Обучение детей спортивным стилям плавания.
методическая разработка по физкультуре

Казаченко Татьяна  Николаевна

«Обучение плаванию» изучается ребёнком через игру и игровые упражнения. Методические приемы и задания на воде мотивируют ребёнка двигаться от игры и игровых упражнений к усвоению основных стилей плавания. Основы плавания и использование методических приемов обучения приводят к возникновению у ребёнка желания освоить стили плавания и держаться на воде, усвоить свойства воды. Процесс плавания стимулирует ребенка выполнять более сложные задания в воде, который может послужить ключевым стержнем для того, чтобы спасти себе жизнь, также научиться плавать более сложным стилем плавания, даже получить профессиональную ориентацию спортсмена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обучение детей спортивным стилям плавания

в рамках детского сада»

                                              Автор: Казаченко Татьяна Николаевна

Московская область город Подольск

МДОУ № 13 «Золотая рыбка»

Краткая аннотация:

«Обучение плаванию» изучается ребёнком через игру и игровые упражнения. Методические приемы и задания на воде мотивируют ребёнка двигаться от игры и игровых упражнений к усвоению основных стилей плавания. Основы плавания и использование методических приемов обучения приводят к возникновению у ребёнка желания освоить стили плавания и держаться на воде, усвоить свойства воды. Процесс плавания стимулирует ребенка выполнять более сложные задания в воде, который может послужить ключевым стержнем для того, чтобы спасти себе жизнь, также научиться плавать более сложным стилем плавания, даже получить профессиональную ориентацию спортсмена.

Используемая литература:

  1. Большакова И.А. «Здоровье детей» Ижевск 2003.
  2. Баранова В.Г.,Маханева М.Д. Методическое пособие «Фигурное плавание в детском саду» М., Сфера. 2009
  3. Воронова Е.К. « Программа обучения детей в детском саду» СПб., Детство – пресс. 2010.
  4. Осокина Т.И., Богина Т.Л., Тимофеева Е.А.  «Обучение плаванию в детском саду» М., Просвещение. 1991.
  5. Научно-практический журнал «Инструктор по физической культуре» № 1 2009 год, «Обучение плаванию стилем брасс» стр. 55;

При обучении спортивным стилям плавания в нашем дошкольном учреждении основная работа с детьми дошкольного возраста определяется следующими задачами: 1.Научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде. 2. Технически правильно и экономично плавать, уже в дошкольном возрасте, обучаясь спортивным стилям плавания. Особое внимание мы обращаем на методические приемы, позволяющие ребенку быстрее научиться владеть своим телом в воде, что ведет к росту его уверенности в себе. Как показывает наш опыт, первый рекомендуемый способ обучения детей дошкольного возраста спортивным стилям плавания – кроль на груди. Кроль на груди – самый быстроходный способ плавания, которому можно обучить ребенка. Традиционно рекомендуется начинать обучение с движения ногами, однако, как показывает наш опыт, при такой методике обучения у начинающих плавать детей формируются типичные ошибки:

  1.  Чрезмерно сильное сгибание ног под живот и отсутствие продвижения вперед, на самом деле ноги играют небольшую роль в создании движущей силы. Существует: дву-, четыре-  и шести- ударный кроль на груди, когда полный цикл движений руками пловец выполняет названное количество ударов ногами.
  2. Начиная обучение дошкольников с движениями ногами, мы невольно навязываем ребенку шести - ударный кроль.

Дети с трудом осваивают этот навык, а некоторым это вообще не удается, что вызывает переживания и формирование стойкого негативного отношения к воде.

Наша технология обучения предлагает начинать обучение спортивным стилям плавания детей способом - кроль на груди с движения рук, поскольку, именно, руки создают основную движущую силу.

Предварительные упражнения выполняется сначала на суше, затем стоя по грудь в воде. Для этого мы предлагаем использовать дополнительные средства для обучения «калабашка, в игровой форме мы предлагаем детям надеть «хвостики крокодильчиков», лечь на воду, выполнять дыхательные упражнения «откроем ротики , как крокодильчики и сделаем носиком выдох в воду, затем дети выполняют плавательные движения стилем кроль, «калабашка – хвостик крокодильчика», с помощью рук пловцы тащат хвост и работают руками стилем кроль, выполняя дыхательные движения в воду и продвигаясь вперед «за добычей», используя только руки в плавании.

Первое время дошкольники рефлекторно выполняют движения руками очень быстро, результатом чего являются короткие гребки. Необходимо сразу добиваться выполнения длинного гребка или, как мы называем, «шага», («шагаем, как папа-крокодил»). Такие плавательные движения дети выполняют с 5- летнего возраста, в игровой форме это получается для детей интересно, увлекательно, и для обучения стилем кроль с помощью рук.

При изучении кроля на груди многие дети выполняют движения сильно согнутыми ногами, образуя массу брызг, а, не вспенивая воду.

Здесь существует несколько подготовительных упражнений для лучшего понимания и изучения детьми движений ног.

Подготовительные упражнения для изучения детьми движений ног:

- «Барабанные палочки» - попеременные движения слегка согнутыми или прямыми ногами.

- «Мыльная пена» - вспенивание воды ногами, акцентируя внимание детей на отсутствии брызг.

Не рекомендуется отдельно изучать и отрабатывать с детьми движения ногами, необходимо использование упражнений с буксировкой (плавательная доска, «калабашка», нудлы).

Постепенно осваивая кроль на груди в описанной последовательности, детям достаточно быстро удается приспособить движения ног к движениям рук. Исходя из физических возможностей и индивидуальных особенностей, ребенок сам подбирает ритм движений ногами.

Главное при обучении кролю научить равномерному продвижению по прямой линии с сохранением горизонтального положения тела.

Принцип экономичного плавания предполагает разумное распределение сил ребенка на дистанции, поэтому мы обучаем детей плавать медленно, сохраняя непрерывность движения.

Большинство наших детей уже в старшей группе способны проплывать весь бассейн - 8 метров со старта только при помощи рук, сохраняя длинный гребок руками и на задержке дыхания, не останавливаясь, до следующего бортика.

Стиль плавания «Кроль на спине».

Способ «кроль на спине» по структуре движений отличается от кроля на груди лишь положением тела на воде и изменением ведущих конечностей – основой согласования движений является работа ног.

Техника выполнения данного способа целиком определяется координационными возможностями ребенка.

Мы предлагаем детям выполнение задания, предварительно на бортике бассейна, а затем в воде отрабатываются попеременные ударные движения ногами вверх-вниз, которые выполняются только носочками ног (носки оттянуты и вогнуты внутрь – «как у медведя»).

Для контроля сгибания ног в коленях предлагается держать над коленями ребенка дощечку или руку.

 Круговые движениями руками назад предварительно разучиваются на бортике – «мельница», как в кроле на груди – «до ноги - до уха».

Старт на спине выполняется следующим образом: зацепиться руками за бортик, упереться о бортик бассейна ногами, согнутыми в коленях, голову держать вверх, не опуская подбородок, мы предлагаем детям «лежать на волшебной подушечке» и продвигаться вперед, используя плавательные движения стиль кроль на спине, затем мы предлагаем усложнить задачу для детей, используя вместо дощечки, руки, сложенные под затылок –«руки  в замок», таким образом, как бы выталкивая голову вверх, вытянувшись на поверхности воды.

 На начальном этапе детям предлагается плавать медленно, при этом они могут координировать собственные движения. При плавании кролем на спине в полной координации наиболее рационально шести - ударное согласование движений.

Спортивный стиль плавания - «Брасс».

Брасс – стиль плавания по структурным и координационным особенностям выделяется среди спортивных стилей плавания, ибо человек в своей повседневной деятельности совсем не выполняет движений, напоминающих работу ногами пловца брассиста, поэтому особое внимание при работе с дошкольниками следует уделить подготовительным упражнениям.

Техника движений ногами состоит: из разведений, сгибаний, вращений, выпрямлений, сведений и развернутого положения стоп перед гребком, оттолкнуться необходимо пяточками о воду.

Это движение напоминает ребенку движение плыть «как лягушата», и его выполнение способствует некоторому сближению коленных суставов, затем следует энергичный толчок о воду -"оттолкнись пяточками".

При полном согласовании движений руки почти заканчивают выпрямление уже в начале гребкового движения ногами, что придает телу достаточно обтекаемое положение.  

В нашем детском дошкольном учреждении основными элементами спортивных стилей плавания дети овладевают уже в старшей группе, поэтому родители, видя успехи своих детей, заинтересованы в дальнейшем продолжении обучения детей плаванию.

Дошкольное учреждение имеет преемственные связи с тренерами физкультурно-оздоровительного комплекса родного города Подольска. Достаточно большое количество детей в подготовительной группе начинают посещать спортивные секции бассейна, и дальнейшая работа по совершенствованию их плавательных навыков проходит на глубокой воде.

Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что основным показателем успешного обучения спортивным стилям плавания в детском саду является устойчивое позитивно-эмоциональное отношение ребенка к воде, адекватная самооценка плавательных возможностей, общее позитивное восприятие, а также высокий уровень формирования плавательных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка"Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме, как средства подготовки и обучения детей дошкольного возраста плаванию"

Использование здоровьесберегающих технологий в игровой формепозволяет более эффективно  решать задачи сохранения и укрепления здоровья детей,а обучение плаванию более интересным для ребенка....

Использование вспомогательных средств для обучения детей дошкольного возраста плаванию

Использование вспомогательных средств для обучения детей дошкольного возраста плаванию...

Технология обучения спортивным стилям плавания в детском саду.

Понятие «плавание» включает в себя две составляющие: плавание как физическое действие и плавание как учебный предмет.Плавание как физическое действие - способность (или умение) челове...

Обучение детей с ДЦП плаванию

Обучение детей с ДЦП плаванию...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОСТ «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВКЛЮЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПЛАВАНИЮ»

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития, как умственного, так и физического. Сегодня, следуя моде времени, родители больше внимания обращают на ум...