Консультация для педагогов старшей и подготовительной к школе групп. 15.10.2020
консультация по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Филиппова Клара Яковлевна

Использование элементов спортивных  игр в работе с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Использование элементов спортивных игр в работе с дошкольниками.

К спортивным играм в ДОУ относятся игры с элементами баскетбола, элементами футбола, хоккея, элементами настольного тенниса в подготовительной группе, бадминтон, городки. Для игр же с элементами спортивных игр характерна ограниченность, даже односторонность движений, которые сочетаются с точностью двигательных действий и строгой их формой. Структура игр с элементами спортивных игр  отличается большей определенностью: состав команд, обязанности игроков и продолжительность игры меняться не могут. Игры с элементами спортивных игр имеют строго установленные правила, определяющие точность двигательных действий; обязательным для них является наличие судьи, правильная разметка площадки, соответствующее оборудование и инвентарь. Навыки, развиваемые в этих играх, должны отвечать общим требованиям техники игры, чтобы позднее детей не пришлось переучивать.

Основными задачами в работе с детьми по применению игр с элементами спортивных игр являются общее развитие ребенка, оздоровление его организма, развитие движений, двигательных способностей и психофизических качеств, создание эмоциональной обстановки, воспитание любви и интереса к различным видам физических упражнений.

Игры с элементами спортивных игр требуют подготовки организма ребенка для их проведения. Прежде всего, в детском саду необходимо использовать такие игры, которые дадут дошкольникам возможность быстрее овладеть элементами спортивных игр. С этой целью самое большое внимание следует уделять играм с мячами, в которых дети овладевают навыками ловли, бросания, метания. Наблюдения и исследования позволили сделать вывод; игры с мячом являются прекрасным средством физического и нервно-психического развития. Врачебно-педагогический контроль показывает, что при быстрых движениях с мячом интенсивнее протекают все физиологические процессы. Особенно большое влияние игры с мячом оказывают на формирование быстроты реакции, ловкости, подвижности и т.п.

Обучать детей играм с элементами спортивных игр следует постепенно переходя от простого к сложному. Обучение нужно начинать с изучения общих для ряда игр приемов. Разучивание элементарной игровой техники чаще всего проходит в процессе подражательных игр. Из многочисленных видов спортивных игр наибольшей любовью, особенно у мальчиков, пользуются игры с мячом – футбол, баскетбол, игра в настольный теннис в подготовительной группе школе, хоккей, бадминтон, городки.

В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.    Обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр в основном проводится воспитателем на физкультурных занятиях, организуемых на воздухе. Но для того чтобы дети овладели навыками спортивных упражнений и научились играть в спортивные игры, необходимо постоянно повторять и закреплять их во время прогулок. Дети должны не только овладеть элементами спортивных игр, но и знать их основные правила, название частей используемого спортивного инвентаря,  уметь ухаживать за ним. Обучение элементам спортивных игр значительно ускорится, если воспитатель сам принимает в них активное участие, руководит действиями детей.

ФУТБОЛ

Разнообразие действий и эмоциональность игры в футбол привлекают детей, а соответствующие этому виду спорта упражнения всесторонне воздействуют на организм. С помощью игр с элементами футбола дети учатся управлять не только своими движениями, но и эмоциями. Командный характер игр учит детей действовать в коллективе, воспитывает товарищеские взаимоотношения, взаимопомощь.

Элементы футбола. Передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте. Вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.

Подготовительные упражнения с мячом:

- Удары по неподвижному мячу правой и левой ногой с одного, двух, трех шагов.

- Удары по неподвижному мячу правой и левой ногой с разбега.

- Бросок мяча в стенку и прием отскочившего мяча под подошву (внутренней стороной стопы).

- Бросать мяч руками вверх и принимать его на подошву.

- Один ребенок посылает мяч ногой, другой останавливает его (тоже ногой).

-  Вести мяч толкая его поочередно то правой, то левой ногой по прямой.

- Вести мяч между ориентирами, толкая его поочередно то правой, то левой ного

- Вести мяч с ускорением и ударять по воротам

Игровые упражнения с элементами игры в футбол:

«Будь ловким» Один ребенок ведет мяч ногой, другой улавливает момент и вступает в борьбу за мяч.

«Останови мяч» игроки встают парами в шеренгах. Один ребенок посылает мяч ногой, другой останавливает его подошвой ноги.

«Забей в ворота» - Один ребенок стоит в воротах, другой с 4 — 5 м легко ударяет по мячу, тот ловит и бросает обратно.

Игра «Круговая» Каждый игрок получает мяч. Дети перестраиваются по кругу. По одному свистку каждый игрок передает ногами мяч соседу справа, по двум свисткам игрок передает мяч  соседу слева. ( Так формируется чувство мяча) .

Игры:«Гонка мячей». Все дети свободно располагаются на площадке, у каждого  по мячу. После сигнала воспитателя все ведут мяч ногой, стараясь, не сталкиваться друг с другом.

«Сбей мяч». Игроки выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 10 метров. Игроки каждой из команд рассчитываются по порядку. Между шеренгами лежит мяч. Ведущий вызывает номер. Игроки, имеющие этот номер, выбегают, и каждый стремится первым выбить мяч ногой. Тот, кто сумеет это сделать, убегает в свою шеренгу, а противник старается его осалить.

«Ворота». Устанавливаются одни ворота. Считалкой выбирается первый вратарь. (вратарем должен побывать каждый игрок). Дети, по очереди, после свистка наносят удары по воротам. По количеству забитых мячей  выбирается победитель.

«У кого больше мячей». Дети образуют две разные команды. Каждая из них берет два мяча и располагается на своей половине площадки. Площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 40 — 50 см от земли. После сигнала воспитателя дети стараются ударом ноги так направить мяч, чтобы он, прокатившись под сеткой, остановился на противоположной стороне площадки. Выигрывает та команда, у которой после второго сигнала воспитателя находится меньше мячей, или проигрывает та команда, у которой одновременно окажется четыре мяча.

ЭЛЕМЕНТЫ БАСКЕТБОЛА

Передавать мяч друг другу ( двумя руками от груди, одной рукой от плеча). Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди в движении. Ловить  летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола) и с разных сторон. Бросать мяч в корзину двумя руками из-за головы, от плеча. Вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаться в разных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу.

Упражнения, подготавливающие к обучению технике передачи, ловле, ведению мяча.

- Перебрасывание мяча партнеру удобным для детей способом.

- Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками.

- Передача мяча по кругу вправо, влево (произвольным способом).

- Передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте парами.

- Передача мяча двумя руками от груди при движении парами.

- Удары мяча об пол одной рукой и ловля его двумя руками.

- Удары мяча об пол правой рукой и ловля левой и наоборот.

- Отбивание мяча на месте правой (левой) рукой.

- Ведение на месте правой (левой) рукой.

- Ведение мяча, продвигаясь шагом.

- Ведение мяча с изменением направления передвижения, скорости передвижения, высоты отскока мяча.

- Ведение мяча, остановка и передача его.

Подвижные игры

«Поймай мяч». Воспитатель держит в руках мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка, имя которого называют.

«Борьба за мяч». Дети делятся на равные по числу команды и располагаются на площадке для игры в произвольном порядке. Одному из играющих дается мяч. По сигналу дети стараются быстрее выполнить 5—10 передач между своими игроками. За каждую передачу команда получает очко (счет ведет воспитатель). Игра продолжается 5—8 мин. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Игроки каждой команды имеют отличительные знаки определенного цвета.

«У кого меньше мячей». Дети образуют две равные команды. Каждая из них берет по нескольку мячей и располагается на своей половине площадки (площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 130—150 см). Дети обеих команд после сигнала воспитателя стараются перебросить свои мячи на площадку противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второго свистка находится меньше мячей.

«Мяч в воздухе». Дети образуют круг и становятся на расстоянии вытянутых в стороны рук, водящий находится в середине круга. Стоящие в кругу, начинают перебрасывать друг другу мяч, не давая возможности водящему коснуться его. Водящий, бегая в середине круга, стремится дотронуться до мяча, когда тот находится в воздухе, на земле или в руках у кого-либо из играющих. Если ему это удалось, он меняется местами с игроком, который последний держал мяч в руках.

«Передал — садись». Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает капитана. Команды становятся в колонны за линией старта. Капитан каждой команды с мячом в руках становится напротив своей команды на расстоянии 2—3 м от нее.

По сигналу воспитателя капитан передает мяч первому игроку колонны, который ловит его, передает обратно капитану и приседает (рис. 39). Капитан таким же образом передает мяч второму, затем третьему и всем остальным игрокам. Каждый игрок после передачи мяча капитану приседает. Когда мяч передан капитану последним игроком, капитан поднимает мяч вверх над головой и вся команда быстро встает. Выигрывает та команда, которая раньше выполнила задание. Если игрок не поймал мяч, то он обязан за ним сбегать, вернуться на свое место и передать мяч капитану.

Игра в баскетбол для дошкольников имеет форму подвижной игры. Каждая команда состоит пяти играющих на площадке н нескольких запасных. Один  из игроков — капитан. Игра состоит из двух пятиминутных таймов, между которыми дается пятиминутный перерыв. Во время перерыва и в конце игры проводится малоподвижная игра с мячом с целью приведения организма детей в более спокойное состояние. При попадании мяча в корзину команде начисляется два очка. Воспитатель следит за выполнением правил: дает сигналы при нарушениях их игроками, засчитывает попадание мяча в корзину, решает спорные мячи, контролирует время игры. Нарушением правил считается ведение мяча двумя руками одновременно, перемещение с мячом более трех шагов. Запрещается тянуть за одежду, за руки, толкаться. Во время игры в баскетбол формируются навыки самостоятельно и коллективно играть с мячом, видеть площадку, помогать друг другу в достижении общей цели

Элементы хоккея. (без коньков – на снегу, на траве). Вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы. Прокатывать шайбу клюшкой друг другу, задерживать шайбу клюшкой. Вести шайбу клюшкой вокруг предметов и между ними. Забивать шайбу в ворота,  держа клюшку двумя руками (справа и слева). Попадать шайбой в ворота, ударять по шайбе с места и после ведения.

Использование игровых заданий  типа провести шайбу между кеглями, по узкой дорожке, выполнять броски и удары по воротам  с разного расстояния (2-3)м  развивает восприятие, анализ пространственных условий и одновременно с этим- «чувство пространства»в двигательной деятельности.

Игровые упражнения и игры.» Догони пару» (бег парами: одни убегают, другие догонят их и наоборот). «Воробьи и вороны» (прыжки друг за другом, шеренгами, по звеньям).

«Землемеры» (эстафета-аттракцион с измерением клюшкой хоккейного поля).

«Снайперы» ( метание снежков в горизонтальную цель).

Элементы настольного тенниса. Подготовительные упражнения с ракеткой и мячом: Подбрасывать и ловить мяч одной рукой,  ракеткой с ударом о пол, о стену (правильно держа ракетку). Подавать мяч через сетку после его отскока от стола.

«Не дай мячу скатиться». Дети – в кругу, кладут мяч на середину ракетки и стараются  как можно дольше удержать его.

»Чье звено быстрее передаст ракетку?»: а) над головой; б) между ног;  в) сбоку.

«Игры»: «Подбрось – поймай». а) подбросить и поймать мяч обеими руками; б) подбросить одной рукой вверх, поймать- другой.

«С ракетки на ракетку». Ракетки в обеих руках у каждого ребенка. Перебрасывание мяча с ракетки на ракетку.

«Отрази» ( на столе). Поочередно один ребенок бросает мяч, другой старается отбить  его  на сторону соперника.

«Игра на столе с сеткой». Дети в парах играют на столе.

Бадминтон. Перебрасывать волан на сторону партнера без сетки, через сетку (правильно держа ракетку). Свободно передвигаться по площадке во время игры.

Подготовительные упражнения с воланом и ракеткой.

«Подбрось – поймай, падать не давай» (перебрасывание волана с руки на руку)

«Передвинь флажок» (кто дальше бросит волан)

«Подбей волан» (ударить большее число раз,  подбивая волан)

Игры с воланом и ракеткой.  «Подбей волан». Подбивать волан ракеткой, стоя на месте; затем, продвигаясь вперед, медленно (высота полета 40-50 см), в кругу (расстояние 1- 2м). Кто большее число раз подобьет волан.

«Отрази волан».Дети делятся на две команды. Одна бросает, вторая отражает волан и наоборот – (3 м расст.)

«Тир».Дети стоят в 2 звена. На площадке начерчены 3 круга диаметром 1; 1,5; 2 м. Поочередно игрок каждого звена с расстояния 4 м посылает ракеткой волан в круг. Каждый бьет по 3 раза. Кто больше наберет очков.

«Волан через сетку.(игра вдвоем). На площадке на высоте 120 см натягивают сетку. Пары размещаются по обе стороны сетки. Один подает, другой отражает волан через сетку и наоборот.

. Городки. Бросать биты сбоку, от плеча, занимая правильное исходное положение, знать 4-5 фигур.

Выбивать городки с полукона и кона при наименьшем количестве бросков бит.

Подготовительные упражнения. «Карусель»- ходьба и бег по кругу (с вариантами); «Мы не сели в карусели, а попрыгать захотели!»

«Парные карусели» (кружение в парах, танцы в парах под музыку). »Мы не сели в карусели, танцевать мы захотели».

«Возьми городок» (бег под музыку; во время остановки быстро взять городок).

Игры. »Гонка крабов» (фронтально; ползание спиной вниз).

«Через биты» – полоски» (прыжки через биты разными способами: чье звено лучше, быстрее?)

Игра в городки. Разделить детей на две команды. Начинать игру с «кона». Если выбит один городок, передвинуться и выбивать дальше фигуру с» полукона». Выбив одну фигуру, можно продолжить игру с другой фигурой (опять с кона).

К участию в спортивных играх и упражнениях воспитатель вначале привлекает тех детей, которые недостаточно освоили упражнения на физкультурных занятиях. В дальнейшем нужно стремиться к тому, чтобы активно действовали все.

. В настоящее время широко используются спортивные игры с нестандартным оборудованием, которые включают в себя такие игры и эстафеты: дорожка из обручей, дорожка из резиновых мячиков, мяч в нейлоновой сеточке, пуфики из поролона, цветные модули, тапочки великана различные стойки. Красочность и нестандартность оборудования привлекает детей, развивает элементы к спортивным играм (хоккея, тенниса, баскетбола, футбола) использования нестандартного оборудования придает спортивным играм необычность и оригинальность

Конечно же, спортивные игры требуют длительных тренировок, огромного физического и нервного напряжения и только при системном подходе и дозированной нагрузке наши воспитанники овладеют элементами спортивных игр, которые в дальнейшем позволят более быстро овладеть техникой спортивной игры в полном объеме.

Литература:

  1. А.Н. Кенеман «Физическая подготовка детей 5 – 6 лет к занятиям в школе», Москва «Просвещение» 1980 г.
  2. Журнал «Инструктор по физкультуре» №3, №6 2015г.
  3. Е.Н. Вареник, З.А. Корлыханова. Физическое и речевое развитие дошкольников. М.2009
  4. Л.Н.Волошина  Играйте на здоровье. Программа и технология физического воспитания детей 5 – 7лет.
  5. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования (Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд ., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  6. М.А. Рунова. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет: пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры. М.2005.
  7. Т.В. Лисина Морозова Г.В. Подвижные игры для дошкольников. М.2015
  8. Э.Й. Адашкявичене «Баскетбол для дошкольников», Москва «Просвещение» 1983г.
  9. Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду», Москва «Просвещение» 1992г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая консультация для родителей старших и подготовительных к школе групп "Подготовка к обучению грамоте: Давайте поиграем"

Цель: оптимизация процесса подготовки к обучению грамоте посредством активного привлечения родителей, к игровому закреплению освоенных дошкольниками навыков....

Рабочая программа образовательной деятельности «Английский язык» для старших и подготовительных к школе групп на 2019 – 2020 учебный год.

На сегодняшний день  широко известно, что изучение иностранного языка позволяет обогатить дошкольное образование, поскольку дети данного возраста обладают врожденной и еще неутраченной способност...

Сценарий досуга "Ах,как хорошо в садике живётся" для старших и подготовительных к школе групп 18.07.2020

Сценарий досуга "Ах,как хорошо в садике живётся" для старших и подготовительных к школе групп...

Рабочая программа коррекционно - развивающей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР подготовительной к школе группы №5 на 2020-2021 уч. год.

Данная программа способствует построению системы моей педагогической деятельности, обеспечению индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала детей....

Рабочая программа старшей и подготовительной к школе групп на 2020-2021г

На основе   программы "От рождения до школы" авторы Веракса и Васильева....

Консультация для педагогов. Тема: «Прикладное творчество» и «Народное декоративно- прикладное искусство в старшей и подготовительной к школе группе»

Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста....

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности (старшая и подготовительная к школе группа) «Азбука безопасности» на 2020-2021 учебный год

Рабочая программапо формированию основ безопасностижизнедеятельности(старшая и подготовительная к школе группа)«Азбука безопасности»на 2020-2021 учебный год...