Влияние координационных способностей на развитие физического компонента здоровья.
статья по физкультуре

Дмитриева Елена Викторовна

Влияние развития координационных способностей на развитие физического компонента здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.74 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние координационных способностей на развитие физического компонента здоровья.

     

     Рассмотрим, как влияет развитие координационных способностей на развитие физического компонента здоровья.

     Термин «координация» происходит от латинского coordinatio — взаимоупорядочение. Под координацией движений понимают процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. В осуществлении координации движений участвуют все отделы центральной нервной системы — от спинного мозга до коры большого мозга.

     Важная роль в координации движений принадлежит мозжечку. Такие качества движения, как плавность, точность, необходимая сила, реализуются с участием мозжечка путем регуляции временных, скоростных и пространственных характеристик движения. Мозжечок у человека находится внутри черепа в задней черепной ямке, т.е. примерно на уровне того места, где каждый без затруднения может определить у себя затылок. Мозжечок состоит из двух полушарий, трех пар ножек, посредством которых он связан с другими структурами мозга и так называемого червя. Полушария в большей степени отвечают за точные и гармоничные движения в конечностях, а червь - за поддержание позы и равновесия.

     При напряжении человеком тех или иных групп мышц во время выполнения целенаправленного движения или поддержания позы мозжечок получает нервные импульсы от той части коры головного мозга, которая отвечает за движения, а также от мышц и сухожилий. Он их «анализирует» и выдает свой «ответ», который направляется как в головной мозг, так и к телу. Таким образом осуществляется координация движений. Вся система в целом «настраивает» работу мышц так, что она становится четкой и гармоничной.

      Мозжечок играет важную роль и в психической деятельности человека:

- в регуляции скорости, последовательности и согласованности протекания высших психических функций;

- в регуляции поведения, эмоций и внимания;

- в интеграции и анализе сенсорной информации (зрительной, слуховой, вестибулярной и т.д.), поступающей из других структур мозга;

- в обеспечении сенсомоторных и речедвигательных координаций;

     Таким образом, развивая координационные способности, можно влиять поведение, эмоции, внимание, развитие речи, вестибулярный аппарат.

     

      Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений:

· бега;

· различных прыжков (в длину, высоту, опорных прыжков);

· метаний;

· лазанья.

     Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную активность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат:

· подвижные и спортивные игры;

     Спортивные игры содействуют развитию координационных способностей, воспитанию у детей чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремленности, внимания и быстроты мышления, а также учат ребят управлять своими эмоциями, совершенствуют их основные физические качества. Современные спортивные игры - сложная и разносторонняя деятельность. Здесь много сходных компонентов в построении технических и тактических действий.

     Практика физического развития и спорта располагает средствами для развития координационных способностей.

     Основным средством для развития координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. 

      Сложность физических упражнений можно увеличивать за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения средств, их вес, высоту; изменяя площадь опор или увеличивать ее подвижность в упражнениях на равновесие и так далее; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или в ограниченное время. Особой эффективностью обладает методический прием, направленный на предоставление дополнительной информации. Ограниченное или полное исключение, например, зрительной информации (очки, закрывание глаз, затемненное помещение) значительно усложняют выполнение двигательных действий.

     Наиболее доступную группу средств для развития координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками и другие), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его частей, упражнения в равновесии.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Координационные способности в системе физического воспитания дошкольников

Статья в сборнике "Вопросы социализации, воспитания, образования детей и молодежи" выпуск 9...

Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию развитого физически и здорового ребенка

Сообщение  из опыта работы по теме: «Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию  развитого физически и здорового ребенка»...

КОНСПЕКТ Непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста» ОО «Физическое развитие»

В данном занятии  представлен опыт работы с детьми подготовительной к школе группы. Конспект составлен в  соответствии с «Основной образовательной программой  дошкольного образова...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию (развитие координационных способностей) для детей дошкольного возраста 6-7 лет «Лестницы и змеи» по мотивам одноименной настольной игры

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию (развитие координационных способностей) для детей дошкольного возраста 6-7 лет «Лестницы и змеи» по мотивам о...

Рабочая программа Образовательной области: Физическое развитие (физическая культура, здоровье). Вторая младшая группа (3-4 года)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №52"Аленький цветочек".г.Смоленск     Рабочая программаОбразовательной области:Физическое ра...

Доклад по творческой теме: «Влияние подвижных игр на развитие физических качеств младшего дошкольного возраста».

Доклад по творческой теме: «Влияние подвижных игр на развитие физических качеств младшего дошкольного возраста»....