Консультационный пункт по физической культуре "Тропинки физкультуры"
консультация по физкультуре

Цель конституционного пункта: поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по физическому развитию в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsionnyy_punkt_po_fizicheskoy_kulture.docx40.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультационный пункт

«Тропинки физкультуры»

«Как организовать двигательную активность дошкольника»

Инструктор по ФК Пчелина Ольга Ивановна

высшая квалификационная категория

 Муниципального казённого дошкольного

образовательного учреждения

 детский сад «Тополек» комбинированного вида

График проведения мероприятий

№п\п

Срок проведения

Содержание мероприятий

Форма проведения

1.

Ноябрь

Организация двигательной  деятельности дошкольников через строевые упражнения.

Семинар  - практикум

2.

Январь

Квест  - игра, как инновационная технология работы с  детьми старшего дошкольного возраста

Квест - игра

3.

Март

Знатоки мячей

Блицтурнир

  1. Семинар – практикум

Организация двигательной деятельности дошкольников через строевые упражнения (дата проведения 23.11.2018г.)

1 часть. Во время занятия физической культурой детям приходится неоднократно менять свои места для выполнения упражнений и многообразно взаимодействовать друг с другом. Для управления детьми воспитатели (инструкторы) используют строевые упражнения, команды для которых должны быть едиными по форме, подаваться громко, отчетливо, чтобы все слышали и понимали смысл, тогда и выполнение их будет строго определенным и одинаковым для всех воспитанников. 

Для чего используют строевые упражнения? Эти упражнения используют для совместного организованного и быстрого размещения занимающихся в физкультурном зала, на площадке перед выполнением физических упражнений и после их окончания. Вместе с тем они способствуют формированию навыков правильной осанки, ориентировке в пространстве, развитию глазомера, равновесия, быстроты, ловкости, воспитанию дисциплинированности, организованности, подтянутости, развития чувства ритма и темпа движений, походки.

Для использования строевых упражнений установлены понятия о строе.

2 часть.

Строй – это размещение занимающихся для совместных действий.

Строевые упражнения – совместные действия занимающихся, в том или ином строю.

К строевым упражнениям относятся:

- построения

- перестроения

- повороты

- размыкания и смыкания

- передвижения.

Что такое построение?

Построение – это действия детей для размещения в том или ином строю.

К ним относятся:

Построения в колонну по одному

Построение парами

В одну шеренгу

В круг

Несколько кругов

Построение полукругом

 Врассыпную.

       Как строятся дети в разных группах? Какие распоряжения и команды подаются?

В младших группах строятся в колонну по одному, кто с кем захочет. Со средней группы детей приучают строиться по росту. Также детей приучают к пониманию распоряжения, дается распоряжение «Дети встаньте за Олей, друг за другом!», дальше «за Олей становись!» или используются зрительные ориентиры: линии, между двух шнуров, у предмета (кубики) – построение в шеренгу. Для закрепления навыка построения проводятся игры «Поезд», «Пойдем гулять», «Ручеек» и т.д. Построение в пары по распоряжению «Станьте в пары!», каждый ребенок находит себе партнера, берет его за руку и встает в указанное место. Построение в круг, используют зрительные ориентиры (шнуры, кубики, ленточки), затем в середину ставят один предмет, ребенка или встать самому воспитателю. Для того, чтобы круг не сужался и не разрывался дается распоряжение «Дети, круг должен быть ровным как обруч, мяч».

Распоряжение «Врассыпную!» проводится с помощью зрительных ориентиров, (лицом к воспитателю), на расстоянии вытянутых вперед, в стороны рук, чтобы при выполнении упражнений не мешали и друг, другу.

В старшем возрасте распоряжение заменяется командой.

Строевые приемы выполняются по следующим командам:

«Становись!» - команда, по которой дети становятся в указанный строй и принимают строевую (основную) стойку.

Основная стойка (строевая стойка) -  термин, принятый в физическом воспитании, при котором ребенок стоит прямо, пятки вместе, носки врозь на ширину стопы, руки опущены, голова держится высоко, взгляд вперед.

«Равняйсь!», «Смирно!» - быстро принимают строевую стойку.

«Вольно!» - встают свободно, ослабляют в колене правую или левую ногу, не сходя с места.

«Вперед -  за направляющим, шагом марш!»  дети двигаются за направляющим.

«Остановились!» - принимают положение, предшествующее этой команде.

«Разойдись!» -  расходятся для самостоятельных действий.

Строй останавливается по команде: «Группа стой!» Для остановки строя в определенном месте команда: «Направляющий -  на месте!».

Расчет группы воспитанников производится по команде «По порядку – рассчитайсь!», при этом ребенок поворачивает голову налево и называет свой порядковый номер, по завершения расчета левофланговый делает шаг вперед и произносит: «Расчет окончен!». Или на первый, второй – рассчитайсь!».

Повороты на месте и в движении выполняются по командам: «Направо! «Нале –во!» «Кругом!»

Построения в колонну или в шеренгу осуществляется по команде: «Группа в одну (две, три и т. д.) шеренгу становись!», «В колонну по одному (два, три и т. д.) становись!». А также осуществляется после предварительного расчета на первый и второй. «В две шеренги или колонны – стройся!» вторые номера делают шаг назад (вперед) и шаг в сторону и встают в затылок.

Для изменения скорости используются команды: «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Реже шаг!», «Полный шаг!». Обход передвижения вдоль границ зала выполняется по команде: «В обход налево (направо) шагом марш!». Исполнительная команда подается в момент, когда направляющий подходит к границе в любой точке зала.

Передвижения по диагонали зала, площадки выполняется по команде: «По диагонали марш!», исполнительная команда подается на одном из углов зала.

«Врассыпную становись!» Дети по распоряжению врассыпную встают в разных местах зала, без интервала и дистанции.

3 часть. Практическая (выполнение задания для педагогов).

Разделиться на две подгруппы (младший возраст, старший возраст).

Построение в колонну по одному, шеренгу, круг (построения, команды).

Движение по ходу: в обход зала, по диагонали (команды).

Расчет группы и перестроение.

Изменение скорости движения.

2. Квест - игра, как инновационная технология работы с детьми старшего дошкольного возраста (дата проведения 29. 01.2019г.)

1 часть. Работа с педагогами

«Что такое двигательная активность? «Что такое двигательная деятельность? (высказывание педагогов).

Двигательная активность – естественно – биологическая, социально обусловленная потребность организма ребенка в движении, от степени, удовлетворения которой зависит состояние его физического и психического здоровья.

Двигательная деятельность – деятельность, организованная взрослым со свойственными этой деятельности системообразующие компоненты (целью, задачами, содержанием и результатом), характерным признаком которой являются движения, способствующие физическому развитию ребенка.

Двигательная деятельность предполагает:

- развитие координации движений и гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики;

- формирование опорно – двигательной системы организма;

- выполнение основных движений.

Первое место в двигательном режиме детей занимают физкультурно – оздоровительные занятия.

Физкультурные занятия – основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.

При этом обучение на физкультурных занятиях осуществляется в определенной системе и последовательности, что позволяет достигать наилучших результатов в формировании двигательных навыков.

2 часть. Работа с педагогами. Какие типы физкультурных занятий вы знаете? (перечислить). 

Типы занятий.

В детском саду проводятся занятия различного типа: смешанного, игрового и сюжетного характера. В основу их квалификации могут быть положены следующие признаки: содержание, образовательные задачи, методы проведения физических упражнений.

Смешанные занятия содержат: строевые и общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижные игры (занятия обучающего характера).

Занятия игрового характера отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются игры с соответствующими движениями. Их проводят, когда уже все упражнения разучены и ставится задача закрепить двигательные умения и навыки, развивать физические качества в меняющейся обстановке (на закрепление пройденного материала).

Занятия в сюжетной форме проводятся для повышения интереса к движениям при закреплении навыков. Подбираются упражнения в соответствии с поставленными задачами и включаются в сюжет.

Работа с педагогами. Что такое инновации? Что такое инновационные педагогические технологии? (ответы педагогов.) 

Инновации (педагогические) – нововведения, обеспечивающие существенное повышение качества образования ребенка при сохранении основных показателей состояния его здоровья.

      В практике физического развития и воспитания детей дошкольного возраста. Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. внедряются разные технологии, в том числе игровые.

      Новая форма физкультурной деятельности для детей старшего дошкольного возраста – это квест – игра.

  Работа с педагогами. Что такое квест – игра? (ответы педагогов). 

Квест –(англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком.

Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал и в другие помещения детского сада, так и на улице. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. 

Квест – игра вводит ребенка в увлекательный процесс познания, развивает любознательность, двигательные и творческие способности.  Целью таких занятий является воспитание настойчивости, самостоятельности, стремления к достижению положительного результата с помощью практической и игровой деятельности. Дети учатся читать простейшую графическую информацию, ориентироваться на ограниченной территории, дети проявляют самостоятельность, наблюдательность, находчивость. Воспитывается взаимоуважение, чувство товарищества, взаимопомощи и умение действовать в команде. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО. 

Достоинства квестов для детей дошкольного возраста

1. Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.

2. Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.

3. Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.

4. Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.

5. Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объёме.

6. В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая.

Вывод: Квест – игра - это органическое сочетание двигательной и интеллектуальной деятельности в развитии ребенка.

Работа с педагогами. Какое оборудование можно использовать в квест – игре? (перечислите).

Оборудование к квест - игре: маршрутные листы, на которых должны быть условные обозначения (начало движения (старт) и конец движения(финиш), цифры, геометрические фигуры, герои сказок, животные, птицы, картинки для угадывания игр, карты – схемы – это контрольные пункты для удобства прохождения дистанции и выполнения задания.

3 часть. Практическая. Физкультурное занятие: Квест – игра «Симка и ее друзья помогают починить компьютер». Подготовительная группа. (просмотр, анализ занятия). 

  1. Блицтурнир «Знатоки мячей»

(дата проведения 26.03.2019г).

1 часть. Работа с педагогами. С каким физкультурным оборудованием, больше всего любят играть дети? (перечислите).

Загадка:

Стукнешь о стенку, я отскочу,

      Бросишь на землю, а я подскочу.

Я из ладоней в ладони лечу,

        Смирно лежать я никак не хочу!

(Мяч).

       Одним из первых основных движений ребенка – хватание, схватывание, бросание, метание, ловля. Именно мяч – первое средство, связывающее внутренний и внешний мир ребенка. Заботясь о здоровье детей, мы должны создать условия для их двигательной активности. Чтобы детям хотелось заниматься спортом, больше двигаться, необходимо научить их играть в разнообразные игры.

     Лучший друг для детей в играх – мяч, его можно отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Игры с мячом развивают физические качества: быстроту, ловкость, глазомер, ориентировку в пространстве; формируются положительные взаимоотношения и эмоции, которые необходимы будущему первокласснику.

     Сегодня мы с вами проведем блицтурнир под названием: «Знатоки мячей».

А пройдет он под девизом: «Мяч -  помощник нам в игре, ты бери его везде!»

Перед тем как перейти к блицтурниру, мне хотелось бы узнать:

Работа с педагогами. Какие мячи, вы знаете? (Ответы: волейбольный, баскетбольный, регби, теннисный, набивной, футбольный, воздушный мяч, мячик – ежик -массажер).

Работа с педагогами. Назовите принципы работы с мячом?

- доступность

- постепенность

- повторяемость и систематичность.

 Работа с педагогами.  В каких видах деятельности используют мяч в детском саду?

(НОД – ОВД и ОРУ, в сочетании с дыхательными упражнениями, на праздниках, досугах, развлечениях, в подвижных играх, эстафетах, динамических паузах, на прогулке, в совместной работе с родителями).

Работа с педагогами.   В каком качестве можно использовать мяч? (как ориентир, тренажер, препятствие, предмет, массажер, опору, игрушку).

2 часть. Блицтурнир «Знатоки мячей». Педагоги делятся на две команды и отвечают по очереди.

Почему мы метаем набивной тяжелый мяч, а отбиваем от пола резиновый?

Почему прыгают на больших резиновых мячах, а не на маленьких?

Почему с кожаным волейбольным мячом нельзя плавать?

Бывают ли мячи другой формы не круглые?

Из чего делают мячи?

Куда спортсмен забрасывает мяч в баскетболе?

Куда спортсмен забивает мяч в футболе?

Что проводят с мячом в командах?

                    Давайте проведем эстафеты с мячом (проводится три эстафеты).

Работа с педагогами. Какие игры с мячом, вы знаете, назовите их? (ответы).

3 часть. Практическая. Участники одной команды проводят игру с мячом, а другая команда должна отгадать название этой игры. Игры раздаю каждой команде.

Игра «Мяч вдогонку», «Кого назвали, тот и ловит», «Ловишка с мячом», «Охотники и зайцы». 

Режимный момент – утренняя гимнастика с мячом. Один из педагогов выполняет упражнения с мячом, другие его повторяют (обратить внимание на последовательность выполнение упражнений).

Работа с педагогами. Что больше всего на свете любят наши дети? (Сказки).

Задание «Продолжи сказку».

Жил – был веселый разноцветный мячик. Скучно было мячику, не было у него друзей. И вот однажды мячик отправился искать себе друзей. Он старательно преодолевал все препятствия, которые встречались ему на пути. И вдруг вдалеке он услышал голоса, побежал на веселый смех, но путь ему преградил ручеек. Он остановился и стал кричать, мячик очень хотел, чтоб его заметили, но резвившиеся на том берегу разноцветные мячики его не слышали. И тогда…. (каждая команда придумывает продолжение и зачитывает).

Сюрпризный момент

В «чудесном мешочке» лежит предмет, участники должны догадаться, что там лежит. Это предмет, по форме напоминает мяч, одновременно и сказочный, и реальный, помогающий поддерживать здоровье и молодость, в славянской мифологии выступает символом здоровья, любви, красоты.

Это – яблоко. Плод с дерева познания. Оно символизирует здоровье и жизненную силу. А теперь передадим яблоко друг другу и скажем пожелание.

 

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей в рамках консультационного пункта"Пальчиковая гимнастика и самомассаж".

На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влия...

Консультационный пункт

Материалы для организации работы консультативного пункта и непосредственной работы с семьей не посещающих дошкольные образовательные учреждения...

Результаты работы консультационного пункта по проведению природоохранных акций за 2012 -2013учебный год.

В процессе плодотворной совместной работы в течение всего года мы обменивались опытом, делились впечатлениями по проведению мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели (корректировка мер...

Консультационный пункт

Как  показывают  исследования, сегодня  наблюдается  неэффективное  использование   воспитательного  потенциала  семьи. У  родителей  отсутствует...

" Тучка" Конспект НОД, консультационный пункт. Рисование пальчиками.

Конспект НОД,  Консультационный пункт. Рисование пальчиками....

Консультационный пункт в детском саду

Статья о работе консультационного пункта для родителей, воспитывающих детей в форме семейного воспитания...