Методическая разработка бинарного занятия «Поможем Аленушке найти Иванушку»
методическая разработка по физкультуре (средняя группа)

Данный материал можно использовать в коррекционно-педагогической работе как с детьми с различными нарушениями слуха (в т.ч. и с детьми после кохлеарной имплантации), так и с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл binarnoe_zanyatie.docx34.84 КБ

Предварительный просмотр:

казённое общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»

Методическая разработка бинарного занятия «Поможем Аленушке найти Иванушку»

Методическая разработка включает в себя технологическую карту бинарного занятия в дошкольной группе третьего года обучения по теме «Поможем Аленушке найти Иванушку» и самоанализ проведенного открытого занятия, иллюстрации и опорные таблицы, картотека упражнений на дыхание, картотека стихотворений на тему «Числа», фотоотчет.

Бинарное занятие проводится двумя педагогами, поскольку реализует задачи по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Физическое развитие» (направления «Познание» и «Физическая культура») непосредственной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» и «Физической культуре». Данный материал можно использовать в коррекционно-педагогической работе как с детьми с различными нарушениями слуха (в т.ч. и с детьми после кохлеарной имплантации), так и с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Составители:

Воспитатель Бакиева Марина Владимировна

Учитель-дефектолог  Рычкова Ирина Евгениевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД

Тема:  «Поможем Аленушке найти Иванушку».

Цели: закрепление элементарных математических представлений на базе НОД «Физическая культура».

Задачи по образовательной области «Познавательное развитие» направления «Познание» – «ФЭМП»:

  1. Учить на материале спортивного оборудования сравнивать предметы по величине (высоте и длине), учить преобразовывать одни плоскостные геометрические формы в другие.
  2. Закреплять названия геометрических фигур, представление о числе и количестве 2, учить ориентироваться в пространстве и собственном теле (вверху– внизу, слева–справа).
  3. На материале темы развивать мышление (операции сравнения), умение двигаться в заданном направлении, слуховое восприятие, произношение, эмоциональную окрашенность речи, вариативность высказываний, развивать зрительное восприятие, координацию движения, моторику.

Задачи по образовательной области «Физическое развитие», направление «Физическая культура»:

  1. Учить детей лазать по гимнастической стенке; прыгать через препятствия с продвижением вперед; ходить по гимнастической скамейке передом, по «кочкам».
  2. Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. 
  3. Воспитывать у детей умение соблюдать правила в подвижной игре.
  4. Продолжать развивать речь посредством движения.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к занятию, дружеские отношения между детьми, понимание идеи сказки о том, что добро побеждает зло.

 

Планируемые результаты

Предметные

  • знать названия геометрических фигур.
  •    уметь сравнивать предметы по высоте и длине;
  • уметь ориентироваться в пространстве и собственном теле;
  • уметь образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов;
  • уметь двигаться в пространстве в заданном направлении;
  • иметь представление о количественном и порядковом значении чисел (до 3);
  • уметь влезать на   гимнастическую стенку приставным способом;
  • уметь прыгать через препятствия с продвижением вперед; ходить по гимнастической скамейке передом, по «кочкам».

Метапредметные

  • систематизировать и обобщать имеющиеся знания, формировать целостное восприятие изучаемого материала; 
  • определять цель и задачу деятельности на занятии, планировать её реализацию, осуществлять, контролировать и оценивать свои  действия и их результаты;
  • понимать и выполнять задания педагога.

 

Личностные

  • проявлять интерес к предмету;
  • использовать слуховые возможности: воспринимать речь окружающих на слух, в т.ч. шепотную;
  • контролировать собственную речь и речь сверстников, исправлять ошибки в речи собеседника;
  • выражать свои эмоции на занятии;
  • выполнять движения крупной и мелкой моторики, требующие навыков координации;
  • уметь объяснять свои действия;
  • участвовать в осуществлении общей цели.
  • подводить итог собственной деятельности

Межпредметные связи: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, ознакомление с окружающим миром, социокультурные истоки.

Ресурсы занятия: спортивный зал оформлен элементами «волшебного» леса;  доски для ходьбы –длинная и короткая (2 шт.), гимнастическая стенка, разноцветные бруски (4 шт.), разноцветные сферы для ходьбы (6 шт.), тоннель «Гусеница», модули для сборки геометрических фигур, аудиозаписи плача и смеха, игрушки кукольного театра: Аленушка, Иванушка, Баба Яга, иллюстрации к русским народным сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», музыкальная картотека.

Ход НОД

Содержание деятельности педагогов

(Педагог 1 - воспитатель группы,

Педагог 2 - учитель-дефектолог)

Содержание деятельности обучающихся

I. Организация начала, закрепление понятий «высокий, ниже, низкий».

Педагог 1 предлагает детям фразы для восприятия на слух (за экраном), в т.ч шепотом:

- Постройтесь по росту, входите.

- Посмотрите, ребята, вы правильно построились по росту?

Кто самый высокий? Кто ниже Вари? Кто самый низкий? Почему последняя - тётя Ира? Где она должна стоять?

- Молодцы! Поздоровайтесь с гостями!

- Как можно поздороваться по-другому?

- Мы в спортивном зале, он сегодня похож на волшебный лес. Как думаете, зачем?

Воспитанники воспринимают на слух вопросы и инструкции, отвечают, выполняют:

Дети строем входят в спортивный зал, последней в строю идет Педагог 2.

- Она ошиблась! Она должна стоять первой!

- Привет!

- Доброе утро! Здравствуйте!

- Будем прыгать, бегать, … .

Сюрпризный момент,  разминка, постановка задачи «Поможем Аленушке».

- Слушайте. Что слышите?                                                                                                                          

- Что это за звук?

- Звук называется «плач». Где звучит плач?

- Нам надо добраться туда, чтоб узнать, кто плачет и почему.

- Повернитесь! Идите! (Ходьба по кругу)

- Смотрите, пауки! (упражнение «пауки»)

- А тут в лесочке  - медведи (упражнение  «Медведи»).

- Смотрите. Мы вышли к болоту. Прыгайте по кочкам.

- Перепрыгивайте через ручеек, что б не замочить ножки

- На нашем пути – тоннель!

Педагог 2:

- Вот кто тут плачет. Кто это?

- Спросите у девочки, как ее зовут.

- Меня зовут Алена (хоровое и индивидуальное проговаривание с элементами фонетической ритмики).

- Ребята, всех можно назвать по имени ласково: Егора - Егорушкой, как назвать Леру? А Ерёму?

-  Как назвать ласково Алену?

- Спросите Аленушку, почему она плачет.

- Злая Баба Яга украла Брата Ваню (Иванушку). Помогите мне!

- Ребята, из какой сказки наши герои? Выберите иллюстрации к этой сказке.

-Поможем Аленушке?

Дети зовут Бабу Ягу, слышат ее смех.

- Надо узнать у Бабы Яги, как спасти Иванушку.

- Вы должны выполнить 2 задания.

- Я слышу звук!

- Кто-то плачет.

- Там, далеко!

Дети, выполняя упражнения разминки, передвигаются по залу в направлении источника звучания.

В конце последнего упражнения разминки (на выходе из тоннеля), дети «встречают» плачущую Аленушку.

- Это девочка.

- Как тебя зовут?

- Почему ты плачешь?

- Лерочкой, Еремушкой и тд.

- Аленушка, почему ты плачешь?

- Ай! Ай! Ай!

- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Дети выбирают 3 иллюстрации из ряда других.

 - Да!

Появляется Баба Яга, смеётся, дети просят:

- Отпусти Иванушку.

II. Основная часть. 

Закрепление числа и цифры 2.

Педагог 2

- 2 задания! Ого! 2 - это сколько? Покажите 2 пальчика. Найдите цифру 2. Расскажите стихотворение про число 2.

Дети показывают 2 пальчика, находят цифру 2 при выборе из нескольких цифр, читают с движениями четверостишие о числе 2.

Два хлопка над головой,

два хлопка перед собой.

Две руки за спину прячем

И на двух ногах поскачем.

Упражнение «Высокое дерево»

Педагог 1

-Чтобы выполнить первое задание, нужно залезть на высокое дерево. Наверх! Куда? Покажите. Коснуться «волшебного клубка», а потом спуститься вниз.

«Залезание на дерево и спуск с него»: добежать до гимнастической стенки, залезть на нее приставным способом, дотронуться до волшебного клубка и спустится с нее.

Упражнение «2 тропинки»

Педагог 1

- Слушайте второе задание. Сначала надо пройти по длинной дорожке. Покажите длинную дорожку. Какая дорожка короче?

Педагог 2

- Перед вами 2 поляны. Поднимите левую руку. Какой формы поляна слева (справа)?

- Баба Яга просит на  треугольную поляну посадить высокую ёлочку. Где треугольная поляна?

- Будем думать.

Дети проходят друг за другом по длинной лавочке.

- Круглая! (Квадратная)

- Нет треугольной поляны!

Моделирование «Превратим квадрат в треугольник»

- Подумайте, из чего можно сделать треугольник?

А давайте квадрат  превратим в треугольник!

- Ах, какие молодцы! Мы выполнили задания Бабы Яги.

- Из квадрата!!

Дети изменяют форму квадрата на треугольник.

- Ура!

Подвижная игра «Определи форму окружающих предметов»

Баба Яга «возвращает» Иванушку.  Дети рады. Аленушка и Иванушка благодарят детей.

Баба Яга:

- Спасибо, ребята! Вы такие добрые, сильные и смелые! Простите меня, я больше не буду никого обижать!

- Простим ее, ребята?

- Давайте пригласим Бабу Ягу с нами поиграть. Тут картинки. Бегайте, пока слышите музыку. Музыки нет нет - берите картинки. Определите форму и положите на такую же поляну.

- Да!

На полу разложены картинки изображением вниз.

При остановке звучания дети быстро распределяют изображения привычных предметов (мяч, часы, флажок, …) на соответствующую поляну, сопровождая называнием формы предмета.

III. Подведение итогов, рефлексия

- Как много мы сегодня успели.

- Что мы делали? Зачем?

- Вам понравилось помогать людям?

- И герои вам говорят: «Спасибо вам, ребята!»

- Вы все молодцы. Завтра будем ….

- Спасибо всем. До свидания.

- Мы играли, …,  помогли Аленушке найти брата Иванушку.

- До свидания.

САМОАНАЛИЗ

Тема:   «Поможем Аленушке найти Иванушку».

Цели: закрепление элементарных математических представлений на базе НОД «Физическое развитие».

Задачи по образовательной области «Познавательное развитие» направления «Познание» – «ФЭМП»:

1. Учить на материале спортивного оборудования сравнивать предметы по величине (высоте и длине), учить преобразовывать одни плоскостные геометрические формы в другие, учить ориентироваться в пространстве и собственном теле.

2. Закреплять названия геометрических фигур, представление о числе и количестве 2.

3. На материале темы развивать мышление (операции сравнения), умение двигаться в заданном направлении, слуховое восприятие,  произношение, эмоциональную окрашенность речи, вариативность высказываний, развивать зрительное восприятие, координацию движения, моторику.

Задачи по образовательной области «Физическое развитие», направление «Физическая культура»:

1.Учить детей лазать  по гимнастической стенке; прыгать через препятствия с продвижением вперед; ходить по гимнастической скамейке передом, по «кочкам».

2.Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость.

3.Воспитывать у детей умение соблюдать правила в подвижной игре.

4.Продолжать развивать речь посредством движения.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к занятию, дружеские отношения между детьми, понимание идеи сказки о том, что добро побеждает зло.

       Форма проведения – бинарное занятие. Бинарное  занятие – это одна из форм интеграции предметов и реализации межпредметных связей.   Основная цель бинарного занятия – систематизация и обобщение имеющихся знаний, формирование целостного восприятия изучаемого материала.
      В первую очередь, это нетрадиционный вид занятия, в подготовке и проведении которого участвуют либо два, а может три педагога. Бинарное учебное занятие – это занятие, при подготовке которого педагоги совместно планируют формы и методы работы, как свои, так и обучающихся, но проводит каждый педагог свою часть учебного занятия автономно.
Тема учебного занятия (как интегрированного, так и бинарного) формулируется исходя из возможностей общего содержания учебных программ, реализуемых данными педагогами.
Однообразные, скучные, монотонные  занятия - на бинарном занятии становятся интересными и увлекательными,  дети активны на протяжении всего занятия.

Таким образом, бинарные занятия обладают огромным воспитательным потенциалом, формируют убеждение в связанности предметов и целостности мира, позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы

Занятие подготовлено для дошкольников группы 3 года обучения. В группе 7 человек, имеющих различные слуховые и речевые возможности (от непроизвольных голосовых реакций и крика, до фразовой речи), обусловленные различной степенью нарушения слуха и разным способом слухопротезирования: 1 ребенок имплантирован билатерельно, 3 детей – пользователи 1 КИ разного периода реабилитации, 3 ребенка не используют  слуховые аппараты).

Тематика определена рабочей программой данного года обучения по разделам: ФЭМП, Физическая культура, Развитие речи, Развитие слухового восприятия и обучение произношению, Ознакомление с окружающим миром, Социокультурные истоки.

Элементарные математические представления: счет, сравнение предметов по длине и высоте, ориентировка в пространстве и собственном теле, названия геометрических фигур, закреплялись во время выполнения основных видов движения по  физической культуре.

При организации выполнения основных видов движений использовали поточный способ, целью которых было развитие и укрепление мышц ног, спины, развитие координаций, профилактика нарушения осанки. Дети были заинтересованы качественным выполнением упражнений, так как от этого зависело успешное прохождение «препятствий».

Объем предложенного речевого материала несколько выше требований программы 3 г.об. (например, сложноподчиненные предложения с союзами чтобы и потому что, предложно-падежные конструкции), но доступен для большинства детей. Для детей с более низким уровнем речевого развития предложены такие виды работ, как отраженное проговаривание, хоровое проговаривание, подражание действиям других детей.

Составление связного высказывания находится на начальной стадии формирования: вопросно-ответной форме.

Все виды работ основаны на игре, что является естественной деятельностью для младших дошкольников.

Произносительные возможности реализовались с помощью фонетической ритмики, опоры на глобальное чтение.

На занятии использованы такие методы работы, как драматизация, сказкотерапия, куклотерапия,

Слуховое восприятие развивалось непосредственно через предложенный на слух речевой и неречевой (звукоподражания) материал.

Здоровьесберегающие технологии реализовывались через постоянную смену деятельности, перемещения детей по кабинету, движения, направленные на развитие координации движений, движений крупной и мелкой моторики рук.

Считаем, что все цели данного занятия выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка бинарной совместной деятельности педагогов с детьми

Методическая разработка совместной деятельности педагогов с детьми старшего дошкольного возраста для проведения  итогового мероприятия по ознакомлению с родным  городом....

Методическая разработка бинарной совместной деятельности педагогов с детьми

Рассказ  воспитателя  о детях  блокадного  города,  слайды, чтение художественной литературы  по  теме "Блокада"...

Методическая разработка бинарной совместной деятельности педагога с детьми младшего дошкольного возраста

Методическая разработка совместной деятельности педагогов с детьми младшего возраста для проведения итогового мероприятия...

Методическая разработка бинарной совместной деятельности педагога с детьми

Методическая разработка бинарной совместной деятельностм педагога с детьми младшего возраста для проведения итогового мероприятия...

Методическая разработка бинарного занятия воспитателя и психолога на тему "Весна пришла"

методическая разработка бинарного занятия(НОД) психолога и воспитателя для старшей группы ЗПР....

Квест – игра «Поможем Аленушке найти книгу» Подготовительная группа

Создать условия для активной двигательной и познавательной деятельности детей,  прививать интерес к русским народным играм и сказкам, развивать физические качества, уметь выполнять игровые задани...

Методическая разработка Конспект занятия «Поможем Царевне — Несмеяне»»

Цель: Закреплять и обобщать полученные знания по ФЭМП средствами театрализованной деятельности.Задачи: Образовательные. - Закрепить умение различать и называть геометрические фигу...