Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре

Сутягина Надежда Сергеевна

Предварительный просмотр:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

Проблемы оздоровление детей, формирование интересов и потребностей в здоровом образе жизни всего образовательного процесса на сегодняшний день выдвигаются на первый план.  Воспитание гармоничной, успешной, социально активной, физически и духовно здоровой личности  является приоритетным направлением современного образования. В настоящий момент право ребенка на защиту и охрану здоровья стало одним из значимых социально-экономических прав и свобод личности и было зафиксировано в различных законодательных документах международного и отечественного уровня. Статья 6 Конвенции о правах ребенка указывает, что каждый ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подчеркивает, что одним из приоритетных направлений в образовании становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его основными нормами и правилами. Примерная основная образовательная программа в области физического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

– становления у детей ценностей здорового образа жизни;

– развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;

 – приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;

– формирования начальных представлений о некоторых видах спорта. Профессиональный  стандарт педагога определяет, что педагог дошкольного образования принимает участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, способствует обеспечению безопасности жизни детей, сохраняет и укрепляет их здоровье, поддерживает эмоциональное благополучие ребенка в время нахождения в образовательной организации. Сохранение здоровья детей невозможно без приобщения к здоровому образу жизни, формирования интересов, потребностей, ценностей, воспитания потребности быть здоровым.Формирование теории здорового образа жизни имеет многолетнюю историю. Она отражает систему знаний, накопленных и сконцентрированных  за определенный этап в специализированных научных дисциплинах: медицины, физического воспитания и спорта, педагогики, социологии. И если первоначально обобщали эмпирический опыт, то позже это уже были результаты специальных исследований в создании научных методов познания теории здорового образа жизни.Зарождение представлений о здоровом образе жизни многие ученые связывают с  начальным этапом развития общества. Анализ литературных источников показал, что отношение человека к своему здоровью находится в прямой зависимости от  уровня знаний об особенностях строения и физиологии его организма. Тагдиси Д.Г., Мамедов Я.Д., указывают, что  в  дородовом периоде мероприятия по охране здоровья имели  характер религиозных обрядов. В рабовладельческом обществе, по утверждению Келле В.Ж., Ковальзона М.Я., Вайнера Э.Н., началась систематизация знаний, касающихся здоровья человека.  По мнению авторов, врачами и философами того времени здоровье понималось как физическое и психическое и определялось главным условием свободной деятельности человека, его совершенства. Именно тогда выявились и закрепились приемы лечения и защиты от болезней, составляющие народную медицину и гигиену, которые непосредственным образом вписывались в жизнедеятельность людей, корректируясь и совершенствуясь под влиянием  характера труда, привычек, обычаев, верований, мыслей, эмоций.  Исхаков В.И  исследующий состояние древней медицины, отмечает, что уже в античный период  существовали литературные источники, содержащие сведения не только об анатомии и физиологии человека, различных лечебных приемах и целебных средствах народной медицины, гигиенических правилах, предупреждающих болезни и  говорящие о понимании взаимосвязи медицины и образа жизни. [38]. Согласно анализа литературных источников  существенный вклад в развитие учения о здоровом образе жизни внесли философы – материалисты эпохи  Возрождения Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Де Руа, Ж. Ламетри, Ж.Ж. Кабанис,  понимавщие здоровый образ жизни как важнейшее условие для создания качественно нового социума. Ожеван Н.А., анализируя работы ученых этой эпохи, особо выделил труды Локка и Руссо, где они указывали на необходимость создания таких общедоступных школ, в которых физическое воспитание было бы на первом месте.Из содержания работ, посвященных здоровому образу жизни и вышедших в свет до  начала XX века, целесообразно выделить разные направления изучения этого явления: философско – мировоззренческий аспект, у истоков которого стоял Платон, медико-профилактический (Гиппократ), семейно-бытовой ( А.А. Остроумов), социально-экономический (Д.И. Писарев), медико-педагогический (Н.И. Пирогов), физкультурно - педагогический (П.Ф. Лесгафт) и другие.                                                                                                                                                                                    О влиянии  здорового образа жизни на процесс гармоничного развития личности говорил К.Д. Ушинский, утверждая, что воспитание основам здорового образа жизни  « как ничто другое,  может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных, нравственных». П.Д. Каптерев считал, что систематические упражнения  - верное и доступное средство приближения человека к идеалу. Он настойчиво рекомендовал их выполнение и определил широкие возможности как «для физического, так и для духовного совершенствования». Лесгафт П.Ф. пропагандировал компоненты здорового образа жизни:  разумное применение гигиенических мер, предупреждающие уклонение от нормального хода развития ребенка, правильное составление распорядка занятий и их постановку, разъяснение учащимся профилактических процедур». Он отмечал, что «метод физического образования, так же как и умственного, не должен в каком – либо отношении понижать деятельность молодого организма и ослаблять её – напротив, он непременно должен содействовать правильному развитию молодого человека и его здоровью».  В результате к середине XX века произошло накопление материала о здоровом образе жизни в разных сферах исследования: философии, социологии, медицине, психологии, биологии, физической культуре. Понятие «здоровый образ жизни» является отражением взаимосвязи понятий «образа жизни» и «здоровье человека». Определение данного понятия приводится в философских работах Петленко В.П., Царегородцева Г.И., Смирнова И.Н., медицинских Лисицина Ю.П., Щедриной А.Г., педагогических Воскресенского Б.А., Татарниковой Л.Г., Глиняновой И.Ю., Колбанова В.В. и др. Если «образ жизни» - это деятельность людей, их труд, быт, условия жизни, то здоровый образ жизни – это деятельность людей, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Попытку дать комплексное определение понятию «здоровый образ жизни» предпринимали Степанов Д.Д.,  Цуткин А.М.  По их мнению, «здоровый образ жизни» - это типичные и существенные для данной общественно -экономической формации виды, типы, способы жизнедеятельности человека, укрепляющие адаптивные возможности его организма, способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия». Троянский В.А. считает, что наиболее продуктивным при определении «здорового образа жизни» могут быть социально – экономический и мировозренческий аспекты проблем. Хакунов Н.Х. выделяет «аспекты собственной жизнедеятельности человека, его саморегуляцию». По мнению автора, здоровый образ жизни охватывает широкий диапазон видов жизнедеятельности личностей, общественных групп, включая «мотивы деятельности, ценностные ориентации и распространяясь  на все стороны знаний, умений, типы общения и поведения людей, труда и отдыха» Специалисты в области основ безопасности жизнедеятельности Сапронов В., Смирнов А., Мишин Б. представляют здоровый образ жизни как «индивидуальную систему ежедневного поведения человека, обеспечивающую ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной) и активное долголетие. Отношение ребенка к своему здоровью, как жизненной ценности изменяется на протяжении периода дошкольного детства.Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Таким образом, никакого отношения к нему у младших дошкольников еще не складывается. В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как об отсутствии болезни. Формируется негативное отношение к болезни на основании личного опыта. Но что такое здоровье, дети объяснить еще не могут. В детском понимании быть здоровым – это значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети перечисляют, то, что делать не нужно, т.е. не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.) В старшем дошкольном возрасте, расширяются представления и жизненный опыт детей, отношение к здоровью существенно меняется. Но наблюдается смешение понятий «здоровья» и «отсутствия болезни», дети способны определять угрозы здоровью, как от личных действий, так и от окружающей среды. При определенной образовательной работе дети соотносят понятие "здоровье" с выполнением определенных правил, режима, занятий физкультурой м т.д. В этом возрасте дети начинают выделять и психический, и социальный компоненты здоровья. Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Это объясняется недостатком у детей необходимых знаний о здоровом образе жизни, и отсутствие осознанием опасностей нездорового поведения человека. Большая часть здоровьесберегающего поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их подготовкой. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к главной ценности в жизни становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с детства.             Дошколь...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Картотека игр по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14300406","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"350","width":"350"}}]]...

Консультация для педагогов. " ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА."

Одним  из важнейших  условий  воспитания  здорового поколения является  культура  здоровья  человека,  привитая  с  раннего детства. В современных...

Презентация Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста"

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому и безо...

Задачи и содержание формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

Забота дошкольника о своём личном здоровье выступает основой, на которую можно будет опираться при  необходимости в здоровом образе жизни. Она пробуждается и формируется по ходу понимания ...