Формирование образовательной среды в спортивном зале в условиях реализации ФГОС ДОУ
статья по физкультуре

Дудкина Ольга Валентиновна

Формирование образовательной среды в спортивном зале

в условиях реализации ФГОС ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.81 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование образовательной среды в спортивном зале

в условиях реализации ФГОС ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда спортивного зала должна обеспечивать и гарантировать:

* охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;

* максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, приспособленной для реализации программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья;

* открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам укрепления здоровья детей;

* построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).

Развивающая предметно-пространственная среда спортивного зала ДОУ обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. Развивающую предметно-пространственную среду необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Развивающая предметно-пространственная среда спортивного зала создается инструкторами по физической культуре для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. ФГОС ставит к предметно-развивающей среде определённые требования: насыщенность, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, трансформируемость.

Насыщенность включает материалы, инвентарь, игровое, спортивное оборудование, которые позволят обеспечить игровую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях, возможность самовыражения детей;

Полифункциональность обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, матов, мягких модулей и т.д.) в разных видах детской активности.

Доступность  предполагает доступный доступ всех (и с ОВЗ) воспитанников к играм, игрушкам, материалам, для этого мы разработали навигацию в спортивном зале, которая позволяет дошкольникам быстро ориентироваться в выборе инвентаря и правильно его использовать в выполнении основных видов движений и общеразвивающих упражнений.

Безопасность предполагает  соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Элементы РППС спортивного зала соответствовуют требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможности детей.

Полноценное функционирование РППС позволят создать целостную системообразующую развивающую среду с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагога, родителей и детей. Данный принцип предполагает организацию совместных спортивных мероприятий  с семьями воспитанников, для обеспечения преемственности РППС в домашних условиях. Например, совместные игровые мероприятия, организованные в рамках общеобразовательной программы (совместных праздников, досугов, участие в различных конкурсах и соревнованиях). Стоит отметить, что данный аспект немаловажен, поскольку РППС, организованные в ДОУ и в условиях семьи должны иметь единые принципы для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка.

Для мобильности пространства РППС  в спортивном зале ДОУ мы разделили  на зоны при помощи символах и знаков для зонирования и пр. При этом необходимо мы обеспечиваем возможность полноценной двигательной активности детей.

Так же развивающая среда спортивного зала обеспечена методической, технической и информационной поддержки, целью которой является создание оптимальных условий для эффективного решения воспитательно - образовательных задач. Методическая поддержка заключается в наличии и использовании конкретных учебно-методических материалов, картотек подвижных и спортивных игр, памяток, буклетов, консультаций, информационные стенды для воспитателей и родителей (законных представителей).  

           Сформированная инструкторами по физической культуре образовательная среда спортивного зала, способствует гармоничному физическому развитию дошкольников.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС

Совершенствование коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС...

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС

Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом...

Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды в ДОО в условиях реализации ФГОС

Психологически безопасной образовательной средой, по словам И. А. Баевой, можно назвать среду, обеспечивающую состояние сохранности психики субъектов педагогического процесса и высокие показатели инде...

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

«Формирование профессиональной компетенции педагогов ДОО по интеграции образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС».

Педагог как компонент и активный субъект образовательной среды во многом определяет здоровый образ жизни ребенка, под влиянием этого образа жизни и личности педагога формируются установки на ЗОЖ, осоз...

Создание условий для реализации образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС ДО

Создание условий для реализации образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС ДО...

«Организация предметно-пространственной развивающей среды, образовательной области «Познание» (РМП), в условиях реализации ФГОС».

При проектировании предметно-развивающей среды, связанной с математическим развитием дошкольников, необходимо уделять внимание таким компонентам как пространство, время, предметное окружение. Каждый э...