Методика проведения физкультурных занятий на прогулке
консультация по физкультуре

Чегурдаева Надежда Львовна

     Физкультурные занятия на прогулке способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей. Это достигается включением в занятия подвижных игр, игр-эстафет, спортивных упражнений, различных видов бега, упражнений в основных движениях. Во время физкультурных занятий на прогулке происходит постоянное чередование видов деятельности: более интенсивные упражнения чередуются с менее интенсивными, что позволяет поддерживать высокую работоспособность детей на протяжении всего занятия, например, медленный бег сменяется игрой, игра – упражнением в основном движении и т.д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_provedeniya_fiz.zanyatiy_na_ulitse_.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 5 "Золотая рыбка"

Консультация для воспитателей

На тему:

Методика

проведения физкультурных занятий

на прогулке

 

подготовил

инструктор по физической культуре

Чегурдаева Надежда Львовна

Январь, 2021 г.

     Физкультурные занятия на прогулке способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей. Это достигается включением в занятия подвижных игр, игр-эстафет, спортивных упражнений, различных видов бега, упражнений в основных движениях. Во время физкультурных занятий на прогулке происходит постоянное чередование видов деятельности: более интенсивные упражнения чередуются с менее интенсивными, что позволяет поддерживать высокую работоспособность детей на протяжении всего занятия, например, медленный бег сменяется игрой, игра – упражнением в основном движении и т.д.

     Физкультурные занятия на воздухе позволяют научить детей выполнять

движения в естественных условиях: использовать различные способы ходьбы в зависимости от грунта (ходьба по песку, по воде, по траве, по скользкой поверхности), от рельефа (познакомить с различным положением туловища и постановки ног при вхождении и спуске по наклонной поверхности).

     Занятия физкультурой на свежем воздухе, учитывая требования СанПиН

проводятся с детьми в теплое время года со всеми группами, в холодный период начиная со старшей группы.

     В зимний период года занятия на открытом воздухе можно проводить

при температуре воздуха до -15С без ветра. В ветреные дни для проведения занятий следует выбирать места, наиболее укрытые от ветра ( можно веранду). 

     В теплое же время года, при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе.

     Для успешного проведения занятий очень важно заранее подготовить

пособия и правильно разместить переносное оборудование. Затратив 2 - 3

мин на подготовку, можно в 2 раза больше времени выиграть для активной

деятельности детей во время занятия. Выходя на занятие, дети выносят корзину с инвентарем на площадку и вместе c педагогом раскладывают пособия таким образом, чтобы во время занятия их можно было взять с наименьшей потерей времени.

     Для обеспечения закаливания детского организма при проведении

физкультурных занятий на воздухе большое значение имеет подбор

правильной одежды и обуви детей. Гигиенические требования к одежде

предусматривают ее соответствие росту и полноте тела ребенка, обеспечение свободы движений. Поэтому очень важно одевать ребенка в соответствии с температурой наружного воздуха, чтобы не было чрезмерного как перегревания, так и переохлаждения. Этим требованиям отвечают хлопчатобумажные, трикотажные, рыхлые шерстяные ткани. Использование одежды из синтетических тканей не рекомендуется, так как они плохо впитывают влагу и не обеспечивают необходимую воздухопроницаемость, особенно при выполнении физических упражнений.

Обувь должна быть легкой на нескользящей прорезиненной подошве.

     Существуют разнообразные формы физкультурных занятий на прогулке с детьми дошкольного возраста:

1. Игровые занятия. Построены на основе народных подвижных игр, игр-

эстафет с включением игр-аттракционов и игр на основные виды движения.

2. Сюжетно-игровые занятия. Такие занятия построены на сюжете сказки

или присутствия знакомого героя.

3. Занятия-тренировки. Направлены на обучение спортивным играм и

элементам легкой атлетики.

4. Прогулки-походы. Это длительная спортивная ходьба по определенному

маршруту. Это занятие позволяет укрепить здоровье, увеличить знания по окружающему миру.

5. Самостоятельные занятия. Собственно вся система физкультурных занятий должна быть направлена на то, чтобы дети научились самостоятельно делать гимнастику, разминаться. Поэтому по мере накопления от возраста к возрасту двигательного опыта, таких занятий

становится все больше.

     Если чередовать все предложенные виды занятий, то план получается

разнообразным по направленности и интересным для детей.

     Одна из особенностей занятий на прогулке заключается в том, что общеразвивающие упражнения проводятся не подряд, а в различных частях занятия:

-  в вводно-подготовительной,  во время ходьбы дети выполняют различные движения рук, медленный бег чередуется с прыжками;

- в основной части даются упражнения для развития ног и туловища.

     Такое выполнение общеразвивающих упражнений экономит время, делает занятие более динамичным.

     Другой особенностью занятий на прогулке является обучение детей спортивным играм и упражнениям: прыжкам через скакалку, ходьбе на лыжах. В старшей группе дети обучаются элементам баскетбола, футбола, учатся играть в бадминтон. Кроме того, во время занятий на прогулках, дети закрепляют основные движения, которые они разучивали на предшествующих физкультурных занятиях.

     Физкультурное занятие на прогулке состоит из трех взаимосвязанных частей: вводно-подготовительной, основной, заключительной.

     Вводно – подготовительная часть призвана способствовать организации детей, созданию у них настроенности к предстоящей физической нагрузке.

     Начинается вводно – подготовительная часть с построения и ходьбы. Во время ходьбы дети выполняют простейшие движения рук. Во время ходьбы воспитатель следит за четким шагом, правильным движением рук, соблюдением дистанции. Ходьба без остановки переходит в медленный бег, который продолжается от 1 до 3 минут, в зависимости от возраста детей. На втором – третьем круге дети выполняют упражнения (3-4): бегут боком приставным шагом, высоко поднимая колени, прыгают на одной и двух ногах, бегут спиной вперед и др. Медленный бег заканчивается ходьбой. Подготовительная часть занимает от 3 до 5 минут. В холодный период года построение в начале занятия не проводится: по выходе из помещения дети идут к спортивной площадке, выполняя движения для рук.

     Основная часть занятия продолжается от 14 до 26 минут. В этой части решаются задачи повышения функциональных возможностей организма детей, развития силы, быстроты, общей выносливости. Кроме того, осуществляется закрепление основных движений и вырабатывается умение использовать их в игровой деятельности.

     В средней группе основная часть начинается с подвижной бессюжетной игры, затем следует короткая (в пределах 1 минуты пробежка в среднем темпе. После этого дети осваивают спортивные упражнения или выполняют одно из основных движений. Заканчивается эта часть сюжетной подвижной игрой.

     В старшей группе основная часть начинается с освоения спортивного упражнения и ли элементов спортивных игр. Затем – короткая пробежка в среднем темпе (от 1 до 1,5 минуты). По окончании ее дети упражняются в основном движении. После этого дается пробежка в среднем темпе, затем проводится подвижная игра.

     В подготовительной группе основная часть протекает так же, как и в старшей, но воспитатель чаще использует групповой метод, которое позволяет сочетать обучение детей педагогом и самостоятельное совершенствование детьми приобретенных навыков.

     В старшей и подготовительной группах бег может усложняться – детям предлагается маршрут с преодолением препятствий.

     При выполнении основных движений, спортивных упражнений или элементов спортивных игр нельзя допускать спешки – нужно требовать четкости и законченности движений.

     Основная часть занятия заканчивается подвижной игрой. В целях повышения двигательной активности детей, проигравшие выходят из игры не более чем на одно повторение. В игре не должно быть длительных остановок, перерывы между повторениями 15-20 сек.

     В заключительной части проводится медленный бег, переходящий в ходьбу. Продолжительность его регулируется воспитателем в зависимости от активности детей в предшествующей подвижной игре, погодных условий и подготовленности детей: после игры большой подвижности продолжительность медленного бега должна быть сокращена вдвое или он не проводится совсем, а дети спокойно ходят по площадке. После игры средней подвижности, особенно в холодный период года, медленный бег дается в том же объеме, что и в начале занятия.

     На протяжении всего занятия дети много бегают. По скорости у дошкольников условно можно выделить три вида бега: медленный, в среднем темпе и быстрый.

     Медленный бег является важным средством воспитания у детей выносливости. Чтобы научить детей медленному бегу, нужно постепенно ускорять ходьбу.

     Бег в среднем темпе предъявляет более высокие требования к деятельности важнейших систем организма. Как показали исследования,  дети средней группы способны пробежать в среднем темпе без остановки от 500 до 600 метров, а подготовительной – от 700—до 900 метров.

     Быстрый бег является составной частью игр, игр-эстафет, у дошкольников он проводится на дистанции от 10 до 30 метров.

     Во время занятий на воздухе необходимо уделять внимание носовому дыханию. В то же время не стоит бояться, если в холодный период года во время бега, игры дети дышат ртом.

     Одежда и обувь детей во время занятий на воздухе должна обеспечивать свободу движений, надежно предохранять от охлаждения и вместе с тем от перегревания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурное занятие "Прогулка в зимний лес"

Физкультурное занятие «Прогулка в зимний лес» предусматривает интеграцию  образовательных областей знаний,  таких как познание, социализация,  художественное творчество,...

Физкультурный досуг "Прогулка в летний лес"

Физкультурный досуг для детей  старшего дошкольного возраста  " Прогулка в летний лес"....

Физкультурный праздник "Прогулка по Москве"

Физкультурный праздник приуроченный к "Дню города"....

Физкультурный досуг «ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС!»

Физкультурный досуг         «ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС!»                                     ...

Физкультурное занятие " Прогулка в лес" для детей старшей группы

План – конспектнепосредственно образовательной деятельностис дошкольниками в старшей группе «Прогулка в лес». тема дня «Среда обитания диких животных» Интеграция образовательных областей:«Со...

Физкультурный досуг «Прогулка с Машей» во 2-й младшей группе

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: учить детей ходить и бегать врассыпную, используя всю площадь зала, закрепить умение сохранять устойчивое равновесие при ходьбе по доске; в прыжках упражнять в приземлении на по...

Конспект физкультурного занятия "Прогулка с зайчиком в лес"

Конспект сюжетного физкультурного занятия для второй младшей группы детского сада...