Теоретические аспекты влияния подвижных игр на развитие двигательной активности детей дошкольного возраста
статья по физкультуре (младшая группа)

Ивашутина Екатерина Андреевна

В самостоятельной деятельности дети младшего возраста больше, чем старшие дети, двигаются, поскольку в силу возрастных особенностей не могут долго сосредоточиться на таких занятиях, как рисование, лепка, рассматривание книг, слушание сказок. Подавляющая часть их самостоятельной деятельности уходит на действия с предметами и игрушками. Свою активность они проявляют в многократно повторяющихся движениях: перебегают с одного места на другое, перенося игрушки или какие-либо предметы, влезают и слезают с невысоких скамеек, диванчиков, ходят и бегают, водят автомобили, каталки, бросают и катают мячи. Потребность в движениях у маленьких детей проявляется ярче и ограничить ее бывает значительно труднее.

В тоже время по ряду причин активность детей ограничивается. Много времени в группах младшего возраста уходит на кормление, переодевание, гигиенические процедуры. Также со стороны взрослого много запретов: «не ходи», «не лезь», «не беги» и др. Как справедливо отмечает А. Д. Кошелева, раннее ограничение взрослым двигательной активности ребенка наносит вред его развитию в целом, в том числе и эмоциональной сферы.

Задачи всех педагогов в детском саду – поддерживать и закреплять естественный интерес к движениям, организовать жизнь малышей так, чтобы они имели возможность двигаться по потребности, чтобы упражнения в движениях способствовали их физическому развитию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_podvizhnyh_igr_na_dvigatelnoe_razvitie_detey.docx49.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 12 общеразвивающего типа с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников

Петродворцового района

г. Санкт-Петербурга

Теоретические аспекты влияния подвижных игр на развитие двигательной активности детей дошкольного возраста

Автор работы: воспитатель Ивашутина Е. А.

Санкт-Петербург

2020 г.

Оглавление

Теоретические аспекты влияния подвижных игр на развитие двигательной активности детей дошкольного возраста

Сущность понятий «активность» и «двигательная активность»         стр. 6

Особенности развития двигательной активности детей дошкольного возраста………………………………………………………………… стр. 9

Классификация подвижных игр и особенность их проведения с детьми дошкольного возраста…………………………………………………стр. 15

Выводы …………..…………………………………………………….. стр. 21

Библиографический список……………………………………………стр. 39


Теоретические аспекты влияния подвижных игр на развитие двигательной активности детей дошкольного возраста

Сущность понятий «активность» и «двигательная активность»

Одним из наиболее важных направлений физического воспитания детей дошкольного возраста является двигательная активность.

Раскроем определения понятия «активность», «двигательная активность». По мнению В.П. Дудьева, активность - деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность проявляет себя в активации различных рефлексов, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения. Таким образом, активность — это всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.

О.В Головин считает, что двигательная активность (далее – ДА) - естественно биологическая, социально обусловленная потребность организма ребенка в движении, от степени удовлетворения которой зависит состояние его физического и психического здоровья.

Являясь естественной биологической потребностью живого организма, ДА относится к основному специфическому средству физического воспитания дошкольников, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. ДА оказывает на ребенка многостороннее воздействие, способствуя осуществлению задач умственного, нравственного, художественно-эстетического, физического развития, а также развития его психических функций. В режиме работы дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) ДА реализуется через основные организационные формы, среди которых: утренняя гимнастика; НОД по физической культуре; физкультурные минутки; прогулки на открытом воздухе; подвижные игры и игры с элементами спортивных игр; физкультурно-оздоровительные, спортивно-массовые развлечения и другие.

Наряду с самостоятельной ДА ребенка, выделяют еще и организованную педагогом или нормированную ДА. Уровень такой ДА является генетически обусловленной величиной. Исследования показывают, что для человека существует некая норма ДА, которая должна быть такой же определенной, как интенсивность обмена веществ или количество потребляемой пищи. При этом более высокая ДА существенно улучшает физическое развитие организма, а хорошее физическое развитие организма, в свою очередь, стимулирует ДА. Это отражает обоюдную зависимость между ДА и физическим развитием. Например, у детей дошкольного возраста при продлении послеобеденного отдыха значительно увеличивается ДА в вечернее время.

Такая ДА, особенно в дошкольном возрасте выступает фактором средового влияния и опосредована в основном научением и тренировкой (т.е. многократным повторением изученного материала), которые должны осуществляться воспитателем в режиме дня при помощи различных средств, методов и форм организации физического воспитания детей.

В теории и методике физического воспитания дошкольников выделяют различные параметры, характеризующие нормирование ДА. Однако к оптимальным и более информативным параметрам мы все же относим нормирование объема ДА ребенка по времени, отводимым на выполнение физических упражнений и физиологическую стоимость физической нагрузки, определяемую частотой сердечных сокращений. Объем общей ДА должен составлять не менее 50-60% периода бодрствования ребенка от общего 12-ти часового пребывания его в детском саду, предполагая:

- первое, перевод хаотичной ДА ребенка в нормированный (т.е. организованный педагогом) режим;

- второе, нормирование ДА детей в режиме дня в пределах 25-30% от общего ее объема;

- третье, расширение объема ДА, без нарушений общей структуры режимных моментов;

- четвертое, сокращение организационной части всех режимных моментов;

- пятое, перераспределение содержания двигательного материала в режиме дня.

Кроме того, воспитателям при планировании режима ДА детей необходимо учитывать то обстоятельство, что наиболее благоприятной и приемлемой для организма ребенка дошкольного возраста является физическая нагрузка преимущественно циклического характера (это различные виды ходьбы, бега, передвижений на лыжах, езда на велосипеде и другие), которая должна занимать до 45-50% времени НОД по физической культуре.

Трудно переоценить положительное влияние ДА на развитие растущего организма ребенка и его функций. Известно, что в первые недели после рождения стимуляция мышц младенца связана с неспецифическими воздействиями (как правило, это понижение температуры внешней среды), а затем уже и специфическими, в виде непосредственной ДА. При каждом сокращении мышц ребенка возникают нервные импульсы, стимулирующие деятельность центральной нервной системы и внутренних органов. Реализация этих стимулов в процессе ДА служит тем пусковым механизмом, который и обеспечивает созревание структур и функций в развитии ребенка, поддерживая физиологически нормальную жизнедеятельность его организма.

Однако и саму потребность в ДА, как базовое условие нормального развития организма ребенка, нельзя рассматривать лишь в качестве функции возраста, обусловленную соответствующими изменениями организма. Она заметно изменяется в зависимости от особенностей физического воспитания, уровня двигательной подготовленности ребенка, и, наконец, условий его жизни.

Положительное влияние ДА на организм человека можно наблюдать и при соответствии объема и интенсивности физических нагрузок его возможностям. Если же физическая нагрузка превышает эти возможности, то она играет роль патологического стресса и вызывает отрицательные изменения в организме взрослого, а у ребенка перестает быть фактором развития.

ДА способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.

Таким образом, под ДА мы понимаем биологическую потребность организма в движении, от степени, удовлетворения которой зависит уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие.

Особенности двигательной активности

детей дошкольного возраста

В самостоятельной деятельности дети младшего возраста больше, чем старшие дети, двигаются, поскольку в силу возрастных особенностей не могут долго сосредоточиться на таких занятиях, как рисование, лепка, рассматривание книг, слушание сказок. Подавляющая часть их самостоятельной деятельности уходит на действия с предметами и игрушками. Свою активность они проявляют в многократно повторяющихся движениях: перебегают с одного места на другое, перенося игрушки или какие-либо предметы, влезают и слезают с невысоких скамеек, диванчиков, ходят и бегают, водят автомобили, каталки, бросают и катают мячи. Потребность в движениях у маленьких детей проявляется ярче и ограничить ее бывает значительно труднее.

В тоже время по ряду причин активность детей ограничивается. Много времени в группах младшего возраста уходит на кормление, переодевание, гигиенические процедуры. Также со стороны взрослого много запретов: «не ходи», «не лезь», «не беги» и др. Как справедливо отмечает А. Д. Кошелева, раннее ограничение взрослым двигательной активности ребенка наносит вред его развитию в целом, в том числе и эмоциональной сферы.

Задачи всех педагогов в детском саду – поддерживать и закреплять естественный интерес к движениям, организовать жизнь малышей так, чтобы они имели возможность двигаться по потребности, чтобы упражнения в движениях способствовали их физическому развитию. В дошкольном возрасте развитие ребенка происходит динамично и вместе с тем неравномерно, хотя в целом относительно высокими темпами. Дети способны быстро и легко запоминать показанные им движения. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимы многократные повторения. Систематические игры и упражнения под руководством педагога на физкультурных занятиях и вне их содействует расширению двигательных возможностей, улучшению качества движений.

Для формирования разнообразных движений используются игрушки физкультурные пособия, вызывающие у детей интерес и желание двигаться: обручи, вожжи, шары, мячи, трехколесные велосипеды и др.

Развивается чувство равновесия, глазомерной оценки направления и расстояния, сложнее и разнообразнее становятся действия с предметами.

Большая возбудимость, реактивность, пластичность нервной системы у детей способствует лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных двигательных навыков: ходьбы на лыжах, фигурного катания на коньках и плавания.

В условиях систематического руководства ребенок на четвертом году жизни совершенствует ходьбу, лазанье, бег. К четырем годам он может самостоятельно обслуживать себя: умываться, одеваться, есть и т. п., осваивать много разнообразных действий, позволяющих ему самостоятельно действовать в сфере его практической жизни.

Ребенок постепенно учится согласовывать свои движения с движениями других детей, приучается своевременно реагировать на сигналы извне, требующие изменить характер движения, его темп, силу или совсем прекратить движение и остановиться. Все большее место в развитии движений ребенка начинают занимать подвижные игры.

Очень важна роль подвижных игр в увеличении ДА детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движения в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей.

Наиболее эффективно проведение подвижных игр на воздухе. При активной ДА детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей.

Необходимо не только контролировать двигательную активность ребенка, но и помогать ему, подбирать новые упражнения, возмещающие нагрузку на слабо участвующие в работе мышечные группы. Так, необходимо обратить внимание на относительно слабо развитые у малыша мышцы живота и спины, обучая его при этом умению владеть своим телом.

К концу 4-го года жизни дети могут:

– ходить прямо, сохраняя заданное направление, не шаркая ногами;

– бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указанием воспитателя;

– сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая предметы;

– ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом;

– энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см;

– катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; бросать мяч вниз о пол и вверх 2–3 раза подряд и ловить его; метать предметы правой и левой рукой на дальность расстояния не менее 5 м;

– строиться в колонну, шеренгу, круг;

– выполнять общеразвивающие упражнения по сигналу педагога, согласовывать темп и ритм упражнений по показу воспитателя;

– самостоятельно скатываться на санках с горки, катать на санках друг друга;

– скользить по ледяной дорожке с помощью взрослых;

– передвигаться на лыжах ступающим и скользящим шагом, выполнять повороты на месте на лыжах;

– кататься на трехколесном велосипеде;

– погружаться в воду.

Основным средством физического воспитания ребенка должна быть игра.

Это обусловлено тем, что у малыша заметно преобладание процессов возбуждения над процессами торможения (особенно внутреннего). Поэтому длительно выполнять монотонную работу он не может, так как в двигательных центрах быстро наступает торможение, и ребенок устает. Игру можно рассматривать как эквивалент работы и жизни взрослого человека (поэтому дети так любят играть «в папу и маму», «в доктора» и др.). Для ребенка это особая форма жизнедеятельности.

Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста являются основным средством физического воспитания.

Именно в игре, испытывая себя в сравнении с другими играющими, ребенок проявляет свои максимальные физические возможности, а при специфическом повторении – тренирует их. Кроме того, игра позволяет ребенку реализовать себя в соответствии со своими возможностями, но проводимая по определенным правилам, заставляет ребенка подчиняться этим правилам и, согласовывая свои действия с игрой других детей, чувствовать себя членом коллектива. Особенно интересны для детей возраста первого детства игры ролевые и развивающие.

Двигательную активность детей характеризуют показатели ее продолжительности. A.M. Нерсесян констатирует, что у детей, проводящих в детском саду 8 ч, на двигательную активность падает лишь 27,5% времени, тогда как состояние покоя продолжается 72,5%, или же соответственно 2 ч 15 мин против 5 ч 45 мин.

Много времени в группах младшего возраста уходит на кормление, переодевание, гигиенические процедуры: у малышей слабо развиты навыки самообслуживания. Кроме того, эти дети затрудняют в организации своей деятельности, что также неблагоприятно сказывается на их ДА. Дети находят себе занятие, учитывая свои интересы, но разнообразить свою деятельность, ещё не могут. Во многом подвижность детей зависит от их двигательных умений. Возникает потребность в организованной двигательной деятельности.

Дети должны двигаться не менее 45 – 50% всего периода бодрствования, что позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребёнка в движении.

В связи с этим возникает необходимость совершенствования двигательного режима детей, который будет способствовать максимальному развитию каждого ребёнка, мобилизации его активности самостоятельности.

С возрастом количество движений у детей увеличивается. Дети должны двигаться не менее 50—60% всего периода бодрствования. Интенсивность ДА — среднее количество движений в минуту — составляет примерно 44—51 у детей младшего дошкольного возраста. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала — в среднем от нескольких секунд до 1,5 мин. Детям свойственна частая смена движений и поз — до 550—1000 раз в день, благодаря чему происходят поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей, создавая условия для разных движений.

Таким образом, организация двигательного режима должна быть направлена на развитие двигательных умений и навыков детей в соответствии с их индивидуальными способностями и здоровьем.

Поэтому режим дня должен предусматривать разнообразную деятельность детей в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, учётом времени года, возраста детей и состоянием здоровья.


Классификация подвижных игр и особенность их проведения с детьми дошкольного возраста

 Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил.

Специфика подвижной игры – молниеносная ответная реакция на сигнал, по которому меняется поведение и действие ребенка.

Особенности подвижной игры.

Подвижная игра имеет правила, которые обязательны для всех играющих. Правила – это определенные требования, которые должны выполняться всеми играющими. Овладеть правилами – это значит овладеть своим поведением, научить управлять им, починять его определенной задаче.

Ребенок может нарушить правила игры в следующих случаях:

- Если не понял достаточно точно объяснения педагога;

- Очень хотел выиграть;

- Был недостаточно внимателен.

Каждая подвижная игра должна иметь варианты (усложнения).

Подвижная игра включает движения, которые детям знакомы. В игре движениям не обучают.

Важная особенность подвижной игры заключается в большей свободе действий, меньшей регламентации движений, чем это принято при традиционных занятиях физическими упражнениями.

При проведении подвижных игр не всегда нужны специально оборудованные площадки, правила их варьируются, специальной подготовленности от участников не требуется, число участников точно не устанавливается.

Подвижные игры группируются по следующим признакам:

- по двигательному содержанию, т. е. по доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, с прыжками, с метанием и т. д.);

- по возрасту детей, с учетом возрастных особенностей (игры для детей раннего возраста, игры для детей 4 лет и т.д.);

- по двигательным способностям, преимущественно проявляемым в игре;

- игры подготовительные к отдельным видам спорта;

- по форме организации занятий;

- с учетом сезона и места проведения игры (игры летние и зимние, в помещениях и на открытом воздухе и т. д.);

- по пособиям и снарядам, используемым в подвижных играх;

- по динамическим характеристикам (игры большей, средней и малой подвижности).

В зависимости от степени подвижности детей можно распределить их на три основных подгруппы (высокая, средняя, малая подвижность).

Дети малой подвижности часто вялы, пассивны, быстро устают.

Объём двигательной активности у них невелик. Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. У малоподвижных детей необходимо воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделять развитию двигательных умений и навыков. В малой степени подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна (игры с ходьбой, игры на внимание).

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение всего дня. Движения обычно уверенные, чёткие, целенаправленные. При средней подвижности активно участвует все группа, но характер движений, играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами.

Дети высокой подвижности отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. По моим наблюдениям из-за чрезмерной подвижности эти дети не успевают вникнуть в суть деятельности, в результате чего у них отмечается «малая степень её осознанности». Из видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Основное внимание в развитии двигательной активности детей большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности, управляемости движениями, совершенствованию умения заниматься более или менее спокойными видами движений.

При большой степени подвижности одновременно участвует вся группа детей; построены они на таких движениях, как бег и прыжки.

Подвижные игры по сложности делятся на элементарные и сложные. К элементарным играм относятся сюжетные игры, бессюжетные игры, игры забавы, игры-аттракционы и игровые упражнения.

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами или всей группой). Народные игры относятся к сюжетным. Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.

Бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению понятной им цели.

К ним относятся игры: типа перебежек, ловишек – в них нет сюжета, образов, но есть правила, роль, игровые действия; с элементами соревнования (индивидуального и группового); несложные игры-эстафеты – проводятся с разделением на команды; ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды; с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «школа мяча») – требуют определенных условий; правила в них направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих плюс элемент соревнования с целью достижения лучших результатов.

Игры-забавы для маленьких детей («Ладушки», «Коза рогатая») – побуждают детей к двигательной активности.

Игры-аттракционы – в них двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования.

Игровые упражнения, для которых характерна конкретность двигательных заданий в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовленностью детей, например «Сбей кеглю», «Попади в круг». В них отсутствуют правила. Интерес играющих вызывают привлекательные манипуляции с предметом. Во время игровых упражнений дети должны безукоризненно выполнить основные движения. Поэтому игровые упражнения применяются в основном для закрепления и совершенствования у детей определенных движений.

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). Они требуют собранности, организованности, наблюдательности, овладения определенной техникой движений, быстроты двигательной реакции. В дошкольном возрасте используются элементы спортивных игр, и дети играют по упрощенным правилам. Довольно широко в дошкольном возрасте используются игры с пением, хороводные игры, игры с музыкальным сопровождением. Дети в движениях передают содержание текста песни, характер музыки. Музыка в играх организует движения детей, делает их более ритмичными, выразительными. Особенно хорошо подходят под музыку игры, требующие определенного ритма выполнения движений (игры с мячом, скакалкой).

Дети младшего дошкольного возраста очень подвижны и игры у них носят динамический характер: «Подпрыгни верх», «Кот и мышка», «Догони мяч» и т. д. За счет игровых упражнений руководитель создает условия для выполнения движений, стимулирует двигательную активность ребенка, регулирует ее. В младшем возрасте игры ребенка носят индивидуальный характер. Самостоятельно ребенок играть в этом возрасте еще не умеет. Игровая деятельность возникает под руководством взрослых, в совместной игре с ними. Наблюдая за детьми педагог должен для себя отметить кто не умеет играть с той или иной игрушкой, кто малоподвижен или, наоборот, слишком много двигается. Учитывая  индивидуальные особенности и возможности малышей, педагог осторожно руководит их деятельностью. Одним помогает освоить действия с новой игрушкой, другим предложит поиграть с ним в мяч, третьим, наоборот, найдет занятие поспокойнее. Зная, что малыши в первой младшей группе, любят играть в одиночку, он должен дать им такую возможность, но в то же время стараться привлечь детей к совместным играм.

Для детей младшего дошкольного возраста организуются элементарные по правилам и содержанию сюжетные игры, простейшие бессюжетные подвижные игры, в которых все дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии воспитателя (все дети – птицы, воспитатель – птица – мама). В играх типа «прятки» главную роль играет воспитатель (ищет детей). Постепенно дети переходят к выполнению индивидуальных ролей (все дети – птицы, один или два ребенка – автомобили). Количество ролей в играх незначительно (1-2). Правила просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1-2), они связаны с сюжетом и вытекают из содержания игры. Выполнения правил сводится к действию по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой – возвращаются на свои места. Подвижные игры часто сопровождаются словами – стихами, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила, объясняют, какое движение и как надо выполнять; служат сигналами для начала и окончания игры, подсказывают ритм и темп. Например «Зайка беленький сидит», «Мой веселый звонкий мяч».

Организация игр для малышей требует от воспитателя и специалистов по физической культуре большой находчивости, так как пока они не способны организовать подвижные игры самостоятельно. С малышами можно иногда начать игру, не собирая всех детей, а привлекая только тех, которые в данный момент находятся около педагога и ничем не заняты, остальные обычно быстро присоединяются к играющим. Расставлять детей в исходное положение для игры нужно для объяснения правил. Рассказывать надо поэтапно. В начале, самое основное, а в процессе игры дополнять объяснение. Объяснение часто проходит в форме двигательного сюжетного рассказа.

Выбор игры непосредственно зависит от места её проведения. При проведении игр на воздухе необходимо учитывать состояние погоды. Если температура воздуха низкая, то все участники должны действовать активно, в жаркую погоду лучше использовать малоподвижные игры, в которых участники выполняют игровое задание поочерёдно. При проведении игр в помещении надо предусмотреть, чтобы в помещении не было посторонних предметов, мешающих движению играющих. Перед проведением игр помещение надо проветрить и протереть пол влажной тряпкой.

Особое внимание надо уделить мерам предупреждения травматизма детей во время игр на открытом пространстве. Нередко скамейки, столбы и другие предметы расположены слишком близко от границы игровой площадки, и дети, не всегда точно рассчитывая свои силы и направление движения, с разбегу наталкиваются на них. Воспитателю должны быть хорошо видны все игроки. Учитывая все вышеперечисленные факторы, возможно, организовать и провести подвижную игру с максимальной пользой.


Выводы

С самого рождения ребенок стремится к движениям. Сила и энергия, которая присутствует у детей побуждает к деятельности, которая носит характер игры.

Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил, которые должны выполняться всеми играющими.

В младшем возрасте игры ребенка носят индивидуальный характер. Игровая деятельность возникает под руководством взрослых, в совместной игре с ними, т.к самостоятельно ребенок играть в этом возрасте еще не умеет. Учитывая индивидуальные особенности и возможности малышей, педагог осторожно руководит их деятельностью. Одним помогает освоить действия с новой игрушкой, другим предложит поиграть с ним в мяч, третьим, наоборот, найдет занятие поспокойнее. Зная, что малыши в  младшей группе, любят играть в одиночку, он должен дать им такую возможность, но в то же время стараться привлечь детей к совместным играм.

Для детей младшего дошкольного возраста организуются элементарные по правилам и содержанию сюжетные игры, простейшие бессюжетные подвижные игры, в которых все дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии воспитателя.

В дошкольном возрасте развитие ребенка происходит динамично и вместе с тем неравномерно, хотя в целом относительно высокими темпами. Дети способны быстро и легко запоминать показанные им движения. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимы многократные повторения. Систематические игры и упражнения под руководством педагога на физкультурных занятиях и вне их содействует расширению двигательных возможностей, улучшению качества движений.


Библиографический список

1. Борисова М. М., Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А. Воспитатель в дошкольных образовательных организациях. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие; под ред. С. А. Козловой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФА-М, 2017. – 508 с. – (практическая педагогика).

2. Волосовец Т. В., Егоров Б. Б., Пересадина Ю. Е; под ред. Волосовец Т. В., Кириллова И. Л. Физическое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 112с. – (Программно-методический комплекс ДО «Мозаичный ПАРК»).

3. Глазырина А. Д. Физическая культура – дошкольникам: Программа и программные требования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 144 с.

4. Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Физическое развитие. Игры и занятие с детьми раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 32 с.

5. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно- методическое пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Центр педагогического образования, 2018. – 208 с.

8. Кострыкина Л. Ю., Рыкова О. Г., Корнилова Т. Г. Малыши, физкульт-привет! Система работы по развитию основных движений детей раннего возраста. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. – 120 с.

9. Кочетова Н. П. «Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста», М. :Просвещение», 2005. – 109с.

10. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Книга для воспитателя дет. сада. – М.: «Просвещение» 2002 г.

11. Мосягина Л. И. Целостная система физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 288 с.

12. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст]: пособия для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ / М.А. Рунова; - М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 256 с.

13. Рунова М. А. Движение день за днем; Двигательная активность – источник здоровья детей [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ / М.А. Рунова; - М.: Линка – Пресс, 2007. -96 с.

14. Рунова, М.А. Дошкольные учреждения: оптимизация режима двигательной активности [Текст] / М.А. Рунова //Дошкольное воспитание. – 1998. - №6. – с. 81-86.

15. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студ. Высш. Заведений -2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.

16. Степаненкова, Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Програма и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 96 с.

17. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя / Е.А. Тимофеева. – М.: прсвещение, 1986. – 67 с.

18. Токаева Т.Э., Бояршинова Л.М., Троегубова Л.Ф. Технология физического развития детей 1 – 3 лет. – М.: ТЦ Сфера 2018. – 208 с. (Будь здоров, дошкольник!).

19. Филиппова С. О., Волосникова Т. В., Каминский О. А. и др. Физическое воспитание и развитие дошкольников : учеб. Ф534 пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений ; под ред. С. О. Филипповой. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 224с.

20. Шишкина В. А. Двигательное развитие дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / В. А. Шишкина. – Мозырь : Белый ветер, 2014. – 133с.

21. Щербак А. Энциклопедия физической культуры ребенка. Специфические методы применения физических упражнений // Дошкольное воспитание. – 2019. - № 2. – с. 50


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста

Значение подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной ...

Презентация «Роль подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста»

        «Игра  –  путь детей  к познанию мира, в котором они живут  и                     ...

Семинар практикум "Роль подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста"

Рекомендации по проведению подвижных игр с дошкольникамиИгра должна приносить радость. Не заставлять ребёнка играть, а создать условие для возникновения интереса.При проведении подвижных игр исп...

Роль подвижной игры для развития двигательной активности детей дошкольного возраста

Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жиз...

Значение подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста. Консультация для педагогов.

Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его жизне...