Статья "Азбука здоровья"
статья по физкультуре

Галина Анатольевна Филиппова

Статья "Азбука здоровья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_zdorovya.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ

Филиппова Г. А.,

 инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад №212»

e-mail: msadik212@mail.ru

Фундаментальной предпосылкой воспитания и обучения детей является забота общества об их здоровье.  В публикациях последних лет отмечается прогрессивное снижение уровня здоровья населения, и в первую очередь наиболее социально и биологически уязвимых его групп, к которым относятся и дети. Следовательно, задачи оздоровительного направления в системе дошкольного воспитания и образования продолжают оставаться наиболее значимыми.

В настоящее время воспитательно-образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) характеризуется возрастанием объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности. В недельное расписание занятий вводятся дополнительные предметы, например ТРИЗ, иностранные языки, компьютерное обучение, экология, валеология и др. При этом отсутствует четкое разделение ответственности за дозирование учебной нагрузки на детей и, следовательно, за их эмоциональное и физическое благополучие. Введение дополнительных занятий неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного, по оценке специалистов , уровня двигательной активности детей во время пребывания в ДОУ, что безусловно оказывает отрицательное воздействие на их психическое и физическое состояние. Современные требования общественной жизни таковы, что увеличение информационной нагрузки и усложнение учебных программ, предназначенных для детей дошкольного возраста, неизбежно. В связи с этим должны быть обеспечены педагогические условия и разработаны организационно-методические подходы, которые позволили бы компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок.

Один из путей решения проблемы видится в обосновании методики занятий интегративного характера, обеспечивающих развитие познавательных способностей детей на фоне высокого уровня двигательной активности. Эта идея, высказанная И.М. Козловым (1996), завоевывает все большее число сторонников и находит экспериментальное подтверждение .

В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности. С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом это члены семьи дошкольника. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей.

         Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а так же укреплять внутрисемейные отношения.

Очень часто педагоги-практики испытывают большие трудности в общении с родителями. И я столкнулась с этой проблемой. Как нелегко порой бывает объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его физическое развитие.

     Приоритетным направлением деятельности нашего детского сада является физическое развитие детей. Это направление предусматривает развитие новых форм взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания дошкольников. Прежде всего я попыталась ответить на важные для меня и всего коллектива вопросы: «Как заинтересовать родителей?» «Как сделать работу эффективной?» «Какие новые формы взаимодействия необходимо разработать?».

    Были определены основные направления работы: создание условий для развития и оздоровления ребенка; разработка комплексной системы оздоровления и воспитания дошкольника; осуществление тесного взаимодействия родителей и педагогов.

    Первым шагом стало создание условий для развития и оздоровления детей: это спортивный зал, оснащенный необходимым физкультурным оборудованием, физкультурные центры в группах, спортивная площадка для занятий на улице, дорожки здоровья в спальнях.    

 Была разработана комплексная система оптимизации традиций физического воспитания детей в семье и проведены следующие мероприятия: анкетирование родителей; создание информационного пространства «Азбука здоровья»; работа детско-родительского клуба «Вместе с мамой»; проведение конкурса «Семейные традиции»; создание картотеки и видеотеки для родителей и педагогов.

   Система взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания детей разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения психического и физического здоровья дошкольников.

Сотрудничество нашего детского сада и семьи направлено на достижение основной цели – разработка новых подходов ко взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного физического развития ребенка.

Из этой цели вытекают следующие задачи: обеспечение физического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье; формирование у детей стремления к сохранению своего здоровья через наличие устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями; повышение педагогической культуры родителей; стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.

Мы придерживались ряда принципов, которые позволяют более последовательно реализовывать содержание и методику совместной с семьей работы: единство целей и задач воспитания здорового ребенка в ДОУ и семье (оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомление родителей с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в ДОУ и изучение педагогами успешного опыта семейного воспитания); индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье; систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в ДОУ; взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей – в детском саду, формирование отношения к родителям, как к равноправным партнерам в образовательно-воспитательном процессе.

Соблюдение данных принципов позволило приобщить родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнить их знания об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр, а так же помогло в создании условий для развития двигательных навыков ребенка дома.

Физкультурные занятия совместно с родителями стали постепенно входить в нашу практику, способствовали гармонизации детско-родительских отношений, адаптировали родителей к совместной с ребенком двигательной деятельности. Это как раз тот момент, когда ребенок и родитель могут вместе общаться, сотрудничать, взаимодействовать. Именно в это время все внимание взрослого направлено на ребенка. Родителям предоставляется возможность понаблюдать за своим ребенком, что позволяет оценить результат своего воспитания. Совместные физкультурные занятия родителей с детьми являются актуальной и эффективной формой работы.

Список использованных источников

1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение

2. Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.

3. Казина О.Б. Весёлая физкультура для детей и их родителей.-Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008.