« Развитие творческих способностей воспитанников в подвижных играх»
статья по физкультуре

Кузнецова Татьяна Юрьевна

Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребёнку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощь движений, жестов, мимики и других средств выразительности

Скачать:


Предварительный просмотр:

 « Развитие творческих способностей  воспитанников

 в подвижных  играх»

Подготовила инструктор

по физической культуре

Кузнецова Т.Ю.

С раннего детства жизнь требует достаточно сформированного уровня воображения. Уже к школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно – практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

В старшем дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с потребностями других людей. В процессе создания и реализации игрового замысла находят своё отражение и представления детей об окружающем мире, и их отношение к той или иной проблемной ситуации. Овладение навыками мимической, пантомимической, речевой выразительности способствует развитию творческого потенциала детей и повышению уровня их социальной адаптации.

Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребёнку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощь движений, жестов, мимики и других средств выразительности.

Игра – драматизация представляет собой разновидность театрализованной сюжетно – ролевой, режиссёрской игры. Сохраняет типичные признаки сюжетно – ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.

Игра – драматизация может быть представлена схематично – цепочкой последовательных действий:

Сюжет игры – выбор сказки. Пересказ, её обсуждение.

Организация игры – распределение ролей. Обустройство игрового пространства.

Непосредственная игра детей

Игра – драматизация разнообразна и представлена различными по своему содержанию целями, задачами и формами.

Игры – хороводы

Игры – драматизации стихотворений        

Творческие игры (путешествие)

Проза

Организация работы с детьми

Работа с детьми проводится в двух основных формах:

- специально организованная работа педагога с детьми;

- нерегламентированный вид деятельности по желанию ребёнка.

Время проведения специально организованной работы педагога с детьми – пятница – вторая половина дня. Нерегламентированная деятельность может осуществляться дошкольниками ежедневно (в утренние или вечерние часы) в процессе их свободной самостоятельной деятельности.

Большое значение имеет сотворчество ребёнка и взрослого. Это важно не только для оказания ребёнку помощи и побуждения к работе, но и для развития его воображения, которое активизируется в совместной деятельности. Сначала ребёнку показывают, как надо выполнять работу, как можно создавать новый образ, затем идёт совместное действие, и только после этого он действует самостоятельно. Обязательна актуализация прошлого опыта ребёнка с помощью вопросов, опорных слов, наглядных средств. Взрослый должен управлять этим процессом.

Предлагаемые нами задания сгруппированы по блокам, каждый из которых имеет преимущественно свою направленность и соответствует определённому этапу обучения. Я выделяю четыре  этапов обучения и, соответственно, четыре  блока  игр.

  1. Игры – хороводы
  2. Игры – драматизации стихотворений        
  3. Творческие игры (путешествие)
  4. Проза

На всех занятиях мы обучали детей приёмам творческой деятельности. Проводилась работа, помогающая возникновению замысла; составлению плана его реализации; выделению главного; процессу создания образа или образной ситуации; анализу результатов. Обязательным этапом была оценка своих работ и работ своих товарищей. Для создания положительного эмоционального состояния детей мы старались обеспечить каждому ситуацию успеха, поэтому в процессе игры оказывали разные виды помощи. Учитывали индивидуальные возможности и особенности каждого ребёнка.

Разрабатывая данные блоки заданий, мы считали, что основным условием формирования воображения должно быть целенаправленное поэтапное обучение. Предусматривалось оказание адекватной помощи со стороны взрослого при одновременном овладении ребёнком необходимыми структурными и операциональными компонентами воображения и постепенный переход его деятельности из внешнего плана во внутренний. Этапы обучения включали систему игр, в которых предлагали задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение.

Этапы обучения

На первом этапе главной целью является создание в группе атмосферы доброжелательности, приятия, открытости и взаимопонимания, психологической защищенности и самореализации.

Ведущее место в работе с детьми по развитию воображения на этом этапе занимают игры с пением (хороводы). Они позволяют привыкнуть к товарищам по занятиям, к коллективным требованиям, так как от детей в этих играх не требуется активного поведения.

Примеры игр из первого блока.

“Скворушка прощается”, “Осень”, “Маленькие труженики”

Задачи, решаемые в процессе игр: развивать воображение, общительность; поддерживать радостное настроение и уверенное поведение.

«Скворушка прощается»

Педагог проговаривает каждую строчку стихотворения, сопровождая её соответствующими движениями, затем все вместе повторяют текст и движения к нему.

Осень, непогодушка, тополь пожелтел.        (Дети кружатся)

Вдруг на ветке скворушка песенку запел.        (Смотрят вверх)

Ветка чуть качается, дождик не кончается.        (Машут кистями рук, расставленных в стороны)

С нами милый скворушка до весны прощается.        (Плавно машут кистью вытянутой правой руки).

«Осень»

Дети водят хоровод. Вместе с педагогом выполняют необходимые движения.

Дует, дует ветер, дует, задувает.        (Дети остановились и покачали из стороны в сторону поднятыми вверх руками)

Желтые листочки с дерева срывает.        (Дети остановились и покружились на месте)

И летят листочки, кружат по дорожке.        (Дети на носочках пробежкой проходят круг)

Падают листочки прямо нам под ножки.        (Дети, повернувшись вокруг себя на месте, приседают)

На втором этапе (второй блок) основной целью становится развитие воссоздающего воображения. Ведущее место на данном этапе занимают игры – драматизации стихотворений.

Задачи, решаемые в процессе этих игр:

Расширять знания детей об окружающем мире; учить передавать своё эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях, учить понимать особенности поведения животных, воспроизводить их; развивать умение сопереживать, воображение, координацию речи и движений.

Примеры игр из второго блока

“Грибы”, “Тишка”, “Осень спросим”, “Волк и лиса”, «Зайка серенький».

«Зайка серенький…»

Зайка серенький сидит,

Он ушами шевелит.

Вот так, вот так

Ушами шевелит (от слов «Вот так» и до конца четверостишья дети шевелят кистями рук, подняв их к голове).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп

Надо лапочки погреть

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг и убежал.

(педагог хлопает в ладоши и дети разбегаются по своим «домам»)

 

На третьем этапе (третий блок) главное место занимаю творческие игры – драматизации. Целью работы становится развитие самостоятельного словесного творчества ребёнка. В играх отражаются впечатления, полученные из окружающей жизни, из любимых книг; развиваются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Творческие игры способствуют развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, сообразительности, организованности.

Примеры игр третьего блока:

“Зимние забавы”, “Угадай, кто это”, “Морозко.”

“Зимние забавы”

Педагог предлагает детям пойти на прогулку в зимний лес. Дети, отвечая на вопросы педагога, рассказывают, как они собираются на эту прогулку: надевают зимнюю одежду, берут лыжи, санки, термосы с горячим чаем и т.д. Выходят дети из детского сада на лыжах.

Педагог. О чем говорят лыжи?

Дети.

Задрав носы, легко скользим,

След оставляя на сугробе,

Там, где другие не пройдут,

Легко пройдем мы обе.

Педагог ведёт детей в зимний лес.

Подошли мы к речке, на том берегу наш лес. А сейчас пробежим по речке на коньках. (Дети выполняют движения, имитирующие бег на коньках).

Подошли к лесу. Снег на поляне пушистый, серебристый, так и просится в руки, поиграем в снежки. (Дети играют).

Пока мы играли, пошел снег, послушайте, как он идёт. Шли машины…

Дети. Шуршали и рявкали

Педагог. Шли трамваи…

Дети. Визжали и лязгали. Мотоциклы трещали и хлопали…

Педагог. Шли прохожие…

Дети. Топали, шлёпали.

Педагог. И шёл снег и тише всех.

(Дети разводят руками в стороны, поднимают вверх лица, как будто на них падают снежинки).

Педагог. Вышли к опушке, от неё спуск к реке, покатаемся на санках.

(Дети катаются на санках, потом лепят снежную бабу. Замёрзли немного, погрелись у костра, чаю попили, теплее стало, и на лыжах вернулись домой. Разделись, в группу пришли).

Педагог. Хорошо в лесу погуляли. На чем катались?

Дети. На лыжах, на санках, на коньках.

Педагог. Кого видели в лесу?

Дети. Зверей лесных: зайку, лису, медведя, волка.

Педагог. А снежную бабу лепили?

Дети. Лепили.

Педагог. А в снежки играли?

Дети. Играли.

Педагог. Какие вы молодцы!

На четвертом этапе (четвертый  блок) дети знакомятся с игрой – драматизацией прозой. Игры – драматизации создают бодрое и радостное настроение. Характерной особенностью таких игр является то, что в них дети имеют возможность максимально выражать свои замыслы, воображать, фантазировать, передавать всё многообразие впечатлений от окружающей их действительности.

Задачи, решаемые в процессе игр четвертого  блока:

Учить подражать голосам животных, понимать особенности их поведения, изображать характерные движения; развивать речь, воображение, умение сопереживать.

Примеры заданий из четвертого блока:

“Сорока и медведь”, “Кот и воробей”, “Павлин и черепаха”, “Спор”

“Бездомный заяц”

Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц. Другие игроки-зайцы чертят себе круги, и каждый становится в свой. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, если забежит в какой-либо круг. Тогда заяц, что стоял в кругу должен сразу же убегать, потому что теперь он становится бездомным и охотник будет теперь охотится на него. Как только охотник поймал зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником.

Старший дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активизация воображения сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы), а затем и творческого, (которое обеспечивает возможность создания нового образа).

Литература.

1. Боровик О.В. Развитие воображения: Методические рекомендации. – М.: Центр Гуманитарной Литературы «РОН», 2000. – 55 с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: «Союз», 1997. – 93 с.

3. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. – 1987. - № 1 С. 45 – 50.

4. Доронова Т.Н. Играем в театр. – М.: Просвещение, 2004. – 125 с.

5. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. – 1993. - № 2. – С. 54 – 60.

6. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль: «Академия развития», 1996. – 235 с.

7. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие творческих способностей у детей в играх-драматизациях через физическое развитие.

Слайд 2

1. Игры-хороводы 2. игры-драматизации стихотворений 3. игры-путешествия 4. игры-драматизации в прозе Блоки

Слайд 3

Игры-хороводы

Слайд 4

Игры- драматизации стихотворений

Слайд 5

Игры-путешествия

Слайд 6

Игры-драматизации в прозе

Слайд 7

При помощи игр-драматизаций удается добиться хороших результатов, дети подготавливаются к самостоятельной деятельности, и в дальнейшем смогут проявить творческие способности при решении сложных задач.

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой

Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...

Презентация «Развитие творческих качеств педагога как условие развития личностных качеств и творческих способностей дошкольников»

Одаренные дети - особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного. Необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми - это оптимальный учет своео...

Творческий проект: «Развитие творческих способностей детей посредством танца»

1. Технологическая карта проекта2. Приложение 1 разминки по проекту3. Приложение 2 коммуникативные игры и танцы4. Приложение 3 ориентировка в пространстве5. Приложение 4 игры импровизации 6. Прил...

Конспект НОД образовательная область коммуникация (связная речь) для детей подготовительной группы с ОНР. Тема: Составление творческого рассказа с опорой на «Теремок сказок» (авторская игровая методика развития творческого мышления Козыревой Н. А.)

Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отраж...

Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».

Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности»

Развитию творческих способностей дошкольников  придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивиду...