Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам физического воспитания детей.
консультация

Макарова Ирина Федоровна

Консультация для воспитателей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_novaya.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам физического воспитания детей.

Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Его окружают взрослые и дети, которых он раньше не знал, которые не похожи на его семью.

 ФГОС перед воспитателями ставит задачу - создания условий для обеспечения воспитания счастливых, физически, психически, психологически здоровых детей. Эта задача не может быть осуществлена без взаимодействия воспитателя и родителей в интересах ребенка.

Ведь воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой не противостоят отрицательным внешним влияниям. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.

Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.

В свою очередь дошкольное воспитание играет значительную роль в создании гармоничного развития человека, которое невозможно без физического воспитания.

Физкультура играет важную роль в формировании всех систем и функций организма, во всестороннем развитии ребенка и является не однодневным мероприятием, а предполагает целенаправленную систематическую работу с ним как в ДОУ, так и в семье.

Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья. Но не стоит забывать и о роли семьи в вопросах укрепления здоровья детей, организации ежедневных занятий физкультурой. Для повышения интереса детей к физической культуре необходимо тесное взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников.

Существуют разнообразные формы работы с родителями. Желателен творческий неформальный подход воспитателя к вопросу организации взаимодействия с родителями. Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но и практические навыки. Поэтому целесообразно организовывать различные практикумы для родителей, где они могут приобрести определённый педагогический опыт.

Эффективными формами сотрудничества нашего дошкольного учреждения с семьей являются следующие:

Родительские собрания - это одна из эффективных форм взаимодействия с семьей. На них обсуждают вопросы и проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста.

       Были проведены собрания на тему: «Какой вид спорта выбрать для своего ребёнка», «Организация двигательной деятельности детей», «Подвижные игры дома». На таких собраниях предусматриваются не только выступления  воспитателей групп и воспитателя ФИЗО,  но и родителей, где главной задачей является - передача опыта семейного воспитания по вопросам оздоровления воспитанников.

 Совместные занятия,  физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, вечера подвижных игр - позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей.
Совместные физкультурные занятия, досуги такие как «Семейные старты»,  праздники, например, «Мой папа самый лучший» способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями, родители и дети получают в ходе таких мероприятий много положительных эмоций.
Дни здоровья содействуют оздоровлению детей и взрослых, предупреждают утомление. Так, на Дне здоровья в подготовительной группе дети с родителями закрепили навыки здорового образа жизни вместе с Андрейкой – Неболейкой,  обучая им Аркашку – Расхворашку.

Совместные занятия с педагогом-психологом (во время проведения Недели психологического здоровья) – уже стали традиционными в нашем детском саду, на них мы стараемся сплотить и объединить родителей-детей-педагогов. На таких занятиях родители не только зрители, но и активные участники игр.

Дни открытых дверей - являясь достаточно распространенной формой работы, дают возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к  участию.
Мы приглашали родителей на утренние гимнастики, физкультурные занятия, прогулки, понаблюдать за организацией питания, закаливающих процедур и других режимных моментов в ДОУ. Родителям очень интересны данные мероприятия и число родителей, посетивших их,  увеличивается с каждым годом (в этом году занятия посетили 65 родителей, это на 20% больше, чем в прошлом учебном году).

Индивидуальные консультации - позволяют дать родителям конкретные советы по общению с детьми, ответить на интересующие вопросы, повысить двигательную активность детей.

Комплектование педагогической библиотеки по организации физического воспитания в семье - к комплектованию библиотечного фонда целесообразно привлечь самих родителей, которые охотно передают в общественное пользование прочитанные книги, журналы.
Задача педагогов – пробудить у родителей интерес к педагогической литературе и помочь выбрать в потоке современных изданий надежные в теоретическом отношении источники.

Пополнение физкультурных уголков - родители своими руками изготавливают нестандартное физкультурное оборудование для групп детского сада. Это и «Дорожки здоровья», и пособия для развития мелкой моторики, для метания и многое другое.

Выпуск газеты, буклетов, памяток, консультаций на стендах – где освещаются актуальные вопросы оздоровления ребенка, предлагаются разнообразные материалы и рекомендации для родителей.

Следующая форма взаимодействия – это анкетирование.   В марте этого года мы проводили анкетирование родителей с целью - проанализировать работу детского сада по укреплению здоровья детей и снижению их заболеваемости.  В анкетировании приняли участие 62 родителя. Анкеты помогли нам выяснить, на что должны обращать особое внимание семья и детский сад, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка, какие закаливающие процедуры, на взгляд родителей наиболее приемлемы для ребенка и т.д. По итогам мы увидели, что большинство родителей внимательно относятся к вопросам здоровья своих детей, следят за состоянием работы детского сада по этому направлению.

Фотовыставки для родителей – всегда вызывают большой интерес. На них размещаются фотографии детей, выполняющих различные физические упражнения, или фотографии с мероприятий. Использование данных форм общения с родителями играет важную роль в формировании педагогической культуры  родителей, способствует возникновению интереса к физической культуре в ДОУ.

Размещение материала на сайте ДОУ - родители в любое время интерактивно могут получить информацию по вопросам физического развития детей. На нашем сайте есть раздел «Взаимодействие с семьей», в котором размещены такие материалы по сохранению и укреплению здоровья детей, как консультации «Какой вид спорта выбрать?», «Физическое развитие ребенка. С чего начать?», «Спорт для дошколят» и др.

Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. Только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам укрепления и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

В период дошкольного детства у детей закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития, начинают складываться привычки и черты характера. Этот период особенно благоприятен для приобретения и закрепления необходимых навыков и привычек. Развитие ребенка находится в зависимости от условий среды, организации всей его жизни и воспитания, в частности физического.

Сегодня тотальное ухудшение состояния здоровья детского населения является одной из самых острых проблем, стоящих перед обществом. Поэтому сегодня объектом пристального внимания педагогов, родителей, общества становится здоровье детей. Ведь именно здоровье является условием усиленного роста и развития духовного и физического совершенствования каждого человека.

На этапе дошкольного развития у детей от трех до семи лет все механизмы адаптации находятся в крайнем напряжении, поэтому избыточные нагрузки на неокрепший детский организм могут привести к необратимым последствиям.

Работая с детьми, я обратила внимание, что родители в стремлении «усилить» и ускорить процесс обучения детей множеством дополнительных занятий и кружков, и тем самым реализовать свои амбиции, при этом не учитывают возрастные, индивидуальные и физические возможности своих детей, что приводит к неблагоприятным последствиям. Дети часто болеют, имеют различные хронические заболевания, некоторые стоят на диспансерном учете. Конечно и многие другие факторы влияют на здоровье.

Ученные говорят, что на 20% здоровье зависит от генотипа, на 20% от экологии, на 50% от образа жизни, и лишь на 10% от медицинского обслуживания.

Наблюдая за детьми нашей группы, беседуя с ними, я поняла, что многие их проблемы исходят от неправильного образа жизни в семье. Современные родители часто недооценивают факторы, укрепляющие, либо подрывающие здоровье их детей. Ведь 75% болезней взрослых приобретены ими в годы детства. Так 20%-30% детей уже сейчас имеют избыточную массу тела, что опасно нарушениями в работе сердечно-сосудистой системы. Серьезным фактором риска является низкая двигательная активность детей, отсутствие двигательной нагрузки, пристрастие к сидячим, особенно компьютерным играм, приводит к нарушению мышечного тонуса и нарушению осанки. Так же недостаточное пребывание на свежем воздухе является причиной гипоксии, то есть недостатку кислорода. А в условиях кислородной недостаточности прогрессируют различные хронические заболевания.

Исходя из своих наблюдений, бесед с детьми и родителями, проведенного анкетирования, я сделала вывод, что решить проблему улучшения физического воспитания детей можно благодаря желанию и усилиям педагогов и родителей. Причем главенствующая роль в этом вопросе отводится семье.

Понимая важность решения этого вопроса я определила следующие задачи:

Провести анализ состояния детей старшего возраста (Диагностика);

Изучить роль семьи, семейных традиций в физическом воспитании детей дошкольного возраста;

Разработать программу оптимизации физического воспитания, используя семейные традиции;

Определить преемственность ДОУ и семьи в физическом воспитании детей.

Итак, мы знаем, что здоровье – великое благо для достояния всего общества. Недаром народная мудрость гласит«Здоровье – всему голова!»

Одним из важных аспектов оздоровления детей является физическое воспитание в семье. По определению А. Х. Маковецкого, диапазон воздействия семьи на детей так же широк, как и диапазон общественного воздействия. Семья обладает особыми дополнительными, присущими только ей, возможностями – формирование эмоциональной культуры, привычек человека. Семья является стимулирующей средой в формировании личности ребенка и его всестороннего развития. Так почему многие родители уделяют достаточно внимания физической культуре, а другие нет?

В качестве факторов физического воспитания в семье выступают :

Показатели состояния здоровья и психического развития ребенка, причем, чем ниже уровень здоровья ребенка, тем больше внимания родители уделяют его физическому воспитанию;

Стимулирующем фактором является: социальные и демографические особенности семьи, а так же наличие в семье традиций здорового образа жизни;

Несомненным фактором, влияющим как на уровень физического развития, так и на формирование стремления к активному использованию физических упражнений, является педагогическая компетентность родителей относительно выбора и эффективного использования средств физической культуры.

Механизм воздействия семейных традиций физического воспитания на ребенка достаточно широк. Это:

Социальные требования и установки – убеждения в значимости использования традиционных для семьи способов укрепления здоровья.

Важным элементом в воспитании детей является организация условий жизни в семье (режим дня, рацион питания, комплекс культурно-гигиенических навыков, физические упражнения, подвижные и спортивные игры, спортивные игры, туризм и др.)

Физкультурно-оздоровительные мероприятия (закаливающие процедуры, утренняя гимнастика).

Способы и приемы формирования у подрастающего поколения мотивации здорового образа жизни (беседы, чтение литературы, личный пример родителям и другим членам семьи).

Исходя из вышеперечисленных факторов семья способна сформироваться к концу дошкольного возраста – осознанное отношение ребенка к проблеме поддержания здоровья посредством своих специористических возможностей – это пример родителей и других членов семьи, наличие семейных традиций активного отдыха (туризм, семейные праздники, подвижные игры, укрепление здоровья через закаливание, занятие спортом).

Но многие родители недооценивают роли семьи в обеспечении создания условий для позитивного, физического развития ребенка.

В связи с этим мною были проведены беседы и консультации с родителями о пользе физической культуре и условиях ее реализации посредством ценностно-ориентирующей функции:

- образец для подражания;

- оценка членами семьи своей деятельности;

- полоролевое воспитание;

- мотивация поведения.

Все это способствует от вредных привычек и приобщению к здоровому образу жизни. Также анализ специальной литературы в беседах с родителями наглядно показал, что формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом происходит посредством принятия ребенком социальных семейных законов и целей через осознание необходимости и пользе данной деятельности.

Таким образом, правильно организованное физическое воспитание в семье выступает, как условие и фундамент психического благополучия дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формы работы ДОУ при взаимодействии с семьей по вопросам физического воспитания детей"

Физическое развитие и оздоровление детей 3-7 лет не является изолированным направлением работы детского сада. Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можн...

"Взаимодействие ДОО с семьями по вопросам физического воспитания дошкольников"

В данной консультации описывается,как можно путём совместной работы родителей и ДОО воспитать развитого ребёнка....

Презентация «Взаимодействие педагогов и родителей по вопросам физического воспитания детей с ОВЗ (ДЦП) в рамках реализации ФГОС ДО»

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значите...

Консультация для воспитателей: «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам физического воспитания детей»

В консультации рассказывается о том, какие формы работы с родителями используются в нашем детском саду, как улучшить работу с родителями. Ведь только в совместной деятельности с родителями можно получ...

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам физического воспитания дошкольников

Физкультура играет важную роль в формировании всех систем и функций организма, во всестороннем развитии ребенка и является не однодневным мероприятием, а предполагает целенаправленную систематическую ...