«Формирование здоровьесозидающей среды в условиях дошкольной образовательной организации»
методическая разработка по физкультуре

Пупышев Александр Дмитриевич

Здоровьесозидающая среда в детском саду

 

Продолжите, пожалуйста, фразу: "Путь к здоровью – это..." (блиц опрос педагогов)

 

Мы уточнили, что путь к здоровью - это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное – здоровый образ жизни.

 

По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50-52 % - это образ жизни.

Дети сами, естественно, не могут обеспечить себе здоровый образ жизни. Но это могут сделать взрослые: дома – родители, в детском саду – сотрудники детского сада.

В дошкольных учреждениях в целом сложился системный подход к организации оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться.

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования здорового образа жизни.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или  физических дефектов. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по здоровьесбережению, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье детей .
Работа по созданию здоровьесберегающей среды в нашем детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikup_zozh.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№23 Колпинского района, Санкт-Петербурга

Семинар для педагогов

«Формирование здоровьесозидающей среды в условиях дошкольной образовательной организации»

                                         Выполнил: педагог-психолог Спиринцева О.П.

Инструктор ФИЗО Пупышев А.Д.

Инструктор ФИЗО Мосякова Т.А.

Санкт-Петербург

2021г.

Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей.

Оборудование: ручки, листы, раздаточные материалы, фишки для распределения на команды, гимнастические подушки.

Ход семинара:

При входе педагоги делятся на три команды при помощи разноцветных фишек и рассаживаются за столы, согласно своему цвету.

Вступление (вступительная речь, презентация отв. Спиринцева) – 10 мин

Добрый день, уважаемые коллеги. Тема здоровья и его сохранения является одной из важных в работе педагога в образовательном учреждении. Сегодня мы с вами поговорим о том, что же такое здоровьесозидающая среда и здоровьесберегающие технологии в контексте ФГОС. А так же, попрактикуем на себе комплексы упражнений, направленные на сохранение и поддержание здоровье воспитанников. Всеми этими комплексами вы сможете воспользоваться самостоятельно, после нашего семинара.

Для начала, давайте вспомним, что же такое здоровьесберегающие технологии по ФГОС, для этого обратимся к презентации.  

Викторина (отв. Пупышев) – 5 мин

Здравствуйте уважаемые педагоги. Согласно нашей сегодняшней темы я предлагаю пройти игру-викторину и ответить на вопросы по теме здоровья сберегающие технологии, чтобы тем самым мы вспомнили или получили новые знания в этой области.

Игра-викторина «Использование здоровье сберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками»

1. Здоровье сберегающие технологии — это:

- система мер по охране и укреплению здоровья обучающихся

- техника обучения, использующая описание реальных заболеваний для профилактики их у учащихся

- методика обучения строению тела и физиологическим потребностям учащихся

2. Какие главные факторы риска влияют на здоровье учащихся?

- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей

- некомпетентность педагогов

- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям дошкольников

3. Какие направления охватывают здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ?

- организация образовательного процесса на основе санитарных норм и гигиенических требований

- формирование ценности здоровья и ЗОЖ

- двигательная активность (уроки физкультуры, динамические паузы в течение дня, спортивно-массовая работа)

- все варианты верны

4. Какие задачи позволяет решить использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач?

- Обеспечение психологической разгрузки обучающихся

- Побуждение к активизации самостоятельной познавательной деятельности

- Помощь слабому ученику и уделять внимания сильному

5. Какой первый шаг при введении здоровье сберегающих технологий в ДОУ?

- выявить отрицательные воздействия образовательной организации на здоровье обучающихся и осознать необходимость решения данных проблем

- освоить необходимые здоровье сберегающие технологии и обрести компетенции

- использовать полученные знания, умения и навыки на практике, тесно взаимодействуя друг с другом, медицинскими работниками, обучающимися и родителями

6. Согласно системе оценки Л. А. Харисовой и Ф. Ф. Харисова, на каких критериях основана оценка здоровье сберегающей технологии?

- актуальность, полезность

- контролируемость, реализуемость

- необходимость, осознание

7. Что относится к критериям здоровье сбережения на занятии?

- поза учащегося, чередование позы

- обстановка и гигиенические условия в группе

- наличие мотивации деятельности обучающихся на занятии

- все варианты верны

8. Психогимнастика —  это:

- упражнения, этюды, игры, направленные на развитие и коррекцию разных сторон психики ребенка

- использование музыки в качестве лечебного средства

- воздействие разнообразно окрашенным светом на человека с целью его излечения

9. Цветотерапия — это:

- упражнения, этюды, игры, направленные на развитие и коррекцию разных сторон психики ребенка

- использование музыки в качестве лечебного средства

- воздействие разнообразно окрашенным светом на человека с целью его излечения

10. Какие факторы риска снимает практика преподавания интерактивного обучения?

- стрессовую педагогическую практику

- интенсификацию учебного процесса

- пассивность обучающихся

Практическая часть – 30 мин

1. Здравствуйте  уважаемые педагоги! Очень рада вас приветствовать на своей станции и так, как мы посвящаем время здоровьесберегающим технологиям в ДОУ, давайте перейдем к практике одной из форм здоровьесберегающих технологий, это бодрящая гимнастика.

Бодрящая гимнастика в ДОУ- это важный элемент в становлении фундамента здоровья ребенка. И, чтобы фундамент этот был крепким, проводить бодрящую гимнастику надо систематически.

Цель бодрящей гимнастики облегчить пробуждение организма, стимулировать деятельность внутренних органов, оказывать общеукрепляющее воз действие, мобилизовать защитные силы организма, способствовать повышению работоспособности и хорошего настроения.

Длительность бодрящей гимнастики 5-7мин.

Гимнастика после сна №1 в кровати

1. упражнение: «Глазки просыпаются».

Слегка глазки растираем,

А потом сладко зеваем.

И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-4слегка погладить закрытые глаза, 5-8 сделать расслабляющий звук зевоты. Д – 8. Т – медленный.

2 упражнение: «Головка проснулась»

Мы почти уже проснулись

И друг другу улыбнулись.

и.п.: лежа на спине руки вдоль туловища. 1-2 – поворот головы на подушке вправо, 3-4 – и.п., 5-6 – поворот головы на подушке влево, 7-8 – и.п. при повороте головы улыбаться друг другу. Д – 8. Т – медленный.

3 упражнение: «Ручки проснулись»

Потянулись мы немножко,

Здравствуй солнышко в окошке!

И.п.: лёжа на спине руки вдоль туловища. 1 –поднять правую руку вверх, 2-3 – потянуть правую руку вверх, 4 – опустить на постель правую руку, то же для левой руки. Д – 8. Т – средний.

4 упражнение: «Ножки проснулись»

Хотим тоже потянуться

И совсем, совсем проснуться.

И.п.: то же. 1-прямую правую ногу поднять вверх, 2-3 – потянуть правую ногу, 4 – опустить правую ногу, то же для левой ноги. Д – 8. Т – средний.

5 упражнение: «Ножки совсем проснулись».

Ножками мы поболтаем

И до трёх мы посчитаем.И.п.: лежа на животе с опорой на локти аккуратно поддерживать ладонями подбородок. 1-8 – поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Д – 8. Т – средний.

Комплекс гимнастики после сна №2 в кровати

1. «Мы проснулись» И. п. : лежа на спине, ноги вместе, руки за головой. В. : 1 – поднять прямые ноги и руки вверх перед грудью. 2 – развести руки и ноги в стороны. 3 – свести ноги и руки перед грудью. 4 – вернуться в исходную позицию. (повт. 4 раза, темп умеренный)

2. «Мы умелые» И. п. : лежа на животе. В. : 1-2- ноги согнуть в коленях, руками ухватиться за щиколотки, прогнуться. 3-4 – вернуться в исходную позицию. (повт. 4 раза)

3. «Мы ловкие» И. п. : сидя, ноги прямые вместе, руки на плечах. В. : 1-2 – наклон вперед. 3-4 – вернуться в и. п. (повт. 4раза)

4. «Мы выносливые» И. п. : сидя, ноги прямые вместе, руки на плечах. В. : 1-2 – поднять прямые ноги вверх, одновременно поднять руки вверх. 3-4 – вернуться в и. п. (повт. 4 раза)

Комплекс гимнастики после сна на полу

«Заинька – зайчишка»

1. «Заинька, подбодрись, серенький, потянись» И. п.: стоя, руки вдоль туловища. Приподняться на носки, руки через стороны вверх.
2. «Заинька, повернись, серенький, повернись» И. п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево, затем в и. п.
3. «Заинька, попляши, серенький, попляши» И. п.: то же. Мягкая пружинка.
4. «Заинька, поклонись, серенький, поклонись» И. п.: то же. Наклоны туловища вперед.
5. «Заинька, походи, серенький, походи» И. п.: то же. Ходьба на месте.
6. «Пошел зайка по мостику» Ходьба по ребристой доске.
7. «Да по кочкам, да по кочкам» Ходьба по резиновым коврикам.

2. Уважаемые коллеги, сегодня в практической части нашего семинары мы с вами рассмотрим и попробуем на себе комплекс ОРУ с балансировочными подушками, которым вы сможете воспользоваться во время физ. минутки.

 «В лесу».

1. «Идем по лесу». (Подушка массажной стороной).

Переносить вес тела с правой на левую ногу, с носков на пятки, руки согнуты в локтях как во время ходьбы. 8 х 4 раза.

2. «Цапля». (Подушка массажной стороной).

Зайти на подушку поочередно правой и левой ногой, свободная нога на весу (поднять колено) – 4 раза.

3. «Собираем грибы». Приседание стоя на подушке, руки помогают удерживать равновесие – 6 раз.

4. «Медвежонок тянется за медом». (Подушка гладкой стороной).

И. п. – стоя на коленях на подушке, руки в упоре на полу.

1- вытянуть вперед правую прямую руку, 2 – и. п., 3 – вытянуть левую прямую руку вперед, 4 – и. п. – 6 раз.

5. «На велосипеде по лесу». (Подушка гладкой стороной).

И. п. – сидя на подушке, руки в упоре сзади, «велосипед» 1-8 раз (3 – 4 повтора).

6. «Лодочка». (Подушка гладкой стороной).

И. п. – лежа на животе, таз на подушке. 1 – 6 - вытянуть руки вперед, покачаться, 7-8 – и. п. – 4- 6 раз.

7. «Медвежонок и бочонок меда».

И. п. – лежа на спине на полу, подушка на весу зажата в коленях, руки в стороны, ладони в пол.

1 - опустить подушку с коленями на пол вправо, 2 – и. п., 3 – влево, 4 – и. п. – 4 раза.

8. «С кочки на кочку» прыжки на правой ноге вокруг подушки – 1 круг, на левой – 1 круг, в сочетании с ходьбой и восстановлением дыхания – по 2 раза с каждой ноги.

3. В теме здоровьесбережения немаловажно говорить о ментальном здоровье воспитанников. Сегодня я покажу вам комплекс психогимнастических упражнений.

«Корабль и ветер»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник  плывет  по  волнам,  но  вдруг  он остановился.  Давайте поможем ему  и  пригласим  на  помощь  ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза

«Из семечка - в дерево»

Цель: обучение выразительным движениям, релаксация.

Ход: Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, вобрать голову, закрыть ее руками). Взрослый-садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети-семечки медленно поднимаются). У него раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент - и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), росток превращается в прекрасный сильный цветок. Приходит лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей).

Но вот подул холодный ветер, наступила осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой раскачивания руками, головой, телом, сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Время идет, пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко теперь ему тепло и спокойно. Скоро опять весна, и оно оживет.

Воспитатель ходит между детьми, показывает им движения. После того как дети «сворачиваются на полу, взрослый подходит к каждому ребенку, гладит его.

«Зайки и слоны»

 Цель:  Дать  возможность  детям  почувствовать  себя  сильными  и смелыми, способствовать повышению самооценки.         «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала  мы  с  вами  будем  зайками-трусишками.  Скажите,  когда  заяц чувствует опасность, что  он  делает?  Правильно, дрожит.  Покажите,  как  он дрожит.  Поджимает  уши,  весь  сжимается,  старается  стать  маленьким  и незаметным,  хвостик  и  лапки  его  трясутся»  и  т.  д.  Дети  показывают. «Покажите,  что  делают  зайки,  если  слышат  шаги  человека?»  Дети разбегаются по  группе,  классу,  прячутся  и  т.  д.  «А  что  делают  зайки,  если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. «А  теперь  мы  с  вами  будет  слонами,  большими,  сильными,  смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним  и,  когда  его  видят,  спокойно  продолжают  свой  путь.  Покажите,  как. Покажите,  что  делают  слоны,  когда  видят  тигра...»  Дети  в  течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

Презентация «Энциклопедия ЗОЖ» (отв. Мосякова) – 7 мин

Заключительный этап – 7 мин.

Уважаемые коллеги, на сегодняшнем семинаре вы отработали несколько здоровьесберегающих комплексов, получили «напоминалки», которые смогут выручить вас в вашей деятельности. Нам важно ваше мнение о пройденном семинаре-практикуме, для этого на своих фишках просим нарисовать соответствующий смайлик и положить его в коробку.

Спасибо, что были с нами! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О формировании психологической готовности детей дошкольного возраста к школе в условиях дошкольной образовательной организации

В статье описывается процесс   формирования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе в условиях дошкольной организации....

Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудо...

СОЗДАНИЕ АКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время перспективной задачей дошкольного образования выступает создание образовательной среды, которая способна обеспечить доступность качественного образования детей с ограниченными возмож...

Презентация учителя-логопеда Полозовой Е.А. по теме «Специфика организации развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации»

При организации занятий с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития, в первую очередь необходимо обратить внимание на создание соответствующей возрастным и сензитивным периодам, потребност...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Целью статьи является расширение  основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...

«Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

Аннотация. Как отмечает автор данной статьи, дошкольное детство уникальный период, в котором происходит становление личности. интенсивное освоение мира, формирование основ безопасного поведения у дете...

Методическая разработка учебного мероприятия по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций. Тема. Семейный бюджет

Актуальность темы занятия «Семейный бюджет» обусловлена тем, что семейный бюджет является важнейшей составляющей жизни семьи. Каждому человеку необходимо знать: Что такое семейный бюджет? ...