные комбинации согласных используются в звуковой гимнастике для тренировки дыхательной мускулатуры, и в пер вую очередь диафрагмы.

Звуки можно произносить по-разному: громко или тихо, отрывисто или протяжно, энергично или с мягкой атакой голоса. Различные звукосочетания имеют разнообразное лечебное воздействие. Так, например, звукосочетание со звуком р оказывается эффективным при бронхиальной астме, обструкции дыхательных путей (общеизвестна дыхательная гимнастика с произнесением звуков бррух – бррах – бррех). Сочетание таких звуков, как бп, дт, кгх, способствует лучшему отхождению мокроты при бронхитах и пневмониях, а звукосочетания кх и чх очищают носоглотку от слизи (пример тому чихание). Звуки ссух расслабляют голосовые связки, что важно при логоневрозах у детей.

Следующим этапом работы будет переход к ритмическим упражнениям с различным более сложным речевым материалом. Цель этой серии упражнений – развитие динамической координации в сочетании с ритмическими речевыми автоматизированными рядами, которые даны в последовательности, соответствующей работе логопеда по постановке звуков. Главная задача данных упражнений – координация речи ребёнка, простейших элементов движений в сочетании с ритмичной вибрацией мяча, где темп покачивания задаётся педагогом.

Необходимо помнить, что чем младше ребёнок, тем темп более медленный, движения выполняются в ритм слова, а не слога, с преобладанием однонаправленных одноименных движений.



Предварительный просмотр:

Игры-забавы с фитболами

Ударь по мячу

Необходимо ударить по мячу с завязанными глазами. Педагог кладёт мяч на пол и на расстоянии двух-трёх метров от играющего проводит линию. Ребёнок подходит к мячу, становится к нему спиной, затем отходит к линии и поворачивается к мячу лицом. Воспитатель завязывает ему глаза. Ребёнок должен подойти к мячу и ударить по нему ногой.

Весёлый мяч

Ребята сидят по-турецки по кругу. Рассказывают стихи про шарик и перекатывают его от одного к другому в произвольном направлении. На ком закончится стихотворение, тот из детей выполняет какое-нибудь задание.

Ты катись, весёлый шарик,

Быстро-быстро по рукам.

У кого весёлый шарик,

Тот исполнит песню (танец) нам.

Ловкачи

Вызываются два-три участника. Ведущий предлагает по сигналу продвигать мяч головой (носом, пяткой, коленом и т. п.) до условного финиша. Выигрывает более ловкий и быстрый участник игры.

Футбол моржей

Воды в нашем «море» нет, но ласты есть! Участникам забавы предлагается надеть ласты и играть в футбол, лёжа на спине, отбивая ногами мяч.

Эквилибристы

Участникам предлагается соревнование:

• Кто дольше продержит фитбол на голове.

• Кто сам дольше продержится без помощи рук и ног на мяче.

• Кто дольше всех сможет удержать мяч на спине.

Танцевальный марафон

Участвуют несколько пар детей. Задача каждой пары – удерживать мяч любыми частям тела, только не руками, танцуя различные весёлые танцы. Оценивается оригинальность и продолжительность танца.


Подвижные бессюжетные игры с фитболами

Цель игр, приведённых ниже, – учить детей действовать в соответствии с инструкцией, приучить их ориентироваться в пространстве, развить ловкость.

Попрыгунчики

Дети сидят на мячах с ручками по одной стороне зала. Педагог предлагает догнать его и бежит к противоположной стене зала. Дети прыгают на фитболах за взрослым, пытаясь догнать его.

Найди себе пару

Игра используется для подготовки к выполнению дальнейших упражнений в парах.

Так в игровой форме происходит произвольное распределение детей.

По кругу лежит вдвое меньшее количество мячей, чем играющих в них детей. Педагог раздаёт в произвольном порядке картинки, которые могут быть объединены попарно или цветом, или сюжетом, или эмоциями, или по какому-либо другому общему признаку. После слов педагога «Идите гулять» дети расходятся по залу в разные стороны. Когда педагог скажет: «Найди свою пару», дети собираются в пары каждый у своего мяча.

Ловкая пара

Каждая пара детей, встав рядом, кладёт мяч на плечи и придерживает его головами. По сигналу пары бегут до условленного места и обратно, стараясь не уронить мяч. Побеждают те, кто успешно выполнил задание и вернулся первым. Мяч нельзя придерживать руками, только головой: если мяч потерян, надо вернуться на место, где он упал, и оттуда снова продолжить бег.

Играй, играй, мяч не теряй!

Дети располагаются по залу. Каждый выполняет любые действия с мячом по своему выбору: бросает, катает, отбивает, прыгает. После сигнала педагога все должны быстро поднять мяч вверх и замереть. Тот, кто не успел поднять мяч по сигналу, выбывает из игры – идёт отдыхать на «скамью штрафников».



Предварительный просмотр:

Подвижные сюжетные игры с

фитболами для самых маленьких

Воробьишко и комары

Игра для самых маленьких. Все дети-«комарики» присели на корточки и спрятались за свои мячи. Педагог-«воробей» летает и спрашивает: «Жив-жив-жив! А где мне присесть?»

Комары, высовывая головки из-за мячей, отвечают: «З-з-з-з-з». Воробей: «А что же мне съесть?» Комары: «З-з-з-з-». Воробей: «Слышу голос комара, съесть его пришла пора». Все «комарики» разлетаются и бегают по всему залу. «Воробей» ловит «комаров». Если «комарик» присел за свой мяч, то «воробей» его поймать не может.

Зайцы и волк

Как и предыдущая, это игра также для самых маленьких. Фитболы разбросаны по залу.

Дети-«зайцы» скачут на двух ногах по залу. Педагог при этом приговаривает:

Зайцы скачут скок, скок, скок

На зелёный на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идёт ли волк?

Педагог кричит: «Волк!» Все зайцы должны быстро спрятаться за свой домик-фитбол.

Комары и лягушки

Фитболы свободно лежат на полу. Дети-«комары» летают по залу, а педагог при этом приговаривает:

Сел комарик под кусточек,

На еловый на пенёчек,

Свесил ножки под листочек.

Спрятался!

На эти слова все «комарики» должны сесть на свои мячи. Ребёнок-«лягушка» выскакивает из-за свой кочки и пытается поймать «комариков».

Утки и собачка

Игра проводится так же, как и предыдущая. Дети, имитируя уток, подходят к «собаке», которая лежит у себя в конуре. Педагог вместе с детьми говорит:

Ты, собачка, не лай,

Наших уток не пугай.

Утки наши белые

Без того несмелые.

При этом непослушная «собачка» выскакивает и догоняет уток, которые убегают к своим мячам и садятся на них. Дети, которых поймала «собачка», выбывают из игры.

Тучи и солнышко

Воспитатель выбирает фитбол-«солнышко», а все остальные – мячи-«тучки». Игра средней подвижности, проходит в спокойном темпе. Все дети спокойно ходят по залу и катают перед собой мячи. Воспитатель говорит: «Тучи по небу ходили, красно солнышко ловили». Дети отвечают хором: «А мы солнышко догоним, а мы красное поймаем».

«Солнышко» останавливается и говорит: «А я тучек не боюсь! Я от серых увернусь!» После этих слов «солнышко» пытается вместе со своим мячом «укатиться за горизонт», «тучки» должны своими мячами сбить «солнышко» и не дать ему спрятаться.



Предварительный просмотр:

Подвижные сюжетные игры с

фитболами для детей среднего возраста

Путешествие в Москву

Дети сидят на фитболах в кругу, имитирующем аэродром. Ведущий без мяча произносит: «Я лечу в Москву, всех с собой возьму». Дети, оставив фитболы, становятся за ведущим, который, используя различные основные движения (бег, ходьбу, подскоки и т. д.), водит детей за собой в различных направлениях и по всевозможным траекториям. По команде «Посадка» дети и ведущий должны как можно быстрее занять свой фитбол. Ребёнок, который остался без мяча, в последующей игре будет ведущим.

Пингвины на льдине

Дети-«пингвины» бегают свободно по залу. Фитболы-«льдины» в произвольном порядке разбросаны на полу. Водящий ребёнок-«охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин» забрался на «льдину», то есть сидит на мяче, не касаясь при этом пола ногами, ловить его не разрешается.

Не пропусти мяч

Дети стоят по кругу, держась руками за плечи, образуя глухую стену. В центре этого круга водящий c фитболом. Задача водящего выбить мяч из круга.

Быстрая гусеница

Играют две команды детей. Каждая команда – это «гусеница», где все участники соединяются друг с другом с помощью фитболов, которые они удерживают между собой корпусом. По команде дети начинают движение гусеницы. Выигрывает самая быстрая команда, не разорвавшая «гусеницу» и не уронившая мяч.

Успей передать

Дети стоят по кругу и по команде начинают передавать фитбол из рук в руки. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каких-либо двух играющих. Остальные дети хором кричат: «Раз, два, три – беги!» Один ребенок бежит вправо за кругом играющих, другой – влево. Выигравшим считается тот, кто быстрее вернётся к мячу.

Угадай, кто сидит на мяче

Дети стоят в кругу. Ведущий с закрытыми глазами находится в центре круга. Играющие перекатывают фитбол за спинами, при этом считая до десяти. Ребёнок, который получил мяч на счёт «десять», быстро садится на него. Ведущий пытается отгадать по форме рук и голосу, кто сидит на мяче.

Ведущий: «Ну-ка руки покажи, мячик у тебя, скажи?» Играющий ребёнок, по возможности изменив голос, отвечает: «Ты глаза не открывай, а по слуху отгадай. Кто я?»

Космонавты

Играют две команды. Дети строят две «ракеты». Для этого все фитболы располагают в двух равных колонках. Все дети свободно маршируют по залу, проговаривая:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет —

Опоздавшим места нет.

После этих слов все дети разбегаются по своим ракетам. Выигрывает та команда, которая дольше «пробудет в полёте». Дети должны сесть на мячи, взяться за руки и поднять ноги, «сцепившись в невесомости».

Бездомный заяц

Фитболы лежат по залу на один меньше, чем количество игроков в зале. Все дети-«зайцы» бегают по залу. По команде воспитателя «Все в дом!» дети садятся на любой из мячей. «Бездомным зайцем» является тот ребёнок, который не занял мяч. Он выбывает из игры. В каждой последующей игре количество мячей сокращается на один.

Пустое место

Играющие сидят на фитболах, держась за плечи соседей. Ведущий ходит за спинами детей по кругу и говорит:

Вокруг домика хожу

И в окошечко гляжу.

К одному я подойду

И тихонько постучу:

Тук-тук-тук…

Ребенок:

Кто пришёл?

Ведущий: (называет имя ребёнка):

Ты сидишь ко мне спиной.

Побежим-ка мы с тобой.

Кто из нас молодой —

Прибежит быстрей домой?

Лиса и тушканчики

Выбирается один ребёнок-«лиса», задача которого переловить всех других детей – «тушканчиков». Воспитатель объявляет: «День!» – и тогда все «тушканчики» прыгают на своих фитболах по всему залу кто куда хочет. Как только звучит команда «Ночь!», все «тушканчики» замирают, приняв ту позу, в которой их застала команда. «Лиса» может съесть любого, кто шевельнётся.

Утки и охотник

Двумя полосками на полу обозначается с одной стороны «озеро», с другой – «камыши». В «камышах» сидит охотник. Дети-«утки» в положении на четвереньках толкают мяч головой от «озера» до «камышей». Воспитатель при этом говорит:

Ну-ка, утки,

Кто быстрей

Доплывёт до камышей?

Самой ловкой

За победу

Сладкое дадут к обеду.

После того как ведущий проговорит все слова, «охотник» может сбивать «уток» своим мячом. Награждается та «утка», которая благополучно добралась до «камышей».

Улитка (веретено)

Дети стоят в двух командах, удерживая фитболы локтями (головой или другими частями тела). По сигналу «Начали!» команды сворачиваются в улитку. Чья команда быстрее завернётся, та и считается выигравшей.

Найди свой мяч

Играют две команды детей: одна команда сидит на фитболах, другие дети стоят у них за спинами. По команде сидящие дети встают, с закрытыми глазами делают 6–8 шагов от фитбола и поворачиваются 3 раза вокруг своей оси. В это время стоящие дети передают мячи из рук в руки между собой. По сигналу «Стоп!» дети первой команды открывают глаза и как можно быстрее пытаются отыскать свой мяч и сесть на него.

Дракон кусает хвост

Дети становятся друг за другом и крепко держатся за впередистоящего ребёнка. В руках первого ребёнка мяч – «голова дракона», тогда как последний ребенок – «хвост».

«Голова» должна поймать свой «хвост», дотронувшись до него мячом. Важно, чтобы «тело дракона» при этом не разорвалось. Игра проходит гораздо интереснее, если в ней участвуют две команды детей, т. е. два «дракона».

Бармалей и куклы

Злодей Бармалей хочет поймать множество кукол для своего театра. Все дети-«куклы» живут в своих домиках (сидят на своих мячах). Между домиками ходит Бармалей. Куклы дразнят Бармалея, перебегают из домика в домик со словами:

Мы, весёлые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас поймать.

Задача Бармалея поймать озорных кукол.

 Зайцы и огородник

Игра проводится на мячах с ручками. Водящий ребёнок – «огородник» стоит в центре «заячьего» круга.

Огородник: «Зайцы, вы куда пропали?»

Зайцы: «Мы в капустке отдыхали»

Огородник: «А листочки не поели?»

Зайцы: «Только носиком задели».

Огородник: «Вас бы надо наказать!»

Зайцы: «Так попробуй нас поймать!»

После этих слов «огородник» пытается поймать «зайцев».

Два барана

Играют по два человека. Педагог выделяет узкую полоску зала – «мост», на котором и произойдёт битва «двух баранов». Два ребёнка сидят на фитболах и хлопают друг друга в ладоши, тем самым пытаясь уронить партнёра с мяча или «с моста». Выигрывает сильнейший, а на «мост» приглашается следующий желающий принять участие в этом соревновании.

Гном, Мороз и ёлочки

Выбираются два игрока – «Мороз» и «Гном», остальные дети – «ёлочки». Задача «Мороза» – запятнать «Гнома», который ловко уворачивается и убегает от» Мороза». «Ёлочки» сидят на фитболах. Убегая, «Гном» может присесть на мяч к одной из «ёлочек», после чего она превращается в «Гнома» и продолжает убегать от Мороза.

 Цапля и лягушки

Длинной верёвкой посреди зала обозначается болото. В нём живет «цапля». Другие дети группы, «лягушки», прыгают на мячах по болоту и говорят:

Мы веселые лягушки,

Мы зелёные квакушки,

Громко квакаем с утра:

Ква, ква, ква

Да ква, ква, ква!

«Лягушки» останавливаются, замирают и внимательно слушают слова «цапли», которая ходит вокруг болота, высоко поднимая ноги, и говорит:

По болоту я шагаю,

И лягушек я хватаю.

Целиком я их глотаю.

Вот они, лягушки,

Зелёные квакушки.

Берегитесь, я иду,

Я вас всех переловлю.

После этих слов «цапля» должна как можно больше поймать прыгающих лягушек.

Лошадка, ослик и подкова

Дети сидят в кругу на своих фитболах и покачиваются в такт словам. На первые две строчки ведущий идёт по кругу, на слове «ножку» дотрагивается до ближнего ребёнка, который будет «осликом». На остальные слова «ослик» скачет за спинами детей, держа мяч-«подкову» над головой. С последним словом «ослик» останавливается между двумя играющими, а те бегут за спинами детей, кто быстрее схватит подкову.

Звонкою подковкой

Подковали ножку.

Выбежал с обновкой

Ослик на дорожку.

Новою подковкой

Звонко ударял

И свою подковку

Где-то потерял.



Предварительный просмотр:

Психокоррекционные игры с фитболами

Запрещённое движение

Игра на концентрацию и переключаемость внимания. Дети с фитболами встают лицом

к педагогу в три или четыре ряда в шахматном порядке под счёт или под музыку, на начало

каждого такта повторяют различные движения, которые показывает педагог.

Затем задаётся одно движение, которое повторять запрещено, например движение рук

в сторону. Тот, кто делает запрещённое движение, выходит из ряда.

Более старших детей в группе можно назначить на место педагога. Ребёнок сам назна-

чает «запрещённое» движение.

Вопрос: Какое движение нельзя повторять?

Ответ: Нельзя повторять движение рук вверх.

Вопрос: Кто ошибся?

Ответ: Коля ошибся: он поднял руки вверх.

Запомни движение

Четверо детей стоят в шеренге и делают по очереди по своему желанию какое-либо

движение. Они повторяют эти движения под музыку четыре раза. Остальные дети должны

запомнить, что они делали.

Вопрос: Что делали Петя, Наташа, Вова и Коля?

Ответ: Петя поднял одну ногу;

Наташа хлопнула в ладоши;

Коля присел на корточки;

Вова встал на цыпочки.

Затем всем детям в определённом заданном темпе предлагается выполнять по четыре

раза движения в произвольном порядке. Например: сделай как Петя, как Вова, как Наташа,

как Коля.

Слушай команду

Упражнение на переключаемость внимания и тренировку основных движений. Дети

маршируют по кругу, мячи прокатывают справа от себя по полу. Педагог говорит: «Зайчики»

– дети прыгают вокруг своих мячей на двух ногах как зайчики; «Лошадки» – дети садятся на

свои мячи и, сохраняя равновесие, стучат по полу поочерёдно каждой ногой; «раки» – дети

идут спиной назад, мяч прокатывая слева от себя; «Птицы» – дети, сидя на мяче, активно

делают маховые движения руками, при этом стараются ягодицы не отрывать от мяча и сохра-

нять равновесие; «Аист» – останавливаются, одну ногу ставят на мяч и замирают, отведя

напряжённые руки в стороны.

Все команды подаются детям в произвольном порядке. В дальнейшем задания могут

варьироваться и усложняться. Так, вместо команды могут быть использованы различные

условные сигналы, такие, как цвет, звук, рисунок. Например, детям предлагается на карточку

с серым цветом выполнять задание «зай чики», на жёлтый цвет – «лошадки» и т. д.; или если

прозвучат два хлопка в ладоши, надо выполнять «раки», если три – «аист» и т. д.

Бедная свинка

Под тихую музыку дети перекатывают мячик («свинку») по кругу. У кого на конец

музыки свинка в руках, тот хрюкает и получает приз из корзинки «сюрпризов».__

Как усложнение, может быть предложено более трудное задание на объём и распре-

деление внимания. Дети стоят по кругу и перебрасывают через круг в любом направлении

большой мяч под музыку. Одновременно с этим быстро в правую или левую сторону (по

часовой стрелке или против часовой стрелки) из рук в руки передаётся какая-либо мягкая

игрушка или маленький мяч. Этот вариант игры, как правило, предлагается только в стар-

шей возрастной группе.

Противоположные движения

Упражнение на концентрацию внимания.

Вариант 1.

Дети становятся в две шеренги друг против друга и одновременно под музыку на

начало каждого такта исполняют два противоположных движения. Одна шеренга делает

приседание за мяч и выпрямление с подъёмом на носки, а другая, наоборот, выпрямление с

подъёмом на носки и приседание за мяч.

Вариант 2.

То же упражнение выполняется сидя на мячах. Одна шеренга делает хлопок над голо-

вой и хлопок по бёдрам, а другая, наоборот, по бёдрам и над головой.

«Стоп, хоп, раз»

Игра на концентрацию внимания. Дети идут по кругу друг за другом, отбивая мяч от

пола. На сигнал «стоп «останавливаются и стоят в течение 3 секунд, затем 5 секунд, 10

секунд. На сигнал «хоп» двигаются поскоком, держа мяч перед собой, а когда звучит «раз»

останавливаются и обегают свой мяч вокруг и продолжают движение в первоначальном

направлении. Из игры выходит тот, кто ошибается и кто шевелится при сигнале «стоп».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематических процессов посредством двигательного игротренинга

Игры предназначены для развития фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Для проведеня игр используются мячи-фитболы. Игры проводятся учителем-логопедом как часть за...

Двигательно-моторная стимуляция - игра с мячом

Двигательно-моторная стимуляция  - игра с мячом...

Двигательный игротренинг « В стране веселых мячей»

Цель: Укрепление семейных связей с помощью воспитания положительного отношение к родному человекуЗадачи:- Помогать  родителям ощутить радость от совместной двигательной деятельности.-Формировать ...

Методическая тема:Двигательный игротренинг для детей подготовительного возраста "Мы играем с парашютом"

Перспективное планирование методической темы образовательной деятельности "Мы играем с парашютом"...

Игры с мячом на воздухе как средство развития зрительно-двигательной пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения

В статье рассматриваются сложные игровые упражнения с мячами на воздухе с применением принципа от простого к сложному для формирования зрительно-двигательной пространственной ориентировки  у дете...

Корригируем нарушения опорнодвигательного аппарата в играх на мячах фитболах

            Психомоторная коррекционная программа «Двигательный игротренинг», предложенная Т. С. Овчинниковой, ориентирована на детей с нарушениями опо...

Корригируем нарушения опорнодвигательного аппарата в играх на мячах фитболах

            Психомоторная коррекционная программа «Двигательный игротренинг», предложенная Т. С. Овчинниковой, ориентирована на детей с нарушениями опо...