Плавание для детей с ЗРР и ЗПР
методическая разработка по физкультуре

Самообразование на тему: "Плавание детей с ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_pechat_dva.docx366.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 13 «Золотая рыбка»

Самообразование на тему:

«Плавание для детей с ограниченными возможностями»

Инструктор по плаванию

Арсентьева Ю.А

                                                   

                                               

                                                                         Г.о.Подольск 2021

Плавание для детей с ограниченными возможностями.

Цель исследования - повышение эффективности физической и психической реабилитации детей с особенностями в развитии.


Наблюдения показали, что для детей с задержкой психического развития физическое воспитание является не только средством укрепления здоровья и повышения двигательной подготовленности, но и мощным фактором коррекции и компенсации функций. Средства плавания являются важным компонентом физического воспитания с задержкой психического развития и высока эффективность применения средств плавания для реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии психического здоровья.

В работе с детьми с ограниченными возможностями над отметить специфическое воздействие водной среды на вестибулярный, опорно-двигательный аппарат, ЦНС, вегетативные и другие органы способно обеспечить компенсаторное влияние на нарушенные функции организма ребенка. Водная среда, обеспечивая через тактильные, температурные, мышечные и другие рецепторы мощное стимулирующее воздействие, окажет положительное влияние не только на процесс физической реабилитации, но и на психическую сферу детей-инвалидов.

Помимо основной функции овладения навыков плавания в воде, повышается уровень психических качеств. При обучении плаванию необходимо включать следующие задания: игры, упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения высокой интенсивности, заучивание связок движений, разных стилей плавания с выполнением в уме построенных задач, рассказом после

C:\Users\DELL\Pictures\фото видео 29.09.2021\IMG-20190425-WA0004.jpg

упражнений стихов или рассказов, выученных на занятиях, проплыванием большого расстояния без учета времени, выполнения упражнений большой и малой амплитуды движения.

С самого начала упражнений надо внимательно относится к выполнению техники движения, учитывать количество выполняемых упражнений. Очень важно поддерживать эмоциональный фон, для этого необходимо применять игровую деятельность, и давать возможность детям самим придумывать разные упражнения.

В процессе комплексного воздействия средств плавания на организм детей с задержкой развития необходимо использовать психотехнические игры в воде с элементами плавания, а так же модифицированные и сторо регламентированные упражнения общего и специального действия. Опыт показывает, что таким детям необходим строгий контроль не только в бассейне, но и в раздевалках и в дущевых.

Для повышения плотности занятия нужны разные постороения по определенному сигналу, использование различных ориентиров, применение эстафет с препятствием рзличной сложности, использование упражнений с частым переключением внимания, оцениванием стараний и поощрениями, проговаривание заданий хором.

Перед обучающимися необходимо ставить конкретные задания, при исправлении ошибок. Выделять на одном уроке только одну ошибку и исправлять другие постепенно, добиваться на одном занятии коррекции одного движения.

Кроме того, для всех детей были рекомендованы психотехнические игры в воде и упражнения для развития познавательных процессов (восприятие, память, внимание, воображение, мышление и др.), а также упражнения, способствующие развитию физических качеств C:\Users\DELL\Pictures\фото видео 29.09.2021\IMG-20190409-WA0000.jpgс добавлением заданий математического характера, запоминанием слов, терминов и словосочетаний, пальцевой гимнастики - доставание мелких предметов со дна бассейна, сборка или разборка деталей конструктора в воде и т.п.
Применение специализированных упражнений в водной среде позитивно влияет на развитие интеллектуальных процессов детей с ЗПР: улучшается наглядно-образное мышление, способность оперировать различными образами и представлениями, повышается уровень мыслительных процессов, обобщения и отвлечения, выделения существенных признаков, установления логических связей и отношений между понятиями, а также скорость переключения внимания.

 Таким образом, применение средств плавания в системе реабилитации детей 5-8  лет с ЗПР обеспечивает положительный эффект, заключающийся в более качественном освоении техники плавания, улучшении уровня физической подготовленности и физического развития, нормализации психической сферы.

В результате двухлетних занятий по экспериментальной методике дети с ЗПР по своему физическому и психическому развитию приблизились к нормотипичным детям.

Результаты исследования показали, что, несмотря на многочисленные рекомендации по использованию плавания в оздоровительных и лечебных целях, традиционная методика обучения плаванию не подходит для применения в работе с детьми ОВЗ прежде всего из-за отсутствия дифференцированного, с учетом дефекта, подбора средств.

Проведенный  подбор соответствующих средств плавания применительно к детям, имеющим нарушение слуха или задержку психического развития, позволил достичь большей эффективности в освоении ими техники плавания, а также позитивно повлиять на физическую и психическую сферы занимающихся. Приближение изученных показателей таких детей к средним значениям, характерным для здоровых детей, а также перевод части детей из коррекционных в общеобразовательные классы школ может свидетельствовать в пользу перспективности использования средств плавания в системе физической и психической реабилитации детей с особенностями в развитии.

Заключение: Таким образом систематические занятия плаванием расширяют функциональные возможности детей, оздоравливают организм, улучшают действие опорно- двигательного аппарата, сердечно- сосудистую и дыхательную систему, благотворно воздействуют на психику, тренируют волю и возвращают детям с ограниченными возможностями чувство защищенности и социальной значимости и полезности.

Литература
1. Булгакова Н.Ж. Плавание. - М.: ФиС, 1984. - 160 с.
2. Дворкина Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет: Автореф. канд. дис. Краснодар, 2002. - 26 с.
3. Евсеев С.П. (ред.). Теория и организация адаптивной физической культуры. - М.: Советский спорт, 2002. - 448 с.
4. Мосунов Д.Ф. Проблемы организации начального обучения плаванию детей-инвалидов // Теория и практика физ. культуры. 1998, №1, с. 24-26.
5. Мосунов Д.Ф., Кубасов А.В., Ковалева Л.Я. Педагогическая гидрореабилитация / Новое в плавании: Спорт, реабилитация, здоровье. Сб. науч. и практ. работ. Вып. 1. - СПб.: ООИ Плавин. 1999, с. 34-38.
6. Сермеев Б.В. Теоретические основы физического воспитания аномальных детей: Докт. дис. в форме науч. доклада. М., "
 

C:\Users\DELL\Pictures\фото видео 29.09.2021\IMG-20190411-WA0000.jpg

Консультация для педагогов на тему:

Задержка психического и речевого развития (ЗПРР) у детей – это отставание нормальных темпов психоэмоционального развития ребенка, которое выражается в нарушении функции речи и поведенческих навыков, ослаблении памяти и неспособности к концентрации внимания, эмоциональной лабильности/ригидности, в некоторых случаях наблюдается нарушение двигательных функций. Причиной этого заболевания служат, в первую очередь, нарушения работы центральной нервной системы, речевых и двигательных отделов головного мозга.

Занятия ЛФК в воде  для детей предполагают как упражнения с частичным погружением в воду отдельных частей тела, так и с полным погружением. Комплексы занятий разрабатываются специально для детей разных возрастов, исходя из их особенностей.

Главная задача плавания – максимальное расслабление всех групп мышц. Особенностью  метода является то, что вода снижает нагрузку на организм и облегчает выполнение упражнений. Такие занятия идеально подходят тем, кому тяжело выполнять классические упражнения по причине мышечной слабости, сильных болей и т. д.

 Основная задача стимулирования двигательной активности в воде – восстановление нормального физического состояния путем активных и пассивных движений. Пребывание в воде ускоряет метаболизм, повышает терморегуляцию, улучшает кровообращение, развивает дыхательную систему, снижает болевые ощущения, и несет профилактическую

 функцию. 

Плавание, особенно стилем брасс на спине или кролем на груди – это своеобразный массаж мышц конечностей и живота, который помогает ребенку удерживать туловище в воде, правильно координировать руки и ноги, учиться дыханию под водой и отдельным элементам плавания, тренировать двигательные навыки путем их дальнейшего переноса из воды на «сушу».

Занятия плаванием проводятся индивидуально  под руководством специалиста, демонстрирующего упражнения и следящего за состоянием ребенка. Занятия могут проводиться с использованием специального оборудования (пояса, доски, манжеты, водные коврики и др.).

Метод гидрореабилитации полезны практически при любом заболевании. Он особенно незаменим и активно используется нашими специалистами в процессе реабилитации детей с ЗРР.

 Оптимальным видом физического воспитания для этих целей являются занятия по плаванию. Плавание, как никакой другой вид спорта, оказывает благотворное влияние на детей с проблемами со здоровьем. Занятия в бассейне помогают снять мышечный тонус у гипер активных детей и детей, способствуют развитию внимания, реакции и координации движений у ребенка с ЗПР .

Многолетний опыт работы и наблюдения показали высокую эффективность физического воспитания и плавания для реабилитации детей с ЗРР. Помимо основных функций закаливания и овладения навыком передвижения в воде, занятия в значительной мере способствуют повышению уровня развития физических и психических качеств. Индивидуальный подход к ребёнку, рациональное и систематическое использование комплекса физических упражнений, включающего подвижные игры на воде, модифицированные упражнения, задания на развитие памяти, внимания, воображения, позитивно влияют на психическую сферу детей с ЗПР, и обеспечивают положительную динамику реабилитации воспитанников.

Плавание в бассейне - это отличная возможность направить бурный поток энергии и эмоций гиперактивного ребенка в нужное русло гармоничного физического развития и, как следствие, своевременного психологического развития. 

ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА АКВАТЕРАПИИ

ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Теплая вода в бассейне способствует лучшей релаксации ребенка. Расслабление мышц упрощает речевые функции голосового аппарата. Водяные пары обеспечивают влажную мягкую среду, облегчающую дыхание, увлажняющую гортань, что способствует производству речи.

Гидростатическое давление воды на уровне грудной клетки способствует тренировке вспомогательных дыхательных мышц и диафрагмы, основной мышцы, участвующей в дыхании при речи. Вода способна создавать нагрузку на грудную клетку, поддерживать шею и голову, тем самым обеспечивая лучшее позиционирование для челюсти и языка. Это способствует улучшению речевых навыков и способствует более понятной артикуляции. Логопедические упражнения, выполняемые в воде, способствуют развитию громкого и четкого голоса, тренируют ребенка произносить более длинные фразы.

Устранение психологических препятствий. Серьезным препятствием для достижения успеха является естественная психологическая защита ребенка. Около половины детей, проходящих логопедическое лечение, оказывают значительное сопротивление терапевту. Многие упражнения, которые ребенок не позволяет выполнить на суше, становится возможно выполнить благодаря тому, что в теплой воде ребенок расслабляется и успокаивается. В воде ребенок лучше отрабатывает осознание, силу и подвижность речевых мышц.

Лучшая фокусировка и концентрация внимания. Теплая вода в бассейне имеет тенденцию уменьшать тактильную защищенность ребенка. Это помогает детям переключить внимание на такие вещи, как вокальная и словесная имитация и речевое производство. Окружающая среда также очень мотивирует и усиливает развитие языковых и познавательных навыков.

Возможности для развлечения и социализации в воде: Акватерапия и бассейн воспринимаются детьми как пространство игры, а не лечения. Вода комфортна, приятна, обеспечивает естественную среду для пения песен, проведения игр. Это дает прекрасную возможность развивать социальные навыки в обстановке комфорта и веселья.

Для детей с ЗПР рекомендовались упражнения в воде с добавлением заданий математического характера, запоминанием слов, терминов и словосочетаний, пальцевой гимнастики - доставание мелких предметов со дна бассейна, сборка или разборка деталей конструктора в воде и т.п.

Кроме того, были рекомендованы психотехнические игры в воде и упражнения для развития познавательных процессов (восприятие, память, внимание, воображение, мышление и др.), а также упражнения, способствующие развитию физических качеств.

Применение специализированных упражнений в водной среде позитивно влияет на развитие интеллектуальных процессов детей с ЗПР: улучшается наглядно-образное мышление, способность оперировать различными образами и представлениями, повышается уровень мыслительных процессов, обобщения и отвлечения, выделения существенных признаков, установления логических связей и отношений между понятиями, а также скорость переключения внимания. Таким образом, применение средств плавания в системе реабилитации детей с ЗПР обеспечивает положительный эффект, заключающийся в более качественном освоении техники плавания, улучшении уровня физической подготовленности и физического развития, нормализации психической сферы. В результате двухлетних занятий  дети с ЗПР по своему физическому и психическому развитию приблизились к здоровым детям.

Заключение. Результаты исследования показали, что, несмотря на многочисленные рекомендации по использованию плавания в оздоровительных и лечебных целях, традиционная методика обучения плаванию не подходит для применения в работе с детьми с ЗРР, прежде всего из-за отсутствия дифференцированного, с учетом дефекта, подбора средств.

Проведенный  подбор соответствующих средств плавания применительно к детям, имеющим задержку психического развития, позволил достичь большей эффективности в освоении ими техники плавания, а также позитивно повлиять на физическую и психическую сферы занимающихся. Приближение изученных показателей таких детей к средним значениям, характерным для здоровых детей, может свидетельствовать в пользу перспективности использования средств плавания в системе физической и психической реабилитации детей с ЗРР.

Список литературы

1.     Протченко Т.А. Семёнов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников. М. «Айрис пресс»-2013.

     2. Белиц-Гейман С.В. Мы учимся плавать. – Москва,

«Просвещение», 1987.

3.     Булгакова Н.Ж. Плавание.- М.:ФиС, 2015.

4.     Погребной А.И. КГУФК, «Плавание в системе физической и психической реабилитации детей с дефектом в развитии»,2015.

C:\Users\DELL\Pictures\фото видео 29.09.2021\IMG-20190403-WA0002.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по плаванию для детей среднего и старшего возраста "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста на занятиях по плаванию"

Занятие в бассейне для детей среднего возраста, на котором через игровые задания прививаются навыки ЗОЖ...

Конспект занятия по плаванию для детей подготовительной группы " Плавание способом брасс".

Занятие предназначено для формирования умения плавать способом брасс....

Конспект открытого занятия по плаванию для детей старшей группы Вишенки инструктора по плаванию Кривченко А.А. 28.04.2016 года.

Конспект открытого занятия по плаванию для детей старшей группы Вишенки с элементами интеграции в речевое развитие и познавательную область.подготовительная часть на суше, с использованием дыхательной...

Интегрированные занятия по плаванию для детей 3-7 лет (Знакомство с окружающим миром на занятиях по плаванию).

В моей разработке представлены конспекты интегрированных занятий: окружающий мир+физическая культура. Рекомендую применять подобные  занятия 2-3 раза в месяц, что позволяет поддерживать интерес д...

Конспект по плаванию с элементами прикладного плавания для детей подготовительной группы

Формировать потребность к здоровому образу жизни; уметь правильно действовать в сложных ситуациях; доставлять чувство радости.Расширять знания детей о прикладном плавании (что это такое, для чего оно ...

Методическая разработка по плаванию для детей дошкольного возраста "Обучение технике плавания ногами кролем на груди"

Методическая разработка по плаванию для детей 5-6 летТема мероприятия: Обучение технике плавания ногами кролем на груди Фамилия Имя Отчество: Федорченко Елена АндреевнаДолжность: инструктор по фи...