Привлечение детей, имеющих аутистический спектр, к спортивным занятиям в группе через снижение чувствительности
статья по физкультуре

Бородулина Елена Владимировна

Привлечение детей, имеющих аутистический спектр, к спортивным занятиям в группе через снижение чувствительности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Привлечение детей, имеющих аутистический спектр, к спортивным занятиям в группе через снижение чувствительности

Проблема аутизма становиться все более актуальной для современной психопатологии, специальной педагогики. Количество детей, страдающих аутизмом, с каждым годом увеличивается.

На данный момент признано, что помощь средствами социальной и психолого-педагогической реабилитации требуется ребенку с аутизмом не меньше, а во многих случаях даже больше, чем медицинская. Развитие аутичного ребенка не просто задержано, оно искажено: нарушена система смыслов, поддерживающих активность ребенка, направляющих и организующих его отношения с окружающим миром. Именно поэтому ребенку с аутизмом затруднительно применять в, реальной,жизни, имеющиеся у него знания и умения.

Двигательная сфера детей с аутизмом характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями формирования предметных действий и бытовых навыков, нарушениями мелкой и крупной моторики. Детям свойственны, в частности, нарушения в основных движениях: тяжелая, порывистая походка, импульсивный бег с искаженным ритмом, лишние движения руками или нелепо растопыренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, отталкивание при прыжке с двух ног. Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скованны, с отсутствием пластичности. Для детей являются трудными упражнения и действия с мячом, что связано с нарушениями координации и мелкой моторики рук.

Детей с аутизмом сначала рекомендуется обучать восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела — начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходя к движениям туловищем и ногами. При двигательном и эмоциональном участии ребенка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий мир.

Физкультурно-оздоровительные занятия с ребенком аутистом направлены:

на укрепление здоровья, своевременное формирование двигательных умений, навыков и основных физических качеств;

коррекцию нарушений двигательной сферы и психомоторики;

стимуляцию физического и двигательного развития, произвольной двигательной активности;

создание предпосылок и стимуляцию интеллектуального и речевого развития;

педагогический процесс формирования личности, обеспечивающий условия для последующей социальной адаптации и интеграции детей в общество.

Для ребенка с РАС важно гармоничное развитие всех сторон личности, в том числе и физической.

Спортивные занятиянеобходимо начинать с того, что ребенку уже знакомо, и он умеет выполнять. Новый материал необходимо вводить постепенно, чтобы не вызвать негативные реакции на занятии либо полный отказ от них. Обязательно учитывать особенности ребенка, его интересы и уровень развития.

В занятие необходимо включить:

1. Упражнения на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, активизацию межполушарного взаимодействия (пальчиковые игры, игры с крупой, водой, различными фактурными поверхностями).

2. Упражнения, включающие лазания, перелазания, залезания, перелезания, подлезания, ползания различными способами (можно использовать различные спортивные модули, комплексы, либо выстроить полосу препятствий из подручных материалов с учетом техники безопасности).

3. Упражнения на освоения телесного и окружающего пространства (задания можно выполнять в различных исходных положениях).

4. В конце занятия, а так же между заданиями и упражнениями необходимо использовать самомассаж, растяжки и дыхательные упражнения.

5. При необходимости включить в занятие упражнения на снятие и устранение,навязчивых, движении

Как известно легко возникающие страхи и повышенная тревожность, затрудняющие активные взаимодействия ребенка с окружающим миром, характерны для многих нарушений психического развития. Проблема страхов является одной из наиболее выраженных поведенческих проблем и у детей с аутистическим развитием, при котором исходно отмечается особая чувствительность ребенка по отношению к ряду сенсорных воздействий окружающего мира.

Проблема страхов по-разному проявляется при разных вариантах аутистического дизонтогенеза. Это может быть и полное отсутствие чувства реальной опасности, и чрезмерная осторожность; постоянная тревожность и фиксация отдельных страхов; паническая реакция на пугающий объект или ситуацию и особое влечение к «страшному».

Лёгкость возникновения страхов связана,как мы видим, с особой избирательной сензитивностью такого ребёнка к сенсорным впечатлениям определённой модальности (звуковым, тактильным, зрительным, вкусовым, обонятельным, когда субъективно повышается интенсивность определённых раздражителей.

Решая эти проблемы, в нашей работе, мы отводим большую роль снижению чувствительности к окружающему миру привлечение детей с РАС к спортивным занятиям в группеГрупповые занятия способствуют развитию двигательных и сенсорных систем, повышению активности ребёнка, развитию его коммуникативной,социальной и эмоциональной сфер. Основные цели таких занятий-способствовать взаимодействию и общению между детьми, а также между ребёнком и взрослым.

Контакты с другими детьми дают ребёнку дополнительные впечатления, новые эмоциональные переживания,развивают его подражательные способности, стимулируют интерес и доброжелательное отношение к сверстникам, создают условия для развития взаимодействия в совместных занятиях и играх. Сразу же хочется привести пример:

Андрею 4 года. На индивидуальных занятиях мальчик категорически отказывался проползти в туннели. Пробовали заинтересовать ребёнка разными способами, но Андрей так и не решился заползти во внутрь. На групповом занятии наблюдая за детьми, как дети с удовольствием проползают через туннель самостоятельно без участия взрослых включился в процесс игры. Интерес одержал победу над страхом. На данный момент это задание является для мальчика одним из любимых.

Оли 5 лет. Девочка отказывалась принимать участие в совместных играх. Ей очень нравилось наблюдать за игрой детей в сухом бассейне, но находиться вместе с детьми она боялась. Со временем Оля поняла, что опасности нет, и на данный момент девочка с удовольствием играет с детьми не только бассейне, но и в другие совместные игры.

На занятии некоторые дети закрывали уши при стуке в бубен. Я предложила детям самостоятельно стучать в него. Эксперимент удался, дети стали спокойно реагировать на этот звук.

Во время проведения групповых занятий в комнате находится не только инструктор, но и воспитатели, которые принимают,непосредственное, участие создавая безопасные условия общения между детьми и направляя их на выполнение поставленных задач.

В своей работе я использую следующие задачи:

стимулировать появление эмоционального отклика детей на подвижные игры и игровые упражнения и желание участвовать в них;

преодолевать двигательный негативизм у детей;

развивать у детей потребность в физических движениях и желание их выполнять по подражанию и образцу действия взрослого ;

развивать физические качества, позволяющие ребёнку ориентироваться в пространстве по подражанию действиям взрослого, по образцу, а в дальнейшем по словесной инструкции взрослого и самостоятельно;

в процессе выполнения различных упражнений, развивать у детей представления о скоростно-силовых характеристиках (быстро-медленно, громко-тихо);

развивать у детей реакцию на сигнал и действия в соответствии с ним;

целенаправленно развивать сенсорно-перцептивные, координационные способности детей;

развивать тонкую моторику в действиях с мелкими предметами, в различных пальчиковых и кистевых упражнениях;

развивать доступную для детей активность, самостоятельность, произвольность в ходе совместной деятельности детей и взрослых.

Физическое развитие и воспитание детей, с аутическим спектром,осуществляется в разных формах, которые отражают тесную взаимосвязь между психолого-педагогическим и медицинским аспектами коррекционно-воспитательной работы. Это могут быть занятия физкультурой, подвижные игры, физкультурные упражнения, спортивные развлечения, лечебная физкультура, массаж и закаливание.

Опираясь на небольшой опыт работы в привлечении детей РАС к спортивным занятиям, в группе, хотелось бы отметить положительные стороны этого направления. Дети стали более коммуникабельные, легко идут на контакт не только со взрослыми, но и с детьми. Спокойнее реагируют на посторонние звуки и смену обстановки. Также, хочется отметить и отрицательные стороны. Не все дети готовы посещать групповые занятия, так как они являются отвлекающим звеном в совместной деятельности детей.

В заключение хочется призвать взрослых больше доверять детям. Не торопитесь делать что-то за них или активно помогать в выполнении тех или иных действий. Если у ребенка что-то не получается, остановитесь и подумайте. Верно, ли выбран материал, хорошо ли объяснено задание? Взрослый может показать, присоединиться, немного помочь, чуть-чуть поправить, но не более. Помните, что ваша задача сейчас не помочь сделать, не научить, а качественно прокомментировать, связав все, с чем сталкивается и что делает ребенок с его переживаниями, впечатлениями, опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий"

Возможность включить в распорядок дня совместные занятия одного из родителей с ребенком существует почти всегда. Необходимо уделять ребенку ежедневно хотя бы несколько минут. ...

ДЕТИ С АУТИСТИЧЕСКИМ СПЕКТРОМ в ДОУ. ПРОБЛЕМЫ.ПУТИ ПОМОЩИ.

1. Адаптация детей с аутистическим спектром к ДОУ.2.Моторное развитие детей с аутистическим спектром.3. Подготовка к школе детей с аутистическим спектром.4. Развитие памяти, внимания, восприятия у дет...

Консультации для родителей. "Особенности детей с аутистическим спектром расстройств"

Материал предназначен для родителей и педагогов, которые взаимодействуют с детьми РАС. Кто такие аутисты и какие у них есть особенности. Каким образом строить работу с детьми, какими приемами пользова...

Предметно-пространственная среда для детей с аутистическими спектром

Предметно-пространственная среда для детей с аутистическими спектром является одним из ключевых аспектов в поддержке их развития. Дети с аутизмом часто имеют проблемы в общении и взаимодействии с окру...