Программа дополнительного образования "Живой мяч"
рабочая программа по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Викторова Юлия Николаевна

Представлена программа физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования дошкольников "Живой мяч". Расчитана на 2 года, ориентирована на старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx83.57 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

физкультурно – спортивной направленности

 «Живой мяч»

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Абакана «Центр развития ребёнка – детский сад «Калинка»

на 2020-2021 г.г.

Составитель:

Викторова Юлия Николаевна,

инструктор по физической

культуре

Абакан, 2020

Оглавление

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Годовой календарный учебный график

1.3. Учебный план

1.4. Режим занятий, их продолжительность и периодичность

1.5. Расписание занятий

1.6. Список обучающихся

2. Содержательный раздел

2.1. Календарно-тематическое планирование

2.2. Итогово-отчётные мероприятия

3. Организационный раздел

3.1. Информационное обеспечение

3.2. Методическое обеспечение

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Живой мяч» (далее Программа) для старших и подготовительных к школе групп МБДОУ «ЦРР – д/с «Калинка» основывается на тематической программе  «Школа мяча» Николаевой Н.И..

Высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме, и обусловлена всем ходом его эволюционного развития, недостаток движения в современном мире постепенно привел к снижению физической подготовленности детей, к ухудшению их здоровья.

Главное направление образовательной деятельности по программе «Живой мяч» - развитие ловкости и выносливости у дошкольников с помощью подвижных игр и игровых упражнений, содержащих элементы спортивных игр, таких как волейбол, футбол и баскетбол.

 Спортивная игра является одним из средств формирования основных физических качеств ребёнка, способствует интеллектуальному и психическому развитию, имеет мощное морально-нравственное влияние на личность воспитанника. Спортивная игра – это сложный вид деятельности, доступный для ребёнка в определённые возрастные периоды. Дети старшего дошкольного возраста могут освоить элементы спортивных игр, а так же некоторые спортивные игры по упрощённым правилам.

Особенностью Программы является то, что она служит средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе обучения спортивной игре, дошкольники усваивают понятия о взаимовыручке,  взаимопомощи,  взаимодействии в команде, учатся невербальному общению со сверстниками.

Игры с элементами спорта  вырабатывают у воспитанников волю и характер, что важно для развития произвольности поведения ребёнка. Произвольность поведения – это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Сформированность произвольности поведения у ребёнка в дальнейшем определяет успешность его школьного обучения.

В игре дошкольник имеет возможность проявить двигательное творчество, лидерские и организаторские качества.

Спортивная игра и соревновательный эффект, связанный с ней, —  действенное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта в ДОУ.

Таким образом, реализация Программы «Живой мяч» создаёт условия для развития двигательных качеств воспитанников, расширения кругозора, способствует двигательному творчеству,  имеет воспитательное воздействие на дошкольников.

Программа предусматривает следующие образовательные цели и задачи.

Цель программы: создание условий для развития потребности в систематических занятиях физической культурой у дошкольников 6-7 лет с помощью обучения элементам спортивных игр.

Реализация цели Программы предусматривается через решение следующих задач:

  1. развивать устойчивый интерес к спортивным играм, спортивным упражнениям с мячом;
  2. обогащать двигательный опыт дошкольников новыми двигательными действиями, обучать правильной технике выполнения элементов спортивных игр;
  3. содействовать развитию основных физических качеств;
  4. воспитывать взаимовыручку, взаимопонимание, целеустремлённость;
  5. формировать привычку к здоровому образу жизни.

В основе реализации Программы лежит  системно-деятельностный подход к развитию ребенка, учтены и взяты за основу принципы дошкольного образования предусмотренные ФГОС ДО.

  • Индивидуализация дошкольного образования.
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  • Сотрудничество с семьей.
  • Возрастная адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
  • Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

Планирование образовательного процесса строится с учётом следующих принципов:

1.        Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

2.        Принцип интеграции.

3.        Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Психолого-педагогические условия  реализации программы:

•        уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

•        использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

•        построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

•        поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

•        поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

•        возможность выбора детьми способа деятельности, видов активности, участников совместной деятельности, спортивного оборудования.

1.2. Годовой календарный учебный график

Возрастные группы

Продолжительность учебного года

Начало и окончание

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

32 учебные недели

01.10.2020 - 31.05.2021

1.3. Учебный план

Кружок «Живой мяч» физкультурно-спортивной направленности

Количество часов в неделю/ в год

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

2/64

2/64

1.4. Режим занятий, их продолжительность и периодичность

Для детей старшей группы продолжительность занятия составляет 25 минут, с периодичностью 2 раза в неделю во второй половине дня.

Для детей подготовительной к школе группы продолжительность занятия составляет 30 минут с периодичностью 2 раза в неделю во второй половине дня.

1.5. Расписание занятий

1.6. Список обучающихся

2. Содержательный раздел

Содержание Программы включает совокупность направлений деятельности по дополнительному образованию, обеспечивающих расширение возможностей для полноценного  физического развития воспитанников:

-  освоение программного материала по дополнительному образованию дошкольников;

- содержание и организация диагностической работы;

- взаимодействие с воспитателями групп и другими педагогами ДОУ;

- взаимодействие с семьями воспитанников.

Все направления деятельности по дополнительному образованию тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, что позволяет комплексно решать конкретные задачи во всех формах ее организации.

Основной формой работы является игровая деятельность, являющаяся ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Содержание программного материала

Освоение программного материала осуществляется по следующим разделам.  

  1. Основы знаний о физической культуре и спорте.
  2. Техника безопасности на занятиях    физической культурой     и      спортом.
  3. Общая физическая подготовка.
  4. Освоение элементов спортивных игр волейбола, баскетбола, футбола,обучение игре пионербол (по упрощённым правилам волейбола).

Раздел «Основы знаний о физической культуре и спорте»

 Дошкольники получают начальные  знания о собственном организме, гигиенических требованиях при занятиях физической культурой и спортом,о значении здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья, знакомятся с функциями основных органов человеческого организма.

Дети получают представление о спортивных играх с мячом в ознакомительном порядке. Более подробно дошкольники узнают  историю происхождения игр волейбол, баскетбол, футбол, историю происхождения мяча, знакомятся с выдающимися спортсменами нашей страны и зарубежья,  усваивают понятие о соревновательной деятельности, о видах соревнований.

Раздел «Техника безопасности во время деятельности по дополнительному образованию»

На первом году обучения дошкольники знакомятся с основными правилами техники безопасности при организации занятий физической культурой и спортом.Получают представление о безопасном поведении в подвижных видах деятельности, о возможных последствиях при нарушении техники безопасности. Устанавливается взаимосвязь между следующими понятиями  «дисциплина, соблюдение правил во время подвижных видов деятельности» и результативность этой деятельности. Именно такая взаимосвязь и взаимозависимость приводят всю деятельность к положительным результатам.Создаются условия для понимания дошкольниками необходимости заботиться о сохранении своего здоровья и своих товарищей, бережного отношения к окружающим людям.

На втором году обучения соблюдение правил безопасного поведения во время подвижных видов деятельности является неукоснительным требованием для проведения занятий.

Тема техники безопасности проходит «красной» линией на протяжении всего периода дополнительного образования. Дошкольники должны понимать, что самое важное в физкультурной деятельности – это сохранение и укрепление здоровья, а результат игры или соревновательной деятельности – это уже следующая задача.

Раздел  «Общая физическая подготовка»

Содержит материал, реализация которого формирует у старших дошкольников общую культуру движений, укрепляет их здоровье, содействует развитию и совершенствованию умений и навыков, развивает основные физические качества, подготавливает организм к физическим нагрузкам.

Представлен в виде общеразвивающих упражнений в вводной части занятия. Общеразвивающие упражнения подбираются с учётом предстоящей деятельности. Активно используются различные предметы, с помощью которых тренируются ловкость (различные виды мячей), сила и выносливость (гантели) и пр. Упражнения могут выполняться под музыкальное сопровождение и под счёт. Знакомые упражнения могут проводить сами дети.

Общеразвивающие упражнения в паре, в паре с одним предметом способствуют развитию умения взаимодействовать друг с другом, навыку согласования действий, невербальному общению детей.

Раздел «Освоение элементов спортивных игр волейбола, баскетбола, футбола, обучение игре пионербол (по упрощённым правилам волейбола)

На первом году содержит физические упражнения игрового характера, способствующих обучению дошкольников основным приёмам владения мячом. Организовывается начальная соревновательная деятельность.

На втором году содержит игровые упражнения, способствующих овладению техническим приемам игры в пионербол, баскетбол, футбол.

Освоение элементов игры баскетбол

Баскетбол - увлекательная атлетическая игра -  представляет собой эффективное средство физического воспитания.

Спортивная игра баскетбол на этапе дошкольного детства изучается по отдельным её элементам. Дальнейшее обучение игре будет осуществляться в школе. Тем не менее, многие элементы баскетбола с успехом могут быть освоены дошкольниками.

Содержание обучения элементам баскетбола.

Стойки: готовности и игрока владеющего мячом.

Способы передвижения по площадке: ходьба, бег, бег спиной вперёд, приставной шаг, бег с изменением направления, прыжки вверх, вверх в длину, серии прыжков, прыжки с разбега.

Способы остановки: двумя шагами, остановка прыжком.

Ловля мяча: двумя руками, одной рукой.

Передача мяча двумя руками: от груди, сверху, снизу.

Ведение мяча: с высоким отскоком, обводка с изменением направления.

Броски мяча в корзину: двумя руками от груди, двумя руками от головы, одной рукой от плеча.

Освоение элементов игры футбол

Занятие футболом способствуют развитию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции, ориентации в пространстве. Дети учатся управлять своими движениями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях.Отличительная особенность обучения игре в футбол в дошкольном учреждении - это ее эмоциональная направленность. Ведь положительный эмоциональный тонус является важнейшей предпосылкой здоровья, предупреждает развитие различных заболеваний, а также поддерживает у детей интерес к физической культуре.

Содержание обучения элементам футбола

Перемещения:ходьба, медленный бег, бег с ускорением, бег спиной вперед, бег со сменой направления, быстрый бега с места, ускорения, бега приставными шагами, прыжки.

Удары по мячу: по неподвижному, катящемуся, летящему или откосившемуся от земли мячу,серединой подъема, внутренней и внешней частью подъема, внутренней стороной стопы, носком.

Приёмы мяча: подошвой, внутренней и внешней стороной стопы.

Ведение мяча: последовательными толчками внешней или внутренней частью подъема, внутренней стороной, серединой подъема или носком, одной или поочередно то правой, то левой ногой.

Ловля мяча: ловля и отбивание высоколетящего мяча,ловля мяча, летящего на уровне груди, ловля низколетящего мяча.

Освоение элементов игры волейбол

В системе физического воспитания, разработанной П.Ф. Лесгафтом, волейбол занимает значительное место. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами. Эта игра развивают ручную ловкость, глазомер, совершенствуют деятельность коры головного мозга.

Содержание обучения элементам волейбола

Стойки волейболиста: высокая, средняя и низкая.

Перемещения: ходьба, бег, скачки, выпады.

Передача сверху двумя руками.

Изучив основные приёмы игры волейбола с захватом мяча, дошкольники обучаются игре пионербол (по упрощённым правилам волейбола). Мяч в пионерболе не отбивается, а удерживается двумя руками, «берётся в захват». Подачи мяча выполняются из положения мяч в захвате.

Итак, в процессе обучения играм с мячом и  элементам спортивных игр баскетбол, футбол и волейбол дошкольники  должны выходить на качественно более высокий уровень владения мячом, с повышением физических и двигательных возможностей организма.

Содержание и организация диагностической работы

Мониторинг разработан в соответствии с предложенными Николаевой Н.И. уровнями усвоения двигательных умений и навыков движений с мячом. Проводится в начале и конце обучения.

уровень

овладения

тест                

низкий

средний

высокий

Основные упражнения с мячом

Бросание мяча вверх и ловля двумя руками (20 раз)

Допускает ошибки в основных упражнениях с мячом. Слабо контролирует выполнение движений, затрудняется в их оценке.

Технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом, проявляет усилие, активность и интерес. Способен оценить движения с мячом других детей. Упорен в достижении своих целей.

Технически правильно, результативно, уверенно, точно выполняет все упражнения с мячом. Правильно оценивает движения с мячом других детей. Проявляет элементы творчества в работе с мячом.

Бросок и ловля мяча от стены с заданиями (поворот вокруг себя, хлопок в ладоши)

Бросок и ловля мяча снизу в паре

Бросок и ловля мяча сверху в паре

Бросок и ловля мяча через сетку в паре

Данные тесты позволяют проанализировать уровень владения мячом старшими дошкольниками.

Наиболее показательной и значимой для воспитанников является соревновательная деятельность. В конце освоения Программы, в весенний период, необходимо организовать турнир по игре пионербол, в котором дошкольники будут иметь возможность использовать свои умения. Турнир может быть организован как внутри одной группы, так и между разными группами детей 6-7 лет.

Таким образом, диагностическая работа может быть проведена: в тестовой форме и в форме соревнования. Обе формы дополняют друг друга и создают целостное представление о результативности деятельности по дополнительному образованию.

Содержание взаимодействия с воспитателями и другими специалистами ДОУ

Цель взаимодействия с педагогами и другими специалистами ДОУ – это повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. К началу каждого учебного года составляю план работы на год, в котором предусмотрены мероприятия в рамках взаимодействия с другими педагогами и специалистами.

Взаимодействие руководителя кружка «Живой мяч» с педагогами и другими специалистами

Специалисты

Цель взаимодействия

Виды взаимодействия

музыкальный

руководитель

музыкальное оформление соревновательной деятельности

подбор музыкального сопровождения для турнира по пионерболу, соревновательных видов деятельности.

воспитатели

осуществление индивидуальной работы с детьми по развитию движений

медицинская сестра

индивидуальные рекомендации, с учётом здоровья  воспитанников.

Содержание взаимодействияссемьям воспитанников

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие» и «социальное партнерство». Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Социальное партнерство - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития (И.А.Хоменко).

Целью работы с родителями является   создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности по физическому развитию воспитанников.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников

Направления

Мероприятия

Наглядно-информационное

Выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации, консультации заочные, буклеты.

Образовательная деятельность по дополнительному образованию

Открытые занятия для родителей (законных представителей)

Совместные мероприятия

Совместные занятия, привлечение родителей в качестве болельщиков и участников соревновательной деятельности.

Родители (законные представители) могут принимать активное участие в деятельности по дополнительному образованию.

Таким образом, осуществляется популяризация здорового образа жизни, систематических занятий физкультурой и спортом в семье. Заинтересованность родителей в результативности физического развития ребёнка может стимулировать перенести занятия физкультурой  в досуг семьи.

2.1. Календарно-тематическое планирование

Первый год обучения

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

ТБ и ОФП

Освоение элементов спортивных игр

кол-во час-ов

октябрь

01.10-09.10

«Быть здоровым - это важно»

Развивать выносливость, ловкость

Правила поведения в спортивном зале. ОРУ с пластиковыми мячами.

Подброс и ловля малого мяча, стоя на месте/в движении по кругу.

Подвижная игра «Мы идём»

2

12.10-16.10

«Здоровье и настроение»

Развивать ловкость, координацию движений

Правила взаимодействия в команде.

ОРУ с резиновыми мячами.

Отбивание мяча от пола двумя руками, стоя на месте/ в ходьбе по кругу.

Подвижная игра «1,2,3 -быстро беги».

2

19.10-23.10

«В здоровом теле - здоровый дух»

Развивать быстроту, ловкость

Правила пользования мячами.

ОРУ без предметов.

Отбивание мяча двумя руками перед собой в лёгком беге/ огибая препятствия.

Подвижная игра «Зайчики».

2

26.10-31.10

«Поможем своему здоровью»

Закреплять навык ведения мяча двумя руками

Виды мячей, правила пользования в зависимости отвеса и жёсткости мяча.

ОРУ с гимнастическими палками, лазанье по шведской стенке удобным способом.

Повторение приёмов отбивания мяча от пола двумя руками.

Подвижные игры по выбору детей.

1

Эстафеты:

1. В кругу «Не потеряй мяча» (отбивание, стоя на месте);

2. В колоннах «Кто быстрей?» (ведение двумя руками до ориентира);

3. В шеренгах «Отбей и передай» (отбивание на месте и передача следующему игроку);

4. В колоннах «Шустрые мячи» (отбивание во время лёгкого бега).

1

ноябрь

02.11-06.11

«Человек и компьютер»

Развивать ловкость, силу

Группировка в опасных ситуациях.

ОРУ с гантелями

Отбивание мяча от стены двумя руками/ от наклонной поверхности.

Подвижная игра «Лёгкий счёт».

2

09.11-13.11

«Что у нас в голове?»

Развивать выносливость, ловкость

Защищаем голову.

ОРУ без предметов.

Отбивание мяча от стены с хлопком/ серия хлопков.

Подвижная игра «Раскатились все мячи»

2

16.11-20.11

«Береги свои глаза»

Развивать координацию, скоростные качества

Защитим глаза.

ОРУ с мячами.

Отбивание мяча от стены с поворотом на месте/ с прыжком на двух ногах.

Подвижная игра «Поймай мяч»

2

23.11-27.11

«Удивительный мир вокруг»

Закреплять навык отбивания мяча от стены

Защищаем голову.

ОРУ с лентами.

Эстафеты с мячами:

1. беговая;

2. беговая с препятствием;

3. беговая с отбиванием от стены;

4. тройное отбивание от

 стены;

5. беговая с отбиванием от стены и хлопком.

1

Подвижные игры по выбору детей.

1

декабрь

30.11-04.12

«Наши помощники»

Развивать скоростно-силовые качества

Безопасность наших рук.

ОРУ без предметов

Бросок мяча вдаль над верёвкой.

Подвижная игра «Кувшинчик»

2

07.12-11.12

«Ловкие пальчики»

Развивать ловкость, координацию

Безопасное поведение при ловле мяча.

ОРУ с мячами.

Бросок и ловля мяча в паре снизу/ увеличить расстояние.

Подвижная игра «Кувшинчик».

2

14.12-18.12

«Быстрые ножки»

Развивать навык ориентировки в пространстве

Правила безопасных прыжков.

ОРУ в паре, прыжки в длину с места.

Бросок и ловля мяча в паре от груди / увеличить расстояние.

Подвижная игра «Большой мяч».

2

21.12-25.12

«Мы и труд»

Закреплять навык броска и ловли мяча в паре.

Обобщение правил безопасности, составление памятки.

ОРУ в паре с гимнастической палкой.

Подвижные игры по выбору детей.

2

январь

11.01-15.01

«Что у нас внутри?»

Развивать ловкость, выносливость.

Повторение правил поведения в спортивном зале.

ОРУ  с гантелями.

Бросок и ловля мяча в паре приёмом сверху/ бросок через верёвку.

Подвижная игра «Мяч соседу».

2

18.01-22.01

«Конструктор»

Развивать ловкость, силу.

Правила поведения в командных играх.

ОРУ с мячами.

Бросок мяча в паре приёмом сверху через верёвку/ ловля уходящего мяча.

Подвижная игра «Картошка»

2

25.01-29.01

«Жить здорово!»

Закреплять навык броска мяча приёмом сверху  и ловли его.

Повторение правил поведения во время подвижной игры.

ОРУ с малыми мячами.

Эстафеты:

1. ведение мяча двумя руками прямо;

2. отбивание мяча от стены во время лёгкого бега;

3. бросок и ловля мяча в колонне от ведущего к игрокам;

4. перебрасывание мяча в кругу «Не урони мяч».

1

Подвижные игры по выбору детей.

1

февраль

01.02-05.02

«Наше обоняние»

Развивать ловкость, быстроту реакции.

Беседа о правильном дыхании во время бега и выполнения упражнений.

ОРУ без предметов.

Отбивание мяча одной рукой от пола на месте (3 раза и взять в руки)/ во время ходьбы по кругу.

Подвижная игра «Ловишки с мячом»

2

08.02-05.02

«Наше зрение»

Развивать скоростные качества.

Беседа «Здоровье глаз» (гимнастика для глаз).

ОРУ с мячом.

Отбивание мяча от пола одной рукой поочерёдно правой и левой по 3 раза/ отбивание в ходьбе.

Подвижная игра «Играй, мяч не теряй».

2

15.02-19.02

«Наш слух»

Развивать ловкость, выносливости.

Беседа о бережном отношении к здоровью ушей.

ОРУ с гимнастической палкой.

Отбивание одного  мяча от пола одной рукой и переброс его своей паре/ отбивание двух мячей в паре и переброс друг другу.

Подвижная игра «Охотники и утки»

2

22.02-26.02

«Наше осязание»

Закреплять навык ведения мяча одной рукой.

Беседа опредупреждениютравм кожи и первой помощи.

ОРУ в паре без предметов.

Подвижные игры по выбору детей.

1

Эстафеты:

1. отбивание мяча одной рукой в кругу;

2. ведение мяча одной рукой прямо;

3. ведение мяча одной рукой «змейкой»;

4. ведение мяча прямо до ориентира, бросок следующему игроку от ориентира.

1

март

01.03-05.03

«Наше здоровье в наших руках»

Развивать основные физические качества.

Повторение правил безопасного поведения на занятии.

ОРУ в паре с мячом.

Отбивание мяча двумя руками во время лёгкого бега/ одной рукой.

Подвижная игра «Выжигалы».

2

09.03-12.03

«Продукты для здоровья»

Развивать выносливость, ловкость, умение уворачиваться.

Повторение правил безопасного поведения во время подвижной и командной игры.

ОРУ без предметов.

Подброс мяча вверх и ловля/  ловля после отскока от пола.

Подвижная игра «Выжигалы»

2

15.03-19.03

«Драгоценная вода»

Развивать быстроту реакции, ловкость.

Повторение правил безопасного поведения во время прыжков.

ОРУ с гимнастическими палками.

Подброс мяча вверх, ловля и бросок своей паре/ ловля после отскока от пола.

Подвижная игра «Мяч по кругу»

2

22.03-26.03

«Мы разные»

Развивать силу, ловкость, выносливость.

Повторение правил безопасного поведения во время бега врассыпную.

ОРУ с гантелями.

Подброс мяча вверх во время ходьбы/ лёгкого бега.

Подвижная игра «Меткие стрелки».

2

29.03-02.04

«Что едят спортсмены?»

Закреплять навык подброса мяча и ловли.

Повторение правил безопасного поведения во время действий с мячом.

Подвижные игры по выбору детей.

2

апрель

05.04-09.04

«Мы - спортсмены»

Развивать основные физические качества в соревновательной деятельности

Правила безопасности во время соревновательной деятельности.

Разминка круговая.

Соревнования по игре с элементами спорта «Выжигалы»

1

Соревнования по игре с элементами спорта «Мы идём»

1

12.04-

16.04

«Ловкие мячи»

Развивать основные физические качества в соревновательной деятельности

Правила безопасности во время соревновательной деятельности.

Разминка круговая.

Эстафеты по упражнениям на владение мячом.

2

19.04-23.04

«Тренировка»

Развивать основные физические качества в процессе круговойэсстафеты.

Безопасное поведение во время круговой тренировки и эстафеты.

ОРУ с мячом.

Круговая эстафета по упражнениям на владение мячом.

1

Комбинированная круговая эстафета  с мячом и другими предметами.

1

26.04-30.04

«Что нужно спортсмену?»

Развивать основные физические качества.

ОРУ без предметов.

Прыжки в длину с разбега.

Ловля мяча от водящего/ ловля уходящего мяча

2

май

04.05-07.05

«Какие должны быть спортсмены?»

Развивать ловкость, глазомер.

ОРУ с мячами.

Ловля мяча от водящего через верёвку.

Заброс мяча в баскетбольное кольцо (расстояние 1 м).

2

11.05-14.05

«Приключения весёлого мячика»

Закреплять основные приёмы владения мячом.

ОРУ с мячами в паре.

Ловля мяча от двух водящих.

Подвижная игра «Тренеры и спортсмены»

2

17.05-21.05

«Скоро лето»

Закреплять основные приёмы владения мячом.

ОРУ без предметов.

Основные приёмы ведения мяча, подброса и ловли, броска в паре.

Подвижная игра «Я тренер»

2

24.05-28.05

«До новых встреч!»

Закреплять основные приёмы владения мячом.

ОРУ и подвижные игры по выбору детей

1

Физкультурный праздник «Мы - спортивная гордость!»

1

Второй год обучения

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

ТБ и ОФП

Освоение элементов спортивных игр

кол-во час-ов

октябрь

01.10-09.10

«Здоровье береги с молоду»

Развивать основных физических качеств дошкольников.

Инструктаж по технике безопасности. Сказка о шустром мяче.

ОРУ с мячами.

Отбивание мяча от стены двумя руками.

Подвижные игры «Выжигалы», «Картошка».

2

12.10-16.10

«Юные спортсмены»

Тренировать основные действия с мячом

Правила безопасности на занятиях по физической культуре и спорту.

ОРУ с гимнастическими палками.

Тестирование длямониторинг навыков владения мячом.

Подвижные игры по выбору детей.

2

19.10-23.10

«Играем с мячом»

Тренировать основные действия с мячом.

ОРУ без предметов.

Отбивание мяча от пола различными способами.

Подвижная игра «Мяч вверх».

2

26.10-31.10

«Играем с мячом»

Тренировать основные действия с мячом.

ОРУ в движении по кругу.

Передача мяча в паре.

Подвижные игры «Ловишка в кругу», «Охотники и утки»

2

ноябрь

02.11-06.11

«Зачем нужен мяч?» (История происхождения мяча).

Упражнять в метании мяча вдаль.

Правила  безопасной тренировки с гантелями

ОРУ с гантелями.

Метание мяча вдаль через верёвку/ с изменением расстояния до верёвки.

Подвижная игра «Мяч вверх».

2

09.11-13.11

«Баскетбол, что это?» (История происхождения игры баскетбол)

Тренировать начальные приёмы баскетбола.

Правила безопасного поведения во время движения с мячом.

ОРУ в паре без предметов.

Стойка баскетболиста, ведение мяча двумя руками с захватом/ Ведение мяча с изменением направления, бросок мяча в корзину от груди.

Подвижная игра «Ловишка в кругу».

2

16.11-20.11

«Что такое выносливость?»

Упражнять в броске мяча в баскетбольную корзину, развивать основные физические качества.

ОРУ без предметов.

Бросок мяча в корзину от головы, ведение мяча.

Передача мяча в команде, ведение мяча, броски в корзины разными способами.

Подвижные игры «Льдинка», «Выжигалы».

2

23.11-27.11

Что такое команда?

Развивать меткость, ловкость.

Повторение правил безопасного поведения в играх с мячом.

ОРУ с гимнастическими палками.

Передача мяча в команде, ведение мяча, броски в корзины разными способами.

Подвижные игры по выбору детей.

2

декабрь

30.11-04.12

«Футбол, что это?» (история происхождения игры футбол)

Упражнять в действиях с мячом ногами.

Безопасное поведение при действиях с мячом ногами.

ОРУ с фитболами.

Удар по неподвижному мячу, приёмы остановки мяча.

Подвижная игра «Мяч в кругу».

2

07.12-11.12

«Зачем нужен спортивный судья?»

Развивать скоростные качества, быстроту реакции.

Повторение правил безопасного поведения при действиях с мячом ногами.

ОРУ с мячами.

Удар по движущемуся мячу, удар по воротам.

Подвижная игра «У кого меньше мячей?» (через сетку)

2

14.12-18.12

«За что наказывают игроков?»

Тренировать навык ведения мяча ногой и взаимодействия с партнёром.

ОРУ с предметами по выбору детей.

Ведение мяча ногой в паре, удар по воротам/ отнимание мяча у партнёра.

Подвижная игра «Ворота» (прокатывание в паре).

2

21.12-25.12

«Зачем спортсмену тренировки?»

Закреплять начальные навыки игры футбол.

Правила безопасного поведения во время спортивной игры.

ОРУ круговые.

Пробная игра в футбол, правила игры (упрощённый вариант).

2

январь

11.01-15.01

«Что такое ловкость?»

Закрепление начальных навыков игры футбол в соревновательной деятельности.

Повторение правила безопасного поведения во время спортивной игры.

ОРУ круговые.

Соревнования по футболу внутри группы детей.

2

18.01-22.01

«Кто придумал пионербол?» (история игры пионербол).

Упражнять в начальных приёмах волейбола.

ОРУ с фитболами.

Стойка волейболиста, приём мяча, верхняя подача.

Подвижная игра «Охотники и утки»

2

25.01-29.01

«Волейбол, что это?» (история игры волейбол).

Развивать ловкость, силу броска.

ОРУ с мячами.

Перебрасывание мяча в паре сверху S=1.5 м.

Подвижная игра по выбору детей.

2

февраль

01.02-05.02

«Игра с мячом как спорт»

Тренировать навык броска и ловли мяча в паре, упражнять во взаимодействии с партнёром.

Правила безопасного поведения в играх с мячом.

ОРУ без предметов.

Перебрасывание мяча в паре с отскоком от середины, подача мяча через сетку с угла.

Подвижная игра «Выжигалы».

2

08.02-05.02

«Что такое координация?»

Упражнять в начальных приёмах пионербола.

ОРУ без предметов по показу детей.

Правила игры пионербол. Переходы. Пробная игра.

2

15.02-19.02

 «Зачем человеку сила?»

Развивать основные физические качества у детей.

ОРУ круговые.

Тактика игры, режущая подача. Игра пионербол.

2

22.02-26.02

«Как стать спортсменом?»

Развивать ловкость, скорость реакции в игре пионербол.

ОРУ круговые по команде ребёнка- «тренера».

Подбрасывание мяча вверх и ловля, ловля после хлопка, после отскока от пола. Игра пионербол.

2

март

01.03-05.03

«Что такое чемпионат?»

Развивать скорость реакции в игре пионербол.

ОРУ с предметами по выбору и показу детей.

Закрепление расстановки игроков на поле, переходов, приёмов подачи и ловли. Игра пионербол.

2

09.03-12.03

«Что такое Олимпиада?»

Закрепление начальных приёмов баскетбола и футбола.

Повторение правил безопасного поведения во время спортивной игры.

ОРУ с мячами.

Броски мяча в баскетбольную корзину, отбивание мяча от пола обеими руками, одной рукой.

Игра футбол.

2

март

15.03-19.03

«Спортивные высоты»

Тренировать навык приёмов спортивной игры пионербол.

Повторение правил безопасного поведения во время спортивной игры.

ОРУ круговые.

Отбивание мяча от стены с поворотом вокруг себя, передача мяча в команде. Игра пионербол.

2

22.03-26.03

«С чего начинается спорт?»

Развивать основные физические качества дошкольников.

ОРУ с мячом.

Бросок мяча в сторону соперников с регулировкой расстояния.

Игра пионербол.

2

29.03-02.04

«Такие разные мячи»

Развивать ловкость, тренировать выносливость.

Правила безопасного поведения во время спортивной игры.

ОРУ по показу детей.

Ловля мяча, обманные выпады.

Игра пионербол с подсчётом очков.

2

апрель

05.04-09.04

«Победители и призёры»

Тренировать основные приёмы пионербола.

Правила безопасного поведения во время спортивной игры.

ОРУ  с фитболамипо показу детей.

Пробная игра в пионербол.

2

12.04-

16.04

«Мы - спортсмены»

Закреплять приёмы пионербола в соревновательной деятельности.

Повторение правил безопасного поведения во время спортивной игры.

ОРУ круговые.

Турнир по игре пионербол (полуфинал).

1

Турнир по игре пионербол за третье место

1

19.04-23.04

«Есть ли разница: физкультура и спорт?»

Закреплять приёмы пионербола в соревновательной деятельности.

Повторение правил безопасного поведения во время спортивной игры.

ОРУ круговые.

Турнир по игре пионербол за первое и второе места

1

Дружеские встречи по пионерболу.

1

26.04-30.04

«Мы будущее России»

Закреплять приёмы игры в футбол по упрощённым правилам.

Повторение правил безопасного поведения во время спортивной игры.

ОРУ с мячами.

Дружеские встречи в игре футбол.

2

май

04.05-07.05

«Мы - гордость России»

Закреплять навыки и умения владения мячом в спортивных играх.

ОРУ круговые с мячами.

Показательные соревнования по игре пионербол в честь Дня Победы.

2

11.05-14.05

«Волейбол в детском саду»

Упражнять в отбивании мяча, развивать координацию и ловкость.

Правила безопасности при отбивании мяча.

ОРУ с гантелями.

Игра волейбол по упрощённым правилам.

2

17.05-21.05

«Спорт - здоровье»

Закреплять приёмы владения мячом в соревновательной деятельности.

ОРУ круговые по показу детей.

Эстафеты с использованием приёмов спортивных игр.

2

24.05-28.05

«Спорт летом»

Закреплять приёмы владения мячом в игровой деятельности.

ОРУ игровые.

Эстафеты с использованием приёмов спортивных игр.

1

Праздник мяча.

1

2.2. Итогово - отчётные мероприятия

По мере освоения программного материала предусмотрены итогово-отчётные мероприятия.

1 год обучения: январь 2021 г. - открытое занятие, май 2021 г. - показательные выступления с мячами.

2 год обучения: январь 2021 г. - показательные эстафеты с мячами, май 2021 г. - турнир по пионерболу.

3. Организационный раздел

3.1.Материально-техническое обеспечение Программы

Для систематической организации деятельности по дополнительному образованию «Живой мяч» в ДОУ имеется  физкультурный зал.

Оснащение физкультурного зала: волейбольная сетка, крепления для сетки, мячи резиновые, мячи малые пластмассовые по количеству обучающихся, мячи волейбольные 4 шт., мячи баскетбольные детские 4 шт.,  баскетбольная корзина 1 шт., конусы.

3.2. Методическое обеспечение Программы

1. «Федеральная комплексная программа физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд. пед. наук А.А. Зданевича..М.: Просвещение — 2008;

2. Николаева Н.И. Школа мяча. СПб.: Детство-пресс, 2012;

3. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Играйте на здоровье. – М.: Вентана-Граф, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка дополнительного образования "Живые буквы"

Программа предназначена для обучения детей старшего дошкольного возраста чтению.5...

Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Живое слово"

Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста включает цель, задачи, формы проведения занятий, методы, методическое обеспечение занятий. Полностью отвечает требованиям предъявляемым к прогр...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Программа Дополнительного образования по театрализованной деятельности «Живые куклы» для детей младшего дошкольного возраста

Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности....

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...