Памятка "Организация физкультурных занятий в ДОУ"
методическая разработка по физкультуре

Ульянова Людмила Анатольевна

Памятка по организации физкультурных занятий и утренней гимнастики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика физкультурного занятия  (моторная плотность - 55-80%%)

Группа

1 младшая группа

15-17 минут

2 младшая группа

До 20 минут

Средняя группа

25-30 минут

Старшая группа

30-35 минут

Подготовительная группа

30-35 минут

1. ВВОДНАЯ   ЧАСТЬ

Длительность

2-4 минуты

2-4 минуты

3-4 минуты

4-6 минут

4-6 минут

Виды упражнений

Строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки, упражнения и игры на внимание, элементы танцев и плясок

Бег (виды)

Обычный

С высоким подниманием колен

Широким шагом (с пятки на носок)

Бег спиной вперед

Все виды бега

 На носках

На месте и с продвижением

По зрительным ориентирам и показу

Бег боком

Бег с заданиями

С забрасыванием голени, касаясь ягодиц

Бег шеренгой

Бег с предметами

В колонне по два (парами)

В колонне по одному

Бег по кругу (взявшись за руки, канат, шнур)

Змейкой между предметами

Бег в два круга

Врассыпную

Бег в медленном темпе

30-40 сек

50-60 сек

1-1,5 мин

1,5-2 мин

2-3 мин

Бег в среднем темпе

-

-

3-4 отрезка по 40-60 метров чередуя с ходьбой

2-3 отрезка по 60-100 метров чередуя с ходьбой

2-3 отрезка по 80-100 метров чередуя с ходьбой

2-4 отрезка по 100-150 метров чередуя с ходьбой

Бег в быстром темпе

-

2-3 раза с перерывом

2-3 раза с перерывом

3-4 раза с перерывом

3-4 раза с перерывом

Прыжки

Прыжки чередовать с ходьбой на 4-8 счетов, повторить чередование 3-4 раза.

Постепенно количество прыжков доводится к подготовительной группе до 25-30.

Длительность

10 сек

10 сек

15 сек

20-25 сек

25-30 сек

Виды прыжков

На двух ногах на месте

Прыжки на одной ноге

Прыжки на одной ноге

Прыжки на одной ноге

Прыжки на одной ноге

С продвижением вперед

Прыжки на двух ногах

Прыжки на двух ногах

Прыжки на двух ногах

Прыжки на двух ногах

С продвижением и на месте

С продвижением и на месте

С продвижением и на месте

С продвижением и на месте

Перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики)

Перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики)

Перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики)

Перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики)

Впрыгивание и выпрыгивание из обруча

Впрыгивание и выпрыгивание из обруча

Впрыгивание и выпрыгивание из обруча

Впрыгивание и выпрыгивание из обруча

ПЕРЕСТРОЕНИЕ    ДЛЯ    ОРУ

 В рассыпную

В рассыпную

По меткам

По кругу

По меткам

По кругу

В колонны по 2, по 3

В колонны по 2, по 3,

по 4

2. ОСНОВНАЯ    ЧАСТЬ

Содержание

ОРУ, ОВД, подвижная игра большой подвижности, танцы, игры-эстафеты, упражнения на осанку

Длительность

10 минут

10-15 минут

15-20 минут

20-25 минут

20-25 минут

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ    УПРАЖНЕНИЯ    (ОРУ)

Количество и дозировка

3-4 ОРУ

4-5 раз

4 ОРУ

4-5 раз

4-5 ОРУ

5-6 раз

5-6 ОРУ

6-8 раз

6-8 ОРУ

8-10 раз

Сложные - 6 раз

 Содержание

Общеразвивающие упражнения с предметами и без них. 1-2 новые, остальные на закрепление. Длительность 4-8 минут.

В основной части могут разучиваться наиболее сложные ОРУ в качестве подготовительных к ОВД.

ОСНОВНЫЕ   ВИДЫ    ДВИЖЕНИЙ    (ОВД)

Содержание

Ходьба

Бег

Прыжки

Лазание

Ползание

Упражнение в равновесии

Метание

Ходьба

Бег

Прыжки

Лазание

Ползание

Упражнение в равновесии

Метание

Ходьба

Бег

Прыжки

Лазание

Ползание

Упражнение в равновесии

Метание

Ходьба

Бег

Прыжки

Лазание

Ползание

Упражнение в равновесии

Метание

Ходьба

Бег

Прыжки

Лазание

Ползание

Упражнение в равновесии

Метание

Количество

2-3 ОВД

1-2 в виде упражнений

1-2 в игре

2-3 ОВД

1-2 в виде упражнений

1-2 в игре

2-3 ОВД

1-2 в виде упражнений

1-2 в игре

3-4 ОВД

2-3 в виде упражнений

1-2 в игре

3-4 ОВД

2-3 в виде упражнений

1-2 в игре

Подвижные игры

Подвижная ирга большой подвижности

Подвижная ирга большой подвижности

Подвижная ирга большой подвижности

Подвижная ирга большой подвижности

Подвижная ирга большой подвижности

Танцевальные движения

ТАНЦЫ

ТАНЦЫ

ТАНЦЫ

ТАНЦЫ

ТАНЦЫ

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ   ЧАСТЬ

2-3 минуты

2-3 минуты

2-4 минуты

2-4 минуты

2-4 минуты

Содержание

Ходьба, бег в среднем темпе, элементы танцев, ОРУ для плечевого пояса, подвижные игры малой подвижности, хоровод

Методика утренней гимнастики

(моторная плотность - 65-85%%)

Цель: обучение детей правильным движениям

Содержание у\г составляют:

1. основные виды движений (ОВД)

2.  общеразвивающие упражнения (ОРУ)

3.  построения и перестроения

4.  танцевальные упражнения

Упражнения комплекса у\г должны соответствовать ОРУ для физкультурных занятий. Один комплекс у\г на 2 недели. В год 10 комплексов. Возможно их усложнение и повторение.

Группа

1 младшая группа

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Длительность

4-5 минут

5-6 минут

6-8 минут

8-10  минут

10-12 минут

1. ПОСТРОЕНИЕ

Врассыпную

Кто за кем встанет

По росту

По зрительным ориентирам (шнур, кубики и т.д.)

По росту

По росту

По росту

2. ОСНОВНЫЕ   ВИДЫ    ДВИЖЕНИЙ  (ОВД)

Виды ОВД

Строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки, упражнения и игры на внимание, элементы танцев и плясок

ХОДЬБА

В начале у\г - ходьба на месте, разные виды ходьбы следующего сочетания: обычная, на носках, пятках, краях стоп и т.д.

Повторять сочетание от 4 раз в средней группе до 8 раз в подготовительной.

 Полезно менять скорость ходьбы от медленной до быстрой и наоборот.

Виды ходьбы

Обычная

Обычная

На наружной стороне стопы в сочетании с ходьбой по 8 шагов

Гимнастическая ходьба

В приседе

Ходьба стайкой, врассыпную,

со 2 полугодия - в колонне по одному,  на месте, с продвижением, змейкой между предметами

Ходьба стайкой, врассыпную,

 в колонне по одному, парами (взявшись за руки), змейкой между предметами

На пятках по 8 шагов

В полуприседе

По следам

(угол наклона следа 17,2о)

С высоким подниманием бедра

По следам

 (угол наклона следа 17,2о)

Скрестным шагом

С мешочком на голове

На носках, на пятках по 8 шагов, Обычная в чередовании 4-8 раз каждого вида

 Широким шагом

 

С закрытыми глазами

По следам

(угол наклона следа 15о)

Ходьба парами, перестроение по три,

змейкой

 

 

БЕГ

Перед ОРУ - бег в среднем темпе в чередовании с ходьбой.

 После ОРУ -  бег в быстром темпе.

Чередование бега с ходьбой 2-3 раза.

Дети должны бежать на носках, поднимая выше колени.

Длительность

10-20 сек

10-20 сек

20-25 сек

25-30 сек

30-40 сек

Виды бега

Обычный, стайкой, врассыпную, в колонне по одному, как на месте, так и с продвижением

Все виды бега в подвижной игре

Обычный

Обычный

Обычный

Обычный

По кругу

По кругу

По кругу

По кругу

По кругу

Змейкой между предметами

Змейкой между предметами

Змейкой

Змейкой

Змейкой

Врассыпную

Врассыпную

Врассыпную

Врассыпную

Врассыпную

В колонне по одному

В колонне по одному

В колонне по одному

В колонне по одному

В колонне по одному

Обычный

В колонне по два (парами)

В колонне по два (парами)

В колонне по два (парами)

В колонне по два (парами)

Бег шеренгой

Бег шеренгой

Бег шеренгой

Бег спиной вперед

Бег спиной вперед

Бег боком

Бег боком

ПЕРЕСТРОЕНИЕ    ДЛЯ    ОРУ

 В рассыпную

В рассыпную

По меткам

По кругу

По меткам

По кругу

В колонны по 2, по 3

В колонны по 2, по 3,

по 4

3. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ   УПРАЖНЕНИЯ   (ОРУ)

ОРУ - упражнения, специально созданные для отдельных частей тела, различных мышц, суставов, а также всех систем организма

Количество и дозировка

3-4 ОРУ

4-5 раз

4 ОРУ

4-5 раз

4-5 ОРУ

5-6 раз

5-6 ОРУ

6-8 раз

6-8 ОРУ

8-10 раз

Для рук и плечевого пояса - 8-10 раз; для живота и спины - 4-6 раз.

Виды ОРУ

Для плечевого пояса

Для туловища\ прямых мышц

Для ног

Для туловища\ косых мышц

Для ног или плечевого пояса

Для плечевого пояса

Для туловища\ прямых мышц

Для ног

Для туловища\ косых мышц

Для ног или плечевого пояса

Для плечевого пояса

Для туловища\ прямых мышц

Для ног

Для туловища\ косых мышц

Для ног

Для любой группы мышц, кроме первой

Для плечевого пояса

Для туловища\ прямых мышц

Для ног

Для туловища\ косых мышц

Для ног

Для любой группы мышц,  не повторяя предыдущих упражнений

Для плечевого пояса

Для туловища\ прямых мышц

Для ног

Для туловища\ косых мышц

Для ног

Для туловища

Для плечевого пояса или др.гр.мышц

Приемы обучения

Выполняются вместе с воспитателем. Используются имитации и зрительные ориентиры. Воспитатель сначала называет новое упражнение, затем предлагает принять ИП. Педагог помогает принять ИП,  объясняет и выполняет упражнения вместе с детьми. Добивается сходства с образцом только в основных элементах. Давая общие указания, уделяет внимание отдельным детям.

Выполняются вместе с воспитателем. Используются имитации и зрительные ориентиры. Воспитатель сначала называет новое упражнение, затем предлагает принять ИП. Педагог помогает принять ИП,  объясняет и выполняет упражнения вместе с детьми. Добивается сходства с образцом только в основных элементах. Следит за соблюдением направления, амплитуды, способа выполнения упражнений.  Давая общие указания, уделяет внимание отдельным детям.

Новое упражнение  воспитатель сначала называет, затем показывает. Затем еще раз показывает и объясняет.  Далее по команде "Исходное положение принять!", дети принимают ИП, по команде "Начинай!" самостоятельно его выполняют. В начале обучения выполнение сопровождается указаниями, обозначающими элементы упражнения. Затем указания сочетаются со счетом. В дальнейшем упражнения выполняются только под счет. По ходу выполнения  упражнений исправляются ошибки детей. Повышаются требования к четкости ИП, правильному выполнению не только основных, но и второстепенных элементов.

Новое упражнение воспитатель показывает, показывает и одновременно выполняет. Затем по команде "Исходное положение принять!" дети принимают ИП, По команде "Начинай!" дети самостоятельно выполняют упражнение под счет. Знакомые упражнения выполняют только по названию. В случае необходимости используется показ упражнения или отдельные его частей. Учат детей дышать через нос, не задерживая дыхания.

ПРЫЖКИ

Прыжки чередовать с ходьбой на 4-8 счетов, повторить чередование 3-4 раза.

Постепенно количество прыжков доводится к подготовительной группе до 25-30.

Длительность

10 сек

10 сек

15 сек

20-25 сек

25-30 сек

Виды прыжков

На двух ногах на месте

Прыжки на одной ноге

Прыжки на одной ноге

Прыжки на одной ноге

Прыжки на одной ноге

С продвижением вперед

Прыжки на двух ногах

Прыжки на двух ногах

Прыжки на двух ногах

Прыжки на двух ногах

С продвижением и на месте

С продвижением и на месте

С продвижением и на месте

С продвижением и на месте

Перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики)

Перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики)

Перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики)

Перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики)

Впрыгивание и выпрыгивание из обруча

Впрыгивание и выпрыгивание из обруча

Впрыгивание и выпрыгивание из обруча

Впрыгивание и выпрыгивание из обруча

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Бег в подвижной игре

Спокойная ходьба

Бег 15-20 сек или прыжки 6 раз в чередовании с обычной ходьбой 3-4 раза. Спокойная ходьба

Танцевальные движения

Бег 20-30 сек или прыжки по 6-8 раз в чередовании с обычной ходьбой 3-4 раза.

Бег 30-35 сек или прыжки по 8-10 прыжков в чередовании обычной ходьбой 3-4 раза.

Ходьба с заданием или танцевальные движения в чередовании с обычной ходьбой. Дыхательные упражнения

Ходьба с  ускорением преходящая в бег - 35-40 сек.

Спокойная ходьба, ходьба с заданием или танцевальные движения. Дыхательные упражнения

Литература

1. Осокина Т.Н. Физическая культура в детском саду. М., "Просвещение", 1973

2. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошк. учр.: Учеб. для учащихся пед. уч-щ.,1984

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ХОДЬБЫ

1. Обычная ходьба в умеренном темпе  Движения рук спокойные — согнутые в локтях руки поочередно поднимаются вперед не выше уровня груди, затем отводятся назад локтями вверх, кисть примерно на уровне пояса. Голова приподнята, плечевой пояс не напряжен, живот подобран.
2. Ходьба на носках. Выполняется на более прямых ногах. Шаги короткие, туловище выпрямлено, подтянуто. Нога ставится на переднюю часть стопы (на полупальцы), пятка не касается поверхности. Движения рук незначительные, они несколько расслаблены. Их можно поставить на пояс, положить за голову. При этом плечи опущены, осанка непринужденная.
3. Ходьба на пятках. Этот вид ходьбы выполняется почти на прямых ногах. Шаги короткие, живот подтянут, спина выпрямлена. Нога ставится на пятку, носки подняты вверх, при этом не следует их сильно разворачивать в сторону. Движения рук незначительные (поставить на пояс, положить за голову).
4. Ходьба высоко поднимая колени. Движения энергичные, четкие. Нога ставится сначала на переднюю часть, затем на всю стопу. Шаги короткие, но уверенные. Согнутая в колене нога поднимается вперед-вверх. Бедро принимает горизонтальное положение, голень образует с бедром прямой угол, носок оттянут вниз. Активные движения ног согласуются с движениями рук, кисти сжаты в кулаки.

5. Ходьба широким шагом. Нога ставится перекатом с пятки на носок. Примерная длина шага различна для детей разных возрастов (32—35 см в 2 года, 55—60 см к 7 годам). При выполнении этого вида ходьбы нельзя чрезмерно увеличивать длину шагов, так как это может привести к нарушению формирующейся у детей координации движений.
6. Ходьба перекатом с пятки на носок. Выполняется этот вид ходьбы ярко выраженной постановкой ноги на пятку, плавным и одновременно энергичным перекатом на носок, слегка пружиня при этом и стараясь приподняться повыше. Движения рук свободные, ненапряженные, с некоторым акцентом (остановкой) в момент перехода на носок.
7. Ходьба приставным шагом. Может выполняться вперед, назад, в правую и левую сторону. Шаг начинается с любой ноги: одна при этом выносится вперед, другая к ней приставляется. Обе ноги оказываются вместе, пятки их соединяются на каждом шаге. Не следует поворачивать ступню приставляемой ноги носком внутрь. Руки в движении участия не принимают — их целесообразнее поставить на пояс. Этот вид ходьбы особенно хорошо выполнять под музыку, учитывая различный ее характер: под марш — четко, без заметного сгибания ног в коленях; под танцевальную музыку — мягко, пружиня на одной или на обеих ногах и т. д.
8. Ходьба в полуприседе и приседе. Выполняется на полусогнутых или полностью согнутых в коленях ногах. При ходьбе в полуприседе нога ставится на переднюю часть стопы, а при ходьбе в приседе — на всю стопу. Спину надо стараться держать прямо. Руки двигаются свободно. При ходьбе в полуприседе их можно поставить на пояс, при ходьбе в приседе руки лучше держать на коленях.
9. Ходьба скрестным шагом. В этом виде ходьбы одна нога выносится вперед и ставится перед другой немного в сторону. Продвижение вперед незначительное. Ногу нужно ставить выпрямленной и на всю стопу. Руки целесообразно держать на поясе, так как их активные движения могут привести к чрезмерному повороту туловища и нарушить координацию движений.
10. Ходьба выпадами. Выносимая вперед нога ставится согнутой в колене на всю стопу. Остающаяся сзади нога стоит на носке (по возможности ее надо держать прямой). Толчок производится носком сзади стоящей ноги.
11. Ходьба с закрытыми глазами. Выполняется небольшими шагами, обычно наблюдаются отклонения от прямолинейного направления.
12. Ходьба спиной вперед. Одна нога ставится назад на переднюю часть стопы или сразу на всю стопу. Толчок производится пяткой другой ноги или всей стопой одновременно. Координированные движения рук и ног выполняются с трудом.
13. Гимнастическая ходьба. Выполняется постановкой ноги с носка более широким шагом, стопа ставится на опору полностью. 


Е.Н.Вавилова, "Учите бегать, прыгать, лазать, метать", М., 1983 г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ.Конспект интегрированного физкультурного занятия в средней группе "Весёлые ёжики"

Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ   МКДОУ детский сад «Рябинка» города Тайшета...

Обобщение опыта работы по физической культуре на тему: «Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физкультурным занятиям у старших дошкольников».

Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления детей. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической ...

В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общеразвивающим упражнениям. Конспекты физкультурных занятий разра

В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общер...

Нетрадиционные формы организации физкультурных занятий в детском саду - Совместные физкультурные занятия родителей с детьми.

Основная цель: помочь  родителям   и   детям   ощутить   радость   от совместной   двигательной   деятельности,...