Дополнительная образовательная программа «КАПИТОШКА» для детей 2-3 лет
методическая разработка по физкультуре

Богомолова Валентина Леонидовна

Дополнительная образовательная программа «КАПИТОШКА» для детей 2-3 лет

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapitoshka.docx67.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ГАЗОВИЧОК» Г. НАДЫМА»

 (МДОУ «Детский сад «Газовичок» г. Надыма»)

Дополнительная образовательная программа

«КАПИТОШКА»

Возраст   2-3 года

 Срок реализации:  1  год

Составлена

Инструктором по физическому развитию

МДОУ «Детский сад «Газовичок» г. Надыма»

Валентиной Леонидовной Богомоловой

 

                                                                 

                                      

Надым

2021

Содержание

Паспорт программы

Раздел

Стр.

  1. Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи

4

1.3.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

4

1.4.

Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

5

1.5.

Планируемые результаты освоения программы

6

  1. Содержательный раздел

2.1

Описание образовательной деятельности

6

2.2.

Учебно-тематический план занятий

7

2.3.

Интеграция образовательных областей

7

2.4.

Описание форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы

8

  1. Организационный раздел

3.1.

Календарно-тематическое планирования занятий

10

3.2.

Диагностическая карта

20

3.3

Критерии оценки двигательных умений детей в воде

21

Список литературы

22

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Капитошка» – это образовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности.

Программа обеспечивает всестороннее развитие на основе психологических особенностей, создает оптимальные условия для реализации активности.

Что главное в воспитании детей? Здоровье ребенка. У него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.

Актуальность программы. Занятия в бассейне в дошкольных образовательных учреждениях приобрело большую популярность, прежде всего потому, что появилась возможность эффективного закаливания детей, не следует забывать о больших оздоровительных возможностях бассейна детского сада. В последние годы среди средств оздоровления детей в ДОУ всё чаще упоминается плавательный бассейн. Занятия в бассейне широко пропагандируются как мощное средство укрепления здоровья и закаливания организма детей дошкольного возраста. Купание, игры в воде, плавание оказывают благоприятное воздействие на всестороннее физическое развитие ребёнка. Регулярные занятия в бассейне положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологическое свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Также укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Нормативно-правовые документы

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Конституция РФ, ст.43, 72.

-Конвенция о правах ребёнка (1989 г.)

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.13г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

-    Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655);

- СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г.;

Рабочая программа по плаванию составлена на основе программ:

- «Обучение  плаванию в детском саду» Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой.

- Плавай как мы! (методика обучения плаванию детей 2-5 лет) М.В. Рыбак. – М.: Обруч, 2014

- Рыбак М.В. Занятия в бассейне с дошкольниками. М., Айрис пресс, 2012.

1.2. Цели и задачи

Направленность программы: физкультурно-спортивная.

Уровень – ознакомительный.

Актуальность программы

       Актуальность этой программы в том, что она формирует прочный навык плавания и адаптации к водной среде у детей с раннего возраста, который является жизненно необходимым и способствует укреплению здоровья.

Целью программы является закаливание и укрепление детского организма; обучение каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем).

Задачи:

  • сохранять и укреплять здоровье детей; вовлекать родителей в активную работу по закаливанию и оздоровлению детей в совместной деятельности с педагогами.
  • создавать благоприятный эмоционально – психологический микроклимат на занятиях плаванию и закаливанию;
  • создавать условия для формирования опорно-двигательной системы организма, выполнения основных движений в воде (погружение, скольжение, ныряние, овладение плавательными навыками);
  • развивать функциональные и адаптационные возможности детей и улучшать их работоспособность, закаливание организма.

Возраст детей от 2 до 3 лет.

Срок реализации программы  1 год.

1.3. Принципы и подходы к реализации программы

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Подходы к формированию программы:

- системно – деятельностный подход;

-единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

-творческая организация (креативность) образовательного процесса;

-максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса.

1.4. Характеристики особенностей развития детей

Особенности физического развития детей

Костная система ребенка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко поддаются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. Эти особенности костной системы требуют внимания педагогов к подбору физических упражнений, мебели, одежды и обуви в соответствии с функциональными и возрастными возможностями ребенка.

Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается с 2 – 3 лет. Оно происходит постепенно в течение всего дошкольного детства. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие позвоночника играет жизненно важную роль и влияет на формирование правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную системы. S – образный изгиб позвоночника предохраняет скелет от травм при выполнении физических упражнений.

В дошкольном детстве происходит формирование свода стопы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продолжается с освоением ребенком ходьбы весь дошкольный период. В укреплении свода стопы важнейшую роль играют физические упражнения. Важно также подобрать ребенку соответствующую обувь.

Мышечная система у ребенка раннего возраста развита недостаточно, мышечная масса у него составляет около 25% массы тела. По мере развития движений ребенка увеличиваются масса и сократительная способность мышечной ткани. Под воздействием физических упражнений происходит увеличение силы мышц.

В младшем возрасте у ребенка мышцы-сгибатели развиты больше, чем разгибатели, поэтому часто его движения и осанка бывают неправильными: сутулая спина, опущенная голова, сведенные плечи и т.д.

Состояние мышечного тонуса в дошкольном возрасте имеет большое значение для формирования правильной осанки. Мышечный тонус туловища создает естественный «мышечный корсет». С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Это является результатом, как регулярного функционирования центральной нервной системы, так и положительным воздействием физических упражнений.

Таким образом, учитывая особенности психофизического развития ребенка, необходимо создать для него возможность познать основы физической культуры. Важную роль здесь играют и занятия в бассейне.

1.5. Планируемые результаты освоения программы

Результативность обучения детей, посещающих занятия, отслеживается путем диагностирования, которое проводится в октябре и в апреле.

Результатом работы должно стать:

- обнаруживает положительную динамику развития физических качеств и основных движений;

- охотно и эмоционально включается в подвижные игры на занятиях;

- проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности;

- ребенок охотно входит в воду – не боится её;

- ребёнок умеет передвигаться по дну бассейна разными, проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям, в состоянии переносить освоенные упражнения в самостоятельную деятельность на суше и в воде;

- делает выдох перед собой в воздух, на воду, на игрушку, непосредственно в воду до появления пузырей.

II.Содержательный раздел

2.1.Содержание программы: (учебно- тематический план).

       Общее количество занятий в год –32 занятия с октября по май (включительно). 
       Количество минут и занятий в неделю: 1 занятие – по 10-15 минут (основная часть занятия); 15-20 минут на подготовку детей к занятиям (переодевание, принятие душа перед занятиями), 15-20 минут после окончания занятия (принятие душа, переодевание).


       Педагогический анализ проводится 2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в апреле). 


2.2. Учебно-тематический план занятий

Содержание

Количество занятий

«Освоение в воде»

Организованный вход в воду (индивидуально)

3

Умывание в воде бассейна

2

Плескание

2

Движение руками в воде

2

Игры, связанные с привыканием к воде и взаимодействием с ней

6

Итого:

15

«Передвижение в воде по дну бассейна разными способами»

Передвижение по дну бассейна шагом

2

Передвижение по дну бассейна бегом

2

Передвижение по дну бассейна прыжками

2

Игры в воде, связанные с передвижением по дну бассейна прыжками

5

Итого:

11

«Выдох в воду»

Выдох перед собой

1

Выдох на воду

1

Выдох на границе воды и воздуха

1

Игры с использованием выдоха в воду

3

Итого:

6

32

2.3. Интеграция образовательных областей

Занятия в бассейне по-своему интегрируют в себе такие образовательные области как, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие. Развивать игровой опыт совместной игры взрослого с ребенком и со сверстниками, побуждать к самостоятельному игровому творчеству в подвижных играх. Развивать коммуникативные способности при общении со сверстниками и взрослыми.

Познавательное развитие.   Развивать интерес к изучению себя и своих физических возможностей: осанка, стопа, рост, движение. Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.

Речевое развитие. Обогащать активный словарь на занятиях, развивать звуковую и интонационную культуру речи в подвижных и малоподвижных играх.

Художественно-эстетическое развитие. Обогащать музыкальный репертуар детскими песнями и мелодиями. Развивать музыкально-ритмические способности детей, научить выполнять упражнения в соответствии с характером и темпом музыкального сопровождения.

2.4. Описание форм, способов и методов реализации программы

Формы организации двигательной деятельности

1. Традиционная форма (обучающий характер, смешанный характер, вариативный характер);

2. Тренировочная форма (повторение и закрепление определенного материала);

3. Игровая форма (подвижные, малоподвижные игры,);

4. Сюжетно-игровая форма.

5. По интересам, на выбор детей (мячи, игрушки тонущие, плавающие).

Способы работы по образовательной области «Физическое развитие

Фронтальный способ. Все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение.

Индивидуальный способ. Применяется при объяснении нового программного материала, когда дается показ и объяснение задания, внимание детей обращается на правильность выполнения техники упражнения, на возможные ошибки и неточности.

                                     

Методы и приемы обучения

Наглядные:

- наглядно-зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и спортивного оборудования, зрительные ориентиры);

-  тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь инструктора);

Словесные:

- объяснения, пояснения, указания;

- подача команд, распоряжений, сигналов;

- образный сюжетный рассказ, беседа;

- словесная инструкция;


Описание образовательной деятельности

Структура занятий:

1. Подготовительная вводная часть (на суше):

- различные виды ходьбы;

- ОРУ для формирования и коррекции осанки;

2. Основная часть:

- различные виды ходьбы в воде в разном темпе;

- игровые упражнения, способствующие развитию дыхания, ориентировке в воде, упражнения на расслабление мышц.

3. Заключительная часть:

- свободное плавание и купание с использованием игрушек, играми;

- душ.

Краткое описание основных видов упражнений

Спуск в бассейн и первые действия в воде

Дети спускаются по лесенке с помощью или без поддержки педагога.

Далее следуют передвижения в воде шагом, бегом, прыжками, держась за поручень (руки педагога) и без поддержки, взявшись за руки в полуприседе, на носках, спиной вперед, приставными шагами. Для малышей интересны и увлекательны действия с предметами: плавательной доской, палкой, обручем, поплавком, мячом (бросить, догнать, принести, прокатить по воде).

Игры для ознакомления со свойствами воды и освоение передвижений в воде

Игры помогают детям овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями. Они способствуют воспитанию у малышей смелости, решительности, уверенности в своих силах; незаменимы для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений в плавании, для достижения устойчивости навыков. Движения должны быть очень простыми, доступными. Важно, чтобы в игре участвовали одновременно все ребятишки, находящиеся в воде.

Упражнения для становления правильного дыхания

Малышей учат делать глубокий вдох так, чтобы время выдоха вдвое превышало время вдоха — это связано с особенностями дыхания в воде. Также детей учат задерживать дыхание на максимально возможное время. Указывают, что вдох необходимо делать легко, бесшумно, не поднимая плечи и обязательно через рот. Наиболее эффективны дыхательные упражнения, имитирующие при вдохе «вдыхание запаха цветка», при выдохе — «сдувание одуванчика».

На каждом занятии разучивают два-три дыхательных упражнения. Любое последующее занятие начинается с повторения упражнений, освоенных ранее. Дыхательные упражнения выполняются индивидуально в различном темпе, в зависимости от уровня развития и состояния дыхательной мускулатуры ребенка. Разучивание нового упражнения тренер-преподаватель начинает с показа того, как сочетать правильное дыхание с движениями. Все дыхательные упражнения педагог сопровождает указаниями, где и как надо делать вдох и выдох.

III. Организационный раздел 

3.1.Календарно-тематическое планирование занятий

Месяц

№ занятий

Задачи

Освоение в воде

Передвижение в воде по дну бассейна разными способами

Выдох в воду

Содержание занятий

Игры в воде

Региональный

компонент

Сентябрь

1

Ознакомить детей с посещением бассейна, с правилами поведения в воде

Организованный вход в воду (индивидуально).

Вход в воду с помощью педагога

Шагом с (помощью педагога).

Шагом (держась за поручень)

Выдох перед собой в воздух (имитация)

Экскурсия по бассейну.

В воде: входить в воду с помощью инструктора. Ходить по дну бассейна, держась за поручни. Прыгать у опоры. Опускать плечи в воду. Ударять ладонями по воде, производя брызги. Набрать воду в ладони, поливать игрушки, затем себя. Игры. Выходить из воды с помощью педагога. Контрастный душ

«Водичка, водичка, умой мое личико!»

2

Показать основные движения в воде

Поточный вход в воду под наблюдением педагога. Организованный вход в воду

Шагом с (помощью педагога).

Шагом (держась за поручень)

Выдох перед собой в воздух (имитация)

С помощью педагога войти в воду, держась за перила лестницы. Ходить и бегать по дну бассейна, глубина воды до колен. Окунуться, держась за руку педагога. Контрастный душ

«Найди свой домик»

3

Вызвать у детей интерес к занятиям

Поточный вход в воду под наблюдением педагога. Организованный вход в воду

Шагом (без поддержки педагога) вдоль бортика; в разных направлениях

Выдох перед собой в воздух (имитация)

Спуститься в воду, держась за руки педагога. Окунуться вместе с ним в воду. Игры. Контрастный душ

«Гуси»

4

Вызвать у детей интерес к занятиям

Поточный вход в воду под наблюдением педагога. Организованный вход в воду

Шагом (без поддержки педагога); вдоль бортика; в разных направлениях

Выдох перед собой в воздух (имитация)

Войти в воду по пояс. Ходить по дну, взявшись за руки. Игра. Взявшись за руки, окунуться по шею (присесть). Дойти до противоположной стороны бассейна, взять с бортика погремушку и позвенеть. Контрастный душ

«Зайчата

умываются»

Октябрь

1

Научить детей спускаться по лесенке в воду и входить в нее, держась за руки педагога; попробовать окунуться вместе с ним

Поточный вход в воду под наблюдением педагога. Организованный вход в воду (индивидуально)

Шагом на носках; бегом — со сменой темпа; шагом (мелким); бегом; прыжками;

Выдох перед собой в воздух (имитация). Выдох через рот на игрушку

Спуститься в воду, держась за руки педагога.

Окунуться вместе с ним в воду.

Игры.

Контрастный душ

«Фонтан»

Игра «Солнце «Хейро»

2

Научить детей спускаться в воду и выходить из нее, держась за перила лестницы. Вызвать интерес к занятию.

Умывание в воде бассейн. Плескание

Шагом, бегом, прыжками по дну; держась за поручень; бегом;

Выдох в ограниченном пространстве.

Выдох на границе воды и воздуха

С помощью педагога войти в воду, держась за перила лестницы. Ходить и бегать по дну бассейна, глубина воды до колен («Пойдемте вместе со мной»; «Добежим до переходика»). Окунуться, держась за руку педагога. Действовать с предметами (по желанию детей). Выполнять упражнения на попадание воды в лицо. Перемещаться по дну бассейна разными способами. Игры. Контрастный душ.

«Матросская

шапка»

3

Познакомить детей со свойствами воды

Организованный вход в воду. Поточный вход в воду

Передвижение шагом; прыжками со сменой ног; шагом; бегом; прыжками;

Выдох перед собой в воздух; на границе воды и воздуха.

Выдох на воду; игры с выдохом в воду

Входить в воду. Ходить у опоры. Прыгать у опоры.

Ходить по кругу. Опустить плечи и подбородок в воду. Умываться. Игры.

Самостоятельно выходить из воды.

Контрастный душ

«Наша Таня»

4

Познакомить детей со свойствами воды

Плескание; движение руками в воде. Поточный вход в воду

Шагом; прыжками со сменой ног; бегом; прыжками; на руках

Выдох перед собой в воздух; на границе воды и воздуха.

Выдох на воду; игры с выдохом в воду

Игра «Волны на море». Игра «Сделаем дождик». Передвигаться по дну бассейна с игрушками разными способами.

Контрастный душ

«Лягушата»

ноябрь

1

Побуждать детей к самостоятельным активным передвижениям в воде в определенном направлении; вызвать у них чувство радости

Плескание. Движение руками в воде

Шагом; игры в воде.

Бегом; игры в воде

Выдох перед собой в воздух; на границе воды и воздуха.

Выдох на воду; игры с выдохом в воду

Войти в воду самостоятельно. Выполнять упражнение «Все-все, подойдите ко мне».

Игра. Свободные игры с предметами. Контрастный душ

«Солнце и дождик»

Игра «Охотники и утки»

2

Приучать детей самостоятельно передвигаться в воде в различных направлениях

Плескание. Движение руками в воде.

Прыжками; игры в воде.

Шагом; игры в воде

Выдох на воду; на границе воды и воздуха.

Игры с выдохом 1 в воду

Войти в воду и сразу же всем вместе окунуться.

Похлопать ладошками по воде.

Бросить мяч и догнать его.

Принести мяч воспитателю.

Игра. Контрастный душ

«Погреем

ушки»

3

Способствовать формированию навыков личной гигиены

Движение руками в воде

Бегом; игры в воде.

Прыжками; игры в воде

Выдох на воду; на границе воды! и воздуха.

Игры с выдохом I в воду

Войти в воду. Ходить по дну бассейна разными способами. Прыгать в воде разными способами. Умывать лицо. Опускать лицо в воду. Открывать глаза в воде.

Игры. Выходить из воды. Контрастный душ

«Водичка, водичка, умой мое личико!»

4

Обучать детей передвигаться по дну бассейна

Движение руками в воде

Шагом; игры в воде.

Прыжками; игры в воде

Выдох на границе воды и воздуха.

Игры с выдохом в воду

Умывать лицо. Игры. Передвигаться разными способами по дну бассейна (с использованием плавающих игрушек). Контрастный душ

«Найди свой домик»

декабрь

1

Приучать детей не бояться воды, передвигаться группой, взявшись за руки

Движения руками в воде.

Игры, связанные с привыканием к воде

Прыжками; игры в воде.

Шагом; игры в воде

Выдох на границе воды и воздуха.

Игры с выдохом в воду

Войти в воду по пояс.

Ходить по дну, взявшись за руки.

Игра.

Взявшись за руки окунуться по шею (присесть).

Дойти до противоположной стороны бассейна, взять с бортика погремушку и позвенеть

«Гуси»

Игра  «Ручейки и озера»

2

Приучать детей погружаться в воду, не бояться брызг

Движения руками в воде.

Игры, связанные с привыканием к воде

Бегом; игры в воде.

Прыжками; игры в воде

Выдох на границе воды и воздуха.

Игры с выдохом в воду

Садиться в воду и вставать.

Игра «Сделаем дождик» — брызгать воду на себя.

Игра «Хоровод» — ходить по кругу, взявшись за руки, по сигналу «Хоп!» присесть в воду.

Игра «Кораблики» — бегать по дну бассейна. Контрастный душ

«Сделаем

дождик»;

«Хоровод»;

«Кораблики»

3

Способствовать повышению сопротивляемости организма неблагоприятным условиям внешней среды

Движения руками в воде.

Игры, связанные с привыканием к воде

Шагом; игры в воде.

Бегом; игры в воде

Выдох на границе воды и воздуха.

Игры с выдохом в воду

Войти в воду. Умывать лицо. Игра «Морской бой». Опускать плечи в воду (у опоры). Ходить в парах. Игра «Лодочки плывут». Игры с игрушками. Выходить из воды. Контрастный душ

«Зайчата

умываются»

4

Воспитывать самостоятельность, активность, решительность

Движения руками в воде.

Игры, связанные с привыканием к воде

Бегом; игры в воде.

Прыжками; игры в воде

Выдох на границе воды и воздуха.

Игры с выдохом в воду

Умывать лицо. Игры. Свободно купаться с непотопляемыми игрушками. Контрастный душ

«Матросская

шапка»

Январь

1

Побуждать детей к самостоятельным активным передвижениям в воде

Организованный вход в воду. Умывание в воде бассейна

Шагом; игры в воде.

Бегом; игры в воде

Выдох перед собой в воздух. Выдох на воду

Войти в воду самостоятельно. Выполнять упражнение «Все-все, подойдите ко мне».

Игра. Свободные игры с предметами. Контрастный душ

«Наша Таня»

Игра «Полярная сова и евражки»*

2

Воспитывать самостоятельность, активность, решительность

Плескание. Движения руками в воде

Прыжками; игры в воде.

игры в воде

Выдох на границе воды и воздуха.

Игры с выдохом в воду

Игра «Маленькие и большие ноги». Стоя в кругу, вместе присесть в воду («Островки»), встать и снова присесть несколько раз подряд. Присев, погрузиться в воду до подбородка. Игра «Бегом за мячиком!» (использовать яркие надувные мячи)

«Лягушата»

февраль

1

Продолжать знакомить детей со свойствами воды

Плескание; движение руками в воде. Поточный вход в воду

Шагом; прыжками со сменой ног; бегом; прыжками

Выдох перед собой в воздух; на границе воды и воздуха.

Выдох на воду; игры с выдохом в воду

Игра «Волны на море». Игра «Сделаем дождик». Передвигаться по дну бассейна с игрушками разными способами.

Контрастный душ

«Лягушата»

Игра «Медвежонок Умка и рыбки»*

2

Воспитывать уверенность, самостоятельность в воде (глубина до бедер, по пояс)

Плескание. Движения руками в воде

Прыжками; игры в воде.

Шагом; игры в воде

Выдох на границе воды и воздуха.

Игры с выдохом в воду

Подпрыгивать и приседать в воду, опираясь о нее руками («Мячики»), Ходить по кругу, взявшись за руки («Карусели»). Поплавать, как хочется. Контрастный душ

«Зайчата

умываются»

3

Способствовать развитию ловкости

Организованный вход в воду. Умывание в воде бассейна

Бегом; игры в воде.

Прыжком; игры в воде

Выдох перед собой в воздух. Выдох на воду

Ходить по дну бассейна, продвигая непотопляемую игрушку вперед. Передвигаться по дну бассейна, опустив лицо в воду. Контрастный душ

«Кораблики», «Найди свой домик», «Поймай воду»

4

Способствовать воспитанию смелости

Плескание. Движения руками в воде

Шагом; игры в воде.

Бегом; игры в воде

Выдох на границе воды и воздуха.

Игры с выдохом в воду

Опускать лицо в воду.

Игры.

Свободная игра с непотопляемыми игрушками. Контрастный душ

«Погреем

ушки»

Март

1

Продолжать упражнять детей в самостоятельном передвижении в воде в разных направлениях; воспитывать организованность, умение действовать по сигналу воспитателя

Игры, связанные с привыканием к воде.

Организованный вход в воду

Прыжками; игры в воде.

Шагом; игры в воде

Выдох перед собой в воздух. Выдох в воду

Стоя в кругу, поливать себя водой («Сделаем дождик»), брызгать в лицо, стараться не вытирать лицо руками. Приседать в воду до подбородка, выпрыгивать как можно выше.

Играть и плескаться самостоятельно.

Контрастный душ

«Водичка, водичка, умой мое личико!»

Игра «Утки и утята»*

2

Приучать детей уверенно передвигаться в воде, не бояться воды

Умывание в воде бассейна. Плескание; движения руками в воде

Бегом; игры в бассейне. Прыжками; игры в бассейне

Выдох на границе воды и воздуха.

Игры с выдохом в воду

Игра «Поймай лодочку».

Сесть на дно бассейна, опереться руками сзади, ноги выпрямить, двигать ногами вверх — вниз («Фонтан»). Ходить вдоль бортика, загребая воду руками («Лодочки плывут»). Самостоятельные игры в воде с надувными игрушками. Контрастный душ

«Гуси»

3

Способствовать закаливанию организма детей

Игры, связанные с привыканием к воде.

Организованный вход в воду

Шагом; бегом; игры в бассейне

Выдох перед собой в воздух. Выдох на воду

Умывать лицо водой. Ходить разными способами: руки за спину; руки за голову; руки вытянуты вверх («стрелочка»). Самостоятельные игры в воде с надувными игрушками. Контрастный душ

«Зайчата

умываются»

4

Обучать однократному выдоху в воду

Умывание в воде

бассейна.

Плескание

Прыжками;

игры в бассейне

Выдох на границе воды и воздуха.

Игры с выдохов в воду

Игры.

Свободная игра с непотопляемыми игрушками. Контрастный душ

«Солнце и дождик»

Апрель

1

Начать обучение глубокому вдоху и постепенному выдоху; приучать детей погружаться в воду, выпрямлять руки и ноги

Движения руками в воде.

Игры, связанные с привыканием к воде

Бегом;. прыжками; игры в бассейне

Выдох в воздух перед собой. Выдох на воду

Войти в воду с помощью педагога. Переходить с одной стороны бассейна на другую, высоко поднимая колени («Цапли»). Сделать глубокий вдох, погрузиться в воду до подбородка, затем дуть на воду («Остуди чай»); повторить 2-3 раза. Взяться руками за палку, которую держит педагог, вытянуть ноги, чтобы они всплыли. Педагог двигается спиной вперед, тянет за собой детей, лежащих на воде («Переправа»). Игра. Контрастный душ

«Найди свой домик»

Игра «Успей поймать»*

2

Способствовать закаливанию организма детей

Организованный вход в воду. Умывание в воде бассейна

Шагом; бегом; игры в бассейне

Выдох на границе воды и воздуха.

Игры с выдохов в воду

Различные виды ходьбы по кругу.

Игра. Выпрыгивать вверх у опоры, затем приседать. То же — без опоры: на месте; с передвижением вперед. Свободная игра с непотопляемыми игрушками. Контрастный душ

«Лягушата»

3

Способствовать развитию ловкости

Плескание. Движения руками в воде

Прыжками; шагом; игры в бассейне

Выдох перед собой в воздух. Выдох на воду

Подпрыгивать и приседать в воду, опираясь о нее руками («Мячики»), ходить по кругу, взявшись за руки («Карусели»). Поплавать, как хочется. Контрастный душ

«Зайчата

умываются»

4

Продолжать знакомить детей со свойствами воды

Плескание; движение руками в воде. Поточный вход в воду

Шагом; прыжками со сменой ног; бегом; прыжками

Выдох перед собой в воздух; на границе воды и воздуха.

Выдох на воду; игры с выдохом в воду

Игра «Волны на море». Игра «Сделаем дождик». Передвигаться по дну бассейна с игрушками разными способами.

Контрастный душ

«Лягушата»

Май

1

Приучать детей уверенно передвигаться в воде, не бояться воды

Умывание в воде бассейна. Плескание; движения руками в воде

Бегом; игры в бассейне. Прыжками; игры в бассейне

Выдох на границе воды и воздуха.

Игры с выдохом в воду

Игра «Поймай лодочку».

Сесть на дно бассейна, опереться руками сзади, ноги выпрямить, двигать ногами вверх — вниз («Фонтан»). Ходить вдоль бортика, загребая воду руками («Лодочки плывут»). Самостоятельные игры в воде с надувными игрушками. Контрастный душ

«Гуси»

Игра «Солнце»*

2

Развивать ловкость

Движения руками в воде.

Игры, связанные с привыканием к воде

Прыжками; шагом; игры в бассейне

Выдох на границе воды и воздуха.

Игры с выдохом в воду

На суше: вращать руками вперед и назад.

В воде: Передвигаться по дну бассейна вперед и назад с вращениями рук.

Игры. Свободное купание с игрушками.

Контрастный душ

«Найди свой домик»

3

Воспитывать чувство коллективизма

Организованный вход в воду. Умывание в воде бассейна

Шагом; бегом игры в бассейне

Выдох перед собой в воздух. Выдох на воду

Ходить по дну бассейна, двигая непотопляемую игрушку дуя не неё.

Свободно купаться с игрушками.

Контрастный душ

«Лягушата»

4

Побуждать детей к самостоятельным активным передвижениям в воде в определенном направлении; вызвать у них чувство радости

Плескание. Движения руками в воде

Прыжками; шагом; на руках; игры в бассейне

Выдох на границе воды и воздуха.

Игры с выдохов в воду

Игра «Волны на море». Игра «Сделаем дождик». Передвигаться по дну бассейна с игрушками разными способами.

Контрастный душ

«Матросская

шапка»

* Подвижные игры по региональному компоненту проводятся один раз в последнюю неделю месяца.

3.2. Диагностическая карта

(н. ч. — начало года; к. г. — конец года;

уровни усвоения: Н — низкий; С — средний; В — высокий)

п/п

Ф.И.

ребенка

Преодоление

водобоязни

Передвижение в воде по дну бассейна

Погружение в воду

Лежание в воде н. г.

Выдох в воду к. г.

Движение ногами

Итого

н. г.

к. г.

н. г..

к. г.

н. г.

к. г.

1

2

3

4

5

6

7

Итого (по количеству):

Уровень В:

Уровень С:

Уровень Н:

Итого по критериям:

В:        %

В:        %

В:        %

В:        %

В:        %

дет.

дет.

_ дет.

дет.

дет.

С:        %

С:        %

С:        %

С:        %

С:        %

дет.

дет.

дет..

дет.

дет.

Н:        %

Н:        %

Н:        %

Н:        %

Н:        %

дет.

дет.

дет.

дет.

дет.

Вывод:        

Рекомендации:        

3.3. Критерии оценки двигательных умений детей в воде

Уровень выполнения: В — высокий; С — средний; Н — низкий.

Двигательные

умения

Уровень

выполнения

Критерии оценки

Преодоление

водобоязни

в

Ребенок охотно входит в воду — не боится ее

с

Ребенок ведет себя скованно и нерешительно

н

Ребенок вздрагивает при попадании на него брызг, готов вот-вот расплакаться

Передвижение в воде по дну бассейна

в

Ребенок умеет передвигаться по дну бассейна разными способами, проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям; в состоянии переносить освоенные упражнения в самостоятельную деятельность на суше и в воде

с

Ребенок владеет основными элементами техники большинства движений, способен самостоятельно выполнять предварительно показанные педагогом упражнения

н

Ребенок допускает существенные ошибки в технике движений. Не соблюдает заданные темп и ритм. Действует непосредственно по показу педагога на суше и в воде

Погружение в воду

в

Ребенок погружается в воду у опоры и без опоры

с

Ребенок владеет основными элементами техники большинства движений, способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа

н

Ребенок допускает существенные ошибки в технике движений. Не соблюдает заданные темп и ритм. Действует непосредственно по показу педагога

Выдох в воду

в

Делает выдох перед собой в воздух, на воду, на игрушку, непосредственно в воду (в обруч) до появления пузырей

с

Ребенок владеет основными элементами техники большинства движений, способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа

н

Ребенок допускает существенные ошибки в технике; не соблюдает заданные темп и ритм; действует непосредственно по показу педагога

Движения ногами

в

Выполняет движения ногами (упражнение «Фонтан»)

с

Ребенок владеет основными элементами техники большинства движений, способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа

н

Ребенок допускает существенные ошибки в технике движений; не соблюдает заданные темп и ритм; действует непосредственно по показу педагога на суше и в воде

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


1. «Обучение плаванию в детском саду» Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой..- М.: Издательство «Скрипторий 2003»,-2008.
2. Погадаев Г.И.: Пособие «Физкульт –Ура!».-М.: Школьная пресса, 2003.
3. Плавай как мы! (методика обучения плаванию детей 2-5 лет) М.В. Рыбак. – М.: Обруч, 2014

4. Рыбак М.В. Занятия в бассейне с дошкольниками. М., Айрис пресс, 2012.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа коррекционного обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопункта дошкольного общеобразовательного учреждения

Программа позволяет организовать коррекционную работу с детьми с ОНР, по разным причинам оказавшимся на логопункте дошколного учреждения. оставить таких детей без коррекционного сопровождения нельзя, ...

Рабочая программа по реализации дополнительной образовательной программы «Здоровейка» для детей от 5 до 7 лет

Программа направлена на формирование у воспитанников старшего дошкольников возраста основ  здорового образа жизни через использование специально -  организованных форм обучения  и реали...

Дополнительная образовательная программа по обучению детей ПДД «Мигалочки» Для детей 5-6 лет

Дополнительная образовательная программа по обучению детей ПДД «Мигалочки» для детей 5-6 лет. Срок обучения - 1 год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

Дополнительная образовательная программа «Театр –творчество- дети» с элементами музыкальной игровой импровизации. Программа рассчитана на младший и старший дошкольный возраст ребенка 2-7 лет.

Дополнительная образовательная программа«Театр –творчество- дети» с элементами музыкальной игровой импровизации.Программа рассчитана на младший и старший дошкольный возраст ребенка 2...

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» для детей 6-7 лет

Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрас...