проект "Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам физического развития детей"
проект по физкультуре (младшая группа)

Фокина Галина Михайловна

проект "Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам физиеского развития детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей № 32 города Каменск – Шахтинский

Проект

взаимодействия воспитателей c родителями

при осуществлении физкультурно-оздоровительной работы

2 младшая группа

«Капелька здоровья»

                                                                                                                                            Воспитатели:   Фокина Г.М.

Кошманова Е.Н.

        Кошманова Е.Н.

Каменск – Шахтинский

2020

Здоровье—это драгоценность (и при этом единственная)

ради которой действительно стоит не только не жалеть

времени, сил, трудов и всяческих благ,

но и пожертвовать ради него частицей самой жизни,

поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.

М. Монтень.

 

В наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Важно – формировать у детей дошкольного возраста потребность в сохранении и укреплении своего здоровья.

Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. “Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто”, - говорил мудрый Сократ.

Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Если на первые 50% здоровья родители повлиять не могут, то другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения здоровье характеризуется как «состояние наибольшего физического психологического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов»

Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный, Брехман И.И., Л.Г. Татарникова и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. В результате анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте - нарушение осанки, на третьем месте - наличие хронических заболеваний и совсем мало детей признаны практически здоровыми. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.

Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.

У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Актуальность проекта: в настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада.

От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие;

педагогам необходимо правильно организовать воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста. Надо учитывать возрастные, психологические особенности детей, создавать благоприятные гигиенические условия, оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности. Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве;

необходимо так же вести постоянный поиск новых форм взаимодействия с семьей воспитанников.

Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед ДОУ. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

Выявление проблемы:

В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.

Проблемный вопрос: 

Как и с помощью чего сохранить и укрепить здоровье детей дошкольного возраста?

Выполнение проекта:

Девиз проекта: “Здоровье - бесценный дар, потеряв его в молодости не найдешь до самой старости”

(Народная мудрость).

Описание проекта:

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы её построения:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребёнка в зоне ближайшего развития.
  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
  • уважение к личности ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса.

Тип проекта: информационно - практико-ориентированный.

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники и родители младшей группы, педагоги дополнительного образования.

Сроки выполнения проекта:

Начало: ноябрь 2020г.

Окончание: май 2021 г.

Продолжительность: долгосрочный, один учебный год.

Объект исследования:

процесс оздоровления детей 2 младшей группы «Непоседы».

Предмет исследования:

традиционные и нетрадиционные виды оздоровительной работы как наиболее эффективные средства оздоровления детей младшего дошкольного возраста. 

Цель проекта:

Создание единого здоровье сберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни у детей

Задачи проекта:

Образовательные:

  • - Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.
  • - Научить элементарным приемам сохранения здоровья

Воспитательные:

  • - Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста .
  • - Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.
  • - Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.

Профилактические:

  • - Развивать у детей потребность в активной деятельности.
  • - Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни

повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

Условия реализации проекта:

  • Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
  • Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в условиях группы.
  • Активное сотрудничество с семьей и социумом.

Критерии оценивания проекта:

  • удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ;
  • соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа;
  • информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника;
  • пополнение и улучшение МТБ.

Выводы:

  • Проект должен стать мощным импульсом к развитию у детей физических качеств, к формированию знаний о своём организме и способах укрепления собственного здоровья.
  • В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только укреплять своё здоровье но и дадут толчок для развития волевых качеств, уверенности в себе и ответственности.

Этапы реализации проекта:

 

  1. Организационно-подготовительный

(ноябрь – декабрь)

2. Внедренческий

(декабрь – май)

3. Заключительный

(апрель – май)

Организационно-подготовительный этап:

 

Для педагогов:

 

  • Изучить уровень знаний детей о ЗОЖ.
  • Определить стратегию проекта
  • Составить план работы по реализации проекта
  • Пополнить спортивный уголок материалами и оборудованием.
  • Разработать картотеку бесед, опытов по теме проекта
  • Разработать цикл занятий по изодеятельности для создания творческих работ по теме.
  • Создать наглядный материал “Художественное слово о ЗОЖ”
  • Организовать выставку детских творческих работ по теме.
  • Провести просветительскую работу с родителями по теме “Роль семьи в приобщении детей к здоровому образу жизни”.
  • Систематизировать методическую деятельность по разработке и реализации проекта и представить данный опыт коллегам в ДОУ.
  • Создать информационный материал:

 

Для детей:

  • Рассматривание иллюстраций, мультиальбомов, слайд-шоу по теме “Здоровье”
  • Интерактивные игры.
  • Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, закличками, отгадывание загадок о ЗОЖ.
  • Прослушивание и разучивание песенок по теме проекта.
  • Выполнение детских творческих работ по теме проекта.

Для родителей:

  • Анкетирование: «Путь к здоровью ребенка лежит через семью»
  • Консультации: «Иммунитет», «Играем – пальчики развиваем»
  • Буклеты: «Дыхательная гимнастика»
  • Конкурс рисунков: «Мы здоровью скажем «Да»
  • памятки и консультации

 

Планируемый результат реализации проекта:

 

Для детей:

  • Сформированные навыки здорового образа жизни.
  • Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.
  • Создание здоровьесберегающей системы деятельности, с учётом потребностей, ресурсов, условий детского сада.
  • Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния

Для родителей:

  • Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
  • Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
  • Выработка новых форм работы с родителями.
  • Формирование у детей и родителей желания и стремления вести здоровый образ жизни.
    Для педагогов:
  • Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.
  • Повышение профессионального уровня педагогов.

 

Внедренческий этап: 6 блоков

 

1. «Если хочешь быть здоров…» (психоэмоциональные игры; игры- упражнения для выработки правильной осанки; упражнения для коррекции плоскостопия; оздоровительные игры, игровая терапия; КГН, закаливание).

2. «Я такой» (НОД по развитию представлений о мире и о себе).

3. «Творческая мастерская» (совместная продуктивная деятельность детей и родителей).

4. «На книжной полке» (чтение детской литературы, заучивание стихотворений, потешек).

5. «Веселись, детвора!» (оздоровительные досуги, праздники, развлечения, дни здоровья, тематические прогулки, игровая деятельность).

6. «Для мам и пап» (информация, фотовыставки, опросы, анкетирование, родительские собрания, консультации.)

 

Содержание работы:

содержание

срок

задачи

1-ый этап – накопление знаний

 

 

Консультация для родителей «Профилактика ОРВИ у детей дошкольного возраста»

Ноябрь

Продолжать знакомить родителей со способами профилактики простудных заболеваний

Анкетирование родителей «Физкультура и семейное воспитание»

Ноябрь

Выяснить, какую роль играет физическое развитие в семейном воспитании

Консультация для родителей «Как сохранить здоровье дошкольников»

Декабрь

Знакомить родителей с новыми технологиями и методиками, помогающими сохранить здоровье детей

Анкетирование родителей «О здоровье детей»

Декабрь

Выяснить, какими знаниями обладают родители о ЗОЖ

Памятка для родителей «Хотите иметь здорового ребёнка?»

Декабрь

Познакомить родителей с некоторыми здоровьесберегающими технологиями

2-ой этап - практический

 

 

Досуг «Туристы»

Ноябрь

Формировать положительное отношение к физкультуре и спорту

Консультация для родителей

« Здоровый образ жизни – путь к счастью и долголетию »

Ноябрь

Привлечь родителей воспитанников к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей

«День здоровой семьи»

(«Весёлые старты»)

Декабрь

Привлечь родителей воспитанников к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей

Физкультурно-оздоровительный досуг для детей младшей «Новогодние приключения Колобка»

Декабрь

Прививать любовь к физическим упражнениям

Консультация для родителей «Приобщение дошкольников к ЗОЖ средствами физкультуры и спорта»

Январь

Формировать понимание значения и

необходимости спорта и физкультуры

Опыт работы «Формирование привычек к ЗОЖ у младших дошкольников»

Январь

Поделиться своим опытом работы с педагогами.

Консультация для родителей «Организация правильного питания дошкольников как основа ЗОЖ»

Январь

Помочь понять, что здоровье зависит от

правильного питания

Детская конференция «Для чего нужно вести здоровый образ жизни»

Январь

Формировать положительное отношение к занятию спортом, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доставлять радость от участия в конференции

 

 

 

Вечер подвижных игр с детьми

Январь

 

Музыкально-спортивное развлечение, посвящённое Дню Защитника Отечества

Февраль

 

Физкультурный досуг «Масленица»

Март

Формировать положительное отношение к занятию спортом, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доставлять радость от участия в конференции

Досуг «Чемпионы среди нас» (ко дню Космонавтики)

Апрель

 

Консультация для родителей «Как оздоровить детей летом»

Май

Знакомить родителей с летне-оздоровительной работой.

3-ий этап – презентация проекта

 

 

Создание медиа-коллекции электронной презентации по темам: «Спорт», «ОБЖ», «ЗОЖ» для дальнейшего использования в образовательном процессе.

Май

Закрепить полученные в процессе реализации проекта знания, развивать творческое воображение, композиционные и технические умения

 Прогнозируемые результаты:

Дети должны знать

Уметь

Здоровье и здоровый образ жизни

- Сущность понятия “здоровье”.

- Факторы, оказывающие влияние на не только жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле.

- О роли правильного питания .

- Значение гигиенических процедур для здоровья.

- Распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма.

- Соблюдать правила питания


 

- Выполнять гигиенические процедуры

Спорт – это жизнь

- О роли двигательной активности в повышении работоспособности.

- Правила закаливания организма.

 

- Выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях.

- Выполнять доступные виды закаливания.

Твой выбор

- Полезные и вредные привычки.

- Привычки укрепления здоровья.

- Критически относится к вредным привычкам

Саморазвитие

- Знать самого себя и свои возможности.

- Способы взаимодействия с людьми.

- Качества, достойные человека.

- Причины неуверенности в себе.

 

- Оценивать самого себя.

- дружить, помогать друг другу

- Говорить “нет” в опасных ситуациях.

- Искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях.

- Находить друзей по интересам.

Дальнейшее развитие проекта:

Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья). Поэтому работа по воспитанию здорового ребенка осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя все направления

В работе с детьми:

 

Ежедневная профилактическая работа:

- Утренняя гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения).

- Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья».

- Мытьё прохладной водой рук по локоть

- Облегченная одежда в группе.

- Прогулки каждый день с подвижными играми.

- Хождение босиком до и после сна.

- хождение по коврику из пуговиц  и по дорожке «здоровья» после сна.

- Фитонциды – лук, чеснок.

- Релаксация

- Игровой самомассаж.

- Сказкотерапия.

- Коммуникативные игры.

- Музыкотерапия.

- Пальчиковая гимнастика.

- Физкультминутки.

- Подвижные и спортивные игры со всей группой.

- Динамические паузы.

- Самостоятельная двигательная деятельность.

Беседы:

- «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»; «Какая польза от витаминов».

- "Беседа о здоровье, о чистоте".

- Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки).

- «Я здоров!»

- «Чтобы быть здоровыми…»

- Беседа с использованием личного опыта детей.

- «Мой любимый вид спорта».

- «Прогулка всей семьей».

- «Мой режим дня».

Экспериментальная деятельность:

- Значение воздуха для организма.

Где прячутся микробы?

НОД:

- «Мой веселый звонкий мяч».

- «Айболит в гостях у детей».

- «Где прячется здоровье? »

- «Будь здоров, малыш! »

-"Если сладко спится, сон хороший снится".

- «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».

- Рисование «Спорт» глазами детей, «Спорт в моей жизни».

Игры-драмматизации:

«Медвежонок - спортсмен», «Айболит».

Сюжетно ролевые игры:

«Поликлиника», «Аптека», «Семья на прогулке», «Семья на отдыхе», «Тренировка».

Дидактические игры:

«Мяч на поле», «Мяч в ворота», «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек», «Зимние и летние виды спорта», «Полезные продукты», «Хорошо – плохо», «Бывает – не бывает».

Дидактическое упражнение:

«Найди два одинаковых мяча», «Что лишнее?» и др.

Организация на воздухе новой подвижной игры:

«Делай, как я», с мячом «Школа мяча», «Ловишки в кругу», «Черное и белое» и т.д.

Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье.

Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.

Чтение художественной литературы:

К.Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Правила поведения для воспитанных детей» Г.П. Шалаева, О.М.Журавлёва, Тувим Ю. «Овощи», Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала», Токмакова И. «Колыбельная», «Мне грустно – я лежу больной», Крылов А. «Как лечили петуха», Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ладушки» (русские народные песенки), Прокофьев А. «Как на горке, на горе», К.Ушинский «Лекарство» и др.

Досуги и развлечения:

«Весёлые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Весёлый мяч».

Просмотр мультфильмов о спорте.

 

В работе с родителями:

- Консультация: «Физическое оборудование своими руками», «Здоровая семья – здоровый малыш», «Здоровье детей в наших руках», «Оздоровительная работа с часто болеющими детьми», «Организация физического воспитания в семье», «Закаливание детского организма», «Физическое развитие ребёнка. С чего начать?».

- Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т.д.

- Наглядность в виде информационных файлов: «Здоровый ребенок».

- Картотека «Сундучок бабушкиных рецептов».

- Родительское собрание на тему: «Приобщение детей к здоровому образу жизни».

-Анкетирование родителей «Сохраним и укрепим здоровье ребёнка в семье».

- Выставка спортивного оборудования.

- Беседы с родителями «Мы большие» (о спортивном инвентаре и покупке спорт, инвентаря по возрасту).

- Ознакомление родителей с оздоровительными играми и упражнениями,

с рекомендациями врачей.

3 этап – аналитический

 

Цель: обобщение опыта работы по формированию убеждений у детей и взрослых привычек здорового образа жизни.

- обобщение опыта работы воспитателя и родителей по эффективности использования здоровьесберегающих технологий в укреплении здоровья детей;

- мониторинг по физическому развитию детей;

- анализ заболеваемости детей в группе.

 

 

 

 

 

 

Результат проекта:

Проект «Капелька здоровья» разрешит проблему, реализовав поставленные задачи.

У детей и родителей сформируются представления о здоровье своего организма, здоровом образе жизни, раскроются значение оздоровительных мероприятий и двигательной деятельности.

Родители заинтересовались физическим оборудованием, изготовленным из различного материала, выразили желание принять участие в его изготовлении для группы и дома. Родители поняли важность поставленной проблемы и пришли к выводу, что в итоге совместной работы по оздоровлению детей, заболеваемость в группе снизилась (на 20%); уровень физического развития детей повысился (на 37%). Дети в конце проекта стали чаще использовать физкультурные принадлежности.

По результатам диагностики отмечаем:

1. Рост двигательной активности малоподвижных детей. Малоподвижные дети стали более активно включаться во все виды физической деятельности.

2. Дети с высоким уровнем активности стали более сдержанными, повысились их качественные характеристики физического состояния: выносливость, точность, меткость, ловкость

3. Рост сопротивляемости детей к простудным и вирусным заболеваниям.

4. Гиперактивные дети, получили возможность использовать разнообразные физические упражнения и игры для улучшения своего психического состояния.

5. Улучшение процесса адаптации в детском саду.

6. Рост интеллектуальной и познавательной активности детей на различных видах занятий.

 

 

Возможные способы внедрения проектной разработки в практику работ

Первым шагом для успешной реализации проекта стало создание условий для развития и оздоровления детей.

В детском саду оборудованы физкультурный зал, оснащённый инвентарём, физкультурные зоны в групповых комнатах, уголки движения, «дорожки здоровья». Участок детского сада тоже не остался без внимания. На групповых участках имеются веранда, скамейки, горка, лестницы для лазания, беговые дорожки, дуги для подлезания, пеньки для перепрыгивания, перешагивания, разновысотные столбики, оборудование для развития координаций движений. Каждая группа имеет достаточное количество выносного материала. На будущее планируется добавлять различные снаряды на участки детского сада.

В своей работе мы исходили из того, что только двигательная активность, закаливание обеспечивают здоровье, энергию, не говоря уже о хорошем настроении.

" Утро "- самый насыщенный воспитательно-оздоровительными задачами. Для закаливания организма, повышения работоспособности детей и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата и дыхательной системы очень важна утренняя гимнастика. Её мы проводим в различной форме: традиционная, игровая, гимнастика с использованием различных предметов, ритмическая гимнастика. С наступлением летнего периода планируем утреннюю гимнастику на свежем воздухе.

Утром стараемся планировать игры малой или средней активности. Но, в тоже время при планировании подвижных игр мы обязательно учитываем, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, ИЗО, то планируем игры средней и большей подвижности. Если предстоит физкультурное занятие, то планируем более спокойную окончательную игру).

Положительный оздоровительный эффект возможен при регулярном проведении физкультурных занятий, где учитывается соблюдение принципов постепенности, повторяемости и системности физических нагрузок. Обязательными для каждого занятия являются упражнения для улучшения осанки и развития гибкости позвоночника. Непременным условием при проведении занятия является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения выполняются на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Во всех группах планируется 3 физкультурных занятия, одно занятие планируется на воздухе. Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности проводим динамические паузы на других видах занятий по мере усталости детей и в зависимости от уровня подвижности. Также проводим физкультминутки, пальчиковые, дыхательные и телесные игры.

"Прогулка": в течение дня прогулка организуется днём и вечером в теплый период года. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.

К планированию прогулки мы относимся ответственно, тщательно подбирая игры для прогулок с учётом возраста детей. Игры должны включать различные виды движений (бег, метание, прыжки и т. д.) и содержать интересные двигательные игровые задания. Дети дошкольного возраста с удовольствием играют в сюжетные игры и игры с предметами. У старших дошкольников пользуются популярностью игры - эстафеты, игры с правилами, элементами соревнования.

Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества. В начале или конце прогулки мы рекомендуем выполнить пробежку, например, вокруг здания детского сада, после чего перейти на ходьбу.

Перед дневным сном следует проводить релаксационные упражнения. Они используются для снятия напряжения в мышцах, вовлечённых в различные виды активности.

"Вторая половина дня". Основная педагогическая задача этого периода - вызвать желание у детей завтра снова прийти в детский сад. Для её реализации воспитатель создаёт в группе положительный эмоциональный настрой.

После дневного сна мы проводим бодрящую гимнастику. Она состоит из 4-6 упражнений, которые дети выполняют лёжа или сидя в постели поверх одеяла. Во всех группах мы рекомендуем добавлять самомассаж. Дети просыпаются, затем выполняют упражнения в постели, потом встают на массажные коврики и по "дорожкам здоровья ", расположенным на полу, идут до умывальной комнаты.

Во вторую половину дня стараемся больше времени отводить самостоятельной двигательной деятельности детей. Здесь нам помогают физкультурные уголки, картотеки игр разного уровня подвижности, подбор схем и карточек выполнения разнообразных движений. В это же время используются упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Наиболее оптимальное время для проведения индивидуальной работы с детьми с разными уровнями двигательной активности это утро, прогулка и вечер.

Воспитание здорового ребёнка было и остаётся актуальной проблемой образования и медицины. Данную проблему в нашей группе мы стараемся решать при взаимодействии педагогов и родителей. Ведь здоровье ребёнка во многом зависит от обстановки, которая его окружает дома. И положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей.

В нашей группе имеется "родительский уголок", в котором помещаются конкретные рекомендации и памятки. С помощью различных мероприятий пытаемся довести до родителей, что они обязаны заложить своим детям основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности, что для формирования здорового образа жизни в семье должен быть доброжелательный микроклимат и пример родителей; что лучший вид отдыха - прогулка с семьёй на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка - совместная игра с родителями. Во время всех открытых мероприятий, праздников, родительских собраний знакомим и обучаем родителей с играми различной подвижности. Даём рекомендации, какие виды игр можно использовать в режиме дня.

Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в нашей группе и дома. Систематическая развивающая физкультурно-оздоровительная работа в группе, осуществляемая в соответствии с указанными приоритетами, способна привести к ряду значимых результатов.

Таким образом, разработанный в нашей группе двигательный режим обеспечивает постепенное повышение физических кондиций дошкольника, способствует коррекции телосложения, закаливанию организма дошкольника, направленному на активное сопротивление простудным и инфекционным заболеваниям. На основе результатов своей работы мы можем утверждать, что вести работу по развитию двигательной активности детей необходимо и важно.

Будем надеяться, что внедряемая нами модель двигательного режима дошкольника, включающая в себя наиболее приоритетные формы физического воспитания, позволит сформировать необходимый объём и производить контроль двигательной активности детей в дошкольном учреждении.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Список литературы

1. Голицина Н. С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей [текст] / Голицина Н. С., Шумова И. М. – М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2008. – 120 с.

2. Методические рекомендации из опыта работы воспитателей ДОУ Кемеровской области [текст] // Кемерово, 2002. – с. 56.

3. Подольская Е. И. Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет [текст] / Подольская Е.И. - Волгоград: Учитель, 2010. - 143 с.

4. Картушина М. Ю. Зелёный огонёк здоровья: Программа оздоровления дошкольников [текст] / Картушина М. Ю. - М.:ТЦ Сфера, 2009. – 208 с.

5. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет [текст] / Новикова И. М. - М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 96 с.

6. Гришина Г. Н. Игры для детей на все времена [текст] / Гришина Г.Н. – М.:ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

7. Никонорова Т. С., Сергиенко Е. М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников [текст] / Т. С. Никонорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С.,2007. – 96 с.

8. Свирская Л. И. Утро радостных встреч [методическое пособие] / Л. И. Свирская. - М.: Издательство “Линка - Пресс”, 2010. – 204 с.

9. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье [методическое пособие] /  Шорыгина Т. А. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.

10. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении [текст] /  Шорыгина Т. А. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

11. Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении [Практическое пособие] / Каштанова Т.В. М.: Просвещение, 2002. – 120 с.

12. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым [текст] / Зимонина В.А. -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формы работы ДОУ при взаимодействии с семьей по вопросам физического воспитания детей"

Физическое развитие и оздоровление детей 3-7 лет не является изолированным направлением работы детского сада. Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можн...

Консультация для воспитателей «Педагогическое сопровождение семьи в вопросах физического воспитания детей и повышения роли родителей в приобщении их к ЗОЖ»

Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети вырастая,...

Презентация "Формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по вопросам физического развития"

Консультация для воспитателей, раскрывающая основные формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по вопросам физического развития"с...

Консультация для воспитателей: «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам физического воспитания детей»

В консультации рассказывается о том, какие формы работы с родителями используются в нашем детском саду, как улучшить работу с родителями. Ведь только в совместной деятельности с родителями можно получ...

Статья «Актуальные вопросы физического развития детей дошкольного возраста»

Развитие высоких технологий, научно-технический прогресс, стремление к максимальному комфорту, удобству, экономии времени и сил — способствует значительным изменениям в стиле жизни современного ...