ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: «Особенности психофизического развития двигательных способностей у старших дошкольников с нарушением слуха».
материал по физкультуре (старшая группа)

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность литературы  по развитию двигательных способностей  на занятиях физкультуры для детей с нарушенным слухом,  отсутствие инструментария педагогического обследования техники основных видов движения детей, позволило обозначить направление  коррекционно – педагогической работы-jсобенности психофизического  развитие двигательных способностей у старших дошкольников с нарушением слуха.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bakieva_m.v._oboshch_opytom.docx98.44 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

«Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ

по теме: «Особенности психофизического развития двигательных способностей у старших дошкольников с нарушением слуха»

воспитатель:

Бакиевой М. В.

Нижневартовск, 2018 г.

        Актуальность: физическое воспитание детей с нарушениями слуха – одно из важных направлений коррекционно – педагогической работы – находится в тесной связи со всеми другими сторонами  воспитания и обучения. Правильно организованная работа по физическому  воспитанию и развитию создает основу для укрепления здоровья детей, развивает их активность, повышает работоспособность. Одним из теоретических оснований формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста является теория о поэтапном формировании знаний, умений и навыков в процессе двигательных действий, которую на основе многоуровневой теории построения двигательных действий Н. А. Бернштейна разработал П. Я. Гальперин. Суть данной теории заключается в том, что у ребенка первоначально формируются знания об изучаемом действии (зрительный образ, логический образ, кинестетический образ), на основе которых складываются представления об изучаемом двигательном действии, которые в свою очередь способствуют формированию сначала двигательного умения, а затем и двигательного навыка.

Исследования физического и моторного развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха (Р.Д. Бабенкова, А.А. Катаева, А.А. Коржова, Н.А. Рау и др.) выявили некоторые особенности, обусловленные снижением слуха и нарушениями деятельности вестибулярного  аппарата, возникшими в результате тяжелых заболеваний, перенесенных детьми. В моторном и физическом развитии дети с нарушением слуха  отстают от слышащих сверстников по срокам формирования основных видов движений, имеют  различные характерные отклонения в равновесии, координации, осанке, походке и т.д. Анализ теоретических и практических материалов по данной теме показал, что при организации работы по физическому воспитанию с  детьми с ОВЗ в дошкольных учреждениях  используются в основном традиционные технологии, которые не охватывают в полной мере коррекцию особенностей физического развития детей с нарушением слуха.

Гипотезой данного исследования является недостаточная теоретическая и практическая разработанность литературы по развитию двигательных способностей у детей с нарушенным слухом, а также, отсутствие инструментария педагогического обследования техники основных видов движения детей.

Цель: выявить уровень развития двигательных способностей у детей с нарушенным слухом,  разработать коррекционно – педагогические приемы, позволяющие достигнуть более высокого и качественного результата в данном направлении.

Задачи: 

1.  Провести анализ литературы по проблеме исследования.

2. Изучить теоретические основы развития двигательных способностей детей.

3.Разработать карты программных требований 3-5 год обучения по разделу «Физическая культура».

4.Разработать и апробировать:  карту педагогического обследования техники основных видов движения детей 3-5 годов обучения; картотеку с комплексами утренней гимнастики и физкультурных занятий с 3-5 годов обучения;

Прогнозируемый результат:  к концу обучения в дошкольном отделении дети должны овладеть техникой выполнения основных  видов движений, предусмотренных программой; двигательными навыками, умением применять их в разнообразной физкультурно – спортивной деятельности.

Для того, чтобы начать исследование, я изучила методическую литературу по данной теме. В основу моей работы по определению оптимальных путей развития двигательных способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха легли методические рекомендации Г.В. Трофимовой, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко и д.р.

Для детей с нарушением слуха физическое воспитание играет еще большую роль, чем для слышащих. Отставание в моторном развитии у этих детей в раннем возрасте неблагоприятно сказывается на общем развитии. Недостатки моторики слабослышащих часто проявляются как в задержке сроков формирования основных движений, так и в неловкости, неточности, замедленности, напряжении и др., что обусловлено нарушениями равновесия, координации, патологическим нарушением тонуса мышц. Для физического развития этих детей характерны сниженные антропометрические показатели, нарушение осанки, уплощение стоп. Все это, а также недостаточная двигательная активность обусловливают, помимо общих, с массовыми садами, задач физического воспитания, необходимость специальной коррекционно-воспитательной работы по устранению имеющихся дефектов.

Изучив различные источники литературы по вопросу развитие двигательных способностей у детей с нарушенным слухом, я сделала вывод, что по мере овладения движениями дети с нарушенным слухом  во многом преодолевают отставание и многие недостатки моторики, поэтому требования, предъявляемые слабослышащим к концу дошкольного обучения, во многом совпадают с требованиями к нормально слышащим детям, что и нашло отражение в изучаемых источниках. Вместе с тем, к моменту поступления в школу, среди слабослышащих значительно возрастает количество детей сохраняются и нарушения моторики. В связи с этим на протяжении в коррекционная его дошкольного периода работа на занятиях и коррекционная направленность всей работы по физическому воспитанию должны сохраняться в большом объеме.

Развитие  двигательных способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха в условиях коррекционно – педагогической работы я проводила целенаправленно и последовательно в следующих направлениях:

I.Утренняя гимнастика (способствует переходу организма ребенка от сна к бодрствованию, готовит к активной деятельности в течение дня);

II. Занятия по физической культуре

(основу данного направления составляют общеразвивающие упражнения, развитие основных видов движений, подвижные игры);

III. Подвижные игры на прогулке, физкультминутки;

IV. Закаливающие мероприятия (как в естественных условиях, так и специально организованных);

V. Самостоятельная двигательная деятельность детей;

VI. Спортивные праздники и развлечения для детей.

Занятия по физической культуре я провожу  фронтально, в специально оборудованном зале 2 раза в неделю и 1–на улице. Также,  по подгруппам провожу в групповой комнате дополнительные занятия по развитию движений. Физкультурные занятия сопровождаю речевыми инструкциями, которые включают в себя как постоянно употребляемые в разных видах деятельности слова и фразы, так и специфические, обозначающие названия предметов и действий, которые с ними будут производиться. Постепенно усложняю и увеличиваю в объеме речевой материал, он должен носить вспомогательную функцию и использоваться не в ущерб основным задачам физического воспитания.

Физическое воспитание слабослышащих дошкольников должно органично сочетаться с другими приемами и видами деятельности (фонетическая ритмика, физкультпаузы, музыкальные занятия, трудовое обучение), а также с организованной взрослыми самостоятельной двигательной деятельностью детей.

Для реализации поставленных задач в данном направлении мною разработаны и внедрены комплексы утренней гимнастики  (Приложение в папке) и занятий по физкультуре для младшего и старшего дошкольного возраста (Приложение в папке). Содержание комплексов включает в себя равномерное распределение программных задач с учетом специфических особенностей детей, с постепенным усложнением по годам – от накопления двигательного опыта путём простейших движений по подражанию к целенаправленному обучению основным движениям и технике их выполнения, подвижным играм, тренировке двигательных качеств. На всех годах обучения, в зависимости от того, как дети владеют речью, занятия сопровождаются речевой инструкцией, включающей как отработанный, так и словарь специфический, обозначающий физкультурное оборудование и инвентарь и действия с ними. Также, разработала и апробировала картотеку и речевой материал подвижных игр для детей младшего и старшего дошкольного возраста. В своей работе я использовала физиологически оправданные, доступные и интересные детям с нарушенным слухом упражнения в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании, упражнения с предметами и без них.

В ходе своей работы мной был  разработан мониторинг  педагогического обследования техники выполнения основных видов движения детей III -V годов обучения с нарушениями слуха (Приложение №1). Результаты проводимого ежегодно мониторинга  позволил выявить высокий уровень физического развития как каждого  ребенка, так и группы в целом (Приложение №2).Это  необходимо при подготовке к обучению в школе, что является одной из важных основ адаптации к школьным нагрузкам.

Таким образом,  разработанная и апробированная  система коррекционно – педагогической работы по физическому воспитанию даёт положительную динамику (Приложение №3). Данный опыт можно рекомендовать для использования в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Приложение №  1

I. Этапы проведения педагогического  обследования техники выполнения

общих видов движения 3–5 г.о по образовательной области  «Физическое развитие»

1. Педагогическое обследование техники  выполнения общих видов движения  осуществляется по программе для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста»  под редакцией Н.Д.Шматко, Л.П. Носковой и других.

Обследование включает  в себя III этапа:

  1. Подготовительный.

               II.     Основной.

               III.    Заключительный.

I   этап.  Подготовительный.

Этап предполагает отобрать материал   для педагогического обследования,  подготовить комплексную карту, бланки для заполнения полученных результатов, планирование деятельности  педагога в момент обследования.

II   этап.  Основной.

 Цель обследования:  определить уровень сформированности основных видов  движения и двигательных качеств на конец учебного года. Выработать стратегию для достижения положительной динамики на основе индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Объект обследования:   дети дошкольного возраста

Месяц обследования:         апрель

Схема обследования:       обследование проводит воспитатель группы по карте                     программных требований.

 Условие:                            доброжелательное отношение к ребенку. Педагог   е учитывает особенности поведения ребенка в момент                                                                                                                                              обследования, учитывает сформированность психических процессов: память, внимания, мышления. Все задания предполагаются  в занимательной    игровой форме, независимо от результата. Тактика общения с ребенком - сотрудничество.

Методы обследования:       наблюдение.

Приемы:                                игровые, сюрпризные.

III  этап.   Заключительный.

Цель:  обработка полученной информации, заполнение карты   обследования техники выполнения  общих видов движения.

Педагог оценивает, анализирует, обобщает полученную информацию

 о сформированности основных видов движения у детей данного возраста.  

  1. Педагогическое обследование техники выполнения ОВД и планирование.

  1. Использование результатов  педагогического обследования.

На основе  итоговой оценки  техники оценки выполнения ОВД, педагог планирует учебно-воспитательную и коррекционную работу с детьми. Результаты обследования позволяют  проследить динамику развития каждого ребенка не только на  протяжении всего учебного года, но и за несколько лет и  своевременно оказать квалифицированную помощь.

  1. Карта программных требований по разделу «Физическая культура» для  детей с нарушением слуха 3 года обучения.

Рекомендации к заполнению  «Карты».

Результаты обследования обрабатываются и заносятся в  «Карту» с помощью цветных кружков и  соответствию количества баллов. Это обозначение помогает проанализировать  полученные данные и спланировать работу с учетом  результатов диагностики.

Виды основных движений

Содержание раздела

1.

 

Ходьба

Обычная, парами, змейкой, с изменением положения рук, коррекционная, с остановкой по звуковому сигналу.

Выполняется детьми:

- самостоятельно по инструкции

- за воспитателем

2.

    Бег

Обычный, в медленном темпе 1,5 мин., с изменением направления, между предметами, врассыпную, чередование с ходьбой, наперегонки, змейкой. Выполняется детьми:

- самостоятельно

- за воспитателем

3.

   Прыжки

Подпрыгивание на месте

С продвижением вперед(расстояние 3-4 м)

Спрыгивание с приподнятого края доски (Н=5-10см)

С наклонной доски (Н=15-20см)

Со скамейки(Н 20-25см)

Перепрыгивание через гимнастическую палку, веревку Н=5-10см

Прыжки в длину с места через шнуры (шир.=25-30см)

4.

   Подлезание

На четвереньках

С подползанием под дугу (Н 30-35см)

« Обезьяний бег»

Ползанье на четвереньках по гимнастической скамейке

5.

   Лазанье

По наклонной лестнице (Н=1,5-2м )

По гимнастической стенке -произвольным способом (Н=2м )

Карта педагогического обследования техники выполнения ОВД

у детей с нарушением слуха 3–5 г.о.

Виды основных движений

Содержание раздела

1.

Построение.

Ребенок выполняет:

  • Самостоятельно по инструкции;
  • С помощью воспитателя.

2.

Ходьба

Друг за другом, парами; с предметами в руках, с изменением положения рук; на носках, на пятках, на наружных и внутренних сводах стоп; с огибанием предметов; с изменением направления – змейкой, по диагонали, с полуприседе.

3.

Бег

Друг за другом, парами; змейкой, по диагонали, со сменной темпа; чередования ходьбы и бега по звуковому, зрительному сигналу. На 10 м (с)

4.

Прыжки

Подпрыгивание на месте, с продвижением вперед во внутрь круга и друг за другом.

Спрыгивание со скамейки (h25 – 30 см).

С наклонной доски (h25 – 30 см).

Перепрыгивание с места через веревку (h15 – 20 см).

Перепрыгивание через веревку с разбега (h23 – 35 см).

Перепрыгивание с места через «ручеек» (h30 – 40 см).

Перепрыгивание с разбега через «ручеек» (h40 – 50 см).

Прыжки через скакалку (количество).

5.

Ползание

На четвереньках по гимнастической скамейки; Подползанием под натянутую веревку (h 25 – 30 см).

Лазанье

По гимнастической и наклонной лестнице (h до 2м).

Пролезание в обруч, не касаясь руками.

6.

Метание

Дальность броска теннисного мяча.

Подбрасывание и ловли мяча (количество).

Отбивание мяча от пола (количество).

  1. Группа  здоровья детей

Имя  ребенка

Медицинская группа здоровья

Группа здоровья по физкультуре

1.

София Ч.

5

основная (N)

2.

Тамара С.

5

основная (N)

3.

Иван П.

5

основная (N)

4.

Саша Н.

5

основная (N)

5.

Полина П.

5

основная (N)

Приложение №2

Педагогическое  обследование техники выполнения основных видов движения  у детей 3  г.о.  2015-2016 уч.г                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Воспитатель: Бакиева М.В.

Ф.И. ребенка

Наименование показателя

София Ч.

Иван П.

Саша Н.

Полина П.

Итог

1

Ходьба Обычная, парами, змейкой, с изменением положения рук, коррекционная, с остановкой по звуковому сигналу.

Выполняется детьми:

- самостоятельно по инструкции

- за воспитателем

с

н

с

с

с

2

 Бег

Обычный, в медленном темпе 1,5 мин., с изменением направления, между предметами, врассыпную, чередование с ходьбой, наперегонки, змейкой. Выполняется детьми:

- самостоятельно

- за воспитателем

с

н

с

с

с

3

 Прыжки

Подпрыгивание на месте

с

с

с

с

с

С продвижением вперед (расстояние 3-4 м)

с

н

в

н

с

Спрыгивание с приподнятого края доски (Н=5-10см)

с

н

с

с

с

С наклонной доски (Н=15-20см)

с

н

с

с

с

Со скамейки (Н 20-25см)

с

н

с

с

с

Перепрыгивание через гимнастическую палку, веревку Н=5-10см

с

н

с

с

с

Прыжки в длину с места через шнуры (шир.=25-30см)

в

н

с

с

с

4

   Подлезание

На четвереньках

в

с

в

с

с

С подползанием под дугу (Н 30-35см)

в

с

в

с

с

«Обезьяний бег»

в

н

с

с

с

Ползанье на четвереньках по гимнастической скамейке

в

с

с

с

с

5

Лазанье

По наклонной лестнице

 (Н=1,5-2м)

с

с

с

с

с

По гимнастической стенке -произвольным способом (Н=2м )

с

н

с

с

с

ИТОГ

с

н

с

с

с

Всего обследовано 4 детей, что составляет 100%, которые показали следующие результаты:

  • Средний уровень выявлен показали 3 ребенка – София Ч., Саша Н., Полина П., что составляет  75%. Эти дети справились с программными требованиями данного года обучения.
  • Низкий уровень выявлен у Павлечко И.,  что составляет 25 %. У детей хорошо развита потребность в двигательной активности, но в силу своих возрастных и индивидуальных качеств, они испытывают затруднения в выполнении основных видов движения, выполняют задания, но допускает неточности, часто не понимают инструкцию взрослого.

Педагогическое  обследование  техники выполнения основных видов движения у детей 4–5 г.о.

                                                                                                                                                                    4  г.о. 2016-2017 уч.г.

                                                                                                                                                                     5 г.о. 2017–2018  уч.г.

                                                                                                                                                                 Воспитатель: Бакиева М.В.

Ф.И. ребенка

Наименование показателя

София Ч.

Иван П.

Саша Н.

Полина П.

Тамара С.

Итог

1

4

5

4

5

4

5

4

5

4

5

4

5

Построения. Р-к выполняет:

  • Самостоятельно по инструкции
  • С помощью воспитателя

в

в

с

с

в

в

с

в

с

в

с

в

2

Ходьба (друг за другом, парами; с предметами в руках, с изменением положения рук, на носках, на пятках, на наружных и внутренних сводах стоп; с огибанием предметов; с изменением направления -змейкой, по диагонали, в полуприседе)

в

в

с

в

в

в

в

в

в

в

в

в

3

Бег

  • друг за другом, парами;

змейкой, по диагонали, со сменой темпа; чередование ходьбы и бега по звуковому, зрительному сигналу.

в

в

с

в

в

в

с

в

с

в

с

в

  • на 10 м (с)

в

в

с

с

в

в

с

в

с

в

с

в

4

Прыжки

  • подпрыгивание на месте, с продвижением вперед вовнутрь круга и друг за другом.

в

в

с

с

в

в

в

в

в

в

в

в

  • Спрыгивание со скамейки (h 25 – 30 см)

в

в

с

с

с

в

в

с

в

в

в

в

  • С наклонной доски

(h 25 – 30 см)

в

в

с

с

с

в

в

с

в

с

в

в

  • Перепрыгивание с места через веревку    (h 15 – 20 см)

в

в

с

с

в

в

в

с

в

в

в

в

  • Перепрыгивание через веревку  с разбега  (h 23 – 35 см)

с

в

с

с

в

в

в

с

в

с

в

с

  • Перепрыгивание  с места через «ручеек»(h 30 – 40 см)

в

в

в

в

в

в

с

в

в

в

в

  • Перепрыгивание  с разбега  через «ручеек»(h 40 – 50 см)

в

в

в

в

в

в

с

в

в

с

в

в

  • Прыжки ч/з скакалку (количество)

с

в

с

с

в

в

в

в

в

в

в

5

Ползание

  • На четвереньках по гимнастической скамейке;

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

  • Подползанием под натянутую веревку (h 25 – 30 см)

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

Лазанье

  • По гимнастической и наклонной лестнице (h до 2 м)

в

в

с

в

в

в

в

в

в

с

в

в

  • Пролезание в обруч, не касаясь руками.

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

6

Метание

  • Дальность броска теннисного мяча

в

в

с

с

в

в

в

в

в

в

в

в

  • Подбрасывание и ловля мяча (количество)

в

в

с

с

в

в

в

в

в

в

в

в

  • Отбивание мяча от пола (количество)

в

в

с

с

в

с

в

с

в

с

в

с

ИТОГ

в

в

с

в

в

в

в

в

в

в

в

в

4  г.о. 2016-2017 уч.г.

Всего обследовано 5 детей, что составляет 100%, которые показали следующие результаты:

Высокий уровень показали 4 ребенка–София Ч., Саша Н.,        Полина П.        Тамара С.,  что составляет 80%. Эти дети справилась с программными требованиями данного года обучения.

Средний уровень выявлен у Ивана П.,  что составляет 20%. У мальчика хорошо развита потребность в двигательной активности, но в силу своих индивидуальных качеств, они испытывают затруднения в выполнении основных видов движения, выполняют задания, но допускает неточности, часто не понимают инструкцию взрослого.

5 г.о. 2017–2018  уч.г.

Всего обследовано 5 детей, что составляет 100%, которые показали следующие результаты:

Высокий уровень показали 5 детей–София Ч., Саша Н.,        Полина П.,  Ивана П.,Тамара С.,  что составляет 100%.

Анализируя полученные результаты в рамках педагогического обследования детей, можно сделать следующий вывод, что эти дети справились с программными требованиями данного возраста и показали свою готовность по физическому воспитанию к обучению  в школе

Средний и низкие уровни в данной группе  не выявлены.

Приложение №3

Ш. Результаты педагогического обследования техники выполнения основных видов движения

детьми за 2015 – 2018 уч. года (с 3 г.о – 5 г.о.)

3 г.о. 2015-2016уч.г.

4 ребенка – 100%

4  г.о. 2016-2017уч.г.                                

5 детей – 100%

5 г.о. 2017-2018уч.г.

5 детей – 100%

Высокий уровень: нет

4 ребенка – 80%

5 ребенка – 100%

Средний уровень: 3 ребенка – 75%

1 ребенок 20%

Нет

Низкий уровень: 1 ребенок – 25%

Нет

Нет

7

Характеристика уровней техники    выполнения ОВД детьми старшего дошкольного возраста

Наименование показателя

высокий

средний

низкий

85-100%

51-84%

50% и ниже

3 баллов

2 балла

1балла

Построение

Ребенок самостоятельно выполняет задания; справляется с программными требованиями

Ребенок самостоятельно и со страховкой воспитателя выполняет задания, допускает 1-4 неточности в выполнении задания; справляется с программными требованиями

Ребенок со страховкой воспитателя выполняет задания, допускает неточности в выполнении задания; не справляется с программными требованиями.

Ходьба

Бег

Прыжки

Ползание

Лазанье

Метание

  1. Литература.

  1. Т.Г. Анисимова «Физическое развитие детей 5-7 лет», Волгоград 2009г.
  2. Л.А. Головчиц «Дошкольная сурдопедагогика», Москва «Владос» 2001г.
  3. Н.Н. Кожухова «Воспитатель по физической культуре в ДОУ», г.Москва, 2002г.
  4. Г.В. Трофимова «Развитие движения у дошкольников с нарушением слуха», г.Москва «Просвящение», 1979г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»...

Обобщенный педагогический опыт работы по теме "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Обобщенный педагогический опыт работы по теме "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...

Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Детское экспериментирование - основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности...

Обобщенный педагогический опыт воспитателя на тему «Формирование привычек здорового образа жизни у дошкольников»

Основная цель предлагаемой программы – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного...

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Исследование, посвящено проблеме использования нетрадиционных техник рисования влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Рисование является одним из важне...

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Нетрадиционная техника рисования у дошкольников»

Сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования....