Главные вкладки

    Консультация для родителей "Утрення гимнастика в ДОУ"
    консультация по физкультуре

    Ерошенко-Никишкова Елена

    Утренняя гимнастика является одиним из режимных моментов в детском саду.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл utrennyaya_gimnastika.docx29.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    Утренняя гимнастика  является одним из режимных моментов в детском саду и служит  средством для поднятия эмоционального тонуса детей

    Утренняя гимнастика - это комплекс специально подобранных упражнений, разносторонне воздействующих на организм человека, усиливающих его основные функциональные процессы, способствующих его гармоничному развитию, повышению жизненного тонуса.

    Утренняя гимнастика - это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. Задачей утренней гимнастики в детском саду является укрепление здоровья, физическое совершенствование и осуществление разносторонней физической подготовленности ребенка к многообразной деятельности.

    Систематическое проведение утренней гимнастики воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начать день, способствует четкому выполнению режима дня, учит согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

    Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.

    Организация утренней гимнастики

    Утренняя гимнастика обязательная часть режима дня и проводится ежедневно перед завтраком.  С весны и до поздней осени в хорошую, сухую погоду утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на групповой площадке (или на спортивной). В те дни, когда прием детей осуществляется в группах, утренняя гимнастика проводится в помещениях согласно графику проведения утренней гимнастики. Перед занятием помещение проветривается, оптимальная температура для проведения утренней гимнастики в помещении 16 градусов. Дети занимаются в повседневной одежде.

    Виды утренней гимнастики

    Традиционная гимнастика, непродолжительная ходьба разного вида переходящая в бег 1,5-2мин. Разные построения, ОРУ 6-7 упр., подскоки на месте, ходьба с дыхательными упражнениями. Упражнения проводятся из разных исходных положений: стоя на коленях, сидя, лежа на спине и животе. Широко применяться ОРУ  с пособиями

    Гимнастика игрового характера, построенная  на основе подвижных, народных, оздоровительных игр, игр-эстафет с включением в их содержание разминки, по нарастающей и убывающей степени нагрузки, дыхательные упражнения. Активная двигательная деятельность игрового характера с музыкальным сопровождением вызывает положительные эмоции, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. Дети старших группах сами выбирают и проводят понравившиеся игры.

    Гимнастика с использованием полосы препятствий с постепенным увеличением нагрузки, с включением разных видов движений и их темпа, создаются разные полосы препятствий с использованием мягких модулей. Преодоление комбинированных препятствий способствует закреплению и совершенствованию умений и навыков, развивает физические качества, вызывает интерес и  доставляет радость детям.

    Ритмическая гимнастика. Движение под музыку - любимое занятие детей. Музыку подбираем с ярко выраженным образом, знакомым и понятным детям. Танцевальная ритмика полезны для общего развития детей, воспитывают у детей желание двигаться, развивают эмоции, выразительность пластики, навыки основных движений (ходьба, бег, пружинящие движения), а также умение ориентироваться в пространстве (движения по кругу, стайкой, парами) важным дополнением является атрибутика, которая  делает ритмику более эффективной, а также развивает у детей мелкую моторику. 

          Структура утренней гимнастики

     Как любое физкультурное мероприятие, утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна, физические нагрузки в ней не велики.

           Утренняя гимнастика состоит из трёх частей, каждая имеет свою задачу. 
    I.
    Вводная часть. Организует внимание детей, обучает согласованным действиям, подготавливает организм к выполнению более сложных упражнений, вырабатывает правильную осанку и предупреждает плоскостопие. В неё включают: построения, перестроения, смыкание и размыкание, разные виды ходьбы, бега, прыжков. После ходьбы дается бег: врассыпную, в колонне по одному, по двое, на месте, в разных направлениях и разными способами. Бег чередуется  с ходьбой.


               
    Продолжительность бега без перерыва

    Младш.гр. - 10-15сек
    Сред. гр. -15-20сек
    Стар. гр. - до 30сек
    Под. гр. -30-40

    II. Основная часть. Укрепление основных мышечных групп организма, формирование правильной осанки. ОРУ выполняются в определенной последовательности: сначала даются упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, развитию дыхательных мышц; затем упражнения для мышц туловища; далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему. Все упражнения должны выполняться из разных исходных положений  тела (стоя, сидя, лежа). Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности. Упражнения могут  выполняться парами, тройками, звеньями одновременно. 

    Количество ОРУ в комплексе

    Группа

    Количество упражнений

    Число повторений

    Младшая

    3-4  

    3-4-раз

    2младшая

    4

    4-5 раз

    Средняя

    4-5

    5-6 раз

    старшая

    5-6

    6-8 раз

    подготовительная

    6-8

    8-12 раз


    III. Заключительная часть. Восстановить сердечный и дыхательный ритм, успокоить организм после физической нагрузки. Входят разные виды ходьбы, мп\и, хороводы, дыхательные упражнения.

    Требования к комплексам упражнений для утренней гимнастики

    Обычно комплекс упражнений для утренней гимнастики составляется из упражнений, разученных на физкультурных занятиях или из упражнений, не требующих продолжительного разучивания.

    При составлении комплекса необходимо руководствоваться

    следующими требованиями:

    • комплекс должен содержать упражнения для всех групп мышц,
    • в комплексе используются различные построения,
    • упражнения должны выполняться из разных исходных положений,
    • подбираются упражнения разной интенсивности, темпа,
    • чередуются комплексы с различными пособиями и без предметов,
    • используется музыкально-ритмичное сопровождение (бубен, счет, хлопки, звукозапись),
    • каждый комплекс должен быть интересен детям.

    Один и тот же комплекс повторяется в течение одной, двух недель. Необходимо помнить, что содержание комплекса утренней гимнастики, как и дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп.

    Для того, чтобы упражнения утренней гимнастики оказали на ребенка желаемое влияние, важно добиваться четкости, точности выполняемых движений, их достаточной интенсивности.

    Утренняя гимнастика с детьми младшего дошкольного возраста

    Впервые утренняя гимнастика включается в режим дня в первой младшей группе. Так же как и в других возрастных группах она проводиться сначала года ежедневно со всеми воспитанниками группы одновременно.

     Утренняя гимнастика в данном возрасте, помимо основной задачи, обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание детей на совместные формы деятельности. Учитывая, что многие дети в раннем возрасте не сразу включаются в организованную воспитателем деятельность, отстают во времени при выполнении заданий, следует очень тонко и дифференцированно подходить к отдельным детям, не настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике.

     Вводная и заключительная ходьба могут совершаться группкой в определенном направлении или парами, держась за руки, врассыпную или друг за другом.

           В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети еще плохо ориентируются. И на организованное в определенную форму построение уходит слишком много времени.

           Построившись, дети приступают к выполнению упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног, спины, живота и всего туловища. Общеразвивающие упражнения подбираются из числа рекомендованных для занятий упражнений. Почти все они носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. На утренней гимнастике широко используются положение сидя, лежа на спине и на животе. Во второй половине года могут быть использованы для обще-развивающих упражнений мелкие предметы: погремушки, колечки, кубики.

          В заключении следует бег, подскоки на месте (2 раза за 10 - 15 секунд с небольшим отдыхом) или подвижная игра, хорошо знакомая детям, с очень простыми правилами и содержанием.

          Комплекс утренней гимнастики без особых изменений повторяется подряд 2 недели. На протяжении всей гимнастики инструктор по физкультуре действует совместно с детьми, показывая и поясняя упражнения, правильные способы движения. Однако инструктор по физкультуре не выполняет с детьми упражнения до конца. Проделав 2-3 раза и задав темп выполнения, он продолжает вести упражнение словесно, одновременно наблюдая за действиями детей, делая необходимые указания, по ходу движения.

         Лишь к концу третьего года жизни становится возможным использовать упражнения не привязанные к слитному сюжету.

              Утренняя гимнастика с детьми среднего возраста

    В средней группе сохраняется значение утренней гимнастики для привлечения внимания детей к коллективным формам деятельности и для организованного начала дня в детском саду. С детьми пятого года жизни утренняя гимнастика проводится в хорошем, бодром темпе, без длительных пауз между упражнениями.

          Структура построения утренней гимнастики такая же. Начинается утренняя гимнастика с не длительной ходьбы, которая не должна быть однообразной и скучной. Она совершается в любых построениях: друг за другом, парами, врассыпную. Постепенно ходьба переходит в легкий бег, а бег снова в спокойную ходьбу, во время которой производится перестроение.

    Для выполнения комплекса упражнений в начале года дети чаще всего становятся в круг. Во вторую половину года используется построение в звенья. Схема расположения общеразвивающих упражнений в комплексе утренней гимнастики не меняется: сначала упражнения для плечевого пояса и рук, затем для ног и туловища. Используются всевозможные общие исходные положения (стоя, сидя, лежа, на коленях) и разные исходные положения рук (в стороны, вперед и т.д.). Содержание комплексов составляют упражнения знакомые детям. Широко используются упражнения с предметами.

          Комплекс гимнастики для детей от 4 до 5 лет содержит 5-6 общеразвивающих упражнений, количество повторений каждого упражнения 5-6 раз, продолжительность ее 6 -7 минут

        После общеразвивающих упражнений проводятся подскоки на месте. Они становятся разнообразней: ноги врозь - ноги вместе; с поворотами вокруг; перепрыгивая вперед-назад через лежащую на полу ленту; продвигаясь вперед вокруг кубиков. Дозировка 15 - 20 подскоков (1-2 раза). Они могут быть заменены бегом на месте или вокруг зала, переходящим в спокойную ходьбу. Может быть использована эмоциональная игра.

           Если дети сильно возбуждены после бега и прыжков, надо дать им успокоится. Для этой цели, хороша спокойная ходьба на месте или некоторые дыхательные упражнения (руки в стороны - вдох, руки опустить - выдох; руки вниз - назад - вдох, руки опустить - выдох, то же, поднимаясь на носки и т.п.). Необходимо напоминать и показывать детям, когда во время упражнений удобно совершать вдох и выдох, следить, чтобы они не задерживали дыхание во время бега и подскоков

          Каждый комплекс утренней гимнастики повторяется 1-2 недели. Некоторые упражнения могут меняться.

        Утренняя гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста

    Основная особенность утренней гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста - ответственное отношение детей к ее выполнению. Инструктор по физкультуре поясняет детям назначение утренней гимнастики, раскрывает ее роль в физическом развитии, приобретение силы, ловкости, формировании хорошего телосложения, красивой походки.

        Утренняя гимнастика становится привычной формой ежедневной физической культуры. При подготовке к ней дети оказывают большую помощь инструктору по физкультуре: они собирают своих сверстников на утреннюю гимнастику, готовят необходимый инвентарь, освобождают помещение.

         Комплекс гимнастики для детей от 5 до 6 лет содержит 5-6 общеразвивающих упражнений, количество повторений каждого упражнения 6-7 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей, продолжительность ее до 7-8 минут.

        Комплекс гимнастики для детей от 6 до 7 лет содержит 6 - 7 общеразвивающих упражнений, количество повторений каждого упражнения 7-8 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей, продолжительность ее до 8 -10 минут.

         Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными. Широко используется ходьба со сменой темпа, направления, на носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, «гусиным» шагом, с перешагиванием через препятствия и др., упражнения на внимание. Все эти упражнения проводятся в разных построениях. Они не длительны и переходят в легкий бег. Бег снова переходит в спокойную ходьбу. И производится перестроение.

       Для их выполнения упражнений удобнее всего построение в звенья. В звеньях дети размыкаются так, что бы не мешать друг другу. Используется построение в шахматном порядке, когда звенья через одно делают шаг вперед. Для удобства проведения упражнений сидя и лежа целесообразно применить поворот всех детей в пол-оборота направо или налево

          Среди разнообразных исходных положений во второй половине года на утренней гимнастике применяется и основная стойка (пятки вместе, носки врозь). Как и прежде, очень различны исходные положения для рук.

        Возрастает объем общеразвивающих упражнений без предметов. Включаются упражнения с гимнастическими палками, обручами, скакалками. Подскоки на месте разнообразят сочетаниями движений рук и ног, продвижением вперед и назад, перепрыгиванием высоких предметов и повторяются 20 - 30 раз (1 или 2 раза с небольшим перерывом).

          Как и в других группах, один комплекс утренней гимнастики проводится 1-2 недели. По своему усмотрению инструктор по физкультуре может вносить в него уточнение и изменение.

    Приемы руководства.

         На утренней гимнастике инструктор по физкультуре требует точности положений и направлений движения частей тела, умения выполнить упражнение в соответствии со счетом или темпом музыкального сопровождения. Детям нравится выполнять движения хорошо, красиво.

           Так как на утренней гимнастике применяются известные детям упражнения, то объяснение их имеет некоторую специфику - оно должно быть очень четким и кратким, фактически только напоминающим детям исходное положение, вид движения (наклоны, приседание и т.д.), требования к его качеству.

        Пояснения упражнения сочетается с показом лишь впервые дни освоения комплекса. Причем к показу инструктор по физкультуре широко привлекает детей, хорошо владеющих движением. Дети старшего дошкольного возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах. Они успешно проделывают их без сопровождающего примера инструктора по физкультуре. В крайнем случае, они ориентируются на впереди или рядом стоящих детей. Это дает возможность инструктору по физкультуре не находится все время впереди группы, а ходить между рядами детей, тщательно наблюдать за упражнением каждого, оказывать индивидуальную помощь. Важно не сбиваться с темпа и ритма подсчета, регулирующего совместные действия детей.

         На протяжении всей утренней гимнастики инструктор по физкультуре неоднократно привлекает внимание к осанке детей, напоминая о необходимости не задерживать дыхание, дышать глубоко, согласовывать вдох и выдох с наиболее подходящими для этого фазами движения (руки в стороны -вдох, руки вниз - выдох).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей

    Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы о...

    Здоровьесберегающие технологии. Консультация для родителей "Гимнастика вдвоём"

    Рекомендации как проводить гимнастику в семейном кругу....

    Консультация для воспитателей .Гимнастика маленьких волшебников.

    Консультация для воспитателей старшей и подготовительной групп доу,о методике проведения самомассажа....

    Консультация "Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста."

    Возвращение к истокамИздревле на Руси мамы играли с малышами в такие игры как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», в Китае мамы развивают ладошки малышей с помощью каменных и металлическ...

    Консультация для воспитателей. Гимнастика после дневного сна.

    Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами, помогает улучшит настроение детей, поднять мышечный тонус....

    Консультация "Здоровьесберегающие технологии: Гимнастика после сна"

    Доклад - консультация для инструкторов по физической культуре и воспитателей групп...