Сюжетные физкультурные занятия как форма организации образовательной деятельности в детском саду.
план-конспект занятия по физкультуре

Шамшурина Екатерина Николаевна

Физкультурные занятия      –       основная    форма организационного систематического         обучения   физическим         упражнениям      для выработки правильных двигательных умений и навыков. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетные физкультурные занятия как форма организации образовательной деятельности в детском саду.

Физкультурные         занятия         –         основная         форма организационного систематического         обучения         физическим         упражнениям         для выработки правильных двигательных умений и навыков. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков.   Занятия физкультурой позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводят к выполнению сложных         двигательных         действий,         формируют         и развивают         навыки самоорганизации различных движений, воспитывают интерес и стремление к активным действиям, тем самым обеспечивая базу для интересной и содержательной деятельности в повседневной жизни. Чем увлекательнее и содержательнее занятие, тем богаче двигательный опыт ребёнка, больше предпосылок для обеспечения высокого двигательного режима в течение дня, который необходим для удовлетворения потребности растущего организма в движениях. Чтобы повысить интерес детей к выполнению физических упражнений, используются различные формы проведения физкультурных занятий в соответствии с возрастом детей: традиционные, игровые, сюжетные, тренировочные, тематические, занятия – соревнования.

Сюжетные занятия позволяют нам формировать у детей правильное отношение к физкультурным занятиям, учитывая возрастные особенности детей.  

Такие занятия являются одной из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующей воспитанию у  детей интереса к процессу выполнения физических упражнений. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету (например, в занятии «Птицы»  применяется упражнение пальчиковой гимнастики «Птичка», общеразвивающие упражнения «Птички клюют зернышки», «Птички машут крылышками», «Птички чистят перышки» и др., подвижные игры «Воробышки и кот», «С ветки на ветку»).  

Сюжетные занятия содержат целостную сюжетно – игровую ситуацию, отражающую окружающий мир ребенка; они состоят из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия.   Сюжетное занятие включает в себя элементы ходьбы и бега во вводной части занятия, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, основные движения, подвижные и спортивные игры в основной части, дыхательные упражнения, пальчиковые игры и игры малой интенсивности в заключительной части. Занятия такого характера отличает интересное содержание, игры, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого.

 

Использование сюжетных занятий помогает в решении следующих задач:  

  • закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки детей в игровой форме;
  • развитие психических способностей и эмоциональной сферы;  
  • развитие музыкально-ритмических способностей,  
  • воспитание интереса и потребности в систематических занятиях       физическими  упражнениями.
  • воспитывать  и развивать у детей творческие способности, воображение - способствовать появлению интереса к импровизации различных действий в процессе занятия.

Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности. Это является одной из причин проведения сюжетных физкультурных занятий. Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Этот тип занятий ценен тем, что на них дети раскрываются с неожиданной стороны, например: проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность.

Все сюжетные занятия можно разделить:

Сюжетно-образные физкультурные занятия.

Цель: через знакомый подражательный образ привлечь детей к выполнению разнообразных движений, приобретение разнообразных двигательных навыков. На протяжении всего занятия разные движения имеют разные образы или один образ воплощается в разных движениях. Это могут быть «Котята», «Мышата»,

«Птички»

Сюжетно-игровые физкультурные занятия.

Цель: Учить детей ставить перед собой цель и достигать ее, преодолевая различные проблемные ситуации, воспитывая в себе необходимые для этого психологические и физические качества.

а)Через игру «В гости к куклам» или «Едем по городу» дети учатся преодолевать игровые препятствия в выполнении движений, ориентировке в пространстве и т. д.

б)Через сюжетную игру с определенным назначением, например «Поможем солнышку разбудить лучики», уже вначале перед  детьми  ставится цель, для достижения которой необходимо преодолевать двигательные трудности, уметь разрешать проблемную ситуацию. 3.Сюжетно-тематические физкультурные занятия.

Сюжетно-тематические занятия в свою очередь можно разделить на три вида: Сюжетно-тематическое физкультурное занятие по сказкам и литературным произведениям.

Цель таких занятий - учить преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях, развивать у детей  творчество, фантазию и воображение;

 а) Занятие может быть построено на сюжете одной сказки, литературного произведения, например «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»

  б) Занятие построено на встрече с героями из разных сказок, например «Путешествие в страну сказок».

  в) На  протяжении   всего   занятия присутствует один  сказочный  герой, например Мишка-топтыжка, Буратино, Доктор Айболит.

Сюжетно-тематические физкультурные занятия, связанные с сезонными явлениями в природе, общественной жизнью.

Эти занятия создают благоприятные условия для совершенствования основных движений; способствуют умственному и физическому развитию дошкольника; стимулируют двигательную активность, регулируют ее, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребенка.  

Сюжетно-тематические физкультурные занятия с одним пособием.

    На таких занятиях есть возможность продемонстрировать детям многообразие способов использования какого-либо спортивного пособия в различных видах двигательной деятельности (прыжках, метании, равновесии, беге).

Целью таких занятий является:

-Развитие физических качеств, двигательных умений и навыков; оказывает положительное влияние на все группы мышц;  

-способствует         развитию         воображения,         самовыражения,         творческой деятельности: дети фантазируют, придумывают различные упражнения, учатся использовать один и тот же предмет в разных ситуациях.    

   Занятия с одним пособием используются во всех возрастных группах, они направлены на обучение и закрепление движений. Очень интересно проходят занятия с  нестандартными палочками, которые  включают в себя следующие виды деятельности: строевые упражнения (разные виды ходьбы с палкой; ходьба и бег с перешагиванием через палки;  бег с перепрыгиванием через палку); общеразвивающие   упражнения; выкладывание дорожки из палочек и ходьба и бег по этой дорожке, прыжки через нее; подвижная игра с палочками, упражнения для развития мелкой моторики рук –массаж, выкладывание из палочек  разнообразных предметов (круг, домик, солнце, машину и т.д.)

Таким образом, сюжетные физкультурные занятия способствуют развитию физических качеств, творчества, психических процессов детей; открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольников, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая гармоничное развитие ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"

Этот семинар-практикум поможет проанализировать теоретические основы метода проектов, сформировать и систематизировать представления педагогов о правильной организации проекта с ребёнком – до...

семинар - практикум "Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"

" Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"...

Сообщение на тему: «Мемомагнетика - как форма организации совместной деятельности в детском саду»

Коллекционирование, занимает значительную часть в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста. Мемомагнетика- интересная, увлекательная деятельность, способствующая развитию познавательных п...

Экскурсия, как особая форма организации образовательного процесса в детском саду

Воспитатель МБДОУ Аршановский детский сад «Торгаях»Топоева Татьяна НиколаевнаДоклад к презентации...

Выступление на педагогическом совете: «Формы организации театральной деятельности в детском саду».

Одним из эффективных видов деятельности, влияющих на формирование творческих способностей в условиях детского сада, является театральная деятельность. В нашем детском саду созданы все условия для разв...

Статья: «Игра как форма организации образовательной деятельности в детском саду»

В статье говорится о видах образовательной деятельности в ДОУ....