«Ползание и лазание как основной вид движений в развитии двигательной активности детей раннего и дошкольного возраста»
консультация по физкультуре

Султанова Элеонора Владимировна

«Ползание и лазание как основной вид движений в развитии двигательной активности детей раннего и дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polzanie.docx454.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Ползание и лазание как основной вид движений в развитии двигательной активности детей раннего и дошкольного возраста»

       С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом это члены семьи дошкольника. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей.

       Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а так же укреплять внутрисемейные отношения.

       Занятия по физкультуре проводятся 2-3 раза в неделю в первой половине дня. Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду, — 15-30 минут. Это связано с тем, что очень сложно удержать внимание ребенка дольше этого времени.

Занятия по физкультуре проводятся в специально оборудованном спортивном зале.

       Физкультура проводиться, как с музыкальным сопровождением, так и без него. На занятиях по физкультуре детей в игровой форме учат прыгать в длину, в высоту, запрыгивать на «ступеньку», прыгать на одной и на двух ногах, бегать, приседать, ходить паровозиком, ползать, лазать по шведской стенке, ловить и кидать в цель мячик. Помимо этого изучаются разные виды ходьбы: ребенок учится ходить, «как мишка косолапый», «как лисичка» и так далее (то есть опираться на разные части стопы), прыгать, «как зайчик попрыгайчик», высоко поднимать колени при ходьбе.

В старших группах для детей проводятся эстафеты с преодолением препятствий (подлезть под перекладину, перепрыгнуть через барьер, бежать змейкой).

   Содержание занятий по физкультуре напрямую зависит от имеющегося инвентаря в спортивном зале.

 Помимо непосредственно занятий по физкультуре ежедневно проводится утренняя гимнастика, которая состоит из поворотов и наклонов головы, махов руками, наклонов туловища, приседаний. Продолжительность утренней гимнастики – 5-10 минут.

В перерывах между сидячими занятиями и после дневного сна тоже устраиваются, так называемые, физкультурные пятиминутки, дающие ребенку возможность размять тело.

Теперь остановимся на конкретном виде движений ползание и лазание, как меняются виды движений в разных возрастных группах. Стремление и ползанию и лазанью у детей очень велико. Воспитателям следует поддерживать это стремление, вовлекающие в работу крупные мышечные группы.

   Ползать дети начинают еще в раннем возрасте под дугу, веревку, по наклонной доске, по ограниченной поверхности. Такие виды ползания используются в играх, например «Доползи до погремушки», «В воротики», «Не наступи на линию» и т.д.

   Сложным видом движений для детей раннего возраста является лазаньем. Дети лазают не уверенно, передвигают сначала руки, потом ноги, смотрят в низ, прежде чем поставить ногу. Постепенно добавляются новые виды движений, увеличивается дозировка выполнения движений, исходя из возраста детей.

   Во 2 младшей группе дети широко пользуются ползанием в творческих играх. Ползая на четвереньках, они применяют разные способы: опираясь на колени и ладони, колени и предплечья. Движения ползанья ловки и уверенные. Гораздо сложнее ползание в сочетании с упражнениями в равновесии. Например, ползание по бревну, по гимнастической скамейки, ползание по наклонной доске и сползание с нее.

    Лазанье на этом возрастном этапе требует от детей большого напряжения и внимания, значительной мышечной силы, ловкости. Эти качества еще слабо развиты, поэтому лазают они медленно и в произвольном темпе. Лазая, дети чаще выносят вперед разные руку и ногу. Это увеличивает уверенность ребенка в лазанье, подводит его к применению чередующегося попеременного шага.

   Средняя группа. Дети продолжают упражняться в разных способах ползания. Вводится ползание на четвереньках с опорой на колени и на предплечья, пальцы рук вытянуты вперед. Как и прежде, воспитатель требует от детей, что бы они проползали все указанное расстояние. По гимнастической скамейке дети ползают, захватывая руками кроя скамейки. Они взбираются на скамейку двояко: встав с боку скамейки, наклоняются, и берутся за кроя опираясь на руки. Ставят одну, а затем другую ногу на колени; садятся верхом на скамейку, берутся впереди себя за ее края, опираются на руки и потом поочередно ставят ноги на скамейку.

Передвигаясь по наклонным доскам, дети не только вползают по ней на четвереньках вверх, но и сползают в низ. Дети пробуют ползать по круглому бревну, а также ходить «по – медвежьи» опираясь на рейки, положенной на пол лестницы.

   Лазанье по стремянки усложняется заданием перелезть через нее на другую сторону. Показом и пояснением воспитатель побуждает детей к лазанью по гимнастической стенке переменным шагом. Новым в этой группе является переход от одного пролета гимнастической стенки на другой.  Выполняется приставным шагом в одну и в другую сторону.

   Для старших дошкольников ползание не менее полезно, чем для малышей. Особенно благоприятны они для развития силы рук, плечевого пояса и туловища. Дети легко осваивают новые комбинации движений на полу, скамейке, лестнице и т.д. Например, детям предлагается переползти через 2 – 3 скамейке, поставленные параллельно, встать, повернуться и, перешагивая через скамейки пройти в обратном направлении. Для подлезаний и перелезаний в старшей группе имеются приставные лестницы. Дети, например, ползают между рейками поставленной на бок лестнице на животе, опираясь на предплечья, только слегка помогая себе ногами.

   Значительно больше времени уделяется лазанью по вертикальным лестницам, трибунам, гимнастическим стенкам. Все дети должны уметь влезать до самого верха стенки, переходить с пролета на пролет приставным шагом на высоте 4 – 6 рейки и выше. Также осваивают переход с пролета на пролет  с одновременным подниманием вверх по диагонали. Знакомятся с лазанием чередующимися шагами одноименным и разноименным способом.

   В подготовительной группе дети не разучивают новых способов ползания, они упражняются в уже знакомых движениях, для которых создаются более сложные условия. Например, пройти на четвереньках по рейкам горизонтальной  лестницы, приподнятой от пола на 50 см. и более. Проползти по гимнастической скамейке, спиной вперед на четвереньках. Дети пробуют скользить по скамейке на спине. В этом упражнении оно или берутся за края скамейки руками на уровне пояса, или берутся по дальше за головой и подтягиваются руками.

   Во время лазанья по наклонным и вертикальным лестницам продолжается освоение одноименного и чередующегося попеременного шага. В подготовительной группе дети переходят с пролета на пролет гимнастической стенки, поднимаясь и опускаясь по диагонали. Кроме того,  разучивают перелезание через верх стенки на другую сторону.C:\Users\hp\Desktop\султанова\Новая папка\IMG_20211208_100856.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию двигательной активности детей раннего возраста

Данные рекомендации могут использоваться как родителями так и педагогами для развития двигательной активности детей раннего возраста....

Основные педагогические подходы к созданию предметно-развивающей среды для развития двигательной активности детей раннего возраста

Двигательная активность является  мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детског...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» в соответствии с ФГОС

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» в соответствии с ФГОС...

Педагогический совет "Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития познавательной активности детей раннего и дошкольного возраста"

Педагогический совет "Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития познавательной активности детей раннего и дошкольного возраста"...

Консультация для родителей и педагогов "Ползание и лазание как основной вид движений в развитии двигательной активности детей раннего и дошкольного возраста"

Развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом это члены семьи...

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"

В косультации даются рекомендации  по развитию двигательной активности  у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....

«Развитие двигательной активности детей раннего возраста через игровые упражнения в лазанье»

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения.  Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы ДОУ. Так ка...