Создание условий для физического развития детей в группе раннего возраста
статья по физкультуре

Физическая культура  в группе раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для физического развития детей

в группах раннего возраста

         

Наши малыши - настоящие непоседы. Они могут целый день, без остановки, ходить, бегать, подпрыгивать, играть с мячом, заниматься игрушками. Предметный мир раннего детства – это не только игрушки, но и вся окружающая среда, которая способствует не только физическому, но и социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию детей. Поэтому организация условий для проявлений двигательной активности маленьких непосед остаётся одним из основных направлений для их развития.

Цель работы: создать комфортные и благоприятные условия для гармоничного развития и саморазвития детей раннего возраста.

Для достижения цели необходимо решение задач:

  • внести в развивающую предметно пространственную среду пособия, игры, предметы, способствующую эмоциональному и психическому благополучию в развитии каждого ребенка с учетом их потребностей и интересов;
  • создать условия для обеспечения двигательной активности;
  • изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающие полноценное развитие детей раннего возраста.

В нашем детском саду внедряется комплексная образовательная программа «Вдохновение», которая предполагает оборудование Центров Активности в РППС группы:

Центр адаптации

К началу учебного года в раздевалке оборудовали Центр адаптации. На стенах нами были развешаны шуршалки-шумелки – это пластмассовые баночки, украшенные геометрическими фигурами, узорами, наклейками и наполненные песком, камешками, семечками, орешками, крупой, бусинками. Малыши отвлекаются на них, что способствует  безболезненному расставанию с родителями.

На стене организовали «Пальчиковые дорожки» для развития мелкой моторики.  Разноцветной  изолентой наклеили дорожки  различного направления, где дети вместе с взрослыми могут пальчиками повторять направление полос одной или двумя руками одновременно. Любые упражнения, выполняемые и левой, и правой рукой, способствуют укреплению нейронных связей и созданию новых. А «рисование» двумя руками одновременно помогает снизить тревожность,

         Также в центре адаптации разместили бизиборд, который способствует развитию мелкой моторики, внимательности, самостоятельности, логики, памяти. Малыши открывают и закрывают замки и дверцы, включают и выключают свет, играют со шнурочками.

Центр двигательной активности

Особое внимание уделили уголку двигательной активности, так как для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность.

Малыши постоянно находятся в движении, поэтому любят проводить время в центре активности. Он оснащен мячами разных размеров и фактур, кеглями, массажными ковриками, султанчиками, вертушками, масками-ободками для подвижных игр и другим спортивным инвентарем.

А еще  в группе «поселился»  разноцветный  осьминог с  длинными лапками, которого дети используют в своих играх: переступают, перепрыгивают, перебегают.

Центр сенсорного развития

Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей в группе организовали центр сенсорного развития, в котором подобраны игрушки и пособия различных цветов, форм и текстур. Это пирамидки, матрешки, вкладыши, прищепки, игрушки со шнуровкой, молниями, пуговицами, кнопками, крупная пластиковая мозаика, мягкие пазлы, развивающие игры с плоскостными геометрическими формами. Такие игрушки и пособия развивают у малышей воображение, пространственное мышление, крупную и мелкую моторику, координацию рук

Оснащение сенсорного уголка позволяет менять виды детской деятельности, дает возможность свободного выбора.

Самостоятельная двигательная активность

Самостоятельная двигательная деятельность – это любые игры детей и в групповой комнате, и на прогулке, которые возникают по его инициативе: покатать машину, каталку или куклу в коляске, догнать мяч, попрыгать, побегать друг за другом, влезть на лесенку, покачаться и т. д. Машинки, каталки, коляски, лесенки, качалки, игры- стучалки, игрушки – серпантины, кугельбаны, крупные кольцебросы всегда в свободном доступе для наших малышей.

Психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные движения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо и полезно», а потому что ему это нравится – упражнения в виде игры.

Наши любимые  игры

Догонялки - самая простая и веселая игра; развивает навык ходьбы, бега, владения собственным телом, умение держать равновесие, координацию движения и глазомер, учит просчитывать свои действия на шаг вперед. Если поймали - не отпускаем малыша срезу, пусть «поборется за свободу», так будут развиваться разные группы мышц и вестибулярный аппарат, а малыш быстрее научится удерживать равновесие. Такие занятие  вызывают массу положительных эмоций.

Дети в раннем возрасте очень любят все бросать. Это один из самых первых экспериментов малыша. Бросая предметы, ребенок получает колоссальное количество информации об окружающем мире: как летит тот или иной предмет, с каким звуком падает, сохраняет целостность или разлетается на мелкие кусочки, откатывается от места падения или лежит на месте, какова реакция окружающих и т.д.

Малышу в этом возрасте бесполезно объяснять, что мяч бросать можно, а фарфоровую кружку нельзя. Он еще не поймет и не запомнит, но в наших  силах направить его исследовательский интерес в мирное русло. Предлагаем ребенку покидать разные предметы, но не просто так, а поставив простую цель. Например, взяв прозрачный контейнер и несколько различных мячей, ставим контейнер недалеко от стены, чтоб мячи не только залетали в него, но и  падали, отскакивая от стены. Так у малыша будет больше шансов попасть в цель. Сначала показываем, как и куда кидать, а затем предлагаем малышу самому выполнить броски. Игру стараемся  разнообразить. Например, меняем цель: контейнеры разного размера и формы, коробки  и так далее. Меняем не  только цели, но и снаряды. Это различные мячики (в том числе мяч Такане), крышки из под детского питания, различные кубики. Но наш любимый игровой материал – шишки. Их интересно было собирать в лесу с родителями,  тренируя при этом внимание (ведь шишку надо еще найти) и координацию движения (чтобы поднять шишку, необходимо сначала присесть, а потом встать, и только потом ее можно положить в пакет или ведерко). Фактура шишек обеспечивает массаж ладошки малыша во время игры с этим природным чудом! Для ребенка настоящий эксперимент сравнить такие разные снаряды как мяч и шишка.  После игры важно собрать снаряды. Это приучает малыша, что после игры необходимо убрать за собой игрушки.

Следующая игра -  это своеобразная смесь игр боулинг и игры в городки.  Используем кегли или несколько пустых бутылочек, флакончиков  вытянутой формы и мягкий мячик. Расставляем кегли на некотором  расстоянии от ребенка и предлагаем сбить их мячиком. Чтобы разнообразить эту игру строим из флакончиков и бутылочек  разные фигуры. Если поставить их кучно, то попасть сложнее, но малыш собьёт их почти все. А в предыдущем варианте попасть легко, но собьется всего один или два предмета. Так же делаем из кеглей дорожки или полосы препятствий, учим малыша передвигаться среди расставленных кеглей, не задев и не уронив н одну из них. Такая игра развивает ловкость и координацию движения.

Еще одно развлечения, которое легко превращаем в упражнение для развития координации движения это мыльные пузыри. Стараемся запускать их на улице под яркими солнечными лучами, когда каждый мыльный шарик будет переливаться всеми цветами радуги. Предлагаем малышам поймать радужный шарик, это и будет тренировкой для координации движения и отработка навыка ориентации в пространстве. Предлагаем детям постарше самим надуть пузырь –– это же элемент артикуляционной гимнастики!

Прокатывание мяча друг другу еще одна любимая игра детей. Она развивает навык отталкивания, остановки и ловли мяча в разнообразных, меняющихся условиях: прокатывание под дугами, между кубиками. А так же способствует развитию координации движения, внимания, подготавливает к выполнению  сложных движений.

Руками играть с мячом намного легче и привычнее, а вот ударять по мячику или катать с помощью ног куда сложнее. Для этого нужно не только удерживать равновесие при ходьбе, но научиться толкать мячик ножкой. Конечно ни о каких голах и воротах речь не идет-  достаточно научиться пинать мяч ножкой!

Чтобы научить детей  сильнее отталкиваться в прыжке вверх,  проводим игры и упражнения, которые подразумевают что-то достать или до чего-то дотянуться. Используем игрушки, привязанные к палочке («Достань бабочку», «Достань жука»).

Дети раннего возраста любят ползать, и мы это  стремление поддерживаем, предусматривая разнообразие упражнений в данном виде движения - игры с  ползанием и лазанием, подползанием, переползанием.  «Доползи до игрушки», «Проползти в воротца»,  «Не переползай  линию). Для этих целей мы еще используем и цветную изоленту: наклеиваем на полу витиеватые дорожки или лабиринты. Лабиринты устраиваем не только на полу, но на столе с помощью все той же изоленты и коктейльных трубочек. Ребенок продвигает теннисный мячик по лабиринту, выполняя при этом дыхательную гимнастику.

Благодаря занимательности и доступности различных пособий и атрибутов у детей возникает желания выполнять движения многократно. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, удовлетворяя его потребность в движении, вырастает здоровым.

Литература:

Бостельман А. Посмотрите, что я умею!:учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования; под ред. С.Н. Бондаревой – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – (Вдохновение).

Прищепа С.С. , Атрощенко Н.А. Развитие познавательной активности детей раннего возраста на занятиях по физической культуре. Ж. «Инструктор по физкультуре» №3/2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для позитивной социализации детей первой группы раннего возраста.

Одним из требований ФГОС является успешное социально – коммуникативное развитие личности ребенка....

«Создание условий для двигательной активности детей в группе раннего возраста»

Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка.3 слайд. Формирование двигате...

КОНСПЕКТ ООД по направлению физического развития детей (вторая группа раннего возраста) Тема: «Вот как мы умеем»

Задачи:Укреплять здоровье детей.Формировать правильную осанку.Развивать двигательные умения и навыки.Воспитывать интерес и желание выполнять физические упражнения. Оборудование:Игрушки, две дуги,...

Статья "Создание условий для физического развития детей младшего возраста"

Создание условий для физического развития детей младшего возраста....

Конспект занятия по физическому развитию детей в группе раннего возраста

Конспект занятия.Физическое развитие.Группа раннего возраста....