Современные образовательные технологии
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Вданной публикации представлен опыт по использованию современных образовательных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii.docx316.36 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии

( из опыта работы воспитателя Турупенко З.А.)

Технология проектной деятельности

Проект это отрезок в жизни группы, в процессе которого  дети и взрослые совершают поисково-познавательную творческую работу. Проект может длиться столько времени пока у детей сохраняется интерес к выбранному содержанию , а взрослым удается поддерживать интерес детей и пополнять развивающую среду материалами, раскрывающими выбранную тему, поддерживать ее новыми идеями и ресурсами.

Основные формы деятельности педагога:

•моделирование предметно-развивающей среды;

•демонстрация конструктивных моделей поведения;

•обучение в процессе совместной деятельности;

•педагогическая поддержка самостоятельной деятельности детей.

Воспитатель занимает позицию помощника, поддерживающего инициативу ребенка, является одним из источников информации.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОЕКТОВ

Обязательное обсуждение будущей темы вместе с детьми с использованием модели “трёх вопросов”:

1. Что знаю?

2. Что хочу узнать?

3. Как узнать?

 Совместное планирование взрослыми и детьми содержания и действий по проекту.

Идеи и предложения детей вносятся в план непосредственно в момент их выдвижения – записываются на большом листе бумаги, вывешиваются на самом видном месте и сохраняются как общее достояние группы.

Правила ведения записей:

  • записи выполняются печатными буквами;
  • обязательно фиксируется имя автора идеи;

  • предложения детей не подвергаются литературной обработке, что позволяет сохранить логику мышления и стиль речи автора;
  • идеи детей и идеи взрослых записываются фломастерами

разного, единожды выбранного цвета (например, идеи детей красным, а идеи взрослых - синим);

  • устанавливаются особые пометки о выполненных пунктах плана.
  • Внимательное отношение к ежедневным результатам работы по проекту и всемерное использование «продукции» для обеспечения активных действий следующего дня.

- Реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды совместной и самостоятельной деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).

- Презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей.  Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Технология проектной деятельности позволяет выстраивать образовательный процесс  с учётом принципа интеграции в соответствии с особенностями и возрастными возможностями дошкольников, в контексте с  проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным  и деятельностным подходами, предполагает активное участие родителей, что делает образовательную систему ДОУ открытой.

Проект « Кому в Роевом ручье жить хорошо?»

В ходе проекта « Кому в Роевом ручье жить хорошо?»   мы  читали познавательную и художественную литературу о зоопарках и его жителях , совершили экологическое путешествие в мир флоры и фауны, посетили зоопарк « Роев ручей» и узнали кто в нем работает,  побывали на «Острове загадок», отлично справились с викториной «Узнай, кто я»,   составляли коллажи, изготавливали макеты, участвовали вместе с родителями  в экологическом квесте « Происшествие в зоопарке», в викторине « Рыбы, птицы, звери» ,  а так же решали экологические задачки , показывали мини - спектакли, рисовали полюбившихся обитателей зоопарка , создали

собственный « Веселый зоопарк» и даже  стали иллюстраторами книги Л.  Литвиновой  « Наш Роев ручей» и проявили себя не только начитанными детьми, но и любителями природы!

Проект« В бумажном царстве - государстве»

 В ходе реализации проекта мы  ходили в библиотеку и  узнали историю возникновения бумаги, познакомились с разными видами бумаги,  провели опыты с бумагой  и изучили ее  свойства, экспериментировали с различными видами бумаги, сочиняли о бумаге сказки,  участвовали в акции  « Зеленый кошелек, научились рационально использовать бумагу, вместе с родителями изготавливали поделки и организовали выставку « Вторая жизнь бумаги»,  изготовили свою бумагу и даже открыли мини-музей.

                       Технология ТРИЗ

(Автор ТРИЗ – Г. С. Альтшуллер.)

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны речевой активности и творческого воображения.

ТРИЗ - это система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях, необходимым условием которых является практическое воплощение творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях. Тематика игр, творческих заданий зависит от темы изучаемого материала.

Цель игр – через поисковую, исследовательскую, изобретательскую

деятельность повысить качественные показатели устной речи воспитанников. Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ  - это максимальный акцент на самостоятельность детей.

Работа началась с того, что дети познакомились с анализаторами, благодаря которым мы можем видеть, слышать, ощущать, определять вкус, чувствовать запах объекта.  Освоили дети игру «Круги Луллия», с помощью которых формируется осознанное отношение к процессу комбинирования информации. Её можно применять по всем разделам программы: окружающий мир, развитие речи, математика и т. д. В группе имеется картотека этих игр. Мы познакомились с методом «волшебной дорожки». На ней можно установить любые показатели: цвет, форму, размер, материал и др. в зависимости от цели образовательной деятельности. По этой дорожке путешествует герой (объект) и с ним происходят самые невероятные изменения. Методом составления «морфологической таблицы» (проект «Эти сНежные снеговики»), мы учились описывать снеговика и придумывали историю о нем. В свободной деятельности мы снеговиков рисовали, изготавливали из разного материала. В результате получилась целая выставка.

Разбирали объект по методу «системный оператор»

Если мы рассмотрим что-то.

Это что-то для чего-то.

Это что-то из чего-то.

Это что-то часть чего-то.

Чем-то было это что-то.

Что-то будет с этим что-то.

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Системный оператор знакомил дошкольников с моделью анализа объектов «девятиэкранник» или «Волшебный телевизор» - рассматривание объектов и его частей, функций объекта, временных и пространственных связей объекта со средой.

Упражнялись в составлении загадок – описаний, составляли загадки с опорой на схемы. Тем самым обогатили свой словарь синонимами, антонимами, метафорами.

После этого мы приступили  к сочинению сказок. Сначала мы только изменяли окончание сказок, на счастливый конец «Теремок». Далее меняли героя сказки, например репку на морковку в сказке «Репка». В сказке «Три медведя» мы познакомились с волшебными предметами, с помощью которых придумывали интересный конец сказки. Узнали о волшебниках «Увеличения – уменьшения» которые обычно помогают героям сказки. Дети придумывали свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Результатом стал выпуск книги « Приключения в новогоднюю ночь».

 Дети познавали и учились сопоставлять физические и природные явления, в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно.

В практической работе я активно использовала элементы ТРИЗ при организации театрализованной деятельности ( «В, гостях у Красной Шапочки», «Сказки Дедушки Корнея», «Как дети сказку Гуси-лебеди спасали »и др.)

Образовательную деятельность с использованием технологии ТРИЗа планирую  в ходе режимных моментов, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе.

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ-РТВ у детей исчезло чувство скованности, застенчивость, развивается воображение, речевая активность, повысился  уровень познавательных способностей.

Основные методы ТРИЗ технологии

Метод мозгового штурма. .

- Как не промокнуть под дождем?

- Как выгнать лису из заюшкиной избушки?

- Как не пустить медведя в Теремок? и т. д.

Метод фокальных объектов (МФО).

Цель: развитие воображения, фантазии, обучение управлению своим мышлением.

Фантастическое животное: обезьянозаяц - умеет лазать по деревьям и быстро бегать и прыгать.

Новая игрушка: говорящий мячик - прыгает и поет песенки.

Метод каталога.

         Цель: обучение творческому рассказыванию, обогащение активного словарь, развитие фантазирования.

Метод маленьких человечков.

Цель: знакомство детей с моделированием мира, с анализом природы вещества или явления.

В жидком, твердом, газообразном состоянии живут маленькие человечки. В жидком - жидкие и т. д.

-В чем живут жидкие человечки?

-В чем одновременно живут и твердые и жидкие человечки?

Метод золотой рыбки.

«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Реальная составляющая - поймал старик неводом рыбку.

Фантастическая составляющая - говорит человеческим голосом, и плавает в море.

Как сделать так, чтобы рыбка могла говорить, оказалась в море.

Метод Робинзона

Ребенок оказался на необитаемом острове (заблудился в лесу; уплыл на плоту без весла; оказался в Африке). Как спасти себя или друга?

Метод системного анализа.

Цель: формирование системного мышления (оценивание прошлого и настоящего объектов, предметов).

Система (это совокупность элементов, объединенных в объекте) -яблоко; подсистема объекта- то, из чего состоит система-подсистема яблока- кожура…; надсистема объекта- то, частью чего является система- яблоко- фрукты, овощной магазин, сад.

«Хорошо - плохо»

(метод мозгового штурма, с 3-х лет)

Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Ход игры: воспитателем или ведущим называется любой объект или явление, у которых определяются положительные и отрицательные стороны.

«Что умеет делать?»

(метод мозгового штурма, с 3-х лет)

Ход игры: объект можно показать на картинке, загадать с помощью загадки или игры «Да-нет», дети должны определить, что умеет делать объект или что можно сделать с его помощью. Дети перемещают объекты в фантастические, нереальные ситуации и определяют, какими дополнительными функциями может обладать объект.

Пример: - Что может мяч?

- Давайте пофантазируем: наш мяч попал в сказку «Колобок». Как он может помочь Колобку?

«Все в мире перепуталось»

(метод системного анализа, с 3-х лет)

Ход игры: используется «модель мира». На этапе ознакомления с игрой состоит из двух частей: рука человека (рукотворный мир) и дерево (природный мир). Дети определяют предмет на картинке к той или иной части модели, они должны объяснить, почему сделали такой выбор.

Усложнения: каждая часть модели делится на новые секторы, постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире.

Природный мир: воздух, вода, земля.

Рукотворный мир: одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт, игрушки, …

Постепенно «модель мира» можно заменить цветовыми знаками.

Пример: Утка…К какому миру она относится? К природному. Почему?

«На что похоже»

(метод мозгового штурма, с 3-х лет)

Ход игры: ведущий называет объект, а дети называют другие объекты, похожие на него по разным признакам. На этапе обучения игре можно пользоваться предметными картинками.

Пример: - На что похожа улыбка? (на радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду, на маму)

- На что похож звук Р? (на шум мотора, на рычание)

- Произнесите звук Р. Назовите слова, в которых есть этот звук.

Усложнение: составление мнемотаблиц из 4-х, 9-ти, 16-ти квадратов (общее между предметами, цифрами, буквами, фигурами; последующая запись вытекает из предыдущей).

«Раньше-позже»

(метод системного анализа, с 3-х лет)

Ход игры: ведущий – воспитатель называет какую – либо ситуацию, а играющие говорят, что было до этого, или что будет после. Модно сопровождать показом (моделирование действия).

Пример:- Мы сейчас на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?

- Какой сегодня день недели? А какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра?

«Один, два, три, ко мне беги»

(метод системного анализа, с 3-х лет)

Ход игры: ведущий – воспитатель раздает играющим детям картинки с изображением различных объектов. Дети находятся на другой стороне зала, группы. Подбегают к воспитателю по определенной установке.

Пример: Один, два, три, у кого есть крылья, ко мне беги!

Усложнение: в старших группах подбираются объекты, более сложные по содержанию, а так же явления природы и объекты неживой природы. Ведущим может быть ребенок, он анализирует, не ошиблись ли играющие, выделяя свойства системы.

«Где живет?»

(метод системного анализа, с 3-х лет)

Ход игры: ведущий называет предметы окружающего мира. Это могут быть неживые объекты из ближайшего окружения, и объекты живой природы, и любые предметы и явления реального и фантастического миров. Дети называют среду обитания живых объектов, место нахождения реальных объектов, вымышленное место размещения фантастических объектов.

Пример: Где живет подорожник? На дорожке, на лужайке, на полянке. Может жить в аптеке.

Где живет гвоздь? В столе. На мебельной фабрике. В коробке для инструментов…

«Мои друзья»

(метод мозгового штурма, с 4-х лет)

Ведущий превращается в какой-то предмет и ищет друзей по разным признакам. Выбранный друг объясняет, почему его выбрали.

Усложнение: на основе этой речевой игры разработана серия дидактических игр

«Наоборот»

(метод мозгового штурма, с 4-х лет)

Ход игры: всем известная и популярная игра на подбор слов, обратных по смыслу (это и свойства предмета, и его признаки, и действия).

Пример: Острый – тупой,

быстрый – медленный,

холодный – горячий,

разъединять - соединять…

Усложнение: к каждой паре найти объект, в котором сочетались бы оба свойства.

«Чем был - чем стал»

(метод системного анализа,метод маленьких человечков, с 4-х лет)

Ход игры: ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют. Затем, ведущий называет предметы рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при их изготовлении.

Пример: Было раньше тканью, а стало… платьем, одеждой, занавесками, скатертью.Сейчас это картина, а было… красками, пустым холстом. А что еще стало из красок? Пятно, клякса, грязная вода.

«Дразнилка»

(метод мозгового штурма, с 5-ти лет)

Ход игры: дети с помощью суффиксов -лка, -чк-, -ще образуют новые слова- названия.

Пример: 

Кошка: мяукалка, бегалка, кусаще, драчище, сонечка.

Мяч: прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка.

Лопата: разбивалка, копалка, игралочка, рылочка, копалище.

Заяц: прыгалка, белячок, трусище.

Птичка: махалка, леталочка, свистелочка, прыгалище.

«Теремок»

(метод системного анализ, с 5-ти лет).

Ход игры: гостями «Теремка» становятся предметы, связанные между собой какой-либо системой. Для определения объектов используются медальки с изображением объектов. В «Теремок» попадают только те «объекты», которые назвали, чем они походят на ведущего.

Усложнение: в «Теремок» могут попасть только те объекты, которые отличаются от ведущего; от других жителей «Теремка». Объяснить, чем.

«Волшебный телевизор»

(метод системного анализа, с 6-ти лет).

Ход игры: выявляются все связи системы с помощью схемы-телевизора с 9 экранами, которые открываются по очереди.

Словесное восстановление по стихотворению:

Если мы рассмотрим что-то…

Это что- то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Примерные вопросы для метода мозгового штурма.

- Как не ссориться с мамой?

- - Как не промокнуть под дождем?

-Как выгнать лису из заюшкиной избушки?

- Как не пустить медведя в Теремок?

- Как можно определить время, если нет часов?

- Что можно сделать, чтоб любимая игрушка никогда не терялась?

           

        Социоигровая технология

(Е.Е.Шулешко, А.П.Ершова,  В.М. Букатов.)

Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой и с взрослыми.

Законы общения

  • Не унижать, не оскорблять ребёнка, не выказывать недовольства.
  • Быть взаимно вежливыми, терпимыми и сдержанными. Относиться к неудаче как к очередному опыту в познании.
  • Поддерживать, верить, помогать ребенку в решении его проблем.
  • Дети фантазёры: не оставлять без внимания их проблемы.

 «Золотые правила» социо – игровой технологии (по В. М. Букатову)

        - Работа малых групп. Оптимальной  для продуктивного общения и развития в старшем возрасте  - группа по 5-6 детей.

       Можно поделиться:

- цвету одежды;

- в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

-кто на каком этаже живет;

- нечетный, однозначный-двузначный номер квартиры;

-найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по тому «одинаковому» объединится в тройки и т. д.

- «Смена лидерства» мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

- Обучение сочетается с двигательной активностью Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.

- Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец и требует определенной сосредоточенности.

- Интеграция всех видов деятельности. Обучение происходит в игровой форме: можно использовать различные игры, развивающие внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной» и т. д.

- Ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован.

В своей работе использую разные виды  социоигр :

Игры для рабочего настроя

Использую с целью пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение внимания. 

«Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, игрушка и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

Варианты:

-передающий называет предмет, принимающий – признак этого предмета;

-передающий называет сказку, принимающий – персонаж из этой сказки и т.п.

Если принимающий не ответил, «палочка» возвращается в исходное положение или меняет принимающего. Дети договариваются об условии передачи, например,

-глядеть друг другу в глаза;

-вставать, если согласны с высказыванием принимающего.

Передающий выбирается один на всех, палочка возвращается ему.

«Неиспорченный телефон»

 передают друг другу слово шёпотом на ухо, дети «ловят» слово на слух. Успешность передачи оценивается по признакам: «не поймали» слово, в передаче участвовали все играющие, последний «получил» слово, переданное первым игроком.

Варианты:

-слово, трудное слово, скороговорка (считалка);

-две телефонные линии (эстафета) - быстрый неиспорченный телефон.

«Связующая нить»

Дети сидят в кругу и передают друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они чувствуют, хотят для себя и могут пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая. Хотят ли они что-то сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое.

«Найди пару»

Дети подыскивают себе пару по цвету глаз, волос, одежды и т.д. Далее детям дается, какое либо задание или они сами решают, чем они будут заниматься.

«Рука к руке»

Дети встают в круг и разбиваются на пары. Ведущий дает команды ,например: «Рука  к руке», «Спина к спине», «Нога к ноге» и т.д.

Игры-разминки (разрядки)

использую для перехода от одной деятельности к другой.

Построенные на основе принципа всеобщей доступности, элементов соревнования, смешного, несерьезного выигрыша эти игры дают детям возможность размяться, расслабиться.

«Руки-ноги»

Один хлопок – команда рукам: их надо или поднять или опустить; два хлопка – команда ногам: нужно встать или сесть.

Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель  или ребёнок-ведущий хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т.п.), хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т.п.).

Последовательность движений (хлопков), темп могут меняться.

«Заводные человечки»

Воспитатель предлагает детям картинки-символы (заводные человечки, которые делают зарядку). Каждая поза имеет свой номер. Дети, глядя на карточку, выполняют упражнение, несколько раз повторяя движения (в зависимости от номера).

Вариант:

-выполнение упражнений на счёт, на хлопки – смена движений,

-изменение темпа выполнения,

-выполнение парами, тройками, стоя шеренгой, в ряд, полукругом и т.п.

«Слова на один звук»

Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас…» или «Я вижу…», «На пароход грузили…». Дети называют слова на заданный звук. Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя.

Игры для приобщения к делу

Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.

«Рассказ-рисунок о том, что вижу»

Воспитатель или ребёнок-ведущий просит детей описать словами то, что находится у него за спиной (использовать эпитеты, сравнения). Воспитатель (ребёнок) находит предмет или обстановку по описанию (за окном, в кабинете, в группе и т.п.). Описания должны быть понятными, чёткими, связными.

«Пишущая машинка»

Все участники игры выполняют синхронно ряд движений:

-хлопают перед собой в ладоши;

-двумя руками хлопают по коленям (правая рука - по правой, левая - по левой);

-выбрасывают вверх правую руку вправо, щёлкая при этом пальцами;

- выбрасывать вверх левую руку влево, щёлкая при этом пальцами.

Варианты:

-изменять темп движений,

-вводить речевое сопровождение,

-передавать эстафету глазами, голосом.

Игры творческого самоутверждения

При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия.

«Стихи по ролям»

Для игры воспитатель подбирает диалоги из стихов К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Б. Заходера, С. Михалкова. Играющие произносят текст разными голосами, интонацией, используя разные образы (костюмы), элементы декорации. Дети открывают для себя разные взаимозависимости между конечным результатом, текстом, замыслом, приёмами исполнения.

«Тело в деле»

Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т.п.). Играющий   свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

«Фраза с заданными словами»

Воспитатель называет набор слов (лестница, человек, часы). Дети составляют предложение, используя интонацию (страшное предложение, сказочное предложение и т.п.) Разрешается изменять слова по падежам, порядок слов.

Игры вольные (на воле)

Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения (их не всегда можно выполнять в групповой комнате).

«День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает»

Воспитатель или ребёнок-ведущий произносит «День наступает – всё оживает», играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают, догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит вторую часть «Ночь наступает – всё замирает», то играющие останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег).

Вариант:

-использование любых движений «День наступает – всё оживает»

-использование целенаправленных движений «День наступает – всё оживает» (сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание)

«Люблю – не люблю»

Дети стоят в кругу. Воспитатель (или ведущий-ребёнок) передаёт по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся», следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю, …». Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю, …»

«Встань по пальцам»

Воспитатель (ребёнок) становится спиной к детям, показывает на пальцах число и медленно считает до 5, после слова «замри» должно остаться столько детей, сколько было пальцев показано.

 

« Слепой и поводырь»

Дети  делятся на пары. Один из участников-«слепой», второй-его «поводырь», который сопровождает первого ,с одной стороны, позволяя ему двигаться и знакомиться с окружающими предметами на ощупь самостоятельно, с другой стороны, обеспечивает его безопасность. У слепого завязаны глаза. Затем дети меняются ролями.

«Прилипшая рука»

Выполняется в парах. Рука одного ребенка прилипает к голове другого. Голова «убегает» от руки, а рука, не отрываясь от головы, следует везде за ней. Потом наоборот « убегает» рука. После этого в парах меняются местами.

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду — формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

деятельности:

  • эвристические беседы
  • постановка и решение вопросов проблемного характера
  • наблюдения
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе)
  • опыты
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы
  • подражание голосам и звукам природы
  • использование художественного слова

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1. Опыты (экспериментирование)

  • Состояние и превращение вещества.
  • Движение воздуха, воды.
  • Свойства почвы и минералов.
  • Условия жизни растений.

2. Коллекционирование (классификационная работа)

  • Виды растений.
  • Виды животных.
  • Виды строительных сооружений.
  • Виды транспорта.
  • Виды профессий.

3. Путешествие по карте

  • Стороны света.
  • Рельефы местности.
  • Природные ландшафты и их обитатели.
  • Части света, их природные и культурные «метки» — символы.

4. Путешествие по «реке времени»

  • Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
  • История жилища и благоустройств

Технология проблемного обучения

( автор Джон Дьюи)

Данная технология основана на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требуется адекватное конструирование дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-деятельностный характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем. Результат совместной работы педагога и ребёнка выступает для последнего субъективно как «своё открытие», ситуация, требующая мышления, порождает творческий процесс.

   Сущность проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создаёт познавательную задачу, проблемную ситуацию и предоставляет детям возможность изыскать средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения. При проблемном обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребенком в любых видах детской  деятельности по решению новых для него проблем.

В ходе организации образовательной деятельности (занятий, игры, наблюдений, бесед и т.д.), я  вовлекаю детей в проблемные ситуации, ставлю перед ними «нерешенные задачи».

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявленным требованием.

Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия.  

Пути создания проблемных ситуаций, личностно-значимых для ребёнка:

  1. Преднамеренное столкновение жизненных представлений детей с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знания, жизненного опыта.
  2. Преднамеренное побуждение детей к решению новых задач старыми способами.
  3. Побуждение детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения (противоречие – ядро проблемной ситуации – в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предложения и результатов его опытной проверки в процессе диалога).

Достичь положительного результата в данном направлении работы мне помогает разработанный Н. А. Матюшкиным «Алгоритм решения проблемных ситуаций».  

 Для более успешного применения технологии проблемного обучения мною применяется на практике  разработанная Н. А. Матюшкиным «Модель развития познавательных способностей детей».  

Большое значение для формирования способностей у детей находить ответы самостоятельно имеет  организация развивающей предметно-пространственной среды. Мною были подобраны: детские энциклопедии популярные журналы, книги. Центр познавательной деятельности пополнился алгоритмами решения проблемных ситуаций, различными схемами, кластерами.  Есть у нас “Копилка решенных проблем”.

Родители – активные помощники в организации образовательного процесса с применением технологии проблемного обучения. Для родителей проведены консультации по проведении познавательных бесед с детьми, где акцент сделан на развитие умения задавать вопросы и находить ответы с детьми самостоятельно, разыгрывались проблемные ситуации и находились способы их разрешения. Большинство родителей отмечают, что дети стали более находчивые, рассудительные, научились делать умозаключения, искать причинно-следственные связи.

Наблюдение за детьми показало, что дошкольники чаще стали задавать вопросы поискового характера, проявляют познавательную активность во всех сферах деятельности. Рассуждения носят поисковый характер. Сформировались умения решать проблемные ситуации, которые включают в себя: умение видеть проблемы и ставить их самостоятельно, создавать гипотезу решения, оценивать ее, приходя к новой, в случае непродуктивности первоначальной.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  • У Зайчика забинтована лапка. Вопрос: почему лапка забинтована, что могло произойти?
  • Сказка «Репка»   (У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?)
  • Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес).
  • Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?
  • В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.
  • Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.
  • Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега, другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?
  • Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.
  • «Кот в одном сапоге» Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?
  • Ира потеряла варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?
  • «Маша и медведь» Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?
  • .«Помоги Золушке» Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
  • . «Подготовка к празднику» Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?
  • «Рассеянный Петя» Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?
  • В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?
  • Какое животное  домовая мышь дикое или домашнее?
  • Почему, когда сосна растёт одна она пушистая, кривая и раскидистая, а когда несколько сосен рядом они прямые тонкие и  очень высокие?
  • Почему детеныш тюленя рождается белого цвета?
  • На каком дереве дятел выдолбит дупло на молодом или старом?

Логические блоки З.Дьенеша

Работу с блоками Дьенеша я начала с детьми младшей группы с того, что предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. Дети выстраивали из блоков дорожки, домики и башенки, взвешивали и вылавливали из воды, закапывали в песок.

Блоки Дьенеша привлекли внимание детей своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной и поэтому блоки успешно использовались в сюжетных играх как предметы заместители. 

Мы угощали медвежат печеньем, помогали ёжику и зайцу собрать листочки осенью. В качестве печенья и листочков выступали блоки Дьенеша. Такие игры способствовали развитию умений сравнивать предметы по их свойствам

« Кладоискатели».

1 вариантhttp://i.u-mama.ru/files/i/img/news/00001_1054.jpg

Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя различные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад.  Ведущий вначале сам выполняет роль кладоискателя и показывает, как вести поиск клада.

Например, ведущий спрашивает:

- Клад под синим блоком?

- Нет, — отвечает ребенок.

- Под желтым?

- Нет.

- Под красным?

- Да.

- Под большим?

- Да.

- Под круглым?

- Да.

Выигрывает тот, кто найдет больше кладов. При повторении игры блоки меняют, увеличивается их количество.

2 вариант Ведущий говорит: щенок спрятался под красным, большим кругом. Можно карточками – символами написать письмо:http://i.u-mama.ru/files/i/img/news/00001_1055.jpg

«Автотрасса (Построй дорожку)»

         Перед ребенком табличка – правило построения дорожки. Он строит дорожку по правилу: чередует блоки с учетом цвета или формы: сначала красный, потом квадратный, затем желтый, и треугольный. Малыш учится выделять свойство, абстрагироваться от других признаков.http://i.u-mama.ru/files/i/img/news/00001_1058.jpg

Для поддержания интереса детей хорошо предлагать различные игровые и практические задачи: мы строили дорожку до коробки с сюрпризом, перебирались по мостику через речку, выкладывали дорожку из льдинок во дворце Снежной Королевы, чтобы помочь убежать Каю и Герде.

А на этом занятии ребята попали в болото. Строят крепкий мостик. Между собой блоки должны быть похожи по двум признакам. Например: фигуры обе синие и толстые.

        У воспитанников моей группы очень популярна игра «Художники». Дети «рисуют» картины по «эскизу». В младшей группе это конструирование путём наложения, а старшим детям я предлагала придумать название своим картинам и организовать выставку.

        Один из вариантов логических игр для детей - игры с обручами.  В младшей группе мы играли с одним обручем,  выделяя один признак, затем с двумя. В средней группе задание усложнялось тем, что обручи пересекались и ребята выделяли одновременно два свойства. И наконец, самые сложные задания для детей старшего возраста с тремя обручами и областями их пересечений - дети классифицировали блоки одновременно оперируя тремя свойствами. Конечно, в каждую игру я вводила героя и сюжет, и дети всегда эмоционально реагировали на проблемную ситуацию.

В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю – все толстые, а волку – круглые.http://i.u-mama.ru/files/i/img/news/00001_1062.jpg

Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса и волк! А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые! Ими могут играть все звери вместе.

        Ещё один вариант игр  - игры с кодовыми карточками, обозначающими свойства блоков. Вначале мы рассматривали эти карточки, уточняли, какие свойства обозначены на них. На этом этапе дети овладели возможностью давать определение разным блокам и самостоятельно кодировать информацию. В своих играх дети путешествовали на поезде, прежде расшифровав код билета. Составляли бланки заказы для игры в магазин. Строили города и транспорт, «рисовали» животных, помогали сказочным героям. Хочется отметить, что дети всегда играли увлеченно, проявляли настойчивость в достижение результата.

В старшей группе я предлагаю детям более сложные по содержанию игры - «Логический поезд», «Мозаика цифр», «Код в сундуке», «Поиск затонувшего клада». Эти игры способствовали развитию логического мышления и вычислительной деятельности,  умению расшифровывать закодированную информацию и действовать по алгоритму.

Много вариантов игр представлено в альбомах издательства «Корвет». А когда этих игр стало недостаточно, я построила по их принципу другие увлекательные игры.

         Мы оказывали помощь героям стихов Агнии Барто: «чинили» грузовик, отвозили продрогшего зайку домой, выложив их из блоков. Готовили транспорт к выезду в районы бедствия, восстанавливали разрушенный город, пользуясь схемой. Затем подобрала игры для развития умений сравнивать предметы по их свойствам. В игре «Угощение медвежат» дети сравнивают предметы по трем – четырем свойствам, находят различные и одинаковые.

Для детей подготовительной группы подбирала игры для развития способности к логическим действиям и операциям - «Доставка грузов»,

«Перевозим грузы на поезде», где дети видоизменяют свойства блоков в соответствии со схемой, изображенной на карточке. Чтоб перевезти груз, они учатся действовать последовательно и в соответствии с правилами, соблюдая алгоритм действий. Затем предлагала более сложные по содержанию игры: «Знаменитый ясновидец», «Архитекторы»C:\Users\Agro\Desktop\всячина\все фото\DCIM\Camera\20170126_111243.jpg

В особую группу выделила игры, которые требуют хороших навыков вычислительной деятельности, умения решать примеры на сложение и вычитание, сравнивать числа, а так же разгадывать шифрограммы. Это игры «Логический поезд», «Мозаика цифр», «Поиск затонувшего клада», «Код в сундуке». C:\Users\Agro\Desktop\всячина\все фото\DCIM\Camera\20170126_110510.jpg

           На занятиях использовала творческие задания, игровые ситуации, которые развивают интерес к предмету, творческую фантазию. Так в игре «Поиск затонувшего клада» мы отыскивали драгоценные камни. Это хороший тренинг решения примеров, т.к. для поиска каждого камня нужно решить 4 примера, а по полученному ответу определить свойства камня. Выполнение этой игровой ситуации требует развитого внимания, памяти, самоконтроля.

Кроме этого логические блоки мы  использовали:

  • В подвижных играх (предметное ориентирование, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
  • Как настольно-печатные (карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»)
  • В сюжетно-ролевых играх: Магазин деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта-адрес на посылке, письме, открытке обозначаются блоками, адрес на домике обозначаются кодовыми карточками.
  • В аппликации,  рисовании,  конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур («Дом», «Елочка», «Бабочка», «Животные» и т.д.)

Подготовила воспитатель Турупенко З.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятель...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, здоровьесберегающая технология). «Это чудо - транспорт»

Цель занятия: Расширить представления о транспорте. Задачи: 1.Образовательные : Расширять знания детей о транспорте: название транспортного средства, назначение. Закреплять умения ...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...