Использование вспомогательных средств для обучения детей дошкольного возраста плаванию
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Использование вспомогательных средств для обучения детей дошкольного возраста плаванию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Герасименко Д.А.

Инструктор по ФК

                                                                                 ГБОУ Школа №285 г. Москва

 Использование вспомогательных средств для обучения детей дошкольного возраста плаванию                                                           

Что же главное в воспитании детей? Вначале на этот вопрос хочется ответить так: все главное! Действительно, какой бы элемент воспитания ребенка мы ни взяли, окажется, что среди них нет несущественных. И все же, главное – ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. Это общеизвестно. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей ребенка.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что купание, игры на воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка. Плавание – один из уникальных видов физических упражнений связанных с оздоровительным и закаливающим воздействием на человека водной среды. Особенно это воздействие благотворно для растущего организма детей. Невозможно переоценить оздоровительное значение плавания. В медико-физиологическом аспекте - это укрепление различных функциональных систем детского организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и пр.), в психологическом аспекте — формирование произвольной регуляции движений и действий, в педагогическом — это не только обучение дошкольника сложноорганизованным действиям, но и способ становления навыков саморегуляции. В основе обучения лежит приобретение умений, позволяющих комфортно себя чувствовать на воде и, конечно же, получать от этого удовольствие.

Важнейшим условием воспитания здорового ребенка является его двигательная активность, которая оказывает благоприятное воздействие на формирующийся организм. Малыш по своей природе – деятель, а деятельность его выражается, прежде всего, в движениях.

Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенности жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребенка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению достигнутых по возрасту движений. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо для растущего и развивающегося детского организма. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. Активные движения повышают устойчивость организма ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма. А недостаток движений вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости к нарушению обмена веществ в организме, а также к быстрой утомляемости организма ребенка3.

Многочисленные данные свидетельствуют о том, дефицит двигательной активности оказывает отрицательное влияние на развитие детского организма. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно с детства.

Встает вопрос о необходимости вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям плаванием, развивая интерес к движению, как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.

 Решение этой проблемы видится в совокупности социально-педагогических условий. Этому способствует использование разнообразного спортивного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Для этого в нашем детском саду на занятиях по плаванию мы используем как современное промышленное оборудование, так и нестандартное оборудование, изготовленное своими руками.  Ведь любой новый инвентарь – это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.

Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому использование спортивного оборудования в обучении плаванию направлено на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство.

Данную разработку рекомендуется использовать для начального обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Общие основы применения вспомогательных средств в обучении детей плаванию.

Уже много лет в нашем дошкольном учреждении занятия по обучению дошкольников плаванию проводим с использованием вспомогательных средств. Причем, я стараюсь применять его уже с первых занятий, когда дети еще только знакомятся с водной средой. Играя, младшие дошкольники безболезненно преодолевают чувство неуверенности и страха, быстро адаптируются в воде. В работе со старшими дошкольниками, когда они уже овладели техникой плавания, вспомогательных средств используется для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений, способов плавания. Оно используется в преодолении водобоязни детей, в комплексах общеразвивающих упражнений, в постановке правильного дыхания, отработки техники плавания.

Задачи при подборе вспомогательных средств при обучении плаванию.

  В целях развития и поддержания интереса к занятиям важно позаботиться о правильном выборе оборудования для обучения плаванию.

 При подборе оборудования для занятий по плаванию я ставлю следующие задачи:

  •  создать эмоциональный комфорт для детей на занятиях по плаванию;
  • стимулировать желание детей заниматься двигательной активностью;
  • оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;
  • развивать скоростно-силовые качества у детей, развивать чувство равновесия координацию движений, улучшать ориентировку в пространстве;
  • изучать и совершенствовать технику различных способов плавания.
  • приучать ребенка ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;
  • создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий;
  • развивать у детей интерес к процессу движений;
  • приучать применять оборудование  в самостоятельной деятельности;
  • пробуждать интерес к играм, занятиям;
  • расширять круг представлений о   разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление прийти на помощь друг другу.

         Важно не забывать про требования по использованию оборудования на     занятиях по плаванию;

- оборудование и инвентарь должны соответствовать правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики;

- размеры и конструкции оборудования и пособий должны отвечать анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.

      Классификация вспомогательных средств.

  • вспомогательные средства, направленные на освоение передвижения в воде,  на ознакомление со свойствами воды, на преодоление водобоязни;
  • вспомогательные средства, направленные на развитие цветовосприятия: умения выделять нужный цвет, соотносить два цвета, классифицировать цвета и их оттенки;
  • вспомогательные средства, способствующие овладению навыков погружения и ныряния;
  • вспомогательные средства, способствующие овладению навыком  лежания и скольжения;
  • вспомогательные средства, способствующие овладению правильным дыханием;
  • вспомогательные средства, вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения;
  • вспомогательные средства для проведения игр и организации праздников, развлечений, досугов на воде.

Повышение эффективности использования вспомогательных средств на занятиях по плаванию.

Один из приемов повышения эффективности использования оборудования для занятий в бассейне - это создание новизны. Детям надоедает однообразие, они перестают замечать любимые игрушки. Новизну я создаю за счет:

а) замены одного пособия на другое подобное;

б) размещения дополнительных элементов;

в) объединения разных пособий в своеобразные комплексы (полосы препятствий, дорожки, домики и др.);

г) перестановки пособий в различном пространственном расположении.

Рациональное использование плавательного оборудования имеет свою специфику в зависимости от возраста. В младшей группе оно должно содержать игровой элемент, дающий возможность ребенку свободно переходить от «чисто двигательной» деятельности к игровой и наоборот, создающий условия для наиболее полного самовыражения его деятельности. Можно обеспечить разнообразие двигательной деятельности, используя незначительное количество простых пособий: во-первых, расставляя из по-разному; во-вторых, обучая детей всем плавательным умениям на каждом из пособий; в-третьих, развивая у детей умение, выполнять на каждом пособии все знакомые движения; в-четвертых, объединяя детей в совместных движениях одним пособием (мяч, «буксир», обруч на двоих).

Анализ результатов эффективности применения вспомогательных средств на занятиях по плаванию.

В результате систематической работы по применению вспомогательных средств на занятиях, я добилась:

  • быстрой адаптации  детей в воде;
  • повышения уровня плавательных навыков у детей;
  • улучшения эмоционального настроя;
  • появления уверенности и самостоятельности.

Все это положительно сказывается на их здоровье. Дети становятся более активными, общительными, улучшается сон, исчезают раздражительность, апатия, головная боль. В процессе занятий дети становятся более жизнерадостными, приобретают уверенность в себе и без стеснения включаются в общие игры сверстников.

У детей подготовительных к школе групп наблюдаются соответствующие их возрасту пространственная ориентировка, зрительное восприятие, мелкая моторика и мускулатура, активизируются зрительные функции.

                             

Заключение.

На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить обучение плаванию живо, эмоционально, интересно, так как плавание относится к монотонному виду спорта. Наша задача как педагогов – насыщение пространства плавательного бассейна недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомо-физиологическим, психическим, эстетическим и другим требованиям. Наша цель играя – оздоравливать, играя – воспитывать, играя – развивать, играя – обучать. А  этого можно достичь применяя свою выдумку, фантазию.