"Силовая подготовка старших дошкольников"
методическая разработка по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Косица Наталья Сергеевна

Автором представлен материал о развитии силовых качеств старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл silovaya_podgotovka_starshih_doshkolnikov.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

№1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР

п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«Силовая подготовка старших дошкольников»

Оздоровление детей – одна из важнейших задач физического воспитания дошкольников. Нормальное психофизическое развитие дошкольника и последующее сохранение его здоровья зависят от уровня двигательной активности, основной объем которой дается на специально организованных и регламентированных базовой программой занятиях физкультурой. Расширяющийся двигательный опыт, неоднократное повторение упражнений прибавляют детям уверенности, смелости, решительности.

Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Качество силы выражается через совокупность силовых способностей.

Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». Упражнения для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов, и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет количество повторений: небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению.

Необходимо также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз должно выполняться. В силовых упражнениях предпочтение следует отдавать горизонтальным и наклонным положениям туловища. Они разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением целесообразно чередовать с упражнениями на расслабления.

В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям.

Учитывая анатомо - физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания и большое напряжение организма.

Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др.), дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно.

Подвижные игры бывают различного характера и служат разным целям: для развития физических качеств, для снятия усталости, для формирования функций организма. Для развития силовых способностей можно порекомендовать следующие подвижные игры. Эти игры могут проводиться в виде упражнений на сопротивление внешним силам и упражнения на волевые напряжения мышц. Можно использовать игры в парах и групповые, где игроки команды распределяются по силе и росту партнеров.

С целью углубленного развития физических качеств у старших дошкольников используются силовые упражнения. В учебный план могут быть включены:

- акробатические упражнения для совершенствования гибкости и подвижности в суставах. Такие как «Березка», «Складочки», «Столик», «Колечко», «Корзиночка», «Мост» из разных и.п.; прогиб в спине с опорой руками о пятки; подъем туловища из положения лежа на животе; перекаты на спине и животе;

- упражнения с отягощениями для развития силы мышц: метане набивного мяча, ОРУ с гантелями, гимнастической палкой, роликом для пресса, скакалкой набивным мячом;

- упражнения на тренажерах сложного устройства: подтягивание туловища на скамье, упражнения на мини – батутах;

- вольные упражнения для укрепления всех мышечных групп двигательного аппарата: отжимание от стены, скамейки, боковые наклоны, повороты туловища, приседания, подтягивание на наклонной доске, вис на перекладине, подъемы ног на шведской стенке, наклонной доске, лазанье по канату, прыжки на скакалке, в высоту с разбега, поддержки в парах, тройках;

- упражнения на формирование правильной осанки;

- подвижные игры и эстафеты с бегом, прыжками, бросанием и ловлей мяча и т.д.

Несмотря на общие возрастные особенности двигательные возможности каждого ребенка индивидуальны. Это обязательно должно учитываться инструктором, особенно на начальном этапе занятий.

Выделяются три условные группы детей с проявлением двигательных возможностей:

- с высоким уровнем двигательной подготовки. У детей быстрые и уверенные движения, они ставят цель и достигают результата. Во время выполнения заданий сдержаны в чувствах и желаниях. Очень активны и самостоятельны;

- со средним уровнем. Одни дошкольники этой группы возбуждены и беспокойны на занятиях, но действуют с полной самоотдачей. Другие, напротив, уравновешены, но уклоняются от выполнения заданий, требующих напряжения воли. Некоторые вообще безразличны ко всему. Есть дети, которые педантично все делают, но в случае неудачи становятся пассивными и не задумываются о качестве выполнения;

- дети с низким уровнем двигательной подготовки. Они не прилагают никаких усилий. Ведут себя так, как будто происходящее их не касается. При неудаче становятся угнетенными.

Такие разные двигательные возможности требуют индивидуального подхода. Любое упражнение, выполняемое многократно, является для дошкольника силовым.

Физические упражнения имеют ряд своих характерных особенностей:

- для формирования осанки (благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы);

- развития органов дыхания (они входят в каждый комплекс, укрепляют диафрагму, межреберные мышцы, мышцу брюшного пресса);

- отдельных частей тела (плечевого пояса, туловища и шеи, ног);

- отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости, выносливости);

- психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и времени).

Особое внимание нужно уделять качеству выполнения движений от начала и до конца (все движения должны выполняться с полной амплитудой и в правильном темпе).

Перед занятием необходимо рассказать детям о сути упражнений и показать их, переходя от простых к более сложным.

Использование силовых упражнений – хорошее средство совершенствования специальной координации. С этой целью в занятия по физкультуре у старших дошкольников следует включать упражнения, направленные на развитие силы, силовой выносливости, скоростно – силовых качеств, ловкости и быстроты.

Инструктор по физической культуре: Косица Н.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы преддошкольной подготовки старших дошкольников

Новая модель дошкольного и предшкольного образования должна обеспечить детям из разных социальных слоев: равные стартовые возможности обучения, вариативность программ и форм пребывания детей в ДОУ, пр...

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 1-год обучения старшая группа

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой  "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 1-год обучения старшая группа...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

«Методическая и дидактическая подготовка воспитателя ДОУ в области подготовки старших дошкольников к обучению грамоте»

Таблица содержит описание игровых заданий и упражнений по четырём основным направлениям: развитие руки, подготовка к технике письма, аналитико-синтетическая деятельность, формирование элементарных гра...

Электронный вариант из книги Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте 1-год обучения старшая группа

дидактический материал система занятий, конспектыВ данном пособии представлены теоретические аспекты и практический мате­риал по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте с учетом их особенносте...