«Развитие основных видов движений»
консультация по физкультуре

Ширшова Марина Евгеньевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razv_osn_vidov_dvizheniya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развитие основных видов движений»

Систематическое выполнение основных видов движений оказывает положительное влияние на всестороннее физическое развитие ребенка, улучшает работу сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной систем, укрепляет мышцы и опорно-двигательный аппарат, развивает такие физические качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость и др.

Формирование навыков в разных видах движений у дошкольников начинается с первого ознакомления с определенным движением и заканчивается (условно) тогда, когда ребенок выполняет его легко, уверенно, с наименьшей затратой сил.

Индивидуальную работу с воспитанниками по развитию основных видов движений мы проводим в соответствии с планом взаимодействия с инструктором по физической культуре.

При организации индивидуальной работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию основных видов движений мы учитываем возрастные особенности детей и используем методы и приёмы наиболее эффективные для данной возрастной группы.  

Прежде всего, широко применяется показ. В основе его исторически сложившаяся способность к имитации (подражанию), к воспроизведению того, что делается в окружающей среде. Ввиду того что внимание детей не устойчиво и имеет непроизвольный характер, они часто не замечают главных деталей показанного движения. Поэтому показ обязательно сопровождают объяснением, лаконичным и понятным.

В своей работе с детьми 3-4 лет мы используем метод образного объяснения упражнения, учитывая при этом высокую способность малышей к имитации, подражанию. Например, идти мягко на носках, «как мышка»; во время бега поднимать колени, «как лошадка», и т. д.

У младших дошкольников — образное мышление и сравнительно небольшой двигательный опыт. Поэтому показ движений занимает у них ведущее место.

Необходимо помнить, что  конкретность требований и заданий способствует быстрейшему и более эффективному обучению движениям. При этом обязательно нужно учитывать психологические особенности детей. Нечеткие, непонятные требования и задания ребенок выполняет с грубыми ошибками.

При организации индивидуальной работы по развитию основных видов движения мы стараемся  заинтересовать ребенка, вызвать желание правильно выполнить то или иное движение. Для этого применяем задания игрового и имитационного характера.

Ходьба

Наблюдая за ходьбой детей 3-4 лет, нетрудно заметить у них лишние движения, неравномерный темп, слабый мах руками, причем у некоторых из них мах правой рукой более энергичный, чем левой. Некоторые дошкольники ходят на полусогнутых ногах (недостаточное отталкивание носком в конце шага), шаркают ногами, опускают на почву всю стопу и как бы «шлепают» ею, смотрят себе под ноги, опускают голову и плечи, не всегда четко выдерживают нужное направление.

В работе над таким видом движения как ходьба мы особое внимание уделяем координации движений рук и ног во время ходьбы, приучаем детей свободному маху руками, развиваем у них ориентировку в пространстве (не наталкиваться на предметы, быстро останавливаться по сигналу и т. д.).

Из-за слабости мышц-разгибателей многие дети младшего дошкольного возраста не могут ровно удерживать туловище и часто сутулятся. Это может привести к нарушениям осанки. Поэтому мы обязательно напоминаем  ребенку, чтобы он не горбился и не опускал голову во время ходьбы. При правильном положении головы выпрямляется спина и расширяется грудная клетка.

Бег

Работа рук при беге несколько отличается от ходьбы: они согнуты в локтях, и мах ими более энергичен. При беге нагрузка на мышечный аппарат, особенно на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, значительно больше, чем при ходьбе.

Во время бега младших дошкольников часто можно наблюдать мелкий, семенящий шаг, значительное разведение рук в стороны, иногда ребенок прижимает руки к туловищу или держит их опущенными вниз. Большинство детей 3-4 лет бегают на полусогнутых ногах, ставят ногу на опору с пятки или на всю стопу. Слабость мышц опорно-двигательного аппарата не дает им возможность выполнять полноценное отталкивание (с полным выпрямлением ног в коленных суставах) и ставить ноги на опору с носка.

Мы ставим перед собой задачу при учить ребёнка  ребенка к энергичному движению согнутыми в локтях руками во время бега, вырабатывать умение бежать в равномерном темпе; оббегать расставленные на полу предметы (кубики, коробочки, камешки и т. д.), не наталкиваться друг на друга.

Равновесие

Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах.

Упражнения в равновесии с детьми мы проводим  в движении: ходьба и бег между двумя параллельными линиями, начерченными на расстоянии 20-25 см друг от друга, между предметами.

Во время выполнения упражнений в равновесии мы следим, чтобы ребенок шел переменным шагом, ровно, смотрел вперед, а не под ноги.

При выполнении упражнений в равновесии мы предлагаем детям разное положение рук положение рук: в стороны, за голову, за спину, на поясе и т. д.

Лазанье и ползание

Упражнения в лазании и ползании очень полезны для дошкольников. В их выполнении берут участие крупные мышечные группы (спина, живот, ноги и руки). Эти упражнения требуют большего физического напряжения, чем многие другие основные движения. Для выполнения их нужно иметь несложное оборудование (стулья, скамейка, обруч, пал ка).

Упражнения в ползании мы объединяем с движениями, способствующими выпрямлению туловища. На пример, после ползания между кеглями  встать, поднять руки через стороны вверх и хлопнуть в ладони над головой.

Наблюдение за детьми показало, что младшие дошкольники, лазая по вертикальной лесенке часто плохо координируют движение рук и ног, проявляют нерешительность.

Для детей этого возраста упражнения в лазаньи представляют значительную сложность, поэтому от них еще рано требовать лазанья переменным способом. Они должны подниматься и опускаться произвольным способом — как им удобнее.

Постепенно мы добиваемся, чтобы дети  во время лазанья вверх и вниз не пропускали перекладин и на ступали на каждую из них, но пока двумя ногами, так как расстояние между перекладинами слишком велико. При выполнении этих упражнений взрослый стоит рядом и в случае необходимости оказывает помощь.

Упражнения в подлезании в осенний период мы проводим в группе в свободное от других видов деятельности время. Для этого используем ворота из мягких модулей, обручи или дуги. Подлезание под дугу или ворота из мягких модулей и пролезание в обруч дети этого возраста выполняют боком и грудью вперед. Пролезая и подлезая грудью вперед, ребенок подходит к снаряду, де лает шаг вперед, немного приседает, перемещает вперед голову и туловище, а затем вторую ногу. При подлезании и пролезании вторым способом нужно повернуться левым или правым боком, сделать широкий шаг вперед, наклониться, переместить вперед голову и туловище,  а затем вторую ногу.

Прыжки

Упражнения в прыжках положительно влияют на организм ребенка: укрепляют мышцы и связки нижних конечностей, совершенствуют координацию движений, развивают ловкость и смелость. Однако следует помнить, что при неумелом использовании прыжков (неподготовленность места приземления, несоблюдение рекомендуемых требований в отношении высоты прыжка и т. д.), у дошкольников могут возникнуть травмы  и плоскостопие.

Прыжок в длину с места

Обучение детей 3 лет прыжку в длину с места следует начинать после того, как они овладели подпрыгиванием на обеих ногах на месте и с продвижением вперед («как зайчики», «мячики» и т. д.). В этом возрасте они уже хорошо понимают словесные указания, которые даются в доступ ной для них форме, и могут точно повторить показанное им движение. Мы предлагаем детям  прыгать через ленту или «ручеек»,  выложенный из двух лент или скакалок.

Для правильного и быстрого овладения этими упражнениями мы проводим  подводящие упражнения: махи прямыми руками вперед — вверх, «как птички», с одновременным подниманием на носки; прыжки на месте, «как мячики:»; прыжки с продвижением вперед, «как зайчики»,и т.д.

Метания

Упражнения в метании предметов развивают глазомер, меткость, координацию движений, укрепляют мышцы рук и туловища. В дошкольном возрасте обучают метанию предметов на дальность и в цель с места.

Для детей 3-4 лет упражнения в метаниях представляют значительную трудность, так как требуют хорошей координации движений, умения рассчитать силу и точность броска в зависимости от расстояния до цели и ее размещения (горизонтальная или вертикальная). с детьми нашей группы мы проводим упражнения, которые подготавливают ребенка к метаниям: прокатывание, бросание и ловля мячей, шариков и других предметов одной и двумя руками из-за головы. Основная цель этих упражнений — научить ребенка энергично отталкивать или бросать предмет в заданном направлении.

Также упражняем детей в  подбрасывании мяча вверх и ловле его обеими руками. При этом необходимо следить, чтобы ребёнок мяч держал обеими руками, опущенными вниз, подбрасывают его вверх над головой на 0,5 м, а затем ловит двумя руками, не прижимая к туловищу.

При обучении ОВД мы стараемся соблюдать следующие правила:

  1. Помоги, но не навреди.
  2. Заинтересуй, но не настаивай.
  3. Каждый ребенок индивидуален.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию основных видов движений через организацию подвижных игр у детей старшего дошкольного возраста".

В настоящее время в педагогической практике используется большое количество методик, однако не каждый специалист может разобраться в их технологии, да и не каждому ребенку под силу освоить ту или иную...

Педсовет Формирование физических качеств у дошкольников на основе подвижных игр сопряженных с развитием основных видов движений

Сообщается о роли подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста; об опыте ведущих отечественных педагогов в области развития физических качеств детей, о роли подвижных игр в развитии физич...

Развитие основных видов движения у дошкольников

Для всестороннего развития дошкольника важно своевременно овладеть разнообрзными движениями ,в первую очередь основными их видами-бегом,ходьбой,прыжками ,метанием,лазаньем,без которых нельзя акт...

Развитие основных видов движений в дошкольном возрасте

Методические рекомендации для воспитателей детского сада по развитию основных видов движений на занятия физической культуры и индивидуальной работе с детьми ....

Самообразование на тему "Развитие основных видов движений в раннем возрасте"

Информационно-аналитический этап.Изучение литературы по теме:1.Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать:   Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983. - 144...

КОНСУЛЬТАЦИЯ "ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЯ У МАЛЫШЕЙ".

"Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознател...