Особенности использования народных игр в работе с дошкольниками
проект по физкультуре (старшая группа)

Москалева Александра Александровна

Цель:
Приобщение детей к культуре народов России.

Задачи:
1. Влияние народных игр на развитие детей дошкольного возраста.
2. Внедрение народных игр в работу с детьми дошкольниками.
3.Организация и проведение народных подвижных игр с воспитателями дошкольного учреждения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry.pptx1.57 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности использования народных игр в работе с дошкольниками Выполнила: Воспитатель д/о № 6 ГБОУ Школа 2075 г.Москвы Москалева А. А. Москва, 2021

Слайд 2

2 Цель: приобщение детей к культуре народов России. Задачи: 1. Влияние народных игр на развитие детей дошкольного возраста. 2. Внедрение народных игр в работу с детьми дошкольниками. 3.Организация и проведение народных подвижных игр с воспитателями дошкольного учреждения. Возраст: старшая группа.

Слайд 3

3 Веселые подвижные игры – наше детство. Кто не помнит веселых пряток, жмурок , салок , догонялок? Когда возникли эти игры и кто их придумал? Наверное, на эти вопросы нельзя найти точного ответа. Эти игры, как и песни и сказки, созданы народом.

Слайд 4

4 В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство. Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у молодежи и развивает физическую культуру.

Слайд 5

5 Народная игра – игра реализующееся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях оговоренности , популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным. Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.

Слайд 6

6 Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения.

Слайд 7

7 Особенность народной игры как воспитательного средства: Игра входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми. В детском быту есть свои традиции. Одна из них - это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Кто придумал эти игры («Гуси-лебеди», «Коршун и цыплята»)? Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и называются – народными.

Слайд 8

8 Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой. Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в «Жмурки», «Кошки-мышки» охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.

Слайд 9

9 Используя в работе народные игры, необходимо параллельно реализовывать следующие задачи: • Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции. • Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения. • Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.

Слайд 10

10 Вовлекая ребенка в яркий мир народных игр, соревнований и национальных праздников, мы воспитываем детей физически и духовно здоровыми. В ходе занятий с детьми мы решаем следующие задачи: • знакомить дошкольников с традициями и обычаями, нравственно-этическими ценностями народов, населяющих территорию России; • формировать устойчивый интерес к народной культуре; • развивать повышенный интерес к национальным видам спорта; • укреплеть здоровье и физически развивать детей; •обогащать словарный запас своих воспитанников; • воспитывать любовь к родному краю.

Слайд 11

11 Структура занятий с детьми содержит следующие компоненты: • Беседа. Перед объявлением названия игры проводится беседа, актуализирующая приобретенные знания школьников о национальной на предыдущих занятиях. После того, как прозвучит название игры, проводится беседа, касающаяся того аспекта культуры, которому посвящена игра. • Изготовление атрибута для игры. Возможны изготовления не сложных атрибутов для предстоящей игры самими детьми. • Проведение игры. • Творческие задания. Для закрепления полученных знаний можно провести такие виды творческих работ как составление рассказов, стихотворения, рисунки узоров с использованием орнаментов, организовать выставку работ дошкольников и родителей. По окончанию каждой темы проводится итоговое творческое занятие, на котором обобщаются и систематизируются полученные знания о народной культуре. Это могут быть и тесты-рисунки, и народные праздники, или игры, видоизмененные самими детьми.

Слайд 12

12 Цель проведения народной игры имеет три аспекта: • познавательный (приобщить детей к народной культуре, расширить круг знаний школьников о традициях, обычаях, укладе жизни народов России); • развивающий (способствовать развитию навыков налаживания конструктивного межкультурного диалога); • воспитательный (развивать способность к действенному межэтническому взаимоотношению и взаимопониманию).

Слайд 13

13 Зайки Игра проводиться на открытом пространстве. Из всех игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать на двух ногах. Задача охотника поймать самого не проворного зайца, осалив его рукой. Но в игре существует одно немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на «дереве». В контексте данной игры деревом будет являться любая щепочка или же пенек. Это условие сильно усложняет охотнику жизнь, что часто во время игры приводи его в негодование. Однако, как только удается осалить одного из зайцев, он тут же становится охотником, принимая на себя незавидную обязанность - ловить зайцев. НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Слайд 14

14 Горелки Для этой игры необходим водящий, его и выбирают до начала игры. Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик - девочка, а если в игре принимают участие и взрослые, то мужчина - женщина. Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии и ему строго воспрещается оглядываться назад. После кто-то один или все вместе начинают приговаривать: «Гори, гори ясно! Чтобы не погасло. Глянь на небо, там птички летают!» (Встречаются и другие рифмовки). После чего водящий смотрим в небо. После чего задняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону. Задача задней пары постараться встать перед водящим, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары. Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а «старый» водящий занимает его место в паре. Игра продолжается до потери интереса или появления усталости у игроков. НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Слайд 15

15 Прыганье со связанными ногами Всем участникам завязываются ноги плотной широкой веревкой или платком. После чего все становятся около исходной линии и по сигналу начинают прыгать в сторону финишной черты. Победителем является тот, кто быстрее всех преодолел расстояние. Расстояние не должно быть слишком большим, так как прыгать с завязанными ногами достаточно тяжело. НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Слайд 16

16 Без соли соль Для этой игры выбираются двое водящих, которые садятся на землю друг напротив друга, так чтобы подошвы их ног соприкасались между собой. Водящим завязывают глаза плотной матерчатой повязкой. Руки водящих находятся за их спинами. Все остальные - игроки в поле. Полевые игроки, подойдя поочередно с одной из сторон к водящим, кричат «Без соли» и беспрепятственно перепрыгивают через их ноги. На обратном пути необходимо кричать «Соль» и постараться снова перепрыгнуть через ноги водящих. Отличие лишь в том, что водящие стараются руками поймать прыгунов. Если это им удается, то происходит смена водящего. Тот, кого поймали, садится на место того, кто его поймал, и уже ему завязываются глаза. НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Слайд 17

17 Растеряхи Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь. НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Слайд 18

18 Волки во рву Для этой игры потребуются «волки», не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются «зайцами». В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров). «Волки» занимают пространство внутри коридора (рва). Задача «зайцев» - перепрыгнуть ров и не быть осаленными одни из «волков». Если «зайчика» осалили и он попадается, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка «заяц» ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры. НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Слайд 19

19 Гуси Дети делятся на две команды. В центре площадки чертится круг. Игроки, по одному от команды, выходят в круг, поднимают левую ногу назад, берутся за нее рукой, а правую руку вытягивают вперед. По сигналу игроки начинают толкаться ладонями вытянутых рук. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед. НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с дошкольниками по приобщению их к русской традиционной культуре средствами народно-сценического танца.

Содержание и формы работы по приобщению детей к народно-сценическому танцу равно,как и методы его изучения в детском коллективе, определяются составом этого коллектива и возрастом детей....

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. ( НА ПРИМЕРЕ СКАЗКИ).

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ....

Татарские народные игры и их использование в работе с дошкольниками

Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является, по определению психологов, ведущей формой деятельности ребёнка. Игра развивает физически, интеллектуально и, конечно, эстетически....

Использование народной куклы в работе с дошкольниками

Эта презентация поможет педагогам понять, почему важно приобщать детей к народному искусству, познакомит с методами и приемами работы по использованию народной куклы в работе с дошкольниками....

Использование русских народных инструментов в работе с дошкольниками

Цель – повысить педагогическую  компетентность воспитателей об истории и        составе русского народного оркестра.  Задачи: - вооружить воспитателе...

Сборник дидактического материала по теме: "Кубанские народные игры в работе с дошкольниками"

Дидактические, подвижные, хороводные игры. Кубанские балачки. Кубаеские пословицы....