«Опосредованное руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей»
статья по физкультуре

Дудкина Ольга Валентиновна

 «Опосредованное руководство

самостоятельной двигательной деятельностью детей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Опосредованное руководство

самостоятельной двигательной деятельностью детей»

«Ребенку доставляет большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других».

П.Ф. Лесгафт

    Двигательная деятельность – это  естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного ребёнка, состояние его здоровья.

Организация двигательной деятельности дошкольников является актуальной и занимает важное место в системе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Задача педагога – активизировать интерес к движению, научить управлять ими,  обогащать состав и содержание двигательной деятельности в целом, развивать двигательное творчество.

        «Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с  учётом  здоровья, возраста и времени года». Проводя разные формы двигательной деятельности, педагог обязан:

- наблюдать за состоянием детей, регулировать нагрузку  (увеличивать или уменьшать время игры),

- изменять при необходимости некоторые правила игры, регулировать длительность пауз в игре,

- выбирать место для проведения игр,

- изменять сложность препятствий, преодолеваемых в игре,

- определять дистанцию для пробежек, количество прыжков.

      Самостоятельная двигательная деятельность детей занимает значительное место в режиме дня дошкольников. Действия детей зависят от условий, организованными взрослыми.  При правильном  руководстве самостоятельной деятельностью можно  в значительной  мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребёнка. Для этого должна быть создана предметно-пространственная среда.

ФГОС ставит к предметно-развивающей среде определённые требования: насыщенность, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, трансформируемость.

Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игр. Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность.

При организации двигательной деятельности необходимо использовать инновационные подходы, такие как индивидуализация, изменение предметно-развивающей среды, педагог для ребёнка становится партнёром, игровая деятельность является ведущей.

Для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды педагог  может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их.  Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей. На спортивной площадке необходимо предусмотреть свободное пространство:  дорожки для бега, места для прыжков, метания,  для лазания и т.д.  В распоряжение детей (как в помещении, так и на площадке) должен быть предоставлен разнообразный инвентарь (скакали, обручи, мячи, и т.д.).

В самостоятельной деятельности дошкольников ярко прослеживаются индивидуальные особенности, дети имеют разный уровень двигательной активности. С целью оптимизации ДА детей в их самостоятельных играх важно обращать внимание на количество и разнообразие движений с широким использованием физкультурных пособий. У малоподвижных детей это достигается за счёт интенсивных движений (бег за мячом, прыжки через скакалку и др.), а  у чрезмерно подвижных – за счёт менее интенсивных движений (бросание, ловля, лазание по гимнастической лестнице и др.). Разнообразие движений с использованием пособий стимулирует более тесное общение детей в играх.

В руководстве двигательной активностью детей  с разной подвижностью могут быть выделены два основных этапа.

       На первом этапе  устанавливаются непосредственные  контакты педагога с каждым ребёнком, выясняются его интерес к играм, упражнениям и физкультурным пособиям, его взаимоотношения со сверстниками, выявляется наличие двигательного опыта. Для развития самостоятельной деятельности детей создаются необходимые условия, оказывается своевременная помощь каждому ребёнку в выборе игр и упражнений, физкультурных пособий, места для игры. На этом этапе применяются следующие методы и приёмы: совместное выполнение упражнений ребёнка с педагогом, объяснение и показ более сложных элементов движений, поощрение. Основным направлением руководства двигательной активностью детей в процессе самостоятельной деятельности является обогащение её разнообразными движениями.

  На втором этапе осуществляется более интенсивное опосредственное воздействие педагога на двигательную активность детей разной подвижностью.

      Важным приёмом в руководстве ДА детей является внесение в самостоятельные игры сюжетов, требующих активных движений, что способствует увеличению ДА малоподвижных детей и вносит определённый смысл в бесцельную беготню детей с высокой подвижностью. Использование различного физкультурного инвентаря и оборудования побуждает их к сюжетному оформлению своих игр. Например, если дети играют в игру «Моряки», то внесение педагогом таких пособий, как наклонные доски, обручи и др., ведёт к разнообразию действий. Ходьба по наклонной доске – это подъём « по трапу на пароход», прыжки с гимнастической скамейки в обруч – «прыжки в воду с моста» и т.д. К приёмам, способствующим регулированию двигательной активности детей разной подвижностью, относится объединение их для совместных игр. Например, составить группу из 3-х человек, куда вошли гиперактивный ребёнок, малоподвижный  ребёнок и ребёнок у которого данное упражнение получалось очень хорошо.  Дети упражнялись вместе, добиваясь хорошего результата, у них возникло стремление к совместному выполнению и других упражнений. Важным приёмам в руководстве двигательной активности является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях средней и низкой интенсивности; малоподвижных – на выполнение упражнений с высокой интенсивности.

Все предложенные педагогические приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строиться с учётом интереса ребёнка к играм, разным видам деятельности и пособиям.

Используемая литература:

1. Пособие для педагогов  дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей «Двигательная активность ребёнка в детском саду»  М.А. Рунова,  издательство «Мозаика-Синтез» 2000, Москва

2. Организация самостоятельной двигательной активности детей Е. Демидова   Дошкольное воспитание, 2004, №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная деятельность детей в процессе организованной образовательной деятельности с детьми 2 – 3 лет.

Учить переступать через препятствия.Упражнять детей в поскоках для достижения поставленной цели.Развивать чувство равновесия, координацию движений.Закреплять умение реагировать на сигнал, слушат...

Двигательная деятельность детей в процессе организованной образовательной деятельности с детьми 2 – 3 лет.

Учить переступать через препятствия.Упражнять детей в поскоках для достижения поставленной цели.Развивать чувство равновесия, координацию движений.Закреплять умение реагировать на сигнал, слушат...

Двигательная деятельность детей в процессе организованной образовательной деятельности с детьми 2 – 3 лет.

Учить переступать через препятствия.Упражнять детей в поскоках для достижения поставленной цели.Развивать чувство равновесия, координацию движений.Закреплять умение реагировать на сигнал, слушат...

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в культурно практической и двигательной деятельности детей.

Одним из значимых показателей степени развитости личности является уровень его инициативности. Что же такое инициативность? Инициативность — это способность личности к самостоятельной деятельност...

«Двигательная активность детей в ДОУ. Организация двигательной деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС.»

laquo;Двигательная активность детей в ДОУ. Организация двигательной деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС.»...